Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

К проекту Налогового кодекса Российской Федерации Правительства РФ (мнение эксперта)


К проекту Налогового кодекса Российской Федерации Правительства РФ
(мнение эксперта)

     Проектом Налогового кодекса обеспечивается систематизация норм, регулирующих налоговые правоотношения, устранение правовых пробелов и противоречий нормативных предписаний в области налогообложения. Предусматривается упорядочение и стабилизация налогового режима, выравнивание налоговой нагрузки и снижение ее общего уровня, создание правовой основы для функционирования эффективной налоговой системы.
     
     Определяются принципы налогообложения и сборов. При этом устанавливается, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать не предусмотренные Налоговым кодексом налоги, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов, либо налоги, установленные с нарушением норм, предусмотренных Кодексом.
     
     Сокращается количество налогов и сборов. При этом прежде всего отменяются нерациональные налоги и иные обязательные платежи, имеющие налоговый характер, нарушающие единство экономического пространства России и препятствующие свободному перемещению по ее территории товаров и услуг. Унифицируются налоги и иные обязательные платежи, в том числе со схожей налоговой базой, минимизируются налоги и сборы, имеющие целевую направленность, налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленные неэффективные налоги и сборы. В частности, предусмотрена отмена налогов на реализацию горюче-смазочных материалов, приобретение автотранспортных средств, на операции с ценными бумагами, содержание жилищного фонда и объектов  социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименования “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний, целевых налогов на содержание милиции, благоустройство территории, разнообразных налогов и сборов на ввозимые и вывозимые товары, применяемых при перемещении товаров по территории России.
     
     Кроме того, предполагается поэтапная в течение 5 лет отмена налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также в течение 2 лет  -  дорожного налога, предусмотренного в проекте Кодекса вместо ныне действующего налога на пользователей автомобильных дорог. Ставку дорожного налога предусматривается снизить в год введения Кодекса на 1 %, установив ее в размере 1,5 % вместо действующей ставки налога на пользователей автомобильных дорог в размере 2,5 %. Во второй год применения Налогового кодекса ставку дорожного налога планируется установить в размере 0,75 % выручки от реализации товаров (работ, услуг).
     
     В перечень федеральных налогов включены взносы в государственные внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации). Предусматривается в течение двух лет с момента введения Налогового кодекса уменьшение на 2 % ставки отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (1999 г.  -  27 % и 2000 г.  -  26 %) и на 1 %  -  ставки отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации (1999 г.  -  4,9 % и 2000 г.  -  4,4 %).
     

     При сохранении основных бюджетообразующих налогов: НДС, на прибыль и имущество организаций, на пользование природными ресурсами и подоходного налога с физических лиц,  -  рационализируется порядок формирования их налоговой базы, исчисления и уплаты указанных налогов. Наиболее существенные изменения предусматриваются при налогообложении прибыли организаций, в частности, при учете затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), применении ускоренной и нелинейной амортизации, капитализации средств, переносе полученных убытков на будущий период. Кроме того, предложено снизить общий уровень ставки налога на прибыль с 35 % до 30 %, а для малых предприятий предусматривается применение пониженной ставки налога в размере 18 % для прибыли, полученной в сумме до 1 млн руб. Предлагается изменить налогообложение дивидендов. Вносится предложение установить ставку налога в размере 0 %, если дивиденды выплачиваются российской организацией российской организации, физическому лицу  -  налоговому резиденту Российской Федерации, а также иностранной организации при наличии соглашения об устранении двойного налогообложения России с государством, в котором указанная организация расположена, либо физическому лицу  -  резиденту такого иностранного государства.
     
     В проекте распределяются полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере налогообложения с учетом обеспечения закрепленными гарантированными источниками доходов всех уровней бюджетной системы и применения регулирующих федеральных и региональных налогов. При этом предусматривается, что федеральные налоги и сборы могут быть источниками доходов бюджетов различного уровня, региональные налоги и сборы могут быть источниками доходов бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
     
     Определяются порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов, принципы установления региональных и местных налогов и сборов.
     
     Предусматривается, что решения об установлении нового или отмене действующего федерального налога, а также внесение изменений в действующие федеральные налоги в части определения налогоплательщиков, налоговых ставок, налоговой базы и (или) налоговых льгот должны приниматься до принятия в первом чтении Государственной Думой федерального бюджета (бюджета внебюджетного фонда) на следующий финансовый год.
     
     Внесение изменений в федеральные налоги по указанным вопросам в течение текущего финансового года допускается только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете (бюджете внебюджетного фонда) на текущий финансовый год.
     

     Определяется массив налогового законодательства, включающий Налоговый кодекс, принятые на основании и в соответствии с ним законы о налогообложении по региональным налогам органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты о налогообложении по местным налогам органов местного самоуправления, наделенных представительными полномочиями.
     
     Устанавливается минимальный период времени для восприятия изменений налогового законодательства. В частности, предусматривается, что акты налогового законодательства должны вступать в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
     
     При этом федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления налогов, а также акты налогового законодательства субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги, могут быть введены в силу не ранее первого января года, следующего за годом их принятия.
     
     Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или налоговых агентов, не могут иметь обратной силы.
     
     Акты налогового законодательства, отменяющие налоги, уменьшающие размеры налоговых ставок, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо иным образом улучшающие положение налогоплательщиков или налоговых агентов, могут иметь обратную силу, если это предусмотрено указанными актами.
     
     Определяются участники налоговых правоотношений, а также правовое положение налогоплательщиков, налоговых и иных органов, осуществляющих налоговый контроль, налоговых агентов и других участников налоговых правоотношений.
     
     Устанавливается обязанность налоговых органов осуществлять (бесплатно) разъяснительную работу с налогоплательщиками по применению налогового законодательства.
     
     Предусматривается обязательное ежеквартальное опубликование сведений о налогах и сборах, в том числе о поступлении в бюджетную систему средств от налогов и сборов.
     
     Вводятся новые институты, в частности, налогового представительства, требования, налогового кредита, определяются существенные для регулирования налоговых правоотношений термины и понятия.
     

     Устанавливается порядок обжалования актов органов, осуществляющих налоговый контроль, и действий или бездействия должностных лиц этих органов, защищаются права и охраняемые законом интересы налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений.
     
     Акты органов, осуществляющих налоговый контроль, и действия или бездействие должностных лиц этих органов могут быть обжалованы в вышестоящий орган, осуществляющий налоговый контроль, вышестоящему должностному лицу этого органа, прокурору, в суд.
     
     За неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица органов, осуществляющих налоговый контроль, несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с Налоговым кодексом и (или) иными федеральными законами.
     
     При этом устанавливается ответственность органов, осуществляющих налоговых контроль, за ущерб, причиненный налогоплательщикам или иным обязанным лицам вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Реальный ущерб, причиненный неправомерными действиями органов, осуществляющих налоговый контроль, или должностными лицами этих органов, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств бюджета.
     
     Обеспечивается законодательная регламентация налоговых процедур. Совершенствуются механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, применения мер, обеспечивающих их исполнение.
     
     Регламентируется порядок постановки на учет, переучет и снятия с учета налогоплательщиков и налоговых агентов.
     
     При неуплате налогоплательщиком в установленный срок налога орган налоговой службы должен выставить ему требование об уплате налога, в соответствии с которым налогоплательщик уплачивает налог либо обжалует указанное требование в 15-дневный срок. При обжаловании требования об уплате налога (в административном или судебном порядке) впредь до принятия соответствующего решения по жалобе не могут быть применены органом налоговой службы меры по взиманию налога.
     
     За просрочку уплаты налога предусматривается уплата пеней. Процентная ставка пеней устанавливается в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если налог уплачивается в российской валюте, и в размере 0,05 %, если налог уплачивается в иностранной валюте (свободно конвертируемой валюте). При этом пени должны уплачиваться в этой же иностранной валюте.
     

     Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Вводится платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства в связи с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа.
     
     Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.
     
     Упорядочиваются правила проведения налогового контроля. Устанавливается, что плановые выездные налоговые проверки одного налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица не могут проводиться чаще одного раза в год.
     
     В случае если налоговые органы не провели плановую выездную налоговую проверку в течение одного года, это не может служить основанием для проведения дополнительной к очередной плановой выездной налоговой проверки в течение последующего года.
     
     Контрольная выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента или иного обязанного лица) может осуществляться до истечения года с момента проведения последней выездной налоговой проверки этого налогоплательщика (налогового агента или иного обязанного лица) исключительно в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
     
     Указанные ограничения не распространяются на случаи проведения налоговых проверок по просьбе налогоплательщика (иного обязанного лица) или проведения налоговых проверок в соответствии с федеральным уголовно-процессуальным законодательством.
     
     Доступ на территорию или в помещения, используемые для осуществления экономической деятельности, налогоплательщика (налогового агента или иного обязанного лица) без его согласия, а также в жилое помещение, используемое или неиспользуемое для экономической деятельности, против воли проживающих в нем физических лиц может осуществляться исключительно в случаях и в порядке, установленных федеральными законами, или на основании решения суда.
     
     Предусматривается, что арест имущества налогоплательщика в качестве меры обеспечения исполнения решения о взимании налога может осуществляться только с санкции прокурора или решения суда.
     

     Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в кредитной организации может быть принято одновременно или после принятия постановления о возбуждении дела о налоговом правонарушении. Ограничение права налогоплательщика на распоряжение денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в кредитной организации, не распространяется, в частности, на платежи первой и второй очереди, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
     
     Совершенствуется система ответственности за нарушение налогового законодательства, обеспечивается законодательная регламентация и упорядочение процедуры производства и рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Налоговые правонарушения квалифицируются в зависимости от содержания нарушения и ущерба, причиненного неуплатой налога. При этом предусмотрена дифференциация норм ответственности налогоплательщика в зависимости от конкретно определенных составов налоговых правонарушений. Предусматриваются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершенные налоговые правонарушения.
     
     Устанавливается судебный порядок взыскания с налогоплательщиков штрафов за нарушения налогового законодательства в случае, если налогоплательщик добровольно не уплачивает штраф.     
     

Отдельные положения альтернативных законопроектов об изменении налоговой системы Российской Федерации




Об отдельных положениях законопроектов

Комментарии

1.1.


Налоговый кодекс Российской Федерации
(проект Правительства Российской Федерации


Проектом предусматривается наиболее полная (по сравнению с альтернативными проектами) регламентация налоговых правоотношений, обоснованный и реалистичный режим налогообложения.

Положения проекта широко обсуждались в средствах массовой информации, на встречах специалистов, участвующих в разработке проекта, с общественностью, освещались в специальных публикациях.

В проекте учтены многие позитивные предложения, поступившие в процессе его продолжительного обсуждения в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе

2.1.


В проекте 2
нашли отражение многие нормы первоначального правительственного проекта Налогового кодекса, включая перечень налогов и сборов, положения, определяющие отдельные понятие и институты, а также права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, регламентирующие налоговые процедуры, систему ответственности за налоговые правонарушения и производство по делам о налоговых правонарушениях.

Не учтены последующие корректировки одноименного правительственного проекта, в том числе изменения перечня налогов (например, включение дорожного налога), отдельных терминов и понятий


Представляется неудачной структура проекта, в соответствии с которой предпринята попытка сгруппировать в начале текста используемые в нем отдельные термины и понятия. Отсутствует четкость при выборе терминов и понятий и группировке их в самостоятельной главе. Так, в главу 1 “Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе” не включены понятия: “налоговое законодательство”, “участники налоговых правоотношений”, “представитель налогоплательщика”, “обязанность по уплате налогов и сборов”, “налоговый учет”, “налоговая декларация”, “требование об уплате налога”, “налоговые правонарушения” и ряд других. Предложенная группировка отдельных понятий привела в некоторых случаях к повторам и противоречиям. Нарушение структуры общей части правительственного проекта и логики определения предмета регулирования вызвано недооценкой того положения, что вся первая часть Налогового кодекса определяет понятия, необходимые для регулирования налоговых правоотношений.

Содержащиеся в проекте отдельные формулировки не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации, например, “коммерческие и некоммерческие организации, не являющиеся юридическими лицами”

2.2.


Создаются условия, при которых в Налоговом кодексе должны будут учитываться изменения режима налогообложения, предусмотренные любым федеральным законом, содержащим нормы налогового права. Допускается регламентирование налоговых правоотношений Указами Президента Российской Федерации.


В массив налогового законодательства не включаются решения органов местного самоуправления


Представляется, что функционирование справедливой налоговой системы и реальная защита прав налогоплательщиков могут быть обеспечены исключительно в условиях применения кодифицированного налогового законодательства, защищенного от корректировок режима налогообложения законами или иными нормативными актами, относящимися к различным другим отраслям законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления вправе регламентировать режим налогообложения по местным налогам и сборам (в рамках общих принципов налогообложения и сборов). В связи с этим нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления следует включить в массив налогового законодательства

2.3.


Наряду с рядом положений, ограничивающих осуществление налогового контроля, предусматривается норма, в соответствии с которой в
случае самостоятельного исправления налогоплательщиком ошибок вне зависимости от сроков их исправления и обстоятельств (например, в ходе проведения налоговой проверки) налогоплательщик освобождается от ответственности и налоговых санкций.

В отличие от правительственного проекта не предусматривается право органов налоговой полиции осуществлять контрольные налоговые проверки. Кроме того, допускается применение меры по обеспечению исполнения решения налогового органа о взимании налога в виде ареста имущества налогоплательщика только на основании судебного решения


Предусмотренные в рассматриваемом проекте положения о правах налогоплательщиков, прекращении налоговых обязательств, налоговом контроле подтверждают опасения относительно реалистичности налоговых поступлений для обеспечения функционирования мобильной бюджетной системы.

Ограничения полномочий налоговых органов в сфере осуществления их основных функций без учета объективных проблем в области судопроизводства, слабая проработанность положений проекта о налоговом администрировании не содействуют повышению эффективности налогового контроля, улучшению налоговой дисциплины и надежности доходов бюджетов.

Исключение права органов налоговой полиции осуществлять контрольные проверки по конкретно определенным Налоговым кодексом основаниям, представляется несвоевременным. В правительственном проекте при разграничении полномочий органов налоговой службы и органов налоговой полиции сохранено право последних на проведение контрольной проверки, руководствуясь нормами Налогового кодекса и соответствующих федеральных законов

3.1.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Первая часть проекта 3 изложена в редакции общей части проекта 2 с уточнением перечня налогов и сборов и отдельных статей, определяющих объекты налогообложения


Комментарии к аналогичным положениям проекта 2 и отдельным положениям
общей части проекта 3 даны в соответствующем разделе (см. проект 2). В частности, об используемых в проекте терминах, понятиях и институтах, определении массива налогового законодательства, о полномочиях органов местного самоуправления, о правах и обязанностях участников налоговых правоотношений

3.2.


Разделы проекта, в которых регламентируются акцизы, таможенные и государственные пошлины, лицензионные сборы, а также налогообложение природных ресурсов (налоги на пользование объектами животного мира, на дополнительный доход от добычи углеводородов, на пользование недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы, водный, лесной, экологический налоги), по сути, повторяют первоначальный правительственный проект без учета его последующих корректировок


 

3.3.


Налог за использование основных фондов

При исчислении налоговой базы к стоимости основных фондов и активов банков и страховых организаций должны применяться коэффициенты от восстановительной стоимости в размере 1 за год.

Ставки налога в долях от стоимости дифференцируются от 0,012794 до 0,0895579 в зависимости от группы основных фондов. Предусмотрено 6 групп. При этом на активы банков, страховых организаций и других финансовых институтов распространяется ставка в размере 0,012794.

Вместе с тем проектом предусмотрено, что сумма налога для банков определяется в размере 1 % стоимости активов по состоянию на начало налогового периода, скорректированная на прирост (снижение) стоимости этих активов за налоговый период и коэффициент отчетного периода.

Для малых предприятий в первый год работы предусмотрен понижающий коэффициент в размере 0,5, на второй год -0,7


Предусматривается кардинальное изменение системы налогообложения организаций и переложение значительной налоговой нагрузки, составляющей более 600 млрд рублей, на базисные и фондоемкие отрасли национального хозяйства без учета финансовых результатов деятельности соответствующих субъектов. Это прежде всего отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургическая промышленность, тяжелое, энергетическое и ряд других подотраслей машиностроения, находящиеся в настоящее время в весьма затруднительном финансовом положении.


По мнению авторов проекта, возложение “ощутимого налогового пресса на владельцев заводов, магазинов, материальных ценностей” должно обеспечить большую осмотрительность владельцев материальных ценностей при их покупке и активизацию процесса передачи ресурсов общества в руки тех, кто может ими распорядиться более эффективно для экономического прогресса и формирования доходов бюджетов

3.4.


Налог за использование товарно-материальных ценностей и запасов

Налоговая ставка устанавливается единой для всех видов ТМЦ в виде 0,0096069 доли от общей средней их стоимости.

Правительство Российской Федерации может частично или полностью отменить налогообложение стоимости отдельных видов товарно-материальных ценностей и запасов.

Перечисление сумм налога во все бюджеты осуществляется в соответствии с распределением, установленным договором субъекта Российской Федерации с Правительством Российской Федерации


Применение в России до проведения налоговой реформы (1991—1992 годы) платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства позволяло в незначительной мере регулировать использование материальных ресурсов. При этом отсутствуют основания для утверждения, что применение аналогичных вышеуказанному взносу налогов за использование основных фондов, товарно-материальных ценностей и запасов наиболее эффективно в целях достижения экономического прогресса и аккумулирования достаточного объема фонда государственных денежных средств

3.5.


Из числа основных источников доходов бюджетов предлагается отменить НДС и налог на прибыль


В условиях ориентации на формирование основной части доходов бюджетов за счет налогов за использование основных фондов и товарно-материальных ценностей и запасов не может быть гарантировано нормальное функционирование бюджетной системы. Велика возможность минимизирования сумм таких налогов, в том числе при пользовании списанными производственными основными фондами и применении ускоренной и нелинейной амортизации. Вместе с тем указанный амортизационный режим, предусмотренный правительственным проектом Налогового кодекса, представляется в настоящее время наиболее привлекательным в целях модернизации производства. Предоставление субъекту экономической деятельности права самостоятельно определять свою амортизационную политику (в законодательно установленных пределах) и применение налога на прибыль обеспечивают оптимальное соотношение частных и общественных интересов.

Основными и надежными источниками формирования доходов государственного бюджета СССР и России в предыдущие годы являлись косвенные налоги (налог с оборота, налог с продаж) и отчисления от прибыли. Сегодня в консолидированном бюджете около 50 % налоговых поступлений обеспечиваются НДС и налогом на прибыль. Отмена указанных налогов приведет к существенным сокращениям доходов бюджетов всех уровней и ломке механизма межбюджетного регулирования, поскольку компенсировать выпадающие доходы бюджетов за счет неадекватных налоговых источников нереально

4.1.


Налоговый кодекс Российской Федерации

Общая часть проекта 4 разработана на базе первоначальной редакции (без учета корректировок) правительственного проекта Налогового кодекса.

При этом внесены изменения в перечень предлагаемых к применению в России налогов и сборов.

Предусмотрено кардинальное изменение межбюджетных отношений.

Исключены положения, регламентирующие полномочия федеральной службы налоговой полиции.

Большинство положений и норм, регламентирующих налогообложение по всем видам местных налогов, излагаются в первоначальной редакции правительственного проекта


В проекте 4 нашли наибольшую поддержку основные концептуальные положения правительственного проекта (в его первоначальной редакции)

4.2.


Федеральный территориальный налог

Налогоплательщики - субъекты Российской Федерации.

Налоговая база - площадь территории субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка - 10 000 рублей в год за 1 кв. км площади территории.

“Ставка налога может меняться один раз в год по предложению Правительства Российской Федерации в связи с инфляцией, дефляцией, девальвацией, деноминацией и другими объективными действиями и событиями при принятии бюджета на следующий год”.

Сроки уплаты — ежемесячно по 1/12 годовой суммы


Предлагаемые авторами проекта положения об изменении межбюджетных правоотношений являются наиболее дискуссионными. Отсутствуют достаточные основания для признания указанных положений рациональными с точки зрения обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы в целом, гарантированности формирования доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации



4.3.


Федеральный подушный налог

Налогоплательщики - субъекты Российской Федерации.

Налоговая база - численность населения субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка - 1150 рублей в год за 1 человека.

“Ставка налога может меняться один раз в год в связи с инфляцией, дефляцией, девальвацией, деноминацией и другими объективными действиями и событиями по предложению Правительства Российской Федерации при принятии бюджета на следующий год”.

Сроки уплаты - ежеквартально по 1/4 годовой суммы


 

4.4.


Региональный территориальный налог


Налогоплательщики - территориальные подразделения (районы, города, округа) субъекта Российской Федерации.

Налоговая база - площадь территории территориального подразделения субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка - 20 000 рублей в год за 1 кв. км площади территории.

“Ставка налога может меняться один раз в год в связи с инфляцией, дефляцией, девальвацией, деноминацией и другими объективными действиями и событиями по предложению Правительства Российской Федерации при принятии бюджета на следующий год”.

Сроки уплаты - ежемесячно по 1/12 годовой суммы.


 

4.5.


Региональный подушный налог

Налогоплательщики - территориальные подразделения субъекта Российской Федерации.

Налоговая база - численность населения территориального подразделения субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка - 1350 рублей в год за 1 человека.

“Ставка налога может меняться один раз в год в связи с инфляцией, дефляцией, девальвацией, деноминацией и другими объективными действиями и событиями по предложению Правительства Российской Федерации при принятии бюджета на следующий год”.

Сроки уплаты - ежеквартально по 1/4 годовой суммы


 

5.1.


Налоговый кодекс Российской Федерации

В проекте 5 допускается применение иных федеральных законов, других актов, содержащих нормы налогового права.

Предусматривается, что обязанности по уплате налогов и сборов возникают, изменяются и прекращаются при наличии оснований, установленных не только Налоговым кодексом, но и иным актом, содержащим нормы налогового права.

В проекте повторяются многие положения правительственного проекта Налогового кодекса без учета последующих его корректировок. В частности, положения, определяющие отдельные понятия и институты (требование об уплате налога или сбора, представительство в налоговых правоотношениях, налоговые агенты и др.), регламентирующие порядок установления, изменения и отмены налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых правоотношений, исполнение налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок изменения срока исполнения обязанности по уплате налога, применение мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, налоговый контроль, обжалование решений налоговых органов, систему ответственности за налоговые правонарушения и производство по делам о налоговых правонарушениях, а также другие налоговые процедуры


Проектом не достигается цель кодификации налогового законодательства. Допускаются несоответствия Конституции Российской Федерации (например, ст. 30) Гражданскому кодексу Российской Федерации (например, ст.ст. 33, 61, 73). Общие положения о податях усиливают противоречивость проекта, создают дополнительные двусмысленности, поскольку последующие нормативные предписания предусматриваются по отношению к налогам.

В проекте закладываются не свойственные нормативному акту (отрасли налогового законодательства), относящемуся к области публичного права, основополагающие принципы частного права (равенство сторон, свободное волеизъявление участников гражданско-правового договора, определение условий взаимодействия самими участниками договора и возможность изменения этих условий, в основном, по взаимному согласию сторон).

Не реализованы обозначенные автором проекта цели, в частности построение удобной и эффективной налоговой системы (с позиций конкретного налогоплательщика и общества).

Допускается бессистемное изложение норм процессуального права и материального права.

При переносе в законопроект многих положений правительственного проекта допускаются повторения одних и тех же норм (например, статьи 31, 73, 146), нелогичность изложения материала.

Не соблюдаются предъявляемые к нормативным актам требования юридической техники и стилистики. Представляется недопустимым использование следующих формулировок: “причужденные лицом”, “отпадения установленных ... обстоятельств”, “совершать шаги по предпринимательской деятельности”, “категорирование налогоплательщиков”.

Отказ от НДС с одновременным введением минимального налога на доход организаций не соответствует ни целям обеспечения экономического роста, ни эффективному функционированию бюджетной системы

5.2.


 


Вводится “открытый” перечень региональных и местных налогов и сборов. Ограничение налоговой нагрузки декларировано, но автором проекта не предложен реалистичный механизм регулирования предельного суммарного уровня налоговых взносов. В условиях рассматриваемого проекта действенный механизм ограничения налоговой нагрузки невозможен. Налогоплательщик, осуществляющий свою деятельность на территории нескольких регионов, неизбежно столкнется с невозможностью осуществлять вычеты (зачеты) налогов, уплаченные на территориях других регионов

5.3.


Ставки минимального налога на доход предприятий (организаций) для различных категорий налогоплательщиков: 0 %; 3 %; 5 %; 7 %.

Дифференциация налогоплательщиков по категориям осуществляется в зависимости от вида деятельности, которую они осуществляют, гражданско-правового статуса, резидентства.

“Категорирование налогоплательщиков” предусматривается осуществлять ежегодно перед принятием бюджета путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс. При этом предполагается сохранить налогоплательщику в следующем году действующую в текущем году категорию, если изменения не приняты до 1 сентября соответствующего периода



По минимальному налогу на доход предприятий (организаций) из состава налоговой базы исключены доходы от экспорта всех видов товаров, кроме сырья (ч. 1 ст. 91), а также доходы от банковской, страховой деятельности, деятельности на рынке ценных бумаг, драгоценных металлов и камней, некоторых других видов деятельности. Фактически налогоплательщиками указанного налога будут являться организации, осуществляющие добычу, переработку и экспорт сырьевых ресурсов, и промышленные организации, реализующие свою продукцию на внутреннем рынке. Полное освобождение от этого налога предусматривается для банков, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаций игорного бизнеса

5.4.


Налог на прибыль предприятий и организаций

Ставки:

35 %;

90 % - для предприятий игорного бизнеса (включая доходы от аренды и иных видов использования), казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса;

70 % — для предприятий развлекательного бизнеса, включая доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записей на них


Повторены многие положения правительственного проекта (без учета его корректировки)

5.5.


Подоходный налог с физических лиц

Ставки:

до 36 размеров минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) - 0 %;
от 36 до 150 ММОТ - 12 %;
от 150 до 300 ММОТ - 13,68 ММОТ + 24 % с суммы, превышающей 150 ММОТ;
свыше 300 ММОТ - 49,68 ММОТ + 35 % с суммы, превышающей 300 ММОТ


Повторены многие положения правительственного проекта (без учета его корректировок)

5.6.


Налог на недвижимость

Стоимость объектов - в соответствии с законом об оценочной деятельности.

Ставки: 0 %; 1 %; 2 %; 3 % - в зависимости от категории плательщиков


 

5.7.


Акцизы

Повторены, по сути, положения, в том числе и ставки, правительственного проекта без учета его корректировки


 

5.8.


Налогоплательщик-физическое лицо, имеющий постоянное место жительства за пределами РФ и являющийся гражданином России, прибывший в РФ с целями, связанными с получением доходов от источников в РФ, обязан:

а) при въезде в РФ заполнить декларацию, которая рассматривается как письменное свидетельство и в которой указывается предполагаемый род деятельности, связанный с получением доходов, предполагаемый работодатель, предполагаемый доход, место постоянного жительства за пределами России;

б) при выезде из страны передать указанную декларацию с заполненной графой о сумме фактического дохода представителям таможенной службы. Если сумма фактического дохода превышает стоимость годовой минимальной потребительской корзины, вместе с декларацией передать представителям таможенной службы справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом-источником дохода. В случае если налоги не были удержаны юридическим лицом-источником дохода, налогоплательщик-физическое лицо обязан представить квитанции об уплате налогов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика-физического лица
в особом порядке.


 

6.1.


Налоговый кодекс Российской Федерации

В проекте 6 предусмотрены отдельные положения правительственного проекта Налогового кодекса, в частности, некоторые принципы налоговой системы, положения, регламентирующие действие актов налогового законодательства во времени, исполнение налогового обязательства, производство по делу о налоговых правонарушениях и зачеты по налоговым обязательствам. При этом процессуальные нормы изложены весьма фрагментарно.

В проекте предусматриваются многочисленные отсылочные нормы на другие законы и иные нормативные акты, регулирующие налогообложение.

Так, например, конкретный режим налогообложения по таможенной пошлине, государственной пошлине, регистрационным сборам, налогу на пользование недрами и воспроизводство ресурсной базы устанавливается специальными федеральными законами. При этом допускается установление “ввозных” и “вывозных” таможенных пошлин. Устанавливаются в зависимости от вида товара предельные ставки таможенных пошлин:

“ввозных” пошлин - от 2 % до 5 % цены приобретения товара;

“вывозных” - 5 % цены внутреннего рынка на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Пошлины на другие товары “не могут превышать сумму вывозных пошлин на входящие в их состав природные компоненты”.

Допускается заключение договоров между налогоплательщиками, с одной стороны, и Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, с другой стороны, о неизменном налоговом режиме на весь срок действия договора “вне зависимости от принятия законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно изменяющих налоговый режим”. При этом с учетом действия новых законов и иных нормативных актов, смягчающих налоговое бремя налогоплательщика-субъекта договора, условия договора могут быть изменены
      


Ряд положений рассматриваемого проекта не соответствуют Конституции Российской Федерации, решениям Конституционного Суда Российской Федерации, уголовному, административному, гражданскому, арбитражному и таможенному законодательствам.

Проект не соответствует требованиям, предъявляемым к кодифицированным актам, отсутствует комплексность нормативного регулирования налоговых правоотношений, не соблюдается юридическая техника. Допускается регулирование налогообложения различными нормативными актами.

В проекте не соблюдаются принципы, на которых основываются законодательные акты публичного права, игнорируется сущность налоговых правоотношений, создаются препятствия для осуществления обоснованного налогового контроля.

Указанный проект не обеспечит единство налоговой системы и функционирование бюджетной системы, не может содействовать экономическому развитию.

Используемые в проекте некоторые новые термины и понятия нечетки, не отражают либо не в полной мере отражают существо налоговых правоотношений.

По сути, не совершенствуется действующая система ответственности налогоплательщиков за налоговые правонарушения.

При возложении отдельных обязанностей на налогоплательщиков (например, постановка на налоговый учет, ведение учета) исключается ответственность за их неисполнение

6.2.


Предусматривается, что налоговые проверки не должны нарушать нормальные условия деятельности налогоплательщика.

Длительность налоговой проверки не может превышать 15 рабочих дней.

При отсутствии данных о налоговом нарушении налоговые проверки юридических лиц и физических лиц-предпринимателей проводятся не чаще, чем 1 раз в два года
      


Предусматриваются формулировки и сроки, необоснованно ограничивающие налоговый контроль

6.3.


НДС

Ставки:
10 % - федеральный бюджет;

конкретные ставки НДС, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован плательщик, устанавливаются законом субъектов, но не более 10 %
     


Предусматривая применение в России разнообразных ставок НДС, не определяется действенный механизм зачета НДС, уплаченного потребителем поставщику товаров (работ, услуг)

6.4.


Акцизы

Режим налогообложения, в том числе ставки, устанавливается федеральным законом об акцизе на соответствующий вид товара


 

6.5.


Налог на собственные фонды предприятий

Объект - суммарная стоимость всего имущества, принадлежащего организации на праве собственности, денежных средств, прав требования и иных обязательственных прав, имеющих денежную оценку, за вычетом всех обязательств организации, имеющих денежную оценку.

Ставка — до 1 %


 

6.6.


Налог на недвижимое имущество иностранных компаний

Плательщики - иностранные юридические лица - собственники недвижимого имущества, находящегося на территории субъекта Федерации.

Налоговая база - цена приобретения имущества.

Ставка — до 1 %
     


 

6.7.


Подоходный налог с физических лиц

Объект - дискреционный доход (суммарная стоимость денежных и материальных ценностей, полученных гражданином в собственность (интегральный доход) за вычетом суммарной стоимости документально подтвержденных денежных и материальных расходов за тот же период, которые гражданин произвел с целью получения интегрального дохода. В состав вычитаемого расхода гражданин вправе включать любые произведенные им денежные и материальные затраты, прямо или косвенно связанные с профессиональной и (или) коммерческой деятельностью, независимо от того, имеется ли прямая связь между предметом таких затрат и полученным интегральным доходом.

Налоговая база - величина дискреционного дохода за вычетом необлагаемого минимума, вычета по одному минимуму на каждого иждивенца, иных вычетов, предусмотренных Кодексом, в том числе выручки от продажи личного имущества.

Ставка - до 15 %


 

6.8.


Налог на недвижимое имущество физических лиц

Налоговая база - цена приобретения имущества.

Ставка — до 0,2 %
     


 

6.9.


Сбор за право розничной торговли

Налоговая база - площадь торгового зала (землеотвода - для мелкорозничной торговли).

Ставка - устанавливается органом местного самоуправления на уровне до 3 размеров минимальной месячной оплаты труда
“(45 у.е.) за 1 кв. метр в месяц"
     


 

6.10.


Сбор за право организации казино, лотерей, тотализаторов и иных азартных игр

Налоговая база - заявленная плательщиком максимальная численность участников игры в течение календарного месяца или число игровых мест.

Ставка - устанавливается органом местного самоуправления на уровне до 3 размеров минимальной месячной оплаты труда “(45 у.е.) за единицу налоговой базы"
     


 

7.1.


Налоговый кодекс Российской Федерации


В проекте 7 допускается регулирование на