Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Р.Е. Артюхин, ведущий специалист Главного управления федерального казначейства Минфина России


На вопросы налогоплательщиков отвечает Р.Е. Артюхин, ведущий специалист Главного управления федерального казначейства Минфина России

     Органами федерального казначейства проведена проверка своевременности исполнения банком платежных поручений на перечисление платежей в федеральный бюджет и наложены штрафные санкции. Правомерны ли действия органов федерального казначейства, учитывая, что банк не ведет доходных счетов федерального бюджета?     

     

     Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556 “О федеральном казначействе” предусмотрено, что органы казначейства вправе налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды (абзац 8 п. 3).
          
     В соответствии с п. 12 “з” Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.93 № 864, руководители органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации вправе налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета.
          
     Пункт 12 “з” Положения о федеральном казначействе Российской Федерации приведен в редакции изменений, внесенных в него постановлением Правительства РФ от 28.01.97 № 109, которое, конкретизировав положения Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556, раскрыло содержание понятия “зачисление средств, поступивших в доход бюджета”, под которым следует подразумевать исполнение банками платежных документов на перечисление средств в доход бюджета.
     
     Расширения содержания рассматриваемого понятия в постановлении Правительства РФ от 28.01.97 № 109 не произошло, ответственность кредитных организаций не была усилена, поскольку это постановление принято в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556, в абзац 8 п. 3 которого изменений внесено не было.
     

     В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации положения ГК РФ к финансовым отношениям не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Следовательно, поскольку иное законодательством не определено, понятие “зачисление средств, поступивших в доходы бюджета” должно быть раскрыто только на основании анализа бюджетного законодательства (Закон РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год), которое подразумевает под ним не только совершение приходной операции по счету учета доходов бюджета, но все стадии движения денежных средств в бюджет, начиная с поступления в банк плательщика платежных документов на перечисление платежей в доход бюджета (при наличии остатка средств на счете плательщика).
     
     Таким образом, действия органов федерального казначейства по применению штрафных санкций за несвоевременное исполнение платежных поручений на перечисление платежей в доход федерального бюджета правомерны.
     

     К органу федерального казначейства, состоящему на федеральном бюджете, предъявлены требования об уплате штрафных санкций за несвоевременное исполнение денежных обязательств по гражданско-правовому договору. Несоблюдение договорной дисциплины было вызвано несвоевременным получением средств бюджетного финансирования. Из какого источника орган федерального казначейства должен выплачивать штрафные санкции?

          
     Орган федерального казначейства, поскольку не осуществляет предпринимательской деятельности, за невыполнение гражданско-правовых обязанностей несет ответственность, предусмотренную договором или ст. 395 ГК РФ, только при наличии вины (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
          
     Неоплата договоров на ремонт и строительство зданий происходит не по вине органа федерального казначейства, задержка в перечислении средств вызвана неудовлетворительным состоянием доходной части федерального бюджета, при котором в первую очередь подлежат финансированию защищенные статьи федерального бюджета.
     
     Следовательно, возложение ответственности на орган федерального казначейства при отсутствии его вины в задержке перечисления средств не соответствует п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     

     Кроме того, исчисляемые в ряде случаев пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства, превышая его сумму в несколько раз. В данном случае Управлению федерального казначейства следует ходатайствовать об уменьшении пени в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
     

     Налоговые органы в случаях, предусмотренных письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 22.04.96 года № 40, ВГ-4-05/35н, не применяют штрафные санкции к коммерческим банкам, а органы федерального казначейства в аналогичных случаях осуществляют взыскание штрафных санкций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1556 “О федеральном казначействе”. Правомерны ли действия органов федерального казначейства?

          
     Совместное письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 22.04.96 № 40, ВГ-4-05/35н “О неприменении штрафных санкций к коммерческим банкам” было адресовано государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации и финансовым органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации, вследствие чего могло быть применено исключительно налоговыми органами.
          
     Учитывая принятие Минфином России указанного письма и поступающие запросы органов федерального казначейства, Главное управление федерального казначейства письмом от 27.12.96 № 3-А2-02 сообщило Управлениям федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, что их руководители вправе самостоятельно принять решение о неприменении штрафных санкций к банкам за несвоевременное исполнение ими поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в бюджет и во внебюджетные фонды при отсутствии средств на корсчетах из-за списания Банком России задолженности по централизованным кредитам и процентов по ним в безакцептном порядке без уплаты средств заемщиками. В этом случае органы федерального казначейства для расчета сумм задолженности, в отношении которой штрафные санкции могут не налагаться, вправе использовать положения совместного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 22.11.96 № ВЕ-4-05/60н, 99 "О порядке применения письма Госналогслужбы России и Минфина России от 22.04.96 № ВГ-4-05/35н, 40 “О неприменении штрафных санкций к коммерческим банкам”".
     
     В связи с изложенным Минфин России считает действия органов федерального казначейства по взысканию сумм штрафных санкций в доход федерального бюджета с вышеуказанных банков правомерными.