Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга

     Можно ли производить изъятие наличных денежных средств у предприятий-недоимщиков не только с представителями федеральных органов налоговой полиции, как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, а с участием сотрудников органов внутренних дел?

     
     В соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, изъятие наличных денежных средств у налогоплательщика производится сотрудниками налогового органа при обязательном участии сотрудников федерального органа налоговой полиции. При этом в случае отсутствия в отдельных районах региона подразделений налоговой полиции налоговые органы могут производить изъятие денежных средств с представителями местных органов МВД при их согласии.
     

     Когда допускается изъятие наличных денежных средств у юридического лица?

     
     Изъятие наличных денежных средств у юридического лица можно производить после взыскания средств с его расчетного (текущего) счета.
     

     Имеют ли право налоговые органы производить изъятие наличных денежных средств у предприятия-недоимщика после вынесения федеральными органами налоговой полиции распоряжения о наложении административного ареста на имущество и описи арестованного имущества на полную сумму задолженности в бюджет и государственные внебюджетные фонды?

     
     После вынесения федеральным органом налоговой полиции распоряжения о производстве административного ареста имущества налогоплательщика и описи арестованного имущества на полную сумму задолженности в бюджет и внебюджетные фонды налоговые органы вправе производить изъятие наличных денежных средств у налогоплательщика, за исключением когда наложен арест в связи с решением суда.
     

     Просим разъяснить правомерность изъятия денежной наличности в счет погашения задолженности в федеральный бюджет налогоплательщика-юридического лица у его структурного подразделения, которое, являясь налогоплательщиком по отдельным видам налогов, задолженности в федеральный бюджет не имеет.

     
     В соответствии с частью 1 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
     
     Филиалом согласно ст. 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     В связи с изложенным юридическое лицо отвечает по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и имуществом, переданным филиалам и представительствам.
     
     Таким образом, изъятие денежной наличности в счет погашения задолженности в бюджет юридического лица у его структурного подразделения является правомерным.
     

     Правомерно ли изъятие наличных денежных средств у предприятий в погашение задолженности по подоходному налогу, удержанному с работников, но не перечисленному в бюджет?

     
     Взыскание с должника задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеней за задержку уплаты производится в порядке, установленном Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”.
     
     Согласно ст. 9 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” предприятия, учреждения и организации, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказания услуг), обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
     
     Статьей 22 названного Закона своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы подоходного налога, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке.
     
     В связи с изложенным налоговые органы вправе на основании Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” произвести взыскание задолженности по подоходному налогу с заработной платы, выплаченной работникам, из денежной наличности, в порядке, предусмотренном указанным Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций.
     

     Правомерно ли изъятие налоговыми органами наличных денежных средств из касс на станциях и вокзалах в погашение недоимки железных дорог?

     
     В соответствии с п. 2 и 3 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного Банком России и МПС России 25.03.94 № 82/ЦФ-244, владельцем и распорядителем доходных счетов и, соответственно, денежных средств, поступающих на эти счета через кассы на станциях и вокзалах, является МПС России. Обращение взыскания на доходные счета МПС России действующим законодательством не предусмотрено.
     
     Учитывая изложенное, изъятие налоговыми органами наличных денежных средств из касс на станциях и вокзалах в погашение недоимки соответствующей железной дороги (дистанции пути) не основано на законе.
     

     При наличии в кассе денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы и социальные выплаты, а также на хозяйственные нужды, имеют ли право налоговые органы изъять данные суммы в счет погашения задолженности перед бюджетом?

     
     Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих налоговым органам производить изъятие денежных средств в счет погашения задолженности перед бюджетом при наличии в кассе денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, социальные выплаты, а также на хозяйственные нужды.
     

     При отсутствии денежных средств в кассе предприятия имеют ли право налоговые органы изымать наличные денежные средства из кассы магазина (торгового павильона) данного предприятия?

     
      Налоговые органы вправе изъять наличные денежные средства из кассы магазина (торгового павильона) после их отражения в бухгалтерских (кассовых) документах налогоплательщика.
     

      При проведении рейда по изъятию наличности на предприятии на момент выезда отсутствуют руководитель и кассир, а также нет ключей от кассы по неизвестной причине; имеют ли право налоговые органы или федеральные органы налоговой полиции опечатать помещение кассы?

     
      Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, определен общий порядок обращения взыскания на имущество должника. Согласно п. 6 названного положения обращение взыскания на наличные денежные средства, хранящиеся в сейфе кассы должника, производится независимо от согласия должника незамедлительно по их представлении или обнаружении. Положение не учитывает возможность ситуации, при которой на момент выезда лица, осуществляющего это взыскание, отсутствуют руководитель и кассир организации-должника, а также нет ключей от кассы.
     
     Согласно п. 5 ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” они наделены правом беспрепятственно входить в любые производственные, складские и иные помещения независимо от форм собственности и обследовать их. Однако право федеральных органов налоговой полиции на вскрытие помещения и (или) сейфа кассы в случае, когда руководство организации-должника и кассир отсутствуют, а также не имеется ключей от кассы в нем не оговорено. Поэтому осуществление принудительного вскрытия изолированного помещения кассы и (или) сейфа кассы может расцениваться налогоплательщиком или судебными инстанциями как неправомерное и наносящее материальный ущерб организации-должнику.
     

     Кроме того, согласно п. 6 вышеназванного положения необходимо подтверждение того, что наличные денежные средства должника, хранящиеся в сейфе кассы, значатся по бухгалтерским (кассовым) документам, а не являются не учтенными или предназначенными на другие цели.
     
     Таким образом, представляется, что в подобных случаях целесообразно заранее в письменной форме потребовать от сотрудников организации-должника ключи от кассы и присутствия представителя руководства и кассира в определенное время (то есть в день и час прибытия сотрудников федеральных органов налоговой полиции).
     

     Имеют ли право предприятия, имеющие задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (предприятия-недоимщики), зарегистрировавшие счет недоимщика в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”, дополнительно (в последующем) открывать в банках или иных кредитных организациях новые счета для расчетов с предприятиями?

     
     Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” не ограничивает прав налогоплательщиков по открытию в банках или иных кредитных организациях новых счетов.
     

     Какая предусмотрена ответственность предприятий-недоимщиков за погашение ссудной задолженности минуя расчетные счета (счета недоимщиков)?

     
      В соответствии со ст. 414 ГК РФ предусмотрено прекращение обязательства новацией, когда обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или иной способ исполнения (собственный вексель должника).
     
     В связи с этим замена ссудной задолженности на обязательство по векселю не рассматривается как реализация векселя у должника и как покупка векселя банком и не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”.
     
     При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрена мера ответственности предприятия-недоимщика и кредитной организации за зачисление денежных средств в погашение ссудной задолженности минуя расчетный счет (счет недоимщика).
     

     Организация-недоимщик заключила с отделением банка соглашение об отступном с целью погашения задолженности по кредитному договору посредством передачи в собственность банка своего имущества. Какова ответственность сторон по этому соглашению применительно к нормам Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”?

     
     Соглашение об отступном, заключенное между кредитной организацией и предприятием с целью погашения задолженности по кредитному договору посредством передачи в собственность банка имущества, не противоречит нормам ГК РФ. Имуществом, переданным в собственность банка, он вправе распоряжаться по своему усмотрению.
     
     Договор поручения на реализацию имущества, далее заключенный между сторонами, предусматривает согласно статье 974, что поверенный (организация-недоимщик) обязан передавать доверителю (кредитной организации) без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения. Следовательно, вся выручка от реализации имущества должника должна поступить на корреспондентский счет банка.
     
     Применение норм Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” в данном случае неправомерно.