Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ликвидация организаций по искам налоговых органов


Ликвидация организаций по искам налоговых органов

А.В. Смирнов,
советник налоговой службы I ранга

О.А. Смирнова     
     
     Обязанности по контролю за соблюдением налоговой дисциплины, правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Законом РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” возложены на государственные налоговые инспекции.
     
     Органы, обеспечивающие исполнение законов, должны соответствовать системе этих законов. Если в Законе РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР”, принятом 21 марта 1991 года и введенном в действие постановлением Верховного Совета РСФСР от 21.03.91 № 944-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР”" с 11 апреля 1991 года, речь шла о государственных налоговых инспекциях при финансовых органах, то в принятом через девять месяцев Указе Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” о Госналогслужбе России уже говорится как о самостоятельном органе, входящем в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, руководитель которого приравнен по своему статусу к министрам Российской Федерации.
     
     Для того, чтобы государственные налоговые инспекции могли надлежащим образом исполнять свои обязанности, они наделены рядом прав, в частности, такими, как возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью; предъявлять в суд или арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием. Должностные лица государственных налоговых инспекций имеют право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; обследовать любые используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случаях непредставления в государственную налоговую инспекцию документов, связанных с исчислением или уплатой налогов; налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов, а также ряд других прав.
     
     В настоящей статье будет рассмотрен порядок реализации государственными налоговыми инспекциями права предъявлять в суд или арбитражный суд иски о ликвидации предприятий (организаций).
     

     Такое право предоставлено налоговым органам подпунктом “б” п. 1 ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, пунктом 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” и подпунктом “ж” п. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340.
     
     В соответствии с указанными нормами законодательства налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по  основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     Одним из таких оснований является несостоятельность (банкротство) организации (предприятия).
     
     До 1 марта 1998 года порядок признания предприятия несостоятельным (банкротом) определялся Законом РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, указами Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий” и от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, постановлениями Правительства РФ от 20.05.94 № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий” и от 08.07.97 № 848 “Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению” (по искам, предъявленным до 1 марта 1998 года) и другими актами законодательства. После 1 марта 1998 года это право закреплено Федеральным законом от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
     
     Учитывая, что большая часть исков была подана до 1 марта 1998 года, когда в Законе РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” не содержалось прямого указания на право налоговых органов предъявлять в арбитражный суд иски о несостоятельности (банкротстве) предприятий, рассмотрим как порядок предъявления государственными налоговыми инспекциями исков о ликвидации предприятий путем признания их несостоятельными (банкротами), действующий в настоящее время, так и порядок, действовавший до вступления в силу названного Федерального закона.
     
     Пунктами 3 и 4 письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.93 № С-13/ОП-175 было определено, что в случаях образования задолженности перед бюджетом в результате неуплаты налогов только государственные налоговые инспекции вправе обращаться в арбитражные суды с заявлениями о признании предприятий несостоятельными (банкротами)*1.
     

     -----
     *1 Положения данного письма в данной части не утратили силу и в настоящее время, поскольку в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямо указано, что государственные налоговые инспекции выступают кредиторами от имени государства

     

     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” предприятие (организация) могло быть признано несостоятельным (банкротом) в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не были исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
     
     Применительно к налоговым правоотношениям основанием для признания организации несостоятельной (банкротом) по иску налогового органа являлась неспособность должника произвести обязательные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в течение трех месяцев с даты, установленной налоговым законодательством Российской Федерации для их уплаты.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” задолженность такой организации должна была в совокупности составлять сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных Законом.
     
     Следует иметь в виду, что при определении размеров задолженности на предмет превышения установленного предела в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, учитывались не только долги по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, но и все другие, например, задолженность по хозяйственным договорам. В то же время в эту сумму задолженности согласно п. 2 письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.93 № С-13/ОП-175 не включались суммы штрафных санкций и пени, начисленные за нарушения налогового законодательства Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” арбитражный суд был вправе принять решение о проведении внешнего управления, или санации предприятия - должника, или его ликвидации.
     
     В данной статье мы рассматриваем вопросы ликвидации организаций (предприятий) по искам налоговых органов, поэтому вопросы санации и внешнего управления имуществом должником не будем затрагивать.
     
     Статьей 6 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” была предусмотрена специальная процедура досудебного урегулирования спора (претензионный порядок), согласно которой до обращения государственной налоговой инспекции в суд необходимо было направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении, в котором должны были содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока налоговый орган обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Только после получения уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока (семь дней) налоговый орган был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) этой организации - должника.
     

     В соответствии со ст. 2 названного Закона РФ ликвидация предприятия-должника производилась в порядке конкурсного производства. Конкурсное производство - процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами.
     
     Имеет большое значение, что согласно ст. 18 указанного Закона с момента открытия конкурсного производства прекращалось начисление пени на суммы задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также в других случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации. Не могла быть начислена пеня и на ликвидационную комиссию, так как в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” пеня за задержку уплаты налога взыскивается только с налогоплательщика*1.
     
     -----
     *1 Данное положение сохранило свою силу и в настоящее время. Ликвидационная комиссия не подлежит финансовой ответственности за нарушения, допущенные ликвидируемой организацией.    

     
     Согласно части 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации к ликвидационной комиссии переходят права по управлению делами ликвидируемого юридического лица.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” обязанность по погашению недоимки по налогам ликвидируемого предприятия возлагается на ликвидационную комиссию. Однако это не означает, что ликвидационная комиссия сама становится налогоплательщиком и подлежит ответственности, установленной ст. 13 названого Закона.
     
     Не могли быть также взысканы в общеустановленном порядке и другие санкции, предусмотренные за нарушения налогового законодательства.
     
     Суммы штрафных санкций, пени, начисленные за нарушения налогового законодательства, недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды взыскивались в порядке, установленном ст. 30 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Согласно данной статье указанная задолженность погашалась в третью и седьмую очередь.
     
     Следует отметить, что действующим до 1 марта 1998 года законодательством о несостоятельности (банкротстве) не была установлена обязанность определения срока, в течение которого должна была быть проведена ликвидация. В результате, как это не парадоксально, предприятие могло находиться в процессе ликвидации несколько лет, и налоговая задолженность так и оставалась непогашенной *1.
     
     -----
     *1 Несмотря на то, что ныне действующий Федеральный закон установил строгие сроки, в течение которых должна быть проведена ликвидация, в отношении организаций, признанных несостоятельными (банкротами) до 1 марта 1998 года, ситуация осталась прежней.    

     

     В связи с этим возникал вопрос, следовало ли организации-должнику, находящейся в процессе ликвидации в порядке конкурсного производства, уплачивать налоги с проводимой деятельности? По смыслу раздела IV Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” с момента принятия арбитражным судом решения о ликвидации предприятия в связи с его несостоятельностью (банкротством) такое предприятие переставало функционировать и распродавало свое имущество. На практике же предприятие продолжало свою уставную деятельность и получало прибыль.
     
     В соответствии со ст. 18 названного Закона в порядке, установленном ст. 30 этого Закона, погашалась задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, возникшая только до принятия решения о ликвидации. В отношении сумм налогов, исчисленных после принятия этого решения, действовал общеустановленный порядок уплаты.
     
     Ликвидация юридического лица считалась завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр предприятий.
     
     Нередки случаи, когда после ликвидации за организацией остаются долги по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ и п. 3 ст. 35 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества (конкурсной массы) ликвидируемого юридического лица, считались погашенными. К сожалению, в соответствии с п. 3 ст. 2 названного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
     
     Налоговым законодательством Российской Федерации не были установлены *1 основания и порядок списания с ликвидированного юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
     
     -----
     *1  Не установлены и сейчас.    

     
     В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков возможно на основании законодательных актов.
     

     Из изложенного следует, что государственные налоговые инспекции не вправе осуществить списание безнадежной ко взысканию недоимки.
     
     В дальнейшем положение должно улучшиться; практически во всех проектах Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для признания вышеуказанной задолженности безнадежным долгом и порядок ее списания.
     
     В соответствии с письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.95 № С1-7/ОП-237 в случаях непосредственного обращения государственных налоговых инспекций арбитражные суды направляли в соответствующие территориальные органы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению все определения о возбуждении производства по делам о несостоятельности (банкротстве).
     
     Как до, так и после 1 марта 1998 года налоговые органы могут принять меры к ликвидации предприятия путем признания его несостоятельным (банкротом) без непосредственного обращения с иском в арбитражный суд, инициировав признание предприятия несостоятельным (банкротом).
     
     Данная инициация осуществляется в следующем порядке.
     
     При выявлении организации, обладающей внешними признаками несостоятельности (банкротства) в виде неуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты, государственная налоговая инспекция в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, информирует об этом непосредственно соответствующий финансовый орган либо Госналогслужбу России для последующей передачи этой информации в Минфин России. В каких случаях информация передается непосредственно в финансовый орган, а в каких - в Госналогслужбу России, налоговый орган определяет, руководствуясь критериями, установленными п. 7 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”.
     
     Получив информацию, Минфин России (территориальный финансовый орган) по согласованию с Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (соответствующим территориальным органом этой Службы), являющейся согласно постановлению Правительства РФ от 08.07.97 № 848 “Вопросы Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению” правопреемником Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственном имуществом, принимает необходимые меры для возбуждения дел о признании организации несостоятельной (банкротом).
     

     При наличии вышеуказанных оснований в соответствии с п. 1 - 3 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий” и п. 7 постановления Правительства РФ от 20.05.94 № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий” Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (соответствующий территориальный орган Службы), выступающая от имени государства кредитором в случаях неисполнения организациями обязательств по платежам в бюджеты или внебюджетные фонды, принимает решение о внесении организацией-должником в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) либо обращается в арбитражный суд с таким заявлением, если организация-должник не исполняет решение Службы.
     
     После 1 марта 1998 года данный порядок регулируется *1 Федеральным законом от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” и вышеуказанными актами в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
     
     -----
     *1 1 марта 1998 года - согласно статье 185 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» день вступления в силу этого закона.    

     
     Право предъявлять иски в арбитражный суд о признании организации (предприятия) несостоятельной (банкротом) предоставлено государственным налоговым инспекциям статьями 6 и 30 Федерального закона  от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
     
     В соответствии со ст. 2 и 3 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” предприятие (организация) может быть признано несостоятельным (банкротом) в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
     
     Применительно к налоговым правоотношениям основанием для признания организации несостоятельной (банкротом) по иску налогового органа является неспособность должника произвести обязательные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в течение трех месяцев с даты, установленной налоговым законодательством Российской Федерации для их уплаты.
     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) задолженность такой организации должна в совокупности составлять сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом, и рассчитанную в соответствии с пунктом 1 ст. 4 указанного Федерального закона на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
     

     Следует иметь в виду, что при определении размеров задолженности на предмет превышения установленного предела в размере 500 минимальных размеров оплаты труда, следует учитывать не только долги по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, но и все другие, например задолженность по хозяйственным договорам. В то же время в эту сумму задолженности согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” и пункту 2 письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.93 № С-13/ОП-175, не включаются суммы штрафных санкций и пени, начисленные за нарушения налогового законодательства Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона к должнику могут быть применены следующие процедуры банкротства:
     
     - наблюдение;
     
     - внешнее управление;
     
     - конкурсное производство;
     
     - мировое соглашение;
     
     - иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
     
     Учитывая, что наблюдение, внешнее управление и мировое соглашение не имеют своей целью ликвидацию должника, рассмотрим в общих чертах конкурсное производство.
     
     Принятие арбитражным судом решения о признании организации-должника несостоятельным (банкротом) по иску государственной налоговой инспекции влечет открытие конкурсного производства. В отличие от конкурсного производства, открываемого в порядке, предусмотренном Законом РФ от 19.11.92 № 3929-I “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, на неопределенный срок, срок конкурсного производства, открываемого в соответствии со ст. 97 указанного Федерального закона, не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить этот срок.
     
     С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства согласно ст. 98 названного Федерального закона прекращается начисление финансовых санкций за нарушения налогового законодательства Российской Федерации. Задолженность удовлетворяется в порядке, установленном ст. 106, 110, 111 и 114 данного Федерального закона - в четвертую и пятую очереди. В соответствии со ст. 110 в четвертую очередь удовлетворяется недоимка, начисленная на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, не выплаченные в период с момента принятия арбитражным судом заявления и до принятия решения о признании должника банкротом, включаются в сумму задолженности, погашаемую в четвертую очередь. Суммы пеней и штрафов, начисленных за нарушения налогового законодательства, удовлетворяются в пятую очередь.
     
     Требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, заявленных в установленный срок.
     

     Следует иметь в виду, что хотя согласно п. 5 ст. 114 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” требования кредиторов, неудовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными, задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям, начисленным за нарушения налогового законодательства Российской Федерации, остается непогашенной до решения в законодательном порядке вопроса о списании такой задолженности как безнадежной ко взысканию.
     
     Помимо такого основания ликвидации предприятия, как его несостоятельность (банкротство), налоговые органы вправе воспользоваться и другими основаниями, предусмотренными гражданским законодательством.
     
     Таким основанием ликвидации организаций по искам государственных налоговых инспекций является осуществление деятельности с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов. Данное основание установлено ст. 61 ГК РФ, согласно которой требование о ликвидации такого юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
     
     Налоговым органам такое право предоставлено ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.01.96 № 6567/95. Согласно данному постановлению основания, по которым может быть ликвидировано предприятие, предусмотрены ст. 61 ГК РФ и ст. 11 названного Закона, которая возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
     
     Таким образом, при выявлении фактов деятельности организации при несформированном уставном капитале, непредставления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов, либо иных аналогичных нарушений законодательства, государственная налоговая инспекция вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации организации.
     
     Иск может быть предъявлен и при выявлении налоговым органом организации, осуществляющей деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельность, запрещенную законом.
     

     Для общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов установлено дополнительное основание - систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям.
     
     Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр предприятий.
     
     Погашение задолженности ликвидированного юридического лица по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, хотя и являющейся безнадежной ко взысканию, станет возможным только после решения этого вопроса законодателем.