Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга


На вопросы читателей журнала отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга

     Просим разъяснить порядок исполнения судебных решений о взыскании недоимок по налогам с физических лиц, а также решений налоговых органов об обращении взыскания на имущество юридических лиц.

          
     С принятием новых федеральных законов об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, в том числе и по возложению на граждан и организации обязанности по передаче в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, возлагается на создаваемую службу судебных приставов.
          
     Учитывая, что формирование этой службы должно быть завершено к 1 января 2000 года, на этот период за органами налоговой полиции сохраняется право принудительного исполнения решений этих органов и органов государственной налоговой службы по фискальным взысканиям, но только в отношении юридических лиц.
     
     Согласно Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц  -  в судебном.
     
     После вынесения судебного решения по иску налоговых органов и вступления его в законную силу исполнительный лист выдается этим органам для добровольного исполнения должником. В случае неисполнения судебного акта в таком порядке, исполнительный лист направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
     
     Данное разъяснение дано Департаментом судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.
     

     Какой орган -налоговая инспекция или отделение Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение об обращении взыскания на имущество должника, если за предприятием числится задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации?

          
     Порядок обращения взыскания на имущество организаций, установленный Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, применяется налоговыми органами при взыскании недоимок по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, контроль за поступлением которых они осуществляют.
          
     Решение об обращении взыскания задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на имущество должника принимается исполнительными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
     

     Должен ли налоговый орган в обязательном порядке вместе с постановлением об обращении взыскания недоимки на имущество передавать федеральным органам налоговой полиции копии инкассовых поручений с отметкой банка об отсутствии денежных средств на расчетных (текущих) счетах должника, а также копии требований о погашении задолженности с отметкой о вручении предприятию-должнику для вынесения решения о производстве административного ареста имущества?

          
     Нормативными документами не предусмотрено представление в обязательном порядке одновременно с направлением постановления об обращении взыскания недоимки на имущество копий инкассовых поручений с отметкой банка об отсутствии денежных средств на расчетных (текущих) счетах должника и копий требований о погашении задолженности с отметкой о вручении предприятию-должнику.
          
     Вместе с тем по запросу федеральных органов налоговой полиции данные документы могут быть представлены.
     

     Каков порядок обращения взыскания на имущество учреждений пенитенциарной системы (ЮК), имеющих недоимку по платежам в бюджеты всех уровней?

          
     Согласно п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
          
     Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут либо принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям. В соответствии с Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (в редакции от 15.06.96 № 73-ФЗ) имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности. На основании изложенного, учреждение, исполняющее наказания, как имущественный комплекс является объектом гражданских прав ограниченно оборотоспособным, так как право собственности на данный объект может принадлежать только Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 11 названного закона обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также центральные органы управления уголовно-исполнительной системы в пределах денежных средств, находящихся на счетах специальных внебюджетных фондов.
     

     Правомерно ли включение задолженности по арендной плате за пользование участком лесного фонда в постановление об обращении взыскания на имущество должника?

          
     В связи с тем что арендная плата за пользование участком лесного фонда является обязательным платежом в бюджет, обращение взыскания задолженности по данному платежу на имущество организаций производится в установленном порядке.
          

     Возможен ли административный арест имущества лесного хозяйства (бюджет) в счет долгов лесхозов по хозрасчетной деятельности?

          
     Согласно п. 1.1 Общих положений о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.09.93 №  238, лесхозы являются местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации. Пунктом 5.2 указанного документа установлено, что имущество и средства лесхозов находятся в федеральной собственности.
          
     В соответствии с п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     На основании изложенного погашение задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды государственных межхозяйственных лесхозов по хозрасчетной деятельности за счет имущества, находящегося в государственной собственности, неправомерно.
     

     Просим разъяснить вопрос применения Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, на возвращаемые средства федерального бюджета, проценты по ним, а также суммы санкций за нарушение сроков возврата, уплаты процентов по полученным средствам федерального бюджета, а также санкций за нецелевое использование вышеназванных средств, налагаемых органами Федерального казначейства?

          
     В соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, обращение взыскания на имущество должника производится исключительно в части задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеней за задержку уплаты, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налоговых и иных обязательных платежах в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
          
     Учитывая, что возвращаемые средства федерального бюджета, проценты по ним, а также суммы санкций за нарушение сроков возврата, уплаты процентов по полученным средствам федерального бюджета, а также санкций за нецелевое использование вышеназванных средств, налагаемых органами Федерального казначейства, установлены законодательными актами, не относящимися к названным актам законодательства, налоговые органы не вправе обращать их взыскание на имущество должника.
     

     Просим дать разъяснение о правомерности обращения взыскания на имущество юридических лиц, в том числе на наличные денежные средства задолженности юридических лиц по штрафным санкциям, предусмотренным ст. 7 Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”?

          
     В соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, производится взыскание с должника задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеней за задержку уплаты, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налоговых и иных обязательных платежах в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
          
     Поскольку Закон РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” к законодательству о налоговых и иных обязательных платежах в бюджеты и государственные внебюджетные фонды не относится, налоговые органы не вправе выносить решение об обращении взыскания сумм штрафов за неприменение ККМ на имущество организаций, в том числе и на наличные денежные средства.
     

     Допускается ли выставление инкассового поручения на взыскание недоимки по налогам и пеням, начисленным на филиал, на расчетный счет юридического лица в случае отсутствия средств на счетах филиала?

          
     Согласно ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм пени, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке.
          
     Кроме того, согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
     
     Ответственность юридического лица определена ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
     

     Какой налоговый орган (по месту постановки на учет организации или по месту постановки на учет филиала) направляет требование и выносит постановление об обращении взыскания на имущество в отношении юридического лица при наличии недоимки у филиала?

          
     Согласно Временному положению о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199, решение об обращении взыскания на имущество должника принимается лицом, осуществляющим взыскание. Взыскание осуществляет налоговый орган, на учете которого числится задолженность по платежам в бюджет.
          

     Требуется ли после получения отметок банка, в котором открыт счет филиалу, об отсутствии средств на счете филиала, получать аналогичные отметки от банка, в котором открыт счет юридическому лицу?

          
     После получение взыскателем либо лицом, осуществляющим взыскание, отметки банка, осуществляющего обслуживание расчетного (текущего) счета филиала, о недостаточности денежных средств филиала для удовлетворения требований взыскателя, получать аналогичные отметки от банка, в котором открыт счет юридическому лицу-головной организации, не требуется.