Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О работе по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в г. Москве. О плате за землю


О работе по принудительному взысканию недоимки
по налогам и сборам в г. Москве.
О плате за землю

Б. Лахов,
В. Сокольский     
  

I

     
          Задолженность предприятий и организаций Москвы по налоговым платежам в консолидированный бюджет на 1 января 1998 года составила 8418 млрд руб., в том числе недоимка - 7951 млрд руб. (94,5 %) и отсроченные платежи - 467 млрд руб. (5,5 %). Кроме того, долг по налоговым платежам в дорожные фонды достиг 2950 млрд руб.
     
     По сравнению с началом 1997 года задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней увеличилась на 2926 млрд руб. (53,3 %), в то время как за 1996 год увеличение составляло 2664 млрд руб. (94,2 %).
     
     Задолженность по налогам в бюджетную систему за 1997 год по отношению к сумме годовых налоговых доходов выросла на 2,7 % против 3,2 % в 1996 году.
     
     Кроме задолженности в бюджетную систему по налоговым платежам, московские предприятия и организации имели на 1 января 1998 года задолженность по уплате в консолидированный бюджет штрафных санкций и пеней в сумме 28 005 млрд руб., в том числе отсроченных и рассроченных - 4440 млрд руб. В среднем на каждую тысячу долга консолидированному бюджету по налогам добавляется 3308 рублей долга по штрафам и пени.
     
     Таким образом, совокупный долг по платежам в бюджетную систему на 1 января 1998 года равен 36 423 млрд руб.
     
     Задолженность московских предприятий и организаций по налоговым платежам в федеральный бюджет на 1 января 1998 года составила 3621 млрд руб., из них недоимка - 3407 млрд руб. (94,1 %) и отсроченные платежи - 214 млрд руб. (5,9 %).
     
     За 1997 год задолженность федеральному бюджету по уплате налогов выросла на 963 млрд руб. (36,2 %), тогда как в предыдущем году увеличение долга в федеральный бюджет составляло 1153 млрд руб. (76,6 %).
     
     Можно констатировать, что в 1997 году в Москве по сравнению с предыдущим годом произошло существенное замедление темпов роста задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и снижение абсолютной величины прироста долга московских налогоплательщиков - юридических лиц в федеральный бюджет.
     
     В целях принятия оперативных мер по погашению задолженности налоговые органы г. Москвы осуществляли мониторинг предприятий-недоимщиков, имеющих задолженность в федеральный и (или) городской бюджеты свыше 1 млрд руб., результаты которого ежемесячно представляли в Госналогслужбу России, Правительство Москвы, УФСНП РФ по г. Москве, Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) и в адрес других городских и федеральных органов исполнительной власти. По предприятиям - крупнейшим недоимщикам (ОАО “Москвич”, концерн “Росэнергоатом”, ОАО “МНПЗ”, РАО “ЕЭС России”, АМО ЗИЛ, АО “Моспромстрой”, Управление Московской железной дороги, АООТ “Второй московский часовой завод”) подготовлены материалы к заседаниям Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины и Комиссии по оперативным вопросам при Правительстве РФ.
     

     Государственная налоговая инспекция по г. Москве участвовала в заседаниях Федеральной межведомственной балансовой комиссии при рассмотрении вопросов о погашении задолженности в федеральный бюджет крупнейшими московскими организациями-недоимщиками.
     
     Кроме того, в 1997 году ГНИ по г. Москве участвовала в 48 заседаниях Московской межведомственной балансовой комиссии (ММБК), на которых заслушаны руководители 363 предприятий-должников.
     
     ММБК одобрила графики погашения задолженности по 301 предприятию, в отношении 26 московских организаций предприняла действия по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве). В 1997 году арбитражный суд признал 9 предприятий банкротами.
     
     На основании графиков погашения задолженности, утвержденных ММБК, налоговые органы установили задания по сокращению недоимки в бюджеты всех уровней 177 организациям на общую сумму 838 млрд руб. По истечении установленных сроков 21 предприятие полностью погасило свой долг по уплате налогов в консолидированный бюджет на общую сумму 68,5 млрд руб., 85 предприятий снизили недоимку на 176 млрд руб.
     
     Налоговые инспекции города применяли в отношении неплательщиков все меры принудительного взыскания недоимки, предусмотренные законодательством.
     
     В течение года на расчетные, текущие и валютные счета организаций-должников и их дебиторов выставлено 244 тысячи инкассовых поручений на общую сумму 26 503 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 10 939 млрд руб., по которым фактически поступило в бюджетную систему 2183 млрд руб., из них в бюджет Федерации 1166 млрд руб. Таким образом, эффективность взыскания задолженности по всем видам инкассовых поручений составила 8,2 % в консолидированный бюджет и 10,7 % в федеральный бюджет.
     
     Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199, налоговые инспекции Москвы проводили работу по обращению взыскания недоимки на имущество организаций-должников.
     
     Недоимщикам направлено 2992 требования о погашении недоимки с предупреждением о возможном обращении взыскания на их имущество. Принято и передано органам налоговой полиции 578 решений об обращении взыскания недоимки на имущество на общую сумму 8942 млрд руб., что в 1,7 раза превышает число решений, принятых в 1996 году. Однако от реализации арестованного имущества в 1997 году в бюджет поступило только 20,5 млрд руб.
     
     В 1997 году налоговые органы города передали в Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) материалы по 500 организациям, имеющим задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему свыше 3-х месяцев, для рассмотрения вопроса об их несостоятельности.
     

     Инспекции проводили работу по открытию предприятиями-должниками счетов недоимщиков. По состоянию на 1 января 1998 года зарегистрировано 1298 таких счетов. Со счетов недоимщиков в 1997 году перечислено в погашение задолженности в бюджетную систему 1288 млрд руб., что составило 11,6 % всей суммы погашения недоимки. Недостаточная эффективность применения порядка, установленного п. 1-4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212, вызвана отсутствием ответственности организаций-недоимщиков и кредитных учреждений за неисполнение требований Указа.
     
     В результате всех мероприятий, проведенных налоговыми органами Москвы в течение 1997 года, погашена недоимка по платежам в консолидированный бюджет в сумме 11 248 млрд руб., в том числе в федеральный  бюджет в сумме 6352 млрд руб.     
     

II


     Госналогслужба России и Госкомзем России рассмотрели итоги работы своих региональных органов по полному охвату платежами территорий, подлежащих налогообложению или взиманию арендной платы, и обратили внимание на необходимость усиления контроля за соблюдением налогового законодательства, обеспечения полноты и своевременности поступления платы за землю, повышения собираемости и сокращения недоимки по этим платежам.
     
     В 1997 году на территории России сбор земельного налога и арендной платы, контролируемых налоговыми органами, превысил 9450 млрд руб. По сравнению с 1996 годом поступления средств составили 176 %.
     
     С выполнением бюджетных назначений по плате за землю успешно справились налоговые органы г. Москвы, а также еще семи субъектов Российской Федерации.
     
     В федеральный бюджет направлено 1068 млрд руб. платежей за землю, что на 618 млрд руб. или почти в 2,4 раза больше, чем в 1996 году. Более 34 % поступлений в федеральный бюджет пришлось на г. Москву - 370 млрд рублей.
     
     Земельная площадь Российской Федерации (по отчетным данным, кроме Ингушской, Чеченской Республик и Республики Тыва), возможная к налогообложению (без земель под лесом, водной поверхности, улиц и площадей) составляет 712,7 млн га. В настоящее время привлечено к налогообложению 268,5 млн га земельных площадей (37,7 %).
     
     Удельный вес облагаемой площади по разным субъектам Российской Федерации колеблется в значительных пределах. В г. Москве этот показатель ниже среднероссийского за счет предоставления льгот большому количеству категорий землепользователей.
     
     В 1997 году из 533 тысяч налогоплательщиков - юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах, документально проверена по плате за землю почти третья часть их общего количества. Привлечено дополнительно к налогообложению 25 тысяч юридических лиц и 214 физических лиц. Всего налогоплательщикам дополнительно начислено платы за землю по документальным проверкам на сумму 483 млрд руб. В расчете на одного плательщика, проверенного в ходе документальной проверки, сумма доначисленных платежей составила 18 млн руб., а в г. Москве - 49 млн руб.
     
     В 1997 году продолжался рост недоимки по плате за землю в консолидированный бюджет. Так, на 1 января 1998 года она составила 5,7 трлн руб., т.е. 61 % общих поступлений; 40 % юридических и 10 % физических лиц имеют недоимку по земельному налогу.
     
     Одним из путей сокращения объемов недоимки по плате за землю в федеральный бюджет являлось применение механизма учета средств земельного налога, направленных местными органами на финансирование федеральных программ по землеустроительным работам, с последующим зачетом их в выполнение доходной части федерального бюджета по плате за землю. Анализ погашения задолженности по плате за землю показывает, что наиболее активно в 1997 году эта работа проводилась в 28 субъектах, в том числе в г. Москве.
     
     В январе-феврале 1998 года сложилась тяжелая ситуация с поступлением средств от платы за землю в федеральный бюджет.
     
     В соответствии с планом мероприятий налоговыми органами совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в ноябре 1997 - январе 1998 годов проведена проверка полноты охвата территорий земельным налогом или арендной платой. В ходе проверок вовлечено дополнительно к налогообложению 287 тысяч га земли. В 89 регионах Российской Федерации в результате проверок привлечено к уплате земельного налога 21,5 тысячи юридических лиц и 187 тысяч физических лиц. Всего дополнительно начислено земельного налога и арендной платы с учетом финансовых санкций - 187 млрд руб., в том числе за 1995 год - 35 млрд руб., за 1996 - 48 млрд руб., за 1997 - 104 млрд руб.
     
     Отмечалось также, что в 32 регионах, в том числе в г. Москве, работа по привлечению налогоплательщиков к уплате земельного налога за имеющиеся у них санитарно-защитные зоны организована слабо.
     
     По итогам работы за 1997 год и начало 1998 года государственным налоговым инспекциям и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству по субъектам Российской Федерации предлагается проанализировать имеющиеся недостатки в работе и принять конкретные меры по их устранению.