Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении и исчислении налога на добавленную стоимость предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Порядок составления счетов-фактур


О  применении и исчислении  налога   на  добавленную стоимость  предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок составления счетов-фактур

В.И. Тихонова

     Предприятия(организации) - плательщики налога на добавленную стоимость должны учитывать в своей работе особенности, свойственные различным отраслям экономики.
     
     Так, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) приходится решать целый комплекс сложных вопросов, касающихся самой системы исчисления НДС, в частности вопросы исчисления НДС, если имеются льготы по этому налогу при оказании населению услуг, по которым  применяются регулируемые цены и тарифы и, соответственно, дотируются государством, а также вопросы применения НДС при осуществлении хозрасчетной деятельности.
     
     Вопросы применения и исчисления НДС для всех налогоплательщиков, в том числе предприятий (организаций) ЖКХ, а также организаций, оказывающих им услуги (выполняющих работы), регулируются Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений, и инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты НДС”, с учетом последующих изменений и дополнений.
     
     Кроме вышеназванных документов, предприятия (организации) ЖКХ должны руководствоваться при применении НДС письмом Госналогслужбы России, согласованным с Минфином России и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 15.08.96. № ВЗ-4-03/55н “О порядке исчисления НДС организациями ЖКХ” (зарегистрированным в Минюсте России 29.08.96 № 1156).
     
     Действующее законодательство предоставляет большое количество льгот по НДС для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе для предприятий ЖКХ.
     
     Согласно подпункту “г” п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”, с учетом последующих изменений и дополнений (подпункт “г” п. 12 раздела 5 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты НДС”), от этого налога освобождена квартирная плата (включая плату за проживание в общежитиях).
     
     Сложность применения льготы по квартирной плате для предприятий ЖКХ обусловлена тем, что начиная с апреля 1996 года изменен порядок исчисления НДС при возмещении сумм налога, уплаченных по расходам, производимым в счет квартирной платы.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость”", опубликованным в “Российской газете” 9 апреля 1996 года, налог на добавленную стоимость, уплаченный организациями жилищно-коммунального хозяйства поставщикам товаров [производителям работ (услуг)] по расходам, осуществляемым в счет квартирной платы (оплаты за жилое помещение), начиная с 1 апреля 1996 года возмещению  (зачету) из бюджета не подлежит, а суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров [производителям работ (услуг)], относятся на издержки производства организации,  эксплуатирующей жилой фонд. Компенсация этих сумм налога на добавленную стоимость учитывается в объеме дотации, поступающей из соответствующего источника.
     

     Согласно телеграмме Минфина России и Госналогслужбы России от 18.04.96 № 04-03-02, ВЗ-6-03/260 по объектам налогообложения (товарам, работам, услугам), по которым согласно вышеназванному Федеральному закону изменен порядок применения налога на добавленную стоимость, перерасчеты с бюджетом за истекший до его официального опубликования период (9 апреля 1996 года) не производились и штрафные санкции не применялись.
     
     До введения в действие вышеназванного Федерального закона действовал иной порядок возмещения (зачета) сумм налога на  добавленную стоимость по расходам, производимым в счет квартирной платы (оплаты за жилое помещение).
     
     Так, согласно п. 3 ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” (без учета изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по расходам, производимым в счет квартирной платы, подлежали до 1996 года зачету в счет предстоящих платежей или возмещению за счет общих платежей налогов в 10-дневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом в налоговом расчете (декларации) по соответствующим строкам и графам суммы налога на добавленную стоимость выделялись отдельно. Одновременно следует отметить, что в проекте Налогового кодекса льготу по НДС по квартирной плате (оплате за жилое помещение),  имеющую социальное значение, предполагается сохранить в том варианте, в каком она действует в настоящее время.
     
     В связи с объективными  сложностями, возникающими при применении НДС предприятиями и организациями ЖКХ, в письме Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н в целях налогообложения (применения НДС) подробно отражены отраслевые особенности формирования доходов предприятий ЖКХ.
     
     Так, в соответствии с вышеназванным письмом Госналогслужбы России квартирная плата является одним из источником формирования доходов предприятий ЖКХ.
     
     В настоящее время понятия “квартирная плата” и “оплата жилья” равнозначны в целях налогообложения, так как  в соответствии с Законом РФ от 24.12.92 № 4219-1 “Об основах федеральной жилищной политики” и  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 935 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг” осуществлен переход на оплату за пользование жилыми помещениями,  исходя из общей площади квартир (жилья). Принимая во внимание изменения, внесенные данными документами, от налога на добавленную  стоимость освобождена в настоящее время оплата жилья, взимаемая с населения по  договору найма жилого помещения в домах государственного,  муниципального и ведомственного жилищных фондов в виде платы за наем и оплаты жилья по договору найма, а также по договору о  передаче жилья в собственность граждан (приватизация) в виде оплаты услуг по техническому обслуживанию дома.
     
     Данная льгота не применяется в отношении оплаты услуг по техническому обслуживанию домов в жилищных и жилищно-строительных кооперативах. Это обусловлено тем, что население, проживающее в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, оплатило стоимость своего жилья при его строительстве (единовременно или в течение определенного периода времени), и, соответственно, жильцы этих домов не оплачивают жилье по договору найма.
     

     В целях налогообложения при применении указанной льготы по налогу на добавленную стоимость в оплату жилья включаются только те расходы, которые ранее входили в квартирную плату, а именно: расходы на содержание и ремонт жилья, а также расходы по эксплуатации домового хозяйства, в том числе уборка и освещение лестниц, мест общего пользования и придомовой территории, обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, вывоз мусора, содержание  аппарата управления жилищно-эксплуатационной организации, плата за капитальный ремонт мест общего пользования, а также другие работы, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
     
     Перечень расходов, включаемых в состав квартирной платы, определен Методикой расчета экономически обоснованных ставок и  тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному  хозяйству от 09.11.93 № 56, и Методическими рекомендациями по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службе “Заказчик”, утвержденными  приказом  Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 07.10.94 № 7 (с учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 1 постановления Правительства РФ от 18.06.96 № 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в части оплаты жилья”).
     
     Согласно п. 6 вышеназванного постановления уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилья  определяется органами исполнительной власти Российской Федерации.
     
     Организации, эксплуатирующие жилой фонд, производят за счет квартирной платы (платы за жилое помещение) платежи соответствующим поставщикам (производителям работ и услуг) в общеустановленном порядке с учетом налога на добавленную стоимость.
     
     Так, например, если услуги по вывозу мусора оказываются спецавтохозяйством предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, они должны оплачиваться предприятиями ЖКХ с налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н одним из источников формирования доходов для предприятий ЖКХ являются средства, получаемые от осуществления какой-либо хозрасчетной деятельности.
     
     Средства, полученные предприятиями ЖКХ от населения (жильцов) сверх установленной квартирной платы (оплаты за жилое помещение), и средства, поступающие от какой-либо иной хозрасчетной деятельности, также являются источником формирования доходов этой группы налогоплательщиков.
     

     К ним относятся средства, которые предприятия жилищно-коммунального хозяйства получают от населения (жильцов)  за выполнение работ (оказание услуг), связанных с эксплуатацией жилого фонда. Как правило, эти работы и услуги носят непостоянный характер и оказываются жильцам по дополнительным  заявкам. К ним относятся такие работы (услуги), как дополнительный косметический ремонт квартир, замена санитарно-технического оборудования по желанию жильцов или в случаях, если это оборудование пришло в негодность по вине самих жильцов, и др.
     
     В соответствии с правами, предоставленными местным органам власти, к дополнительным платным услугам,  оказываемым населению, помимо вышеперечисленных, могут быть отнесены по их решению услуги по эксплуатации домохозяйства при условии, что  они выведены из состава оплаты жилья (квартирной платы) и, соответственно, будут оплачиваться населением отдельно сверх установленного размера оплаты за жилое помещение (квартирной платы).
     
     Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, имеют право на получение льготы по этому налогу только при условии, если они ведут раздельный учет затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
     
     Соответственно, в целях налогообложения согласно установленному порядку на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства должен вестись раздельный учет доходов, поступающих от этих видов деятельности, и соответствующих им расходов.
     
     Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что у организаций (предприятий), в том числе жилищно-коммунального хозяйства, занимающихся продажей и перепродажей товаров, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых покупателям товаров исходя из применяемых цен без включения в них сумм налога на добавленную стоимость.
     
     В связи с этим обороты по реализации населению каких-либо оплачиваемых дополнительно работ и услуг, а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), связанных с прочей хозрасчетной деятельностью, облагаются налогом на добавленную стоимость в вышеизложенном порядке.
     
     Эти обороты по реализации товаров (работ, услуг) и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в общеустановленном порядке в налоговом расчете (декларации).
     

     Практически все предприятия (организации), реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые НДС, испытывают трудности при решении вопроса о порядке ведения раздельного учета затрат по этим товарам (работам, услугам).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, имеют право на получение льгот только при ведении раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). При этом вышеуказанный Закон РФ не установил порядок ведения раздельного учета. В связи с этим налогоплательщикам следует руководствоваться другими  документами. В частности, порядок ведения раздельного учета  затрат в целях налогообложения следует определять на основании  приказа Минфина России от 28.07.94 № 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”" и оформлять такой  порядок организационно-распорядительным документом руководителя предприятия (организации).
     
     В свою очередь, при ведении раздельного учета следует руководствоваться следующим. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров (работ, услуг), относятся у покупателя на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) или подлежат возмещению (зачету) из бюджета в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения или подлежит налогообложению. Такая пропорция может определяться исходя из стоимости приобретенных и списанных на производство материальных ресурсов по каждому виду производимых товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.
     
     В случае если материальные ресурсы, по которым суммы НДС, уплаченные поставщикам, отнесены на расчеты с бюджетом, списываются на производство товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения (за исключением льготы по экспорту), сумма налога, приходящаяся на стоимость материалов, переданных на производство таких товаров (работ, услуг), должна быть восстановлена на расчеты с бюджетом.
     
     По роду своей деятельности предприятия ЖКХ должны оказывать коммунальные услуги (производить работы) населению. В первую очередь это касается таких коммунальных услуг, как обеспечение электроэнергией, теплоэнергией, канализацией, газом, водой и т.п.
     

     Особенности формирования доходов у предприятий ЖКХ при реализации вышеназванных коммунальных услуг обусловлены тем, что практически на все вышеперечисленные виды продукции (работы, услуги) установлены цены и тарифы, регулируемые государством. При этом согласно действующему порядку реализация вышеперечисленных коммунальных услуг населению осуществляется по льготным тарифам, то есть более низким, чем тарифы, по которым они приобретаются у поставщиков.
     
     В связи с этим при расчетах с бюджетом по налогу на добавленную стоимость за эти коммунальные услуги у предприятий ЖКХ в силу применения регулируемых цен (тарифов)  возникает отрицательное сальдо по налогу на добавленную стоимость или превышение дебетовых оборотов над кредитовыми по счету 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”.
     
     Согласно инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с учетом изменений и дополнений) предприятия, производящие и реализующие товары (работы, услуги), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, должны обеспечить раздельный учет производства и реализации таких товаров (работ, услуг) с отражением в расчете по налогу на добавленную стоимость (налоговой декларации) отдельной строкой сумм налога по товарам (работам, услугам), подлежащих вычету при реализации дотируемой продукции, сумм налога, начисленных на реализуемую дотируемую продукцию, и возникшей отрицательной суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из соответствующих бюджетов.
     
     Согласно п. 27 вышеназванной инструкции Госналогслужбы России отрицательные суммы налога на добавленную стоимость, появившиеся у предприятий, производство и реализация товаров (работ, услуг) или убытки от деятельности которых дотируются из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, подлежат возмещению из бюджета за счет общих платежей всех налогов (в том числе налога на добавленную стоимость) пропорционально установленным  нормативам отчислений в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
     
     Данный порядок возмещения налога на добавленную стоимость действует с 30 ноября 1995 года - дня официального опубликования и введения в действие вышеуказанной инструкции Госналогслужбы России.
     

     До этого срока применялся иной порядок возмещения. Так, при реализации товаров (работ, услуг), по которым предоставлялась дотация из республиканского бюджета, отрицательные суммы налога  на добавленную стоимость возмещались из этого бюджета в пределах  общих поступлений НДС. При реализации товаров (работ, услуг), по которым предоставлялась дотация из бюджетов субъектов Российской Федерации, отрицательные суммы налога на добавленную стоимость возмещались в полном объеме за счет общих поступлений этого налога в региональные бюджеты. Данный порядок возмещения отрицательных сумм НДС предусмотрен телеграммой Минфина России и Госналогслужбы России от 01.02.94, 02.02.94 № 12, ВЗ-4-05/18н, зарегистрированной в Минюсте России 11.02.94 № 491.
     
     В настоящее время одной из важнейших особенностей при осуществлении предприятиями ЖКХ своей хозяйственной деятельности является применение системы “Заказчик-Подрядчик”.
     
     Применение этой системы обусловлено, в первую очередь, разграничением функций управления, прав собственности, хозяйственного ведения и пользования, а также соответствующего разделения прав и ответственности между предприятиями ЖКХ и местными органами власти.
     
     Согласно Положению о  службе  ”Заказчик” по жилищно-коммунальным услугам в системе местных Советов народных депутатов, утвержденному комитетом РФ по муниципальному хозяйству 24.09.93, в большей части муниципальных образований Российской Федерации созданы  службы “Заказчика по жилищно-коммунальным услугам”.
     
     В соответствии с Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения прав владения, утвержденным приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 11.02.94 № 3, служба “Заказчика” может учитывать у себя на балансе объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (за исключением жилого фонда, уже находящегося в пользовании жильцов) и передавать их предприятиям  (организациям) ЖКХ по договору на обслуживание.
     
     Основные принципы построения договорных взаимоотношений и ведения бухгалтерского учета в службе “Заказчик” изложены в Методических рекомендациях по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы “Заказчика”, утвержденных приказом Минстроя России 15.07.96 № 17-94, согласованным с Минфином России 20.06.96 № 16-00-16-86.
     
     Соответственно, эти особенности нашли отражение в порядке  исчисления налога на добавленную стоимость предприятиями ЖКХ, выполняющими разные функции при осуществлении своей деятельности.
     

     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость организациями жилищно-коммунального хозяйства” имеются определенные особенности в действующем порядке применения НДС при оказании вышеназванных услуг. Так, если предприятия (организации) жилищно-коммунального хозяйства по оказываемым поставщиками (производителями работ, услуг) коммунальным услугам (тепло-, электроэнергия, газоснабжение, водоснабжение, канализация) ведут расчеты с ними как покупатели  с отражением на своем балансе операций по приобретению и  оплате коммунальных услуг, эти обороты отражаются в расчетах  (декларациях по налогу на добавленную стоимость) в общеустановленном порядке. В этом случае оборотом, облагаемым  налогом  на добавленную  стоимость,  у организаций жилищно-коммунального хозяйства является стоимость коммунальных услуг, реализуемых населению, исчисленная из применяемых цен (тарифов) без включения НДС.
     
     При этом сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет по этим оборотам, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от населения в составе оплаты коммунальных услуг, и суммами налога, уплаченными организациями ЖКХ поставщикам (производителям работ, услуг).
     
     Превышение дебетовых оборотов над кредитовыми оборотами (отрицательное сальдо) по счету 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”, возмещается у предприятий жилищно-коммунального хозяйства по указанным операциям в порядке, предусмотренном пунктом 27 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39.
     
     В случае если предприятие жилищно-коммунального хозяйства (подразделение), находящееся на балансе какого-либо предприятия (организации), оказывает населению коммунальные услуги (например, котельная, находящаяся на балансе промышленного предприятия, реализует теплоэнергию жителям ближайшего населенного пункта), производимые этим предприятием, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляются в вышеизложенном порядке. При этом согласно письму Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н возмещение убытков и отрицательное сальдо по счету 68  ”Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”, в случае если такие результаты образуются, производится этими предприятиями (в данной конкретном примере имеющими на балансе котельную) за счет прибыли, остающейся в их  распоряжении после уплаты налогов, или других собственных источников, но за счет средств бюджета.
     
     Если  предприятия  жилищно-коммунального  хозяйства продают и перепродают коммунальные услуги, они должны соблюдать вышеизложенный порядок применения налога на добавленную стоимость.
     

     Что касается предприятий, участвующих только в расчетах за  коммунальные услуги, то в соответствии с письмом  Госналогслужбы России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н, если предприятие жилищно-коммунального хозяйства не осуществляет операции по купле-продаже коммунальных услуг, а участвует только в расчетах  по ним, т.е. осуществляет транзитные платежи (выполняет функцию сбора и перечисления денежных средств), операции по  реализации  этих услуг  отражаются на балансе организаций-поставщиков (производителей работ, услуг), которые осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
     
     Предприятия ЖКХ, работающие в системе  ”Заказчик-Подрядчик”, имеют свои отраслевые особенности применения НДС при оказании услуг (выполнении работ) населению, особенно при оказании услуг, на которые установлены регулируемые цены или тарифы.
     
     Конкретно речь идет об оказании таких жилищно-коммунальных услуг, как обеспечение тепло- и электроэнергией, газоснабжение, водоснабжение и канализация.
     
     Производителями-поставщиками вышеназванных услуг являются в данном случае такие предприятия (организации), как теплосети, ТЭЦ, водоканалы, газостанции и др.
          При осуществлении своей деятельности в вышеназванной системе наиболее распространенной формой для предприятий ЖКХ является функционирование в качестве “подрядчика”, когда предприятие ЖКХ приобретает у поставщиков-производителей вышеназванные услуги с их отражением на своем балансе и затем реализует конечному потребителю - населению (другим организациям).
     
     Согласно письму Госналогслужбы России и Минфина России от 15.08.96 № ВЗ-4-03/55н, если предприятия ЖКХ приобретают вышеназванные услуги и отражают на своем балансе, обороты по приобретению и оплате этих коммунальных услуг у поставщиков в соответствии с действующим законодательством по НДС будут отражаться у предприятий ЖКХ в расчетах по НДС (декларации) в общеустановленном порядке.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 29.07.96 № 914 “Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС” и постановлению Правительства РФ от 02.02.98 № 108 “О внесении изменений  и дополнений в постановление Правительства РФ от 29.07.96 № 914” утвержден порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.
     
     Согласно вышеназванным документам с 1 января 1997 года каждая отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) сопровождается оформлением счета-фактуры. Счет-фактура составляется поставщиком по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от установленной на предприятии учетной политики в целях налогообложения, т.е. по мере отгрузки товаров (работ, услуг) или по мере их оплаты.
     

     В соответствии с вышеуказанными документами счет-фактура выписывается в двух экземплярах и подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика. Первый экземпляр счета-фактуры направляется покупателю, а второй (копия) остается у поставщика. При этом разрешается не требовать наличия подписи покупателя на втором  экземпляре (копии) счета-фактуры, который остается у покупателя.
     
     Счет-фактура может заверяться печатью предприятия (организации), зарегистрированной в установленном порядке.
     
     При составлении счетов-фактур право  подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия разрешено возлагать в случае необходимости на ответственных лиц, которые определены руководителем предприятия и оформлены соответствующим  приказом  по организации  (предприятию). Не допускается использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью механического  или иного копирования на счетах-фактурах.
     
     Согласно действующему порядку один налогоплательщик (независимо от количества филиалов и структурных подразделений) имеет право вести только одну книгу продаж и книгу покупок.
     
     В случае компьютерного учета у налогоплательщиков допускается составление счетов-фактур с использованием компьютера без изменения внешней формы счета-фактуры. Допускается также ведение книг продаж и покупок с использованием компьютера. По истечении отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца (квартала), следующего за отчетным, книга продаж или покупок распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Вышеизложенный порядок составления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж, предусмотренный в вышеназванных документах, распространяется в равной степени и на предприятия ЖКХ.
     
     Следует отметить, что пункт 2 постановления Правительства РФ от 02.02.98 № 108 предоставляет право Госналогслужбе России по согласованию с Минфином России  давать при необходимости  разъяснения по применению действующего Порядка составления счетов-фактур с учетом отраслевой специфики деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Особенности самого производства и, соответственно, реализации таких видов продукции (работ, услуг), как теплоэнергия, электроэнергия, водоснабжение, газ, канализация, а именно непрерывность поставки, обусловили особенности составления счетов-фактур при их отгрузке.
     

     Учитывая непрерывность поставки  вышеуказанной  продукции (работ,  услуг), предприятия-поставщики получили право, в отличие от поставщиков прочей продукции (работ, услуг), составлять счета-фактуры одновременно с выставлением счета потребителю, но не реже одного раза в месяц. При этом они должны оформлять в обязательном порядке счета-фактуры и регистрировать в книге продаж в том отчетном налоговом периоде, в котором состоялась их реализация.
     
     Последовательность расположения и число показателей составляемых счетов-фактур должно соответствовать типовой форме счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.02.98 № 108).
     
     При реализации товаров (услуг) по регулируемым розничным  ценам и тарифам, включающим НДС, в графах 4 и 6 счета-фактуры указываются, соответственно, цена (тариф) за единицу продукции и стоимость всего количества отгружаемой продукции с учетом налога на добавленную стоимость. При этом в графе 8 указывается расчетная ставка НДС (16,67 процента).
     
     Согласно действующему порядку в графах 5 и 6 книги продаж отражается реализация продукции, в том числе по регулируемым ценам (тарифам), включающим НДС. При этом в графах 5б и 6б отражается сумма НДС, исчисленная расчетно по действующей расчетной ставке (16,67 процента) от суммы, указанной в графе 4.
     
     В графах 5а и 6а указывается стоимость этой продукции без налога на добавленную стоимость.
     
     Отражение счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (услуг) или получения предоплаты (аванса) в том отчетном налоговом периоде,  в котором в целях налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), но не позднее 10-дневного срока, установленного действующим Порядком.
     
     При приобретении вышеназванной продукции по регулируемым ценам (тарифам), включающим НДС, книга покупок заполняется в аналогичном порядке. При этом в графах 7 и 8 книги покупок отражаются произведенные покупки вышеназванной продукции. Сумма НДС, исчисленная расчетно по действующей ставке 16,67 процента от суммы, указанной в графе 6, и подлежащая возмещению (зачету) по такой продукции, отражается в графах 7б и 8б. Стоимость приобретенной продукции без НДС определяется как разница между графами 6 и 7б (8б).
     
     Имеются отдельные отраслевые особенности в порядке оказания услуг по водоснабжению. Так, в соответствии с действующей практикой предприятия-поставщики воды могут производить перерасчеты с покупателями в связи с уточнением объема поставки  воды по показаниям водосчетчиков. При этом в случае если объем фактической поставки воды (согласно показаниям водосчетчика) превышает объем поставки воды, указанной в  счете-фактуре, поставщик должен оформить счет-фактуру на дополнительный объем воды и зарегистрировать его в книге продаж в соответствии с установленным порядком.
     

     В случае если объем фактической поставки воды меньше объема поставки по счету-фактуре, следует составить счет-фактуру по  фактической поставке воды с указанием “по перерасчету” и ссылкой на номер соответствующего ранее оформленного счета-фактуры, а  также сделать запись в книге продаж в установленном порядке. При этом в книге продаж поставщика делается сторнировочная  запись с указанием реквизитов ранее оформленного счета-фактуры с соответствующими изменениями итоговой суммы НДС за отчетный период.
     
     Достаточно актуальным является вопрос применения налога на добавленную  стоимость  при получении организациями водопроводно-канализационного хозяйства платы за сверхлимитное водоотведение и водопотребление. Можно задаться вопросом, подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость плата, взимаемая с предприятий и организаций за превышение норматива сточных вод и загрязняющих веществ?
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.95 № 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” средства, взимаемые с абонентов на основании заключенных договоров на отведение сточных вод и загрязняющих веществ через систему канализации населенных пунктов, являются платой за такие услуги. Данным постановлением Правительства РФ предусмотрена корректировка размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и за-грязняющих веществ.
     
     Кроме того, у предприятий, организаций (абонентов) плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а у предприятий (в том числе организаций водопроводно-канализационного хозяйства), эксплуатирующих системы канализации населенных пунктов, начисленные суммы отражаются в составе выручки за оказанные услуги по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.
     
     Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость реализация услуг облагается этим налогом в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, денежные средства, поступающие  на  счета организаций водопроводно-канализационного хозяйства, согласно заключаемым договорам с предприятиями, в том числе за сверхлимитное водопотребление и водоотведение, являются платой за услуги и, соответственно, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
     

     Имеются отдельные особенности и при поставке покупателям природного газа. Как уже упоминалось выше, при поставке (отгрузке) природного газа счета-фактуры могут составляться одновременно с оформлением платежно-расчетных документов (в том числе двухстороннего акта сверки приема-отпуска природного газа между поставщиком и потребителем), но не реже одного раза в месяц.
     
     В случае если расчеты с потребителями газа осуществляются плановыми платежами каждые пять дней, счета-фактуры должны составляться также по поставкам за пять дней. При этом составление счета-фактуры и регистрация в книге продаж производится в том отчетном налоговом периоде, в котором состоялась реализация продукции. В случае необходимости состав показателей книги продаж можно дополнить графой “Дата оплаты счета-фактуры”.
     
     В связи с уточнением объема поставки природного газа по акту сверки приема-отпуска между поставщиком и потребителем, в случае если объем фактической поставки превышает объем поставки по составленным счетам-фактурам, поставщик должен оформить счет-фактуру на дополнительный объем газа и зарегистрировать его в книге продаж в соответствии с установленным порядком.
     
     Если объем фактической поставки газа меньше объема поставки, указанного в счете-фактуре, следует составить счет-фактуру на сумму разницы между объемом поставки по первоначально оформленному счету-фактуре и объемом фактической поставки с пометкой “к уменьшению по перерасчету” и ссылкой на номер ранее оформленного соответствующего счета-фактуры. При этом в книге  продаж у поставщика на сумму этой разницы делается стронировочная запись с указанием реквизитов ранее оформленного счета-фактуры с соответствующими изменениями итоговой суммы НДС за отчетный  период. Соответственно, у покупателя на основании этого полученного счета-фактуры делается в установленном порядке соответствующая запись в книге покупок.
     
     Таким образом, принимая во внимание действующие особенности отгрузки теплоэнергии, электроэнергии, воды, природного газа, а также особенности, возникающие при оказании услуг канализации, предприятия ЖКХ, приобретающие их у поставщиков-производителей и отражающие на своем балансе как покупатели (т.е. выполняя функции “подрядчика”), будут получать счета-фактуры, выставленные им поставщиками вышеназванной продукции, и собирать эти счета-фактуры в журнале учета не реже одного раза в месяц, т.е. не реже одного раза в налоговый период.
     
     Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 18.06.96 № 707 “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг” ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электрическую энергию и газ) утверждаются органами местного самоуправления.
     

     Газ реализуется населению по регулируемым ценам на основании постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”; начисление НДС по оборотам по реализации газа льготным категориям населения следует производить исходя из фактически применяемых цен и тарифов. При этом возмещение отрицательных сумм НДС, возникающих в результате применения регулируемых цен и тарифов, должно производиться в порядке, предусмотренном пунктом 27 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39.
     
     В случае если определенным категориям населения (ветераны труда и др.) по решению Администрации области (региона) при реализации газа предоставляется льгота (пониженный тариф) по сравнению в прочими потребителями, вопрос о возмещении потерь должен решаться соответствующей Администрацией за счет средств местного бюджета.
     
     Часто у предприятий ЖКХ возникает вопрос в случае, если они приобретают у поставщиков-производителей товары (работы, услуги) и реализуют их конечному потребителю-населению: нужно ли при этом составлять счета-фактуры?
     
     При решении данного вопроса следует руководствоваться следующим.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 29.07.96 № 914 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 02.02.98 № 108) и письму Минфина России от 07.02.97 № 04-03-11 “О налогообложении”, согласованному с Госналогслужбой России, у организаций, оказывающих платные услуги (работы)  непосредственно населению без использования контрольно-кассовых машин, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, допускается применение действующих бланков строгой отчетности с последующим отражением в книге продаж у поставщика.
     
     В связи с изложенным и принимая во внимание особенности услуг (работ, оказываемых предприятиями ЖКХ населению (т.е. физическим лицам, которые не являются плательщиками НДС) разрешено при оказании вышеназванных услуг (выполнении работ) использовать вместо счетов-фактур действующие первичные бухгалтерские документы с последующим отражением в книге продаж.
     
     Таким образом, несмотря на отраслевые особенности применения налога на добавленную стоимость предприятиями ЖКХ, составление ими счетов-фактур при отгрузке продукции (работ, услуг), ведение книги продаж и книги покупок является обязательным требованием, предъявляемым ко всем плательщикам НДС.
     

     До настоящего времени у налогоплательщиков, в том числе при расчетах за оказанные услуги коммунального характера, возникают вопросы о порядке применения налога на добавленную стоимость при списании на убытки неистребованной дебиторской задолженности.
     
     Следует напомнить, что данный вопрос регулируется Указом Президента Российской Федерации от 20.12.94 № 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)” и постановлением Правительства РФ от 18.08.95 № 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)”.
     
     Принимая во внимание вышеназванные документы, в случае определения для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты сумма налога на добавленную стоимость подлежит взносу в бюджет по товарам (работам, услугам), числящаяся как не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, которая списывается на убытки организации-кредитора в соответствии с вышеназванными документами. НДС уплачивается в бюджет в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, в котором списывается дебиторская задолженность.
     
     Суммы денежных средств, полученные организацией-кредитором в счет оплаты товаров (работ, услуг) после уплаты НДС, повторно в облагаемый оборот не включаются.
     
     В случае определения для целей налогообложения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по мере их отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) НДС уплачивается в общеустановленном порядке. Суммы неистребованной дебиторской задолженности при списании на убытки повторно в оборот, облагаемый НДС, не включаются.
     
     При списании на финансовые результаты кредиторской задолженности налог на добавленную стоимость, указанный в документах, подтверждающих стоимость не оплаченных товаров (работ, услуг), в бюджет не вносится, но и не возмещается (не засчитывается) налогоплательщику, а погашается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия).
     
     Поскольку многие предприятия (организации) при осуществлении своей хозяйственной деятельности либо арендуют имущество (в том числе помещения), либо сами сдают в аренду, у них, соответственно, возникает вопрос о возмещении сумм НДС, по расходам (оплата тепла, электроэнергии, водоснабжения и др.), связанным с содержанием помещений, сданных в аренду.
     

     В соответствии с подпунктом “б” п. 7 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты НДС” (с учетом изменений и дополнений) услуги по сдаче в аренду имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
     
     Согласно п. 8 письма Минфина России от 12.11.96 № 96 “О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами” сумма налога на добавленную стоимость, полученная арендодателем от арендатора в составе арендной платы, списывается в кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по НДС”, с дебета счета 80 “Прибыли и убытки”.
     
     Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате (уплаченные) арендодателем по хозяйственным операциям, связанным со сдачей имущества в аренду, и расходы по которым относятся в дебет счета 80 “Прибыли и убытки”, отражаются по дебету счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” соответствующего субсчета. Списание этих сумм налога со счета 19 производится в соответствии с налоговым законодательством.
     
     Согласно действующему законодательству по НДС суммы этого налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, приобретаемым для оказания услуг, облагаемых НДС, подлежат зачету (возмещению) при исчислении платежа в бюджет. В связи с этим суммы НДС, уплаченные по расходам, связанным с содержанием помещений (оплата тепла, электроэнергии, водоснабжения, канализации и др.), сданных в аренду, принимаются к зачету в общеустановленном порядке.