Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможня в механизме валютного контроля за внешнеторговыми поставками: экспорт

     

Таможня в механизме валютного контроля за
внешнеторговыми поставками: экспорт


А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

1. Цель валютного контроля за экспортными операциями


     Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на внешний рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом работы в этой сфере деятельности. После упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю возникли также серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из России.
     
     Первоначально наметившаяся тенденция невозвращения полностью или частично выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий и организаций создала поистине опасную ситуацию для российской экономики. Масштабы оседания валютной выручки за рубежом позволяли говорить о создавшейся угрозе экономической безопасности России. По экспертным оценкам, до 1994 года величина невозвращаемой валютной выручки доходила до 60 % всего стоимостного объема российского экспорта.
     
     Мировая практика свидетельствует о том, что государство принимает в подобных случаях комплекс административных мер по обеспечению максимально полного возврата валютной выручки от экспортных поставок. Этот путь прошли в свое время многие экономически развитые страны (Франция, Германия, Великобритания и т.д.). По данным Международного валютного фонда требование обязательного возвращения на родину экспортной валютной выручки содержится в законодательстве около 50 государств (Чехия, Польша, Венгрия, Израиль, Китай и др.).
     
     Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.
     
     Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой области. Только за один год с момента введения таможенно-банковского валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров (по данным МВЭС России, на 8 %) валютные поступления в российские банки увеличились на 60 %.
     
     За период с 1994 по 1996 год количество уполномоченных банков и их филиалов, участвующих в валютном контроле, возросло с 3 400 до 8 625, а контролируемый объем экспортных операций увеличился с 36,3 до 56,3 млрд долл.*1. В таблице 1 приводятся данные, отражающие динамику развития показателей валютного контроля за экспортными операциями*2.
     
     -----
     *1 Таможенные ведомости. 1997. № 4. С. 134.
     *2 Там же. С. 135.     
     

Таблица 1.    

     

Наименование показателя

Значение показателя по годам, млрд долл. США

  
 

1994

1995

1996 (11 мес.)

Объем экспортных операций, охваченных системой валютного контроля

36,3

57,1

56,3

Сумма поступлений валютных средств

34,8

51,8

33,3

Сумма валютной выручки: подлежащая зачислению в уполномоченные банки в соответствии с требованиями валютного законодательства

36,1

56,8

32,8

не поступившая в сроки, предусмотренные валютным законодательством

1,3

5,0

1,7

     

     На основании данных системы валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров за 1994  -  1996 годы таможенные органы провели 14 851 проверку участников внешнеэкономической деятельности. Выявлено 26 604 случая незачисления валютной выручки на транзитные счета в уполномоченных банках в установленные сроки на общую сумму 1021,6 млн долл. По данным фактам было заведено 5 762 дела о нарушениях таможенных правил на сумму 1021,1 млн долл. (сумма штрафов составила 607,9 млрд руб.)*1.
     
     -----
     *1 Таможенная служба России. 1996. - М., 1997. С. 9 - 10

     

2. Нормативно-правовая база

     Законодательную основу осуществления валютного контроля за экспортными операциями составляют Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, Таможенный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.
     
     В развитие законодательных норм на межведомственном и ведомственном уровнях принимаются соответствующие подзаконные акты  -  совместная инструкция от 12.10.93 Банка России № 19 и ГТК России № 01-20/10283 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”, письмо ГТК России от 02.02.94 № 01-13/1116 “О разъяснении положений Инструкции о таможенно-банковском контроле за поступлением экспортной валютной выручки”, Временное положение о распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней (приложение № 2 к приказу ГТК России от 29.12.95 № 796) и др.
     
     Действие совместной инструкции Банка России и ГТК России от 12.10.93 распространяется на сделки, заключенные юридическими лицами-резидентами Российской Федерации в соответствии с межправительственными соглашениями и предусматривающие поставки товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам (письмо Банка России от 13.08.97 № 501).
     
     Наряду с правовыми актами, регулирующими общий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки, в последнее время стали появляться правовые акты, касающиеся некоторых особенностей осуществления валютного контроля за экспортными поставками отдельных видов товаров (например, письмо ГТК России от 27.11.96 № 01-15/21020 “Об особенностях контроля за поступлением валютной выручки от экспорта  урановой продукции”).
     

3. Механизм валютного контроля за экспортными операциями

     Основой этого механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации товары экспортируются при условии внесения подлежащих уплате таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных актами российского законодательства по таможенному делу.
     
     При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории в соответствии с режимом экспорта по внешнеторговым договорам купли-продажи, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, необходимо исходить из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций или определенные Банком России для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 1 приказа ГТК России от 24.07.95 № 467 “О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации”).
     
     Это положение таможенного законодательства соответствует действующему российскому валютному законодательству, в частности Закону РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, статья 5 которого устанавливает, что иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России.
     
     Требование обязательного зачисления валютной выручки нашло свое закрепление и в п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”: “Валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации”.
     
     Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения Банка России.
     

     Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением о зачислении валютной выручки от экспорта.
     
     При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов:
     
      -  предварительный контроль;
     
      -  информационно-аналитический контроль;
     
      -  окончательный документальный контроль.
     
     Предварительный контроль включает в себя определение правильности оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.
     
     Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и ее направление в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также  выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.
     
     При осуществлении окончательного документального контроля таможенные органы проводят целевые проверки экспортеров по возможным фактам непоступления валютной выручки. В случае подтверждения этих фактов применяются санкции, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации*1.
     
     -----
     *1 Таможенный вестник. 1996. № 19. С. 1.
     
     Технологически схема валютного контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций. В рамках автоматизированной информационной системы производится анализ и сопоставление этих двух информационных потоков.
     
     Такова в самых общих чертах схема валютного контроля за поступлением экспортной выручки. Основными контролирующими субъектами в такой схеме являются таможенные органы и банковские учреждения, отсюда и само название процедуры  -  таможенно-банковский контроль.
     
     Отметим также, что указанная информационная система используется не только в качестве составной части системы административного контроля, но и для получения достоверных данных, характеризующих результаты происходящих в стране макроэкономических процессов *1.
     
     -----
     *1 Таможенные ведомости. 1997. № 4. С. 134.    

     

     Функционирование механизма валютного контроля за экспортными операциями выявило новые способы незаконной перекачки капитала за рубеж  -  аферы с ценой и качеством вывозимых товаров.
     
     В первом случае российская сторона по договоренности с зарубежной стороной указывает в контракте заведомо заниженные цены на товары. В дополнительном соглашении, которое, естественно, не представляется в финансовые органы, фиксируется подлинная цена. В дальнейшем иностранная компания перечисляет разницу в ценах на счета физических или юридических лиц, указанных российским партнером.
     
     Аферы с искажением качества экспортируемой продукции наиболее наглядны при экспорте леса и лесопродукции. Ценнейшие породы древесины (кедр, ясень и другие) вывозятся под видом низкосортных пород. Некое совместное предприятие, скупая у различных поставщиков-производителей в Сибири и на Дальнем Востоке деловую древесину и перепродавая ее в Японии, с января 1992 года по март 1993 года вывезло за рубеж более 55 тысяч кубометров круглых лесоматериалов контрактной стоимостью свыше 6 млн долларов *1.
     
     -----
     *1 Российская газета, 13 апреля 1995 года. С. 7

     
     Другое предприятие за бесценок переправляло за рубеж отходы производства (“тяжелые углеводородистые остатки”). В результате проверки этих “отходов” оказалось, что за границу уходит лицензируемый газ пропан-бутан. Особого упоминания заслуживает то обстоятельство, что фиктивное заключение для таможни правонарушители подготовили на своем же предприятии, а региональная торгово-промышленная палата его подтвердила.
     
     Для устранения выявленных недостатков механизм валютного контроля должен быть дополнен системой контроля за качеством, количеством и ценой экспортируемых товаров.
     

4. Паспорт сделки

     Базовый документ таможенно-банковского валютного контроля  -  паспорт сделки. Он оформляется экспертом по каждому внешнеторговому контракту, подпадающему под действие валютного контроля.
     
     Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет которого должна впоследствии поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта сделки экспортер представляет в уполномоченный банк, наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал или надлежащим образом заверенную копию внешнеторгового контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки.
     
     Каждому паспорту сделки присваивается свой номер, являющийся сложным кодом, состоящим из четырех частей. Первая часть кода состоит из одной арабской цифры “1”, означающей, что паспорт используется для валютного контроля за экспортными поступлениями. Вторая часть кода  -  это восемь цифр, составляющих код уполномоченного банка по ОКПО. Третья часть представлена тремя цифрами, составляющими номер, присвоенный филиалу уполномоченного банка Банка России. Филиал уполномоченного банка упоминается в паспорте сделки в случае, если транзитный валютный счет экспортера, на который должна поступить валютная выручка по указанному в паспорте контракту, ведется в филиале уполномоченного банка. Если же этот счет ведется в головной конторе уполномоченного банка или у последнего вообще нет филиалов, в третьей части кода проставляется “000”. Наконец, четвертая составная часть кода представляет собой порядковый номер данного паспорта в журнале, который ведется уполномоченным банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля.
     

     Паспорт сделки, помимо сложного номера  -  кода, содержит также дату его регистрации в журнале.
     
     Так, запись “паспорт сделки № 1/09741502/004/00004” следует понимать следующим образом: паспорт экспортной сделки (цифра “1” в коде) подписи в уполномоченном банке, код которого по ОКПО  -  09741502; паспорт на номер транзитного валютного счета, который ведется в четвертом филиале; данный паспорт зарегистрирован  в журнале учета документов валютного контроля за номером 4.
     
     Паспорт экспортной сделки содержит следующую обязательную информацию:
     
     1) реквизиты уполномоченного банка;
     
     2) реквизиты экспортера;
     
     3) реквизиты иностранного покупателя;
     
     4) реквизиты и условия контракта.
     
     Реквизиты уполномоченного банка включают полное наименование банка (его филиала  -  если транзитный валютный счет ведется в филиале банка) и его почтовый адрес.
     
     Реквизиты экспортера  -  это полное официальное наименование предприятия (организации), подписавшего паспорт сделки, его юридический адрес, восьмизначный код предприятия, присвоенный органами государственной статистики, а также номер транзитного валютного счета, на который должна поступить валютная выручка по указанному контракту.
     
     Реквизитами иностранного покупателя являются его наименование и юридический адрес (в паспорте сделки они указываются в том виде, в каком зафиксированы во внешнеторговом контракте), страна, где покупатель зарегистрирован в качестве предпринимателя.
     
     В разделе “Реквизиты и условия контракта” содержатся следующие характеристики внешнеторгового контракта, на основе которого составлен паспорт сделки: номер и дата контракта; общая стоимость экспортируемого товара в соответствии с данным контрактом; валюта цены (то есть валюта, в которой определена сумма контракта); валюта платежа (то есть валюта, в которой по условиям контракта предполагается поступление экспортной валютной выручки); коды валюты цены и валюты платежа по Общесоюзному классификатору валют, утвержденному постановлением Госкомстандарта СССР от 22.03.84 № 158, с учетом дополнений, внесенных Банком России; в случае несовпадения валюты цены и валюты платежа указывается способ расчета курса валюты цены к валюте платежа в том виде, в каком он указан в контракте (так называемая валютная оговорка); последний платеж  -  расчетная дата поступления последнего платежа по контракту на транзитный счет экспортера.
     
     Кроме перечисленной информации, в паспорте сделки содержатся также такие условия контракта, как форма расчетов и срок поступления выручки.
     

     В графе “Форма расчетов” указывается код формы расчетов, предусмотренной внешнеторговым контрактом. Классификатор форм расчетов содержится в приложении № 1 к совместной инструкции Банка России и ГТК России от 12.10.93: аккредитив  -  10, инкассо  -  20, перевод  -  30, аккредитив/инкассо  -  40, аккредитив/перевод  -  50, инкассо/перевод  -  60, аккредитив/инкассо/перевод  -  70.
     
     Срок поступления валютной выручки рассчитывается экспортером самостоятельно исходя из времени продвижения товаров по российской территории, времени прохождения банковских документов, условий платежа по контракту и других факторов. Этот срок исчисляется от даты таможенного оформления товаров. Срок поступления выручки, так же как и форма расчетов, кодируется в соответствии с классификатором, приведенным в приложении № 1 к совместной инструкции Банка России и ГТК России.
     
     Если срок поступления валютной выручки превышает 180 календарных дней, то в соответствии с п. 10 “г” ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” вступают в силу предписания, регулирующие валютные операции, связанные с движением капитала. В таких случаях уполномоченный банк не подписывает паспорт сделки до представления экспортером оригинала лицензии Банка России на отсрочку платежа.
     
     При получении разрешения Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, в графе “лицензия Банка России” указываются номер, присвоенный Банком России лицензии, выданной экспортеру, дата ее выдачи, а также продолжительность отсрочки платежа, разрешение на предоставление которой иностранному покупателю получено экспортером от Банка России.
     
     Паспорта сделок по внешнеторговым договорам, предусматривающим осуществление экспортных поставок юридическими лицами-резидентами Российской Федерации в соответствии с межправительственными соглашениями в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, оформляются с учетом следующих особенностей:
     
      -  в графе “Номер счета” раздела “Реквизиты экспортера” указывается номер счета в уполномоченном банке, на котором учитывается задолженность по соответствующему государственному кредиту;
     

       -  в разделе “Особые отметки банка” указываются наименование и дата межправительственного соглашения, во исполнение которого заключен данный контракт.
     
     Как уже отмечалось, паспорт сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля *1 за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.
     
     -----
     *1 Досье формируется уполномоченным банком по каждому паспорту сделки и представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров

     
     Уполномоченный банк рассматривает предоставленные ему документы, проверяет соответствие данных паспорта сделки условиям внешнеторгового контракта. Основанием для отказа уполномоченного банка в подписании паспорта сделки может стать наличие одного из следующих фактов:
     
      -  несоответствие валютных операций, предусмотренных внешнеторговым контрактом, предписаниям действующего валютного законодательства;
     
      -  отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации;
     
      -  наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
     
      -  несоответствие сведений, указанных в паспорте сделки, данным, содержащимся во внешнеторговом контракте;
     
      -  отсутствие во внешнеторговом контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки;
     
      -  оформление паспорта сделки с нарушениями установленных требований.
     
     Отказывая в подписании паспорта сделки, уполномоченный банк возвращает экспортеру представленные им документы и при этом может дать рекомендации по оформлению паспорта сделки и внесению изменений в условия внешнеторгового контракта, связанные с оформлением паспорта сделки.
     
     При отсутствии указанных обстоятельств, препятствующих подписанию паспорта сделки, уполномоченный банк принимает паспорт сделки к оформлению.
     
     Паспорт сделки подписывается:
     
      -  от имени экспортера  -  лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в уполномоченном банке;
     
      -  от имени банка  -  одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.
     

     Уполномоченный банк проверяет соответствие подписи на паспорте сделки образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера.
     
     Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем (директором) уполномоченного банка и его главным бухгалтером *1. Их подписи свидетельствуются нотариусом, а сам список регистрируется в Банке России.
     
     -----
     *1 Форма приводится в приложении № 2 к совместной Инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 12 октября 1993 года.    

     
     Банк России информирует ГТК России о банках, потерпевших банкротство, подвергнутых принудительной реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не выпускают товары, оформленные с предоставлением такого паспорта.
     
     Факт подписания паспорта сделки уполномоченным банком означает, что банк принял внешнеторговый контракт, на который был составлен паспорт, на расчетное обслуживание и изъявил согласие на осуществление контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту. Уполномоченный банк, подписавший паспорт сделки, вправе за выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен паспорт сделки, взимать с экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15 % суммы контракта. Такая плата взимается уполномоченным банком не ранее поступления первой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядок взимания этой платы определяется банком по договоренности с экспортером.
     
     Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность за:
     
      -  полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен;
     
      -  зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.
     
     В случае реорганизации юридического лица-участника внешнеэкономической деятельности, ранее оформившего паспорт сделки, паспорт сделки должен быть переоформлен (письмо ГТК России от 01.08.97 № 01-15/114671). Для оформления нового паспорта сделки представляются:
     

      -  нотариально удостоверенная копия решения о реорганизации;
     
      -  нотариально удостоверенная копия передаточного акта;
     
      -  заверенная копия текста дополнений и изменений, внесенных в контракт (если такие изменения вносятся в контракт реорганизованным юридическим лицом).
     
     Во всех случаях внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, вывозимых из Российской Федерации по данному контракту, передать в уполномоченный банк:
     
      -  оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к внешнеторговому контракту;
     
      -  дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.
     

5. Особенности таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля


     Таможенные органы принимают экспортируемые товары к таможенному оформлению только в случае предъявления паспорта сделки в дополнение к установленным документам.
     
     Оформление товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в иностранной валюте без предоставления паспорта сделки допускается только в случаях, предусмотренных нормативными актами ГТК России, или с письменного разрешения ГТК России.
     
     На начальном этапе таможенные органы (таможенный пост или отдел таможенного оформления и таможенного контроля, при его наличии в структуре таможенного поста; акцизный таможенный пост или отдел таможенного оформления и таможенного контроля, при его наличии в структуре акцизного таможенного поста; отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможни) рассматривают представляемые им в рамках процедуры валютного контроля документы:
     
      -  внешнеторговый контракт;
     
      -  оригинал грузовой таможенной декларации (ГТД);
     
      -  один экземпляр копии ГТД;
     
      -  копию паспорта сделки;
     
      -  лицензию Банка России (в случае осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, а также зачисления валютных средств на счета в иностранных банках);
     
      -  иные документы, необходимые для контроля заявляемых сведений.
     
     Таможенные органы проверяют законность самого внешнеторгового контракта, а также соответствие представленного паспорта сделки установленным требованием к его оформлению. При этом не может служить основанием для отказа в выпуске товаров отсутствие во внешнеторговом контракте сведений об общей стоимости товаров, валюте платежа, форме расчетов, если эти данные содержатся в паспорте сделки, а также расхождение данных контракта и паспорта сделки по срокам оплаты товаров, вызванное объективными условиями (время пересылки банковских документов, время движения товаров и т.д.). В последнем случае необходимым условием является соблюдение общего срока исполнения текущей валютной операции  -  180 дней.
     
     Если во внешнеторговом контракте содержатся сведения о текущем валютном счете экспортера, а в паспорте сделки указан транзитный валютный счет, то подобное несоответствие не может стать основанием для отказа таможенного органа в выпуске экспортируемого товара.
     
     Должностные лица таможенного органа проверяют:
     

      -  соответствие данных, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в паспорте сделки;
     
      -  соответствие кода характера сделки (графа 24 ГТД) валюте платежа, предусмотренной внешнеторговым контрактом (графа “Код валюты платежа” паспорта сделка);
     
      -  соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию паспорта сделки, и оттиска печати банка образцам подписей ответственных лиц банков и оттисков печатей (при отсутствии в таможенном органе образцов подписей и оттисков печатей таможенное оформление не производится).
     
     При таможенном оформлении экспортных поставок с расчетами в клиринговой валюте, не котируемой Банком России, таможенному органу представляется справка уполномоченного банка, подтверждающая:
     
      -  наличие у участника внешнеторговой деятельности клирингового счета;
     
      -  осуществление расчетов в клиринговой валюте в счет конкретного межправительственного соглашения;
     
      -  код и курс клиринговой валюты.
     
     Если между документами, представленными для таможенного оформления, не выявлено существенных расхождений, а сами документы признаны подлинными и соответствующими требованиям, предъявляемым к подобным документам, должностное лицо таможенного органа подписывает копию паспорта сделки и ставит на ней личную номерную печать. Указанная копия паспорта сделки остается в делах таможенного органа наряду с экземпляром ГТД.
     
     Если выявляется конкретное нарушение таможенных правил и предписаний законодательства о валютном контроле, оно фиксируется в акте произвольной формы, который в течение рабочего дня, следующего за днем составления акта, представляется в отдел таможенной стоимости и валютного контроля таможни (для акцизного поста  -  в соответствующий отдел регионального таможенного управления). К акту прилагаются копии документов, в которых обнаружены указанные выше нарушения и несоответствия, а также копии иных необходимых документов. При этом до принятия решения отделом таможенной стоимости и валютного контроля или до представления указанных документов с внесенными изменениями и дополнениями (если только по фактам выявленных нарушений и несоответствий не начато производство по делам о нарушении таможенных правил) выпуск товаров не осуществляется.
     

6. Учетная карточка таможенно-банковского контроля и реестр

     Одним из основных документов валютного контроля за экспортной выручкой является учетная карточка таможенно-банковского контроля, которая представляет собой возвратный документ, составляемый таможенными органами для уполномоченных банков и содержащий часть сведений из ГТД, необходимых для осуществления валютного контроля.
     
     Учетная карточка информирует по одной произведенной отгрузке. На основе учетных карточек в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от произведенных товарных поставок. Реестр содержит информацию об отгрузках товаров на экспорт, а также о суммах и сроках поступления валютной выручки, сгруппированную по уполномоченным банкам по признаку близости этих сроков.
     
     Реестры направляются в уполномоченные банки в двух экземплярах. Первый экземпляр разделяется банком на учетные карточки, относящиеся к различным паспортам сделки, и эти учетные карточки распределяются по соответствующим досье. Второй экземпляр реестра заполняется уполномоченным банком и не позднее контрольного срока возврата, указанного в нем, высылается обратно в таможенные органы.
     
     Порядок заполнения реестров уполномоченными банками содержится в приложении № 3 к совместной инструкции Банка России и ГТК России от 12.10.93.
     
     Часть содержащейся в реестре информации предоставляется таможенными органами: номер учетной карточки *1; номер паспорта сделки; контрольный срок возврата реестра (последняя допустимая дата отправки реестра в таможенный орган, перекрывающая сроки поступления выручки по всем учетным карточкам данного реестра); номер транзитного валютного счета; полное наименование экспортера и его  восьмизначный код по ОКПО; номер соответствующего внешнеторгового контракта и дата его подписания; номер ГТД; дата таможенного оформления; стоимость товара, заявленная в ГТД; девятизначный код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; количество товара, вывезенного на экспорт, и единица его измерения; валюта цены; форма расчета; срок поступления валютной выручки (согласно ГТД); наименование таможни, оформившей отправку товара на экспорт.
     
     -----
     *1 Номер учетной карточки состоит из четырехзначного порядкового номера реестра, присваиваемого ему таможенным органом, и отделенного наклонной чертой порядкового номера данной учетной карточки в реестре

     
     Уполномоченный банк фиксирует в реестре:
     

      -  сумму выручки от экспорта товаров, фактически поступившей на транзитный валютный счет экспортера по конкретной отгрузке, указанной в учетной карточке;
     
      -  арифметическую разницу между стоимостью товара, заявленной экспортером в ГТД, и размером фактически поступившей на транзитный валютный счет экспортной выручки;
     
      -  сумму, на которую экспортером были представлены в уполномоченный банк письма МВЭС России или Банка России, подтверждающие обоснованность непоступления выручки от экспорта товаров и указывающие причины непоступления выручки в полном объеме и в срок;
     
      -  причину непоступления валютной выручки в полном объеме и в срок (несоответствие качества товаров требованиям контракта; несоответствие количества поставленных товаров данным накладных или контракта; действие непреодолимой силы; задолженность по предыдущим поставкам; задержки в расчетах по вине банков и т.д.);
     
      -  другую информацию (необоснованное недопоступление валютной выручки, дата фактического зачисления выручки на транзитный валютный счет экспортера; форма расчетов по факту и т.д.).
     
     В графе “Особые отметки” уполномоченный банк может зафиксировать объяснения экспортера по поводу непоступления средств по конкретной учетной карточке или соответствующие сведения из  межбанковских документов.
     

7. Информационный обмен между таможней, уполномоченным банком и экспортером в процессе осуществления валютного контроля


     В течение 10 дней со дня выпуска товаров экспортер обязан представить в уполномоченный банк копию ГТД, заверенную подписью должностного лица таможни и его личной печатью. Копия ГТД подшивается в досье банка к уже находящемуся там паспорту сделки.
     
     Таможенный орган на базе экспортных ГТД ежедекадно формирует и отправляет по каналам электронной связи информацию о выпущенных товарах в Главный научно-информационный вычислительный центр *1 (ГНИВЦ) с целью создания единого банка данных.
     
     -----
     *1  Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) — государственное предприятие, входящее в структуру ГТК России и имеющее в качестве основной цели своей деятельности повышение эффективности работы таможенных органов путем создания, внедрения и эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, а также обеспечение ее жизнедеятельности.
     
     Такие сведения обрабатываются в ГНИВЦ и группируются в реестры учетных карточек по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки. По специально созданным каналам связи, объединяющим более тысячи уполномоченных банков и их филиалов, эти сведения направляются в банки по принадлежности *1.
     
     -----
     *1 Таможенные ведомости. 1996. № 2. С. 48

     
     С каждого поступающего от таможенных органов реестра уполномоченный банк снимает ксерокопию, которую разделяет на отдельные учетные карточки и в течение трех банковских дней направляет экспортерам для идентификации сумм, поступающих на счета экспортеров в данном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в реестре.
     

     Экспортер после поступления на его валютный транзитный счет выручки от экспорта товаров при оформлении поручения о переводе части выручки на свой текущий валютный счет и обязательной продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке отдельной строкой указывает номер и дату паспорта сделки и учетной карточки, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, указываются реквизиты только паспорта сделки).
     
     Не позднее чем за 10 дней до указанного контрольного срока возврата реестра в ГНИВЦ экспортер должен возвратить в уполномоченный банк учетную карточку, заполненную на основе полученных от банка выписок со своих транзитных счетов, а также иной информации, находящейся в распоряжении экспортера.
     
     Заполненная экспортером ксерокопия учетной карточки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по счету, скрепляется печатью и представляется в банк, как правило, одновременно с поручением на перевод средств с транзитного на свой текущий валютный счет и на обязательную продажу части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке при условии, что это требование относится к поступившей сумме. Получив от экспортера заполненную ксерокопию учетной карточки, банк проверяет правильность отнесения поступивших сумм к конкретным отгрузкам и соответствие дат, указанных экспортером, датам поступления этих сумм на транзитный валютный счет.
     
     Завершив работу с копиями учетных карточек, присланных экспортерами, уполномоченный банк заполняет все графы реестра и направляет его не позднее контрольного срока возврата для дальнейшей обработки в ГНИВЦ с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.
     
     К отсылаемому в ГТК России реестру предъявляется два основных требования:
     
     1) все графы реестра должны быть заполнены уполномоченным банком;
     
     2) реестр должен быть направлен в ГТК России в установленный срок, без задержки. Неполучение от экспортера какой-либо информации о характере поступивших валютных сумм (в том числе вариант заполнения учетной карточки, поручения о продаже валюты или перечислении на текущий счет со ссылкой на конкретные паспорт сделки и учетную карточку) или непоступление самих сумм не может служить для уполномоченного банка основанием для задержки направления реестра в ГТК России.
     
     Обработанная в ГНИВЦ информация отсылается в таможенные органы, в зоне деятельности которых находятся экспортеры или контрактодержатели (если они не совпадают), в ВЭК России, Госналогслужбу России, Банк России и Прокуратуру РФ для проведения проверок поступившей информации, расследования случаев нарушения норм валютного законодательства и применения к виновным установленных санкций.
     

8. Экспертиза обоснованности недополучения или задержки поступления валютной выручки от экспорта российских товаров


     При поступлении валютной выручки в неполном объеме или с нарушением срока экспортер в целях подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения причитающихся сумм может обратиться в МВЭС России или уполномоченные им органы в порядке, предусмотренном в приказе МВЭС России от 12.03.96 № 126.
     
     Экспортер представляет в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе заявление по установленной форме (приложение № 1 к приказу МВЭС России № 126), к которому прилагаются следующие документы:
     
      -  пояснительная записка с указанием причины и суммы недополучения валютной выручки на дату заявления;
     
      -  справка уполномоченного банка по всем платежам и валютным поступлениям, соответствующим учетным карточкам в рамках данного контракта;
     
      -  копии следующих документов: контракта и дополнений к нему; паспорта сделки и дополнительных к нему листов; ГТД; учетных карточек, соответствующих валютным поступлениям на транзитный счет экспортера; комплекта предусмотренных контрактом товаросопроводительных документов (счета, коносамента, железнодорожной накладной, приемо-сдаточного акта, и т.д.).
     
     В зависимости от конкретной ситуации к заявлению могут прилагаться дополнительные документы.
     
     Так, в случае недополучения валютной выручки по причине уплаты штрафа за простой судна (демереджа *1), помимо заявления и названных документов, в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе направляются расчет демереджа и стояночного времени (таймшит *2), уведомление о готовности судна к погрузке, сертификат о разгрузке, фрахтовый договор, иные необходимые документы, а также имеющаяся переписка между продавцом и покупателем по данному вопросу.
     
     -----
     *1 Демередж (demurrage) - денежное возмещение, уплачиваемое судовладельцу фрахтователем за простой судна под грузовыми операциями сверх времени, предусмотренного в договоре фрахтования судна.          
     *2 Таймшит (time sheet) - расчет стояночного времени судна, составляемый обычно для каждого порта погрузки и выгрузки и подписываемый капитаном и представителем фрахтователя

     
     При недополучении валютной выручки из-за изменения биржевых котировок и справочных цен в ходе исполнения внешнеторгового контракта экспортер прилагает к заявлению биржевые котировки, справочные цены по официальным источникам информации (platt's и др.), иные общеизвестные печатные публикации со специально выделенными позициями и легко читаемые, а также подробные пояснения и расчеты, составленные заявителем по формуле цены, предусмотренной в контракте, на дату поставки с расшифровкой всех составляющих элементов цены и документальным подтверждением каждого из этих элементов.
     
     Особо следует прокомментировать ситуацию, связанную с наличием претензий (рекламаций) по качеству и/или количеству. Внешнеторговая практика последних лет показывает, что очень часто иностранный покупатель отказывается оплачивать часть экспортированного из России товара под предлогом обнаружения брака в товарной поставке, но при этом не представляет актов официальных экспертиз или заключений независимых экспертов. Реагируя на эту и другие подобные негативные тенденции внешнеторговой практики, Правительство РФ приняло решение о введении единой системы эксперт-ной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров (постановление Правительства РФ от 26.12.95 № 1267 в редакции постановлений Правительства РФ от 21.03.96 № 298, от 19.01.98 № 56). Такая система была введена с 1 января 1996 года, в результате чего участники внешнеторговой  деятельности независимо от их организационно-правовых форм на добровольной основе представляют экспортируемые товары для экс-пертной оценки количества, качества и цены.
     

     Экспертную оценку могут проводить российские и иностранные экспертные организации, допущенные к этой работе Комис-сией Правительства РФ по вопросам экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров *1 (далее по тексту  -  Комиссия) по представлению ВЭК России.
     
     -----
     *1  Положение о Комиссии Правительства РФ  по вопросам экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров, а также Положение о порядке допуска российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.95 № 1267 (с последующими изменениями и дополнениями).    

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.96 № 298 МВЭС России с 1 июля 1996 года рассматривает заявления организаций и предприятий по не-обоснованности неполного или несвоевременного получения валютной выручки от экспорта российских товаров, включенных в составляемый Комиссией перечень конкретных видов экспортируемых товаров, по которым проводится экспертная оценка количества, качества и цены, только при наличии сертификата предтаможенной (предотгрузочной) экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров, оформленного допущенными экспертными организациями.
     
     Формой отчетности являются выдаваемые экспертными организациями сертификаты  -  инспекционный отчет о проверке экспортных грузов и инспекционный отчет о прибытии экспортных грузов. Такие сертификаты представляют собой разновидность товаросопроводительных документов. Следует обратить внимание на то, что первоначально эти сертификаты определялись в качестве обязательных товаросопроводительных документов. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в текст постановления Правительства РФ от 26.12.95 № 1267 постановлением Правительства РФ от 21.03.96 № 298, отсутствие сертификата не может служить основанием для отказа в экспорте товара.
     
     Стандартизированная форма инспекционного отчета о проверке экспортных грузов (inspection account of checking of export goods) содержит реквизиты продавца, покупателя, банка продавца, а также реквизиты и условия внешнеторгового контракта, номер ГТД. Кроме того, в сертификате указываются заявленные данные о товаре (описание, количество, цена), информация по отгрузке (дата поставки, пункты отправления и назначения, транспортное средство и др.). С заявленными в сертификате данными о товаре сравниваются результаты инспекций (описание товара, количество и цена).
     
     Об изменениях в количестве и качестве экспортируемых товаров, которые произо-шли на этапе транспортировки, позволяет судить инспекционный отчет о прибытии экспортных товаров (inspection account of arrival of export goods). Ключевая позиция этого сертификата  -  20-й пункт, в котором фиксируются выявленные расхождения между заявленными данными товара и результатами инспекции груза по его прибытии.
     

     Таким образом, если возникают претензии (рекламации) по качеству и/или количеству, экспортер дополнительно к заявлению и иным вышеперечисленным документам направляет в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе:
     
      -  сертификаты качества и количества, оформленные независимым инспекционным агентством по поручению экспортера (если контрактом не предусмотрено иное);
     
      -  саму претензию (рекламацию) и акт экспертизы независимой инспекционной организации, удостоверяющей расхождения по качеству и/или количеству товара, оформленные по поручению покупателя при окончательной приемке товара за границей;
     
      -  ответ экспортера на претензию покупателя, а также переписка заявителя в отношении претензий (рекламаций).
     
     Уполномоченный МВЭС России в регионе проверяет правильность заполнения экспортером заявления и наличие всех необходимых документов и в зависимости от суммы недополученной валютной выручки рассматривает поступившие заявления самостоятельно либо направляет их со своим предварительным заключением в Административный департамент МВЭС России.
     
     Управления уполномоченных МВЭС России вправе рассматривать заявления экспортеров по недополучению или задержке поступлений валютной выручки на сумму, не превышающую 50 тыс. долларов. В соответствии с п. 2 приказа МВЭС России от 12.03.96 № 126 Управлениям уполномоченных МВЭС России по Республике Карелия, Республике Коми, Восточно-Сибирскому району, Поволжскому району, Центрально-Черноземному району, Санкт-Петербургу, Мурманской области, Омской области, Ростовской области предоставлено право рассматривать заявления экспортеров по недополучению или задержке поступлений  валютной выручки на сумму до 150 тыс. долларов с оформлением заключений МВЭС России по установленной форме.
     
     В МВЭС России подготовка заключений возлагается на экспертную группу, персональный состав которой определяется приказом по министерству. Организационно-техническое обеспечение работы экспертной группы возлагается на Административный департамент МВЭС России, в котором после анализа документов готовится предварительное заключение по заявлению экспортера. При необходимости, документы заявителя могут направляться для дачи соответствующих заключений в иные подразделения МВЭС России. По решению экспертной группы МВЭС России к проведению экспертизы могут привлекаться специалисты В/О “Союзэкспертиза”, Торгово-промышленной палаты РФ и др.
     
     На заседании экспертной группы секретарь доводит до сведения членов группы за-ключение по каждому заявлению.
     

     Протокол заседания экспертной группы состоит из трех разделов:
     
      -  первый раздел включает заявления экспортеров, по которым были приняты решения об обоснованном недополучении валютной выручки;
     
      -  второй раздел содержит заявления, по которым были приняты решения о необоснованном недополучении валютной выручки или о необоснованной задержке в получении валютной выручки;
     
      -  третий раздел объединяет заявления экспортеров, по которым были приняты иные решения (частично обоснованное недопоступление валютной выручки по данному контракту, рекомендации экспортеру обратиться в другие компетентные органы и т.д.).
     
     Протоколы заседаний экспертной группы подписываются всеми ее членами, принимавшими участие в заседании. Секретарь экспертной группы готовит и направляет в адрес уполномоченного МВЭС России в регионе, из которого поступило заявление, а также в адрес экспортера выписку из протокола заседания экспертной группы.
     
     Для рассмотрения заявлений в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе создается региональная экспертная группа во главе с самим уполномоченным. Состав такой группы согласуется с администрацией региона и утверждается в МВЭС России. Заседания региональной экспертной группы проводятся по мере поступления и предварительного рассмотрения заявлений экспортеров. На заседания выносятся результаты предварительного рассмотрения заявлений с учетом мнений и замечаний экспертов.
     
     Секретарь региональной экспертной группы готовит и направляет в адрес заявителя выписки из протокола заседания, которые подписывает уполномоченный МВЭС России в регионе. Список уполномоченн