Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Закон о финансах подмосковных дорог

       

Закон о финансах подмосковных дорог

Беседу вел
В. Коваленко

     
     В январе 1998 года опубликован и вступил в силу Закон “О территориальном дорожном фонде Московской области”, принятый областной Думой и подписанный губернатором Московской области. Действие этого Закона должно способствовать защите интересов пользователей автомобильных дорог, повышению качества строительства дорог, а также созданию и нормальному функционированию рынка дорожных услуг. О том, что предшествовало принятию нового Закона, какие задачи сегодня стоят перед “Мосавтодором”, рассказал заместитель начальника финансово-экономической службы “Мосавтодора” В.И. Тихонов.
     

     Что принципиально нового в данном Законе?

     
     В Законе впервые четко определены полномочия различных ветвей и органов государственной власти Московской области - областной Думы, губернатора, Правительства по управлению автомобильными дорогами. Предусмотрено, что Государственную программу Московской области по обеспечению содержания, ремонта, реконструкции и нового строительства автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Московской области, и бюджет территориального дорожного фонда на предстоящий финансовый год разрабатывает Правительство Московской области, а утверждает по представлению губернатора - представительный орган власти - Московская областная Дума. За Думой закреплены также права утверждения налоговых ставок и льгот по налогам, поступающим в дорожный фонд, контроля за исполнением Государственной программы и бюджета дорожного фонда, а также утверждения отчетов об их исполнении.
     

     Как изменился порядок формирования доходов и расходования средств дорожного фонда?

     
     Особое внимание в новом законе уделено порядку формирования доходов и расходования средств территориального дорожного фонда, являющегося частью областного бюджета. Известно, что в настоящее время, если не считать налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспорта, основным источником дохода территориальных дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог, составивший в 1997 году более 87 % всех поступлений доходов дорожного фонда Московской области. Однако этот налог ввиду особенностей определения его налогооблагаемой базы (проценты от выручки, включаемые в себестоимость) подвергается постоянной критике со стороны экономистов, и в настоящее время в планах реформы налоговой системы предусматривается постепенная отмена этого налога и лишь частичная компенсация выпадающих сумм другими налоговыми доходами. В результате такой реформы территориальный дорожный фонд Московской области может потерять (в различных вариантах) от половины до двух третей налоговых доходов, что сделает невозможным финансирование затрат даже на одно только содержание автомобильных дорог.
     

     И где же выход?

     

     В новом законе предусмотрен ряд новых неналоговых источников дохода, использование которых позволит частично смягчить потери территориального дорожного фонда, связанные с предстоящей налоговой реформой. Среди них - и новые источники, связанные с развитием рыночных отношений в сфере дорожного хозяйства, такие как доходы от сдачи в аренду и продажи имущества, приобретенного за счет средств территориального дорожного фонда, и доходы от сдачи в аренду объектов дорожной инфраструктуры, находящихся в собственности Московской области, доходы от рекламной деятельности, осуществляемой в полосе отвода автомобильных дорог. Впервые установлено, что в доходы дорожного фонда будут поступать также штрафы и возмещения убытков за повреждение дорог и сооружений на них, взыскиваемые в порядке, установленном законодательством.
     

     Как будут распределяться полученные средства?

     
     В Законе подробно расписан порядок распределения и использования средств территориального дорожного фонда по отдельным статьям расходов. Это распределение осуществляется последовательным направлением имеющихся средств в порядке очередности по следующим целевым направлениям:
     
     1. Переходящий остаток средств на конец финансового года.
     
     2. Содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений на них.
     
     3. Управление дорожным хозяйством.
     
     4. Реконструкция и строительство автомобильных дорог и сооружений на них.
     
     5. Развитие производственной базы и социальной сферы дорожного хозяйства, в том числе приобретение дорожной техники.
     
     6. Резерв.
     
     Определен порядок планирования и целевого расходования средств по каждой из указанных статей. Детально перечислены все разрешенные направления расходования средств по статье “Управление дорожным хозяйством”. Во многих случаях в Законе определены количественные ограничения для расходных статей, что позволит исключить какой-либо произвол при планировании соответствующих статей расходов, их исполнении и значительно облегчит контроль за правильностью расходования средств.
     

     На кого возлагается ответственность за использование средств территориального дорожного фонда?

     

     Единоличная ответственность за использование средств территориального дорожного фонда исключительно в соответствии с их целевым назначением возложена на руководителя организации по управлению автомобильными дорогами. В случае если в результате рассмотрения отчета об исполнении бюджета территориального дорожного фонда будут установлены нарушения закона, московская областная Дума вправе принять решение о неутверждении отчета об исполнении бюджета дорожного фонда и предложить губернатору московской области рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности лица, являющегося руководителем организации по управлению автомобильными дорогами.
     
     Эффективность действия нового закона будет зависеть от точности его исполнения всеми субъектами законодательства (налогоплательщиками, органами государственной власти) и налоговыми органами Московской области, организацией по управлению автомобильными дорогами (Управление автомобильных дорог Московской области “Мосавтодор”) и многочисленными подрядными организациями, осуществляющими содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог Подмосковья.