Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении санкций за нарушение налогового законодательства


О применении санкций за нарушение налогового законодательства


И.Н. Гаврилова,
советник налоговой службы II ранга

     

     Применяется ли ответственность в соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае списания основных средств организации до полного погашения их стоимости путем начисления износа суммы недоначисленных амортизационных отчислений?

          
     Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.97 № 22 “Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль” (п. 10) в случае списания основных средств организации до полного погашения стоимости путем начисления износа суммы недоначисленных амортизационных отчислений не подлежат исключению из налогооблагаемой прибыли.
     
     Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями этой статьи.
     
     Прибыль, подлежащая налогообложению, не может быть уменьшена по основаниям, не предусмотренным законом.
     
     Списание или ликвидация основных средств и иного имущества относится к внереализационным операциям.
     
     Расходы по внереализационным операциям уменьшают валовую прибыль в случае, если они связаны с получением доходов от указанных операций либо прямо предусмотрены Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.95 № 552, с учетом внесенных в него постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661 изменений и дополнений.
     
     Включение в состав внереализационных расходов убытков от не полностью амортизированных основных средств, а также отнесение данных убытков на финансовые результаты деятельности предприятия указанным выше Положением не предусмотрено.
     
     Недоначисленные амортизационные отчисления не являются внереализационными расходами, связанными с извлечением внереализационных доходов, и, следовательно, налогоплательщик не должен уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму недоначисленных амортизационных отчислений.
     
     Таким образом, в случае уменьшения организацией налогооблагаемой прибыли на сумму недоначисленных амортизационных отчислений в связи с нарушением налогового законодательства к организации могут быть применены установленные подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафа в размере той же суммы.
     

     Несет ли установленную статьей 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” ответственность вновь созданное предприятие за выявленные после его реорганизации нарушения налогового законодательства, допущенные юридическим лицом, на базе которого создано предприятие?

          
     При применении установленной законом ответственности за нарушения налогового законодательства к организациям, созданным в результате преобразования предприятий, допустивших соответствующие нарушения, следует руководствоваться п. 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.08.95 № С1-7/ОП-506, согласно которому при реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом. Если на момент реорганизации имущество реорганизуемого юридического лица уже было обременено обязательствами перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций, эти обязательства наравне с обязательствами перед другими кредиторами включаются в разделительный баланс или передаточный акт. Поэтому вновь созданное юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизованного юридического лица, обязано оплатить как эту недоимку по налогу, так и финансовые санкции. Если налоговый орган, несмотря на сообщение о предстоящей реорганизации юридического лица, до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса или передаточного акта не выявил оставшиеся у реорганизуемого юридического лица недоимки, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица. Однако в этом случае сумма недоимки может быть взыскана, поскольку она представляет собой задолженность перед государством независимо от того, была эта задолженность выявлена на момент реорганизации или нет.
   

     Применяется ли определенная подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” ответственность в случае неправильного отражения банком в бухгалтерской отчетности расходов?

          
     В соответствии с п. 1 “б” ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” штраф за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка взыскивается в случае, если указанное нарушение повлекло за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период.
     
     Неправильное отражение банком в бухгалтерском учете и отчетности расходов ведет к занижению его дохода, что является основанием для применения к налогоплательщику штрафа в размере 10 % доначисленных сумм налога за ведение учета объекта налогообложения с нарушениями установленного порядка в соответствии с указанной выше ответственностью.
          

     Допускается ли списание на себестоимость продукции (работ, услуг) стоимости автомобильных шин вследствие их износа ранее установленного нормативного срока службы?

          
     Предприятия и организации в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом последующих изменений и дополнений, относят на затраты производства фактические расходы по ремонту основных средств.
     
     На издержки производства (обращения) списывается стоимость автомобильных шин, срок службы которых определяется по нормам исходя из 1000 км их пробега. Нормы пробега автошин установлены Практическим руководством по работе предприятий и организаций Минтрансстроя СССР (Москва, 1989 г.), которое в части списания автошин основано на указаниях Минфина СССР от 25.09.78 № 90. Эти нормы применяются на предприятиях всех других отраслей, имеющих такие основные фонды.
     
     Пунктом 69 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170 с учетом изменения, внесенного приказом Минфина России от 19.12.95 № 130 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г.”) определено, что при выбытии основных средств полученный убыток или доход списывается на финансовые результаты организации.
     
     В то же время согласно п. 43 вышеуказанного Положения стоимость основных средств погашается организациями путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полезного использования по утвержденным нормам. По этой причине в п. 26 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.90 № ВГ-9-Д, предусмотрено, что в случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства или обращения суммы недоначисленных амортизационных отчислений возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     
     Не предусмотрено списание убытков для целей налогообложения и Положением о составе затрат.
     
     Списание на издержки производства (обращения) стоимости автошин ранее нормативного срока их службы учитывается и оформляется в установленном порядке.
     
     При наличии факта списания шин ранее нормативного срока их службы по вине организации - изготовителя затраты производятся за счет организации, нарушившей условия выполнения работ по изготовлению шин.
     
     Если при получении автошин от завода-изготовителя или фирмы-перепродавца претензий по качеству продукции не выставлялось, убытки предприятия в связи с износом автомобильных шин ранее установленного нормативного срока их службы должны быть возмещены за счет собственных средств предприятия.
          

     Применяются ли к банку меры ответственности в соответствии со ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае неисполнения банком инкассового поручения (распоряжения) налоговой инспекции на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам в бюджет от его дебитора?

          
     Согласно п. 24 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” в случае неисполнения (задержки исполнения) платежных поручений налогового органа, выставленных на расчетный счет налогоплательщика, пени в части, относящейся к неуплаченной сумме налога, взыскиваются с банка или иного кредитного учреждения.
     
     Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” признан утратившим силу с 20 мая 1996 года пункт 24 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,2 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
     
     В случае же неисполнения банком инкассового поручения (распоряжения) налоговой инспекции на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам в бюджет от дебитора, штрафные санкции в виде пени, предусмотренные статьей 15 названного выше Закона, применены быть не могут.
          

     Какой в настоящее время действует порядок применения финансовых санкций, установленных подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, к предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

          
     Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом “а” п. 1 ст. 13 указанного выше Закона, применяются за сокрытие (занижение) объекта налогообложения.
     
     В случае если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является совокупный доход, финансовые санкции взыскиваются в размере заниженного дохода и штрафа в размере той же суммы.
     
     В случае если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является валовая выручка, санкции взыскиваются в размере доначисленного налога и штрафа в той же сумме.
          

     Какими нормативными документами следует руководствоваться при проведении проверок своевременности и полноты поступления в бюджет сумм штрафов, налагаемых в административном порядке?

          
     Порядок зачисления административных штрафов разъяснен Госналогслужбой России в письме от 06.02.96 № НП-6-02/75 (по согласованию с Минфином России).
     
     Суммы штрафов, налагаемые в административном порядке, зачисляются в бюджеты или на внебюджетные счета, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях если направление административных штрафов в указанном порядке не определено, они должны зачисляться в доход местных бюджетов в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
          

     Какие меры ответственности предусмотрены при установлении фактов занижения выручки для целей налогообложения в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости?

          
     Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с учетом дополнений и изменений) по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
     
     Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 02.12.93 № 139/ВГ-4-01/193 “О применении штрафных санкций за нарушение порядка определения налогооблагаемой прибыли” разъяснено, что в случае выявления налоговыми органами нарушений установленного порядка определения налогооблагаемой прибыли следует уточнить расчет по налогу на прибыль, доначислить налог и взыскать штраф в сумме налога согласно подпункту “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     Таким образом, если при установлении фактов занижения выручки для целей налогообложения в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости с налогоплательщика взыскивается сумма налога, которая должна быть уплачена в бюджет за сокрытый объект налогообложения, то есть недоимка, то правомерно и начисление пени за задержку его уплаты в соответствии с подпунктом “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
          

     Поскольку в соответствии со ст. 11 названного выше Закона обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога, то в случае задержки уплаты налога пени взимаются с налогоплательщика за каждый день просрочки до полной уплаты им недоимки.