Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение прибыли предприятий и организаций*


Налогообложение прибыли предприятий и организаций *1


     -----
     *1 Окончание. Начало см. “Налоговый вестник”, 1998, № 4. С. 40     

И.А. Перонко,
государственный советник налоговой
службы II ранга, к.э.н., профессор, Краснодарский край

Н.А. Яралян,
советник налоговой службы I ранга

П.Т. Сопкин,
советник налоговой службы I ранга

     

4. Льготы по налогу на прибыль

Льготы на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений

     При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы, направленные:
     
     - предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
     
     - предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     При определении суммы прибыли, направленной в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений, принимаются во внимание фактически произведенные застройщиком в отчетном периоде затраты за счет этой прибыли, которая распределяется между участниками строительства пропорционально доле прибыли, полученной от них на эти цели. Письменное подтверждение этих сумм участникам строительства дается застройщиком.
     
     При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету 08 “Капитальные вложения”.
     
     Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленные и отраженные на счете 02 “Износ основных средств”, с начала года и на отчетную дату по основным средствам, принадлежащим предприятию. По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 08 “Капитальные вложения”.
     
     При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, в пределах сумм предоставленной льготы.
     
     При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться письмом Минфина России от 30.12.93 № 160 “Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций”, инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.09.93 № 185.
     
     При предоставлении указанной льготы затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера и приобретением земельных участков и объектов природопользования, не учитываются.
     
     Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, направленных на капитальные вложения.     
     

Льготы на прибыль, направляемую на финансирование общественных фондов и организаций и развитие иной социально-экономической инфраструктуры

     Налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы:
     
     а) направляемые предприятиями на содержание (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам;
     
     б) взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 % облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 % облагаемой налогом прибыли; взносов, направленных в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 % облагаемой налогом прибыли.
     
     При этом общая сумма указанных выше взносов (за исключением взносов в Фонд 50_летия Победы) не может превышать 5 % облагаемой налогом прибыли. Сумма взносов в Фонд 50-летия Победы не может превышать 10 %.
     
     Указанные общественные организации, фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств;
     
     в) направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, образованными в соответствии с Законом РФ “Об образовании” и получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;
     
     г) на развитие социальной и коммунально-бытовой сферы содержания спецконтингента, питание и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы личного состава уголовно-исполнительной системы, обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, развитие производственной базы предприятий уголовно-исполнительной системы, укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для спецконтингента и личного состава;
     
     д) направленные государственными предприятиями на погашение государственного целевого кредита, полученного для пополнения оборонных средств, в пределах сроков его погашения. Указанная льгота предоставляется государственным предприятиям, осуществляющим погашение кредита, полученного ими в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.05.92 № 2837-1 “О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние”.
     
     Нормативно-технический порядок предоставления государственного кредита и его отражения в учете определен указаниями Минфина России от 03.07.92 № 2-9 и от 17.07.92 № 2-9-7;
     
     е) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но в общей сложности не более 10 % суммы налогооблагаемой прибыли;
     
     ж) страховщиками на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного страховщиками в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Сумма, направляемая на пополнение указанного резерва, определяется на весь объем резерва по страхованию жизни, исчисленной страховщиком на отчетную дату.
     
     Расчет страховых резервов по страхованию жизни производится в порядке, установленном Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью;
     
     з) в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправлния, а также в избирательные фонды избирательных объединений. При этом общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может превышать при выборах в федеральные органы государственной власти соответственно 100-кратного и 10 000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом (далее - МРОТ), а при выборах в представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно 50-кратного и 5000-кратного МРОТ, установленного законом. Данная льгота применяется только в период подготовки и проведения избирательных кампаний в Федеральное собрание Российской Федерации, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Указанный порядок действует только в отношении проведения выборов по замещению вакантных депутатских мандатов в Совете Федерации первого созыва и в Государственной Думе первого созыва, а также при проведении выборов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, впервые формируемых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года;
     
     и) товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными, потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, для управления и эксплуатации которых указанные организации были созданы.
     
     Налоговые льготы, перечисленные выше (кроме пунктов “в”, “г” и “д”), не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 %, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 %. При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
     
     Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.     
     

Льготное налогообложение малых предприятий


     Кроме вышеуказанных льгот, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия (МП), осуществляющие:
     
     - производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции;
     
     - производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
     
     - строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
     
     При этом должно соблюдаться условие - выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Днем начала работы МП считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый годы работы указанные МП уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Указанные льготы не предоставляются МП, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных в ст. 3 Закона РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ, по предприятию - юридическому лицу. Для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы эти подразделения представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения этого предприятия - юридического лица.
     
     При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными Минэкономики России и Госкомстатом России 27.07.93 № МЮ-636/14-151; 10-0-1/246.
     
     По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность наряду с указанными выше видами деятельности, при определении удельного веса выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается выручка от продажи товаров, то есть товарооборот. При этом считается выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг за вычетом НДС и акцизов.
     
     В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка по видам деятельности, доходы от которых облагаются согласно соответствующим положениям, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.
     
     При прекращении МП деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     По МП, имевшим льготы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 1996 года, сохраняются эти льготы на период до истечения четырехлетнего срока со дня их государственной регистрации при соблюдении установленных ранее условий.
     
     По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета за 1992 и последующие годы), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет при условии полного использования на эти цели резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные за год начиная с 21 января 1997 года предприятием убытки от реализации продукции (работ, услуг). В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчетах налогооблагаемой прибыли. Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет. Указанная льгота не должна уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.     
     

5. Порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль

     В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.
     
     Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
     
     Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
     
     Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
     
     С 1 января 1997 года все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
     
     По предприятиям, перешедшим на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исчисление фактической суммы налога на прибыль производится на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Одновременно с расчетами налога по фактически полученной прибыли предприятиями и банками предоставляются дополнительные материалы по определению налогооблагаемой прибыли, а также обоснованные расчеты по предоставлению налоговых льгот.
     
     Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период. При отнесении предприятий к малым следует руководствоваться в целях налогообложения порядком, определяющим критерии малых предприятий, изложенным выше. Филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства уплату в бюджет налога на прибыль производят на основании представляемых ими сведений, полученных от предприятия-юридического лица.
     

     Органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставляется право на установление ежеквартальной уплаты налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за истекший квартал предприятиям, добывающим драгоценные металлы и камни, общественным организациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим товариществам.
     
     Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года, о чем до начала года в письменном виде сообщается в налоговый орган по месту своего нахождения.
     
     Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль представляют налоговым органам по месту своего нахождения до начала квартала справки по установленной форме.
     
     Справки о предполагаемых суммах налога на прибыль высылаются предприятиями в двух экземплярах, из которых один экземпляр передается финансовому органу по месту нахождения предприятия.
     
     При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик по согласованию с финансовым органом может пересматривать сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов налога на прибыль в бюджет и представлять справки об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Если срок представления справки приходится на нерабочий (выходной или праздничный) день, сроком представления справки считается первый следующий за ним рабочий день.
     
     В случае увеличения авансовых взносов налога на прибыль в бюджет сумма дополнительных авансовых взносов налога на прибыль в бюджет, приходящаяся на истекшие сроки уплаты, вносится в бюджет в 5-дневный срок со дня получения налоговым органом уточненной справки об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет (без начисления пени по истекшим срокам уплаты налога). При уменьшении авансовых взносов налога на прибыль в бюджет по прошедшим срокам уплаты сумма уменьшения, приходящаяся на эти сроки, засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения от него письменного заявления.
     
     Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную в истекшем квартале.
     

     Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (с учетом изменений) исходя из предполагаемой прибыли.
     
     По предприятиям, имеющим на начало квартала недоимку, поступившие платежи в отчетном периоде в первоочередном порядке направляются на погашение недоимки, а в остальной части считаются как платежи в счет авансовых взносов по справке.
     
     По предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат дополнительных сумм платежей с учетом ставки Банка России не производится.
     
     Для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15 число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.
     
     Дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога и скорректированные на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, относятся на финансовые результаты.
     
     Плательщики налога на прибыль представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством, и расчеты налога от фактической прибыли по установленной форме и прилагаемым к ним справками "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета налога от фактической прибыли”".
     
     Предприятия, за исключением бюджетных организаций, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не установлено нормативными документами Российской Федерации. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают учредители (участники) предприятия.
     
     Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщиками исходя из фактически полученной прибыли по ежемесячным расчетам (за все месяцы года), уплачиваются ими в доход бюджета не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
     

     По предприятиям, уплачивающим авансовые платежи налога на прибыль, суммы, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся ими в 5_дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. При этом квартальная и годовая отчетности по всем предприятиям, независимо от перехода их на ежемесячные расчеты, представляются в общеустановленные сроки. Если в пределах общеустановленных сроков учредители (участники) предприятия определили конкретную дату представления бухгалтерской отчетности, сроки уплаты налога на прибыль устанавливаются исходя из этой даты. Акционерными обществами сумма налога уплачивается по годовым расчетам в 10-дневный срок после истечения 90 дней по окончании года. Если учредители (участники) акционерного общества определили конкретную дату представления бухгалтерской отчетности ранее 90 дней, то сроки уплаты налога на прибыль устанавливаются исходя из этой даты.
     
     Если учредителями не установлены сроки бухгалтерской отчетности или отсутствует вышестоящая организация, сроки уплаты дополнительно начисленных сумм в этом случае определяются исходя из предельного срока представления бухгалтерской отчетности, установленной Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
     
     Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на прибыль подлежит взносу в бюджет в сумме большей, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в 5-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления расчета налога по фактической прибыли, составляемого ежемесячно, и квартального бухгалтерского отчета и баланса по предприятиям, уплачивающим авансовые платежи, и 10-дневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.
     
     Излишне внесенные суммы налога на прибыль засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.
     

     В соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 08.09.96 № 685 возврат необоснованно начисленных и изъятых налоговыми органами сумм налога на прибыль, а также пеней и штрафов производится не позднее чем через 3 дня с момента обнаружения ошибки или вступления в силу решения судебных органов.
     
     В целях обеспечения полного поступления платежей в бюджет налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке. Указанные платежные поручения принимаются банками к исполнению (оплате) независимо от состояния расчетного (текущего, корреспондентского) счета плательщика, а при отсутствии средств на счете плательщика платежные поручения по платежам в бюджет помещаются в картотеку № 2.
     
     Уплата налога на прибыль предприятиями с иностранными инвестициями производится в безналичном порядке в рублях или иностранной валюте, покупаемой банками Российской Федерации в установленном порядке и пересчитанной в рубли по курсу, котируемому (публикуемому) Банком России, действующему на день уплаты налога.
     

Ответы на вопросы

     

     Пунктом 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” установлено, что отрицательный результат от реализации основных фондов предприятия и от их безвозмездной передачи налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Распространяется ли указанное положение на выбытие основных средств по причине их ликвидации?

     
     В соответствии с п. 26 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Минфином СССР 29.12.90 № ВГ-21-Д, в случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения суммы начисленных амортизационных отчислений возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     
     Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ 05.08.92 № 552, с изменениями и дополнениями, не предусмотрено списание убытков, полученных в результате ликвидации имущества предприятия, на финансовые результаты.
     

     В п. 14 и 15 Положения о составе затрат, в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661, предусмотрено включение в состав внереализационных доходов (расходов), присужденных или признанных должником пени, неустоек и других видов санкций за нарушение условий хозяйственных договоров. В то же время п. 6 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусматривается включение в состав внереализационных доходов (расходов) не всех сумм названных санкций, а только фактически полученных (уплаченных).
     
     Какими из указанных нормативных документов следует руководствоваться нашему предприятию при начислении и уплате санкций?

     
     Для целей налогообложения до 21 января 1997 года названные санкции учитывались в фактически уплаченных суммах.
     
     С 21 января 1997 года (даты опубликования закона) согласно Федеральному закону от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" в начисленных суммах принимаются также пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.
     

      АО “К” просит разъяснить порядок распределения общехозяйственных расходов относительно объема строительных работ, выполняемых хозяйственным способом.

     
     В соответствии с инструкцией Госналог-службы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, с учетом изменений и дополнений, в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщик обязан обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки (п. 2.10).
     
     В связи с тем, если в отчетном периоде предприятие помимо основной деятельности производило строительные работы хозяйственным способом, общехозяйственные расходы предприятия распределяются пропорционально размеру выручки, полученной предприятием от основной деятельности и от строительных работ. Выручка от строительных работ в данном случае будет равна затратам на их производство.
     
     Объем строительных работ, выполненных предприятием хозяйственным способом при вводе объекта в эксплуатацию, отражается по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 01 “Основные средства” в сумме произведенных затрат.
     
     Если предприятием в отчетном периоде строительные работы не производились, общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально тем видам деятельности, по которым получена выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     

     Наше предприятие АОЗТ “Д” является многопрофильным малым предприятием, занимающимся наряду с производством товаров народного потребления также торгово-закупочной деятельностью. Для получения льготы по налогу на прибыль обязаны обеспечить раздельный учет результатов хозяйственной деятельности.

     

     Просим разъяснить: как распределяются общепроизводственные (общехозяйственные) расходы и кто устанавливает порядок распределения этих расходов?
     

     В соответствии с п. 11 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с изменениями и дополнениями, перечень статей затрат, их состав и порядок распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются самим предприятием (организацией) в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
     

     Управлению архитектуры и градостроительства администрации района присвоены следующие коды ОКОНХ по видам деятельности:
     
      97 600 -управленческая деятельность;
     
     66 000 -архитектурно-проектные производства.
     
     В карте постановки на учет налогоплательщика предусмотрен один код по ОКОНХ, и, соответственно, проставлен первый -97 600. Может ли наше управление пользоваться льготой по капитальным вложениям, предусмотренной п. 4.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, так как второй код 66 000 относит нас к сфере материального производства?
     

     К сфере материального производства согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденному Госстандартом России в 1994 году, относятся предприятия, которым присвоены коды ОКОНХ по первому знаку кода  -  “1 - 8”.
     
     Вместе с тем Управление архитектуры и градостроительства Вашего района является структурным подразделением местной администрации, и его основная деятельность направлена на управление процессами проектирования и градостроительства района; при постановке на налоговый учет оно было зарегистрировано по коду ОКОНХ  -  97 600 (управленческая деятельность).
     
     Следовательно, Управление не вправе воспользоваться льготой на капитальные вложения по налогу на прибыль, так как не относится к сфере материального производства.
     

     Наше малое предприятие АОЗТ “З” занималось строительством и имело льготный порядок налогообложения, затем в связи с отсутствием объемов строительных работ мы свыше года занимались торговлей стройматериалами в незначительных количествах, а затем вновь возобновили строительство.
     
     Подлежит ли внесению в бюджет сумма налога на прибыль в полном размере за весь период нашей деятельности?

     
     Да, подлежит. Законодательством предусмотрено, что малым предприятием, пользующимся льготным порядком налогообложения, в случае прекращения деятельности до истечения 5-ти летнего срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период его деятельности. Причем, с 1 января 1996 год эта сумма увеличивается на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действующей в соответствующих отчетных периодах.
     

     Автотранспортное предприятие АОЗТ “К” просит разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете общехозяйственных расходов при условии отсутствия реализации автоуслуг. Основным источником существования автопредприятия являются доходы от сдачи в аренду автотранспортных средств своим работникам.

     
     В соответствии с Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” в состав доходов (расходов) от внереализационных операций наряду с другими доходами включаются доходы от сдачи имущества в аренду. При этом налогом на прибыль облагается разница между полученными доходами от аренды и расходами, связанными с этим видом услуг.
     
     Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, предусмотрено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на обслуживание производственного процесса: по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами, приспособлениями и другими средствами и предметами труда.
     
     Вышеуказанные затраты списываются в дебет счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” по мере поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) по оплате либо по отгрузке продукции (выполнении работ, услуг) в зависимости от метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     При условии полного отсутствия автоуслуг общехозяйственные расходы, приходящиеся на сумму арендной платы по сданным транспортным средствам в аренду, следует исчислить в доле стоимости транспортных средств, сданных в аренду от общей их балансовой стоимости. Оставшуюся часть расходов, относящихся к расходам по автоуслугам, следует учитывать на счете 31 “Расходы будущих периодов” до получения предприятием доходов от автоуслуг.
     

     Акционерное общество “М”, осуществляющее согласно заключенному с заводом нефтепродуктов договору услуги по хранению и перемещению нефтепродуктов, обратилось в ГНИ с вопросом о порядке списания затрат на содержание законсервированного объекта основных средств (части магистрального нефтепровода, числящегося у него на балансе). При этом данный участок магистральной трубы законсервирован приказом дирекции вместе с хранящимися в нем нефтепродуктами.

     
     Учитывая, что согласно заключенному договору обязанность по возмещению расходов, связанных с хранением и перемещением нефтепродуктов, несет завод по производству и реализации нефтепродуктов и, кроме того, происходит фактическая эксплуатация нефтепровода (хранение нефтепродуктов)  -  оснований для консервации данного объекта у предприятия не имеется.
     
     При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрено отнесение указанных затрат по содержанию магистрального нефтепродуктопровода в состав внереализационных расходов. В соответствии с п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), данные расходы должны быть отражены в учете предприятия как затраты, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и отнесены на себестоимость реализованной продукции (в дебет счета 46) согласно учетной политики, принятой на предприятии.
     

     Предприятию “Д” поручено ведение общих дел по совместной деятельности. Просим разъяснить, правомерно ли требование нашей ГНИ о сдаче указанного баланса в ежеквартальной отчетности?

     
     Федеральным законом от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" начиная с 1 января 1997 год введен порядок, согласно которому предприятие осуществляет учет результатов от совместной деятельности, ежеквартально сообщает участникам совместной деятельности и налоговым органам по месту их нахождения до наступления срока представления бухгалтерских отчетов о сумме прибыли, причитающейся этим участникам, для отражения в составе валовой прибыли независимо от ее фактического распределения.
     
     Действующим законодательством не предусмотрена сдача указанного баланса в налоговую инспекцию, он представляется в ходе документальной проверки.
     

     Наше объединение является некоммерческой организацией и имеет на территории края 48 филиалов с отдельным балансом и расчетным счетом с численностью, не превышающей 50 человек в каждом филиале.
     
     Просим разъяснить: имеют ли наши филиалы преимущества в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль, которые предоставляются малым предприятиям?

     
     Критерии отнесения предприятий к малым (включая среднесписочную численность) установлены Федеральным законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих в филиалах и других обособленных подразделениях юридического лица.
     
     На основании изложенного сообщаем, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     

     Наше предприятие является филиалом АОЗТ “К”, имеет отдельный баланс и расчетный счет. Согласно решению совета директоров мы обязаны производить отчисления на содержание аппарата управления головной организации. Отчисления производятся по фактическим расходам и относятся на себестоимость того периода, в котором они возникли. Однако в результате неплатежей филиалы не могут перечислять головному предприятию начисленные суммы в полном объеме.
     
     Просим разъяснить: относится ли разница между фактически начисленными расходами на содержание аппарата управления и перечисленной суммой на эти расходы в увеличение налогооблагаемой базы для определения налога на прибыль?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом внесенных изменений и дополнений, отчисления на содержание аппарата управления акционерного общества осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, входящих в состав акционерных обществ. Для филиалов и структурных подразделений, не имеющих статус юридического лица, имеющих расчетный счет и составляющих отдельный баланс, затраты на содержание работников аппарата управления акционерного общества являются частью общехозяйственных расходов и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Согласно п. 13 вышеуказанного Положения затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты  -  предварительной или последующей.
     
     Учитывая вышеизложенное, начисленные и не перечисленные филиалами затраты по содержанию работников аппарата управления акционерного общества относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) производства. При этом неперечисленные денежные средства являются кредиторской задолженностью у филиала перед головной организацией.
     
     Предприятие АО “Л” просит разъяснить порядок создания страховых фондов (резервов) для финансирования расходов по страхованию имущества предприятия.
     
     Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661 “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”, организациям разрешено начиная с 1 января 1996 года создавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов, связанных со страховыми рисками, перечисленными в подпункте “р” п. 2 вышеуказанного постановления.
     
     Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.96 № 299 действие данного пункта приостановлено с 1 апреля 1996 года.
     
     Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 22.11.96 № 1387 “О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации” начиная с 15 ноября 1996 года разрешено предприятиям и организациям относить на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг) платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию.
     
     При этом следует учитывать, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1 % объема реализации продукции (работ, услуг).     
 

     ТОО “Р” согласно договору на страхование имущества производит страховые платежи с их отнесением на себестоимость в размере 1 % от реализации продукции, фактические ежемесячные отчисления в отдельных периодах превысили указанный норматив отчислений.
     
     Просим разъяснить, имеет ли право предприятие при определении размера страховых отчислений принять в расчет сумму выручки, исчисленную за период действия договора, либо обязано исходить из выручки каждого отчетного периода и соответственно относить суммы превышения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия?

     
     Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 22.11.96 № 1387 “О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации” установлено, что начиная с 15 ноября 1996 года предприятие вправе относить на себестоимость продукции (работ, услуг) страховые платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию имущества в размере, не превышающем 1 % объема реализации.
     
     В соответствии с п. 12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661), затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся. При этом для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
     
     Пунктом 29 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 24.12.94 № 170, установлено, что результаты хозяйственной деятельности предприятия отражаются в бухгалтерской отчетности нарастающим итогом.
     
     Исходя из вышеизложенного, предприятие имеет право включить в себестоимость отчетного периода платежи по страхованию имущества в полном объеме. При этом для целей налогообложения сумма указанных платежей не должна превышать 1 % выручки, исчисляемой нарастающим итогом.
     

     Многопрофильное предприятие ТОО “А”, получающее основной доход от охранной деятельности, просит разъяснить порядок отнесения на затраты производства амортизации приобретенных игровых автоматов, находящихся на складе. Доходов от эксплуатации игровых автоматов предприятие не имеет.

     
     В соответствии с п. 21 Положения о порядке начисления амортизационных начислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного постановлением Минфина России 29.12.90 № ВГ-21-Д, начисление амортизации по основным фондам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию.
     
     Следовательно, на игровые автоматы, находящиеся на складе многопрофильного предприятия, амортизация начисляться не будет до их перевода в эксплуатацию.