Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Организация материальной ответственности на предприятиях торговли


Организация материальной ответственности на предприятиях торговли

А.А. Корпусов,

председатель Клуба бухгалтеров
и аудиторов торговли, г. Москвы
     
     Одной из основных задач, указанных в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” является “обеспечение информацией ... для контроля за ... наличием и движением имущества и обязательств...” (статья 1, пункт 3).
     
     Предприятия торговли имеют в составе имущества значительные запасы товаров и остатки денежных средств, которые находятся в подотчете многих материально ответственных лиц. Постоянно изменяется форма ценностей: товары переходят в деньги, а последние, в свою очередь, становятся товарами; меняются и материально ответственные лица. Поэтому на предприятиях торговли контроль за имуществом как функция бухгалтерского учета приобретает первостепенное значение и осуществляется по всей цепочке товародвижения: завоз, хранение и реализация товаров. Успешному контролю способствует правильная, юридически обоснованная работа по организации материальной ответственности, которую проводит администрация совместно с бухгалтерской службой.
     
     В бухгалтерской службе эту работу обеспечивает главный бухгалтер в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона “О бухгалтерском учете”. Выполнение работниками бухгалтерии таких важных функций, как учет и сохранность собственности предприятия, организации зависит в значительной мере от правового регулирования взаимоотношений администрации с ее работниками.
     
     В этих взаимоотношениях важнейший юридический акт - Перечень должностей и работ, занимаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, который был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 № 477/24 и действует по сей день.
     
     Статья 121.1 КЗоТ РФ предусматривает заключение с работниками, должности которых вошли в Перечень, специальных типовых договоров о полной индивидуальной материальной ответственности. Если по характеру работы, связанной с хранением, реализацией, перевозкой материальных ценностей нельзя разграничить материальную ответственность, администрация устанавливает коллективную (бригадную) материальную ответственность. Статья 121-2 КЗоТ РФ определяет, что такая ответственность устанавливается “администрацией по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом”.
     
     Договоры о материальной ответственности заключаются в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии. Договор может быть заключен как с постоянным работником, так и с совместителем или временным работником, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
     

     При организации материальной ответственности следует также руководствоваться Указаниями о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 19.08.82 № 169, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в Указания приказом от 20.03.87 № 76.
     
     Организация материальной ответственности зависит от формы ответственности, структуры предприятия, технологии продажи товаров. В предприятиях с частной формой собственности, а также в небольших магазинах с коллективной формой собственности все работники, непосредственно участвующие в торговом процессе, являются материально ответственными лицами (т.н. материальщиками). В крупных магазинах формируются бригады коллективной материальной ответственности отдельно в торговом зале и отдельно на складах. Например, одна бригада продавцов 6-8 человек, работающих посменно в одной из торговых секций универмага. Вторая бригада - работники склада этого же отдела. Второй вариант организации бригады материально ответственных лиц - объединение двух бригад отдела (продавцов и работников склада) в одну бригаду с единым отчетом о движении товаров по отделу. Создание единой бригады позволяет сократить документацию по оформлению отпуска товаров со склада в торговый зал, вместо двух отчетов составлять один отчет, в котором приходными документами являются счета-фактуры, накладные поставщиков, а в расход записывается сумма реализованных товаров по показателям счетчиков кассовых аппаратов. Аннулирование раздельной материальной ответственности склада и торговой секции в рамках одного товарного отдела упрощает документооборот, но в то же время снижает контроль за движением товаров. В соответствии с заключенным договором о материальной ответственности администрация обязуется создать необходимые условия для нормальной работы материально ответственных лиц, последние - обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств и в случае их недостачи возместить полностью причиненный ущерб.
     
     При недостаче в крупных размерах проводится служебное расследование с целью установления причин недостачи и уточнения размера причиненного ущерба. эта работа должна осуществляться в точном соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и основываться на следующих принципах:
     

     - материальный ущерб - это самостоятельный вид ответственности, независимый от уголовной, административной, дисциплинарной;
     
     - материальная ответственность может быть определена только при наличии действительного ущерба, нанесенного имуществу предприятия. Статья 118 КЗоТ РФ устанавливает, что “при определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются”;
     
     - наличие вины работника в причинении ущерба своими действиями или бездействием.
     
     Безусловно, служебное расследование должно быть проведено в такой срок, чтобы распоряжение администрации о возмещении ущерба было издано в точном соответствии с требованиями ст. 122 КЗоТ РФ, а именно “не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику”.
     
     Подлежащий возмещению ущерб распределяется между членами бригады пропорционально должностному окладу и фактически проработанному времени за период от по-следней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
     
     Администрация в соответствии со ст. 118 КЗоТ РФ имеет право допустить “добровольное возмещение работником ущерба, причиненного предприятию...”. В случае если ущерб не превысил среднего месячного заработка, работник должен письменно дать согласие об удержании ущерба из заработка. Если же работник не дал согласие на удержание, администрация передает иск в народный суд.
     
     Приказом по предприятию должен быть определен порядок удержаний из заработной платы работников, когда ущерб не превышает размер средней месячной зарплаты. Статья 125 КЗоТ РФ устанавливает, что “размер всех удержаний не может превышать двадцати процентов, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - пятидесяти процентов заработной платы, причитающейся к выплате работнику”. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено пятьдесят процентов заработка.
     
     Вопросы организации материальной ответственности должны быть отражены, на наш взгляд, в приказе по предприятию “Учетная политика”:
     
     - формирование бригад материально ответственных лиц;
     

     - сроки и порядок составления и представления отчетов по движению товарно-материальных ценностей и денежных средств;
     
     - создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
     
     - сроки проведения годовой инвентаризации и периодичность контрольных инвентаризаций имущества;
     
     - контроль за работой контрольно-кассовых машин.
     
     При составлении в приказе раздела “Организация материальной ответственности” следует наряду с другими нормативными документами использовать Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Комитетом РФ по торговле от 10.07.96 № 1-794/32-5.