Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Аукционам и тендерам налоговую экспертизу


Аукционам и тендерам - налоговую экспертизу


С.Н. Рагимов,
советник налоговой службы II ранга,
к.э.н., г. Москва

     
     По мере развития рыночных отношений в нашей стране все большее распространение получает такая форма размещения федерального или городского заказа на различные виды работ и услуг, поставок продукции для общественных нужд, содержания армии, внутренних войск и других целей, как тендеры и аукционы. В самом общем плане они представляют собой открытые или закрытые конкурсные торги при соблюдении участниками заранее установленных правил и условий. Это и наличие лицензий на ведение определенной деятельности, опыт работы в этом направлении, сроки выполнения заказа (работ, услуг) предложения по стоимости и т.д., в зависимости от предмета аукциона или тендера.
          
     Нередко заявки на участие в аукционах и тендерах подаются достаточно большим количеством предприятий или физических лиц. При этом отбор для допуска производится по многим критериям и параметрам. В результате формируется список допускаемых к участию в тендере или аукционе.
     
     На мой взгляд, положение об аукционах и тендерах недостаточно проработано. Действительно, названные выше условия необходимы, но недостаточны. В них по забывчивости или по какой-то иной причине нет одного из наиболее важных условий, а именно: своевременность, полнота и правильность уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Но это опасная забывчивость. Государство готово доверить победителю конкурса, а это может быть коммерческое предприятие или физическое лицо, распоряжаться огромными суммами денег, и оно должно поинтересоваться, как выполняются обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей.
     
     Поэтому наряду с другими условиями допуска подавших заявки для участия в аукционе или тендере в качестве одного из основных требований должен фигурировать названный выше критерий. Он показывает, каковы взаимоотношения участника торгов с бюджетом. С учетом этого все участники тендера или аукциона должны в обязательном порядке пройти налоговую экспертизу. В чем она заключается? В конкурсную комиссию всеми потенциальными участниками представляются справки из налоговых органов по месту их официальной регистрации как плательщиков об отсутствии задолженности по налогам и штрафным санкциям, подписанные руководителем территориальной налоговой инспекции. Аналогичные справки должны представляться из других внебюджетных фондов: Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и т.д.
     
     Предприятия или физические лица, у которых имеется задолженность по уплате налогов или иных налоговых платежей, пени или штрафных санкций, предъявленных за нарушения налогового законодательства в ходе документальных проверок, ни на каком этапе не могут быть допущены к участию в тендере или аукционе.
     
     Однако и это еще не все. Если потенциальными участниками конкурса в предшествующий тендеру или аукциону период, например, 3 года (половина срока исковой давности для юридических лиц), было допущено сокрытие налогов в крупных и особо крупных размерах, зафиксированное в акте документальной проверки, они также не должны быть допущены к участию в получении заказа. По закону под сокрытием в крупных и особо крупных размерах следует понимать сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, налог с которых превышает соответственно пятьдесят и тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством. Следует отметить, что это не “изобретение очередного велосипеда”. Такая норма, регламентирующая допуск к участию в конкурсе на получение государственного заказа предприятий или физических лиц, у которых имеется задолженность перед бюджетом или нарушивших налоговое законодательство, существует во многих странах с устоявшимися рыночными отношениями.
     
     Возможно, принятие подобных правил игры при проведении аукционов и тендеров будет способствовать тому, чтобы предприятие или физическое лицо относилось с большим почтением к конституционной обязанности своевременно и правильно платить налоги и осуществлять другие платежи.