Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Субъекты таможенно-тарифного регулирования: таможенные органы и плательщики таможенной пошлины


Субъекты таможенно-тарифного регулирования: таможенные органы и плательщики таможенной пошлины

А.Н. Козырин,

профессор, доктор юридических наук

     Российское  законодательство допускает использование только двух методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Первый из них - таможенно-тарифный метод  -  непосредственно связан с использованием налоговых регуляторов внешнеторговых потоков. Другой метод  -  нетарифное регулирование  -  предполагает квотирование и лицензирование внешнеторговых операций и подразумевает применение административного воздействия в отношении участников внешнеторговой деятельности. В ст. 4 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” закреплен принцип приоритетного использования экономических мер при осуществлении внешнеторговой политики, что соответствует логике рыночного регулирования, выражающейся в разумной минимизации использования административных институтов экономической политики.
          
     Основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог, который, будучи включенным в продажную стоимость, влияет на конкурентоспособность товаров на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя внешнеторговых операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.
          
     Таможенно-тарифное регулирование выполняет две основные функции  -  фискальную и регулятивную.
     
     Фискальная функция состоит во взимании таможенной пошлины и направлении собранных средств в доход федерального бюджета.
     
     Проявления регулятивной функции могут быть самыми разнообразными. Это  -  рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; поддержание оптимального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов; изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; защита экономики от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции.
     
     Субъектами таможенно-тарифных правоотношений являются таможенные органы, взимающие таможенные пошлины и другие виды таможенных платежей, а также сами плательщики таможенной пошлины. Их статус определяется в соответствующих источниках таможенного права.
     
     Правовая база таможенно-тарифного регулирования складывается из двух основных блоков  -  внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов.
     

     В случае возникновения противоречия между нормами внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, действует международно-правовая норма.
     
     Законодательная основа таможенно-тарифного регулирования представлена как профильными, таможенными законами (Таможенный кодекс РФ, Закон РФ “О таможенном тарифе”), так и непрофильными законами, содержащими отдельные таможенно-правовые нормы (Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Федеральный закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области” и др.).
     
     Важную роль в механизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение законов и должны им соответствовать. Контроль за соответствием ведомственных норм предписаниям соответствующих законов осуществляется при регистрации подзаконных актов в Минюсте России.
     
     Нормативные правовые акты о таможенных пошлинах действуют в границах таможенной территории Российской Федерации, из состава которой исключается территория свободных таможенных зон и свободных складов (ст. 3 Таможенного кодекса РФ).
     
     

Таможенные органы в механизме таможенно-тарифного регулирования

     Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят:
          
     - Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);
     
     - региональные таможенные управления;
     
     - таможни;
     
     - таможенные посты.
     
     В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 10) закреплены основные функции таможенных органов. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.
     
     Среди других функций таможенных органов можно назвать следующие: осуществление таможенной политики; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защита экономических интересов России; применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления; осуществление валютного контроля; борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства и др.
     
     ГТК России - центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственно руководство таможенной деятельностью. Положение о ГТК России утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25.10.94 № 2014.
     
     На управления и отделы ГТК России приходится основной объем оперативной работы (сбор и анализ информации, подготовка проектов управленческих решений, руководство деятельностью структурных подразделений таможенных органов на местах и т.д.).
     
     Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. УФТД разрабатывает технологию взимания таможенных платежей; контролирует процесс декларирования товаров, деятельности фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах; следит за поступлениями таможенных платежей от экспорта энергоносителей и т.д.
     
     Таможенно-тарифное управление (ТТУ) отвечает за разработку предложений и мер таможенно-тарифного регулирования и введение этих мер в действие, оценивает результаты их применения и вносит соответствующие предложения руководству ГТК России. В составе ТТУ имеются следующие отделы:
     
     - отдел таможенно-тарифного регулирования, который разрабатывает предложения по таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по таможенному обложению;
     
     - отдел номенклатуры, занимающийся проблемами ведения гармонизированной системы описания и кодирования товаров, контролирующий номенклатурный перечень товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
     
     - отдел экономических таможенных режимов, который внедряет меры тарифного регулирования, участвует в разработке нормативных актов о свободных таможенных зонах, свободных таможенных складах.
     
     В осуществлении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности принимают участие и другие управления ГТК России: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и др.
     
     Региональные таможенные управления. Необходимость промежуточного звена в системе таможенных органов объясняется в первую очередь огромными размерами таможенной территории Российской Федерации, поделенной в настоящее время на регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах (таможен и таможенных постов). В непосредственном подчинении региональных управлений находятся расположенные на территории данного региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК России.
     
     Общее положение о региональных управлениях утверждено приказом ГТК России от 10.01.96 № 12. В нем подробно перечислены основные функции регионального таможенного управления, в том числе связанные с взиманием таможенных платежей. Так, региональное таможенное управление:
     
     - организует и обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами;
     
     - организует, координирует и контролирует начисление и взимание нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
     
     - осуществляет контроль за правильностью отражения в документах и учета таможенных платежей, обеспечивает взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;
     
     - осуществляет контроль за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу России.
     
     Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством регионального таможенного управления, которому подчинена таможня. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляются решением ГТК России. Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России.
     
     ГТК России определяет регион деятельности таможни (подведомственный регион). В непосредственном подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в подведомственном регионе, за исключением таможенных постов непосредственно подчиненных региональному таможенному управлению или ГТК России.
     
     В Общем положении о таможне Российской Федерации (приложение № 2 к приказу ГТК России от 10.01.96 № 12) определены задачи и подробно перечислены функции таможни, в том числе в отношении взимания таможенных платежей.
     
     Таможня выполняет следующие функции:
     
     - начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
     
     - осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
     
     - взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
     
     - контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей;
     
     - взыскивает неуплаченные платежи, в том числе в бесспорном порядке;
     
     - принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
     
     - применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей;
     
     - обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей;
     
     - обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет;
     
     - обеспечивает полноту взимания и своевременное перечисление денежных средств, формирующих фонд развития таможенной системы России;
     
     - осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, предоставляя эти сведения вышестоящему таможенному органу;
     
     - контролирует эту работу в нижестоящих таможенных органах.
     
     В последнее время стали появляться специализированные таможни, например Энергетическая таможня, созданная в Москве “в целях усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу России трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу” (приказ ГТК России от 31.06.94 № 238 “О создании энергетической таможни”). Энергетической таможне подконтрольны таможенные посты и отделы таможенного оформления других таможен, осуществляющие таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в пределах оперативных функций, установленных в Положении об энергетической таможне, утвержденном приказом ГТК России от 10.11.94 № 576.
     
     Таможенный пост осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни или регионального таможенного управления. Отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК России.
     
     По общему правилу, таможенный пост не является юридическим лицом. Однако в соответствии с решением ГТК России он может быть наделен статусом юридического лица. В этом случае таможенный пост имеет самостоятельный баланс, текущие счета в банках, наделен правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной собственностью.
     
     Региональное таможенное управление создает, реорганизует и ликвидирует таможенные посты. Таможенный пост, имеющий статус юридического лица или находящийся в непосредственном подчиненении ГТК России, создается, реорганизуется и ликвидируется решением ГТК России.
     
     В Общих положениях о таможенном посте Российской Федерации (приложение № 3 к приказу ГТК России от 10.01.96 № 12) закреплены следующие функции таможенного поста, связанные с взиманием таможенных платежей:
     
     - начисление и взимание в пределах своей компетенции таможенных пошлины, налогов и иных таможенных платежей;
     
     - проверка правильности исчисления таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
     
     - участие в обеспечении полноты взимания денежных средств;
     
     - взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременного прохождения денежных средств.
     
     В целях реализации законодательства о маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию (постановление Правительства РФ от 14.04.994 г. № 319 “О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора”, постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 324 “О марках акцизного сбора”), были учреждены акцизные таможенные посты.
     
     Акцизный таможенный пост входит в единую систему таможенных органов, является юридическим лицом и непосредственно подчиняется региональному таможенному управлению. Создание, реорганизация и ликвидация акцизного таможенного поста осуществляется ГТК России по представлению соответствующего регионального управления.
     
     Основными функциями акцизного таможенного поста являются:
     
     - прием заявлений от импортеров на покупку марок и перечисление средств на счета ГТК России;
     
     - контроль поступлений денежных средств на покупку марок и перечисление их на счета ГТК России;
     
     - прием от импортеров обязательств о фактическом ввозе товаров, подлежащих маркировке;
     
     - осуществление таможенного оформления маркированных товаров;
     
     - иные функции.
     
     Появляются новые разновидности специализированных таможенных постов. Так, постановлением Правительства РФ от 08.01.98 № 15 был одобрен порядок организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на таможенную территорию России и вывоза с таможенной территории России драгоценных металлов и драгоценных камней.
          

Плательщики таможенных платежей

     Таможенное законодательство исходит из того, что любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, за исключением специально оговоренных случаев.
          
     На этапе декларирования товаров и транспортных средств таможенные платежи уплачиваются декларантом. Декларантом может быть лицо, перемещающее товары, а также таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товар и транспортные средства от собственного имени.
     
     Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу России физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК России.
     
     В соответствии со ст. 173 Таможенного кодекса России к обязанностям декларанта относится уплата таможенных платежей.
     
     Декларирование имеет первостепенное значение для механизма таможенно-тарифного регулирования. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и иных налогов в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
     
     Следует особо отметить, что таможенное законодательство связывает обязательства по уплате таможенных пошлин и иных налогов и передачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило (это оговорка касается прежде всего неполной, временной декларации), содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность.
     
     Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером путем подачи таможенной декларации.
     
     Таможенная декларация подается в сроки, установленные ГТК России, которые не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу.
     
     Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом. С момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, который свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение. Таможенный кодекс Российской Федерации (ст. 176) допускает, что с разрешения таможенного органа сведения, указанные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены, а сама поданная таможенная декларация может быть изъята. Изменения, дополнения и изъятие может производиться только до:
     
     -  начала проверки таможенной декларации;
     
     -  начала досмотра товара и транспортных средств;
     
     - установления таможенным органом недостоверности указанных сведений.
     
     Основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных средств в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД), введенная в практику таможенного оформления с 1 марта 1989 года.
     
     ГТД  -  основной документ, в котором заявляются точные сведения о товарах, таможенном режиме и другие сведения, необходимые для решения задач, возложенных на таможенные органы. ГТД является многоцелевым документом и может использоваться в качестве доказательства по делам о нарушении таможенных правил; содержит исходные данные для формирования таможенной статистики; служит основанием для пропуска задекларированных товаров через таможенную границу России и т.д. При осуществлении таможенно-тарифного регулирования ГТД выполняет функцию налоговой декларации.
     
     В приказе ГТК России от 25.04.94 № 162 определен круг товаров, декларирование которых осуществляется путем представления в таможенные органы ГТД. К ним относятся:
     
     - товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЭКЮ;
     
     - товары, в отношении которых взимаются таможенные пошлины и налоги;
     
     - товары, к которым применяются меры экономической политики (лицензирование, квотирование).
          

Таможенный брокер

     Таможенный брокер  -  коммерческая организация, созданная в соответствии с российским законодательством, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.
          
     Таможенный брокер осуществляет свою деятельность в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 157-163) и Положением о таможенном брокере, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.96 № 873.
     
     Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлении товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица, а именно: декларировании товаров и транспортных средств; представлении таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечении уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств. Перечисленные функции таможенный брокер может выполнять только в совокупности; частичное выполнение указанных функций не допускается.
     
     Деятельность таможенного брокера подлежит обязательному лицензированию. Таможенный брокер может ограничивать сферу своей деятельности определенными категориями товаров и видами транспорта. Эти ограничения в обязательном порядке указываются в лицензии. При этом осуществление деятельности за пределами указанных ограничений без получения новой лицензии не допускается.
     
     В соответствии со ст. 158 Таможенного кодекса РФ и п. 4 Положения о таможенном брокере для получения лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера коммерческая организация должна одновременно отвечать нескольким требованиям, предъявляемым к ее финансовому состоянию и уровню кадрового и материально-технического обеспечения.
     
     Коммерческая организация должна иметь  достаточное материально-техническое оснащение, а также располагать условиями, обеспечивающими ведение учета и отчетности, которые точно и полно отражают операции с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю.
     
     Одно из важнейших требований к кадровому составу коммерческой организации  -  иметь в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный аттестат. Специалистом по таможенному оформлению является лицо, имеющее квалификационный аттестат ГТК России и наделенное правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера (ст. 161 Таможенного кодекса РФ).
     
     В случае если коммерческая организация планирует ограничить сферу своей деятельности в качестве таможенного брокера лишь отдельной категорией товара, в штате может состоять один специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат ГТК России. В остальных случаях штатная численность указанных специалистов определяется ГТК России.
     
     Для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера коммерческая организация должна иметь полностью оплаченные уставный (складочный) капитал, паевые взносы, уставный фонд, а также в собственности или хозяйственном ведении основные фонды (средства), размер которых может обеспечить возмещение убытков представляемых лиц и уплату таможенным органам задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным платежам, установленным Таможенным кодексом РФ. Основными источниками информации для определения финансово-экономического состояния коммерческой организации являются учредительные документы, банковские и кассовые платежные документы, акты приемо-передачи материальных ценностей в качестве вкладов в уставный капитал, карточки аналитического учета основных средств (ф. ОС-7), оборотно-сальдовая ведомость по учету основных средств, инвентаризационные описи и др.
     
     ГТК России по согласованию с Минэкономики России может устанавливать минимальные размеры уставного (складочного) капитала, паевых взносов, уставного фонда, минимальный размер основных фондов (средств), необходимых для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.
     
     Наконец, коммерческая организация должна заключить договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в таможенной сфере. Страховая сумма должна быть не менее 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. В подтверждение выполнения этого требования представляются договор страхования и полис.
     
     За выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера взимается сбор в 500-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда.
     
     За рассмотрение заявлений о выдаче лицензии взимается плата в размере, определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России исходя из затрат таможенных органов в связи с рассмотрением таких заявлений. В случае принятия положительного решения о выдаче лицензии указанная плата засчитывается в счет сбора за выдачу лицензии. При отказе в выдаче лицензии указанная плата возврату не подлежит.
     
     Действие лицензии может быть приостановлено региональным таможенным управлением на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный брокер злоупотребляет своими правами.
     
     Лицензия может быть отозвана ГТК России в случае:
     
      -  неоднократного невыполнения обязанностей таможенного брокера;
     
      -  неоднократного совершения нарушений таможенных правил;
     
      -  причинения неправомерного существенного ущерба представляемому лицу, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, что установлено судом;
     
      -  признания таможенного брокера несостоятельным или объявления им о своей несостоятельности;
     
      -  пользования услугами специалиста, не имеющего либо лишенного квалификационного аттестата, специалиста, квалификационный аттестат которого аннулирован, отозван или признан недействительным, или специалиста, действие квалификационного аттестата которого приостановлено;
     
      -  нарушения налогового законодательства Российской Федерации.
     
     ГТК России может аннулировать лицензию, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана  на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче (ст. 158 Таможенного кодекса РФ).
     
     Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе договора, который является публичным и заключается в сложной письменной (нотариально удостоверенной) форме.
     
     Таможенный брокер обязан заключить договор с любым лицом, которое к нему обратится, кроме тех случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие такого лица являются противоправными и влекущими уголовную ответственность или ответственность, предусмотренную таможенным законодательством.
     
     В текст договора таможенный брокер должен включить положение о расторжении договора, если у таможенного брокера появятся достаточные основания полагать, что действия или бездействие представляемого лица являются противоправными. Если расторжение договора происходит до момента прекращения права на изъятие таможенной декларации (как уже упоминалось, в соответствии со ст. 176 Таможенного кодекса РФ изъятие декларации может  производиться до: начала проверки декларации; начала досмотра товара и транспортных средств; установления таможенным органом недостоверности указанных сведений), таможенный брокер не несет ответственность за нарушение таможенных правил. Расторжение договора с представляемым лицом после наступления указанного момента не освобождает таможенного брокера от ответственности за нарушение таможенных правил.
     
     В договоре таможенного брокера с представляемым лицом не могут быть ограничены права, обязанности таможенного брокера по отношению к таможенным органам, установленные в ст. 159 Таможенного кодекса РФ и Положении о таможенном брокере.
     
     Объем правомочий таможенного брокера определяется его основным предназначением  -  от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению за счет и по поручению представляемого лица. Для осуществления своей деятельности таможенный брокер вправе:
     
      -  присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;
     
      -  производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы товаров;
     
      -  требовать от представляемого лица передачи всех документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
     
      -  устанавливать в качестве условия заключения  договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
     
      -  выступать в качестве поручителя перед таможенными органами за надлежащее исполнение представляемым лицом своих обязательств;
     
      -  другие правомочия, перечисленные в пунктах 2 и 13 Положения о таможенном брокере.
     
     Среди установленных таможенным законодательством обязанностей таможенного брокера выделим, прежде всего, те из них, которые связаны с уплатой таможенных платежей:
     
      -  правильное исчисление таможенных платежей;
     
      -  уплата таможенных платежей в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом;
     
      -  осуществление в формах, не противоречащих российскому законодательству, мониторинга за своевременной и полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьими лицами.
     
     Среди иных обязанностей таможенного брокера отметим следующие:
     
      -  заявление по установленной форме и в установленные сроки сведений о товарах и транспортных средствах и их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей;
     
      -  предъявление по требованию таможенного органа декларируемых товаров и транспортных средств;
     
      -  представление таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
     
      -  проверка достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенного оформления;
     
      -  ведение учета товаров и транспортных средств, декларированных таможенным брокером;
     
      -  разъяснение представляемым лицам требований таможенного законодательства Российской Федерации;
     
      -  осуществление иных обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством.
     
     При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.
     
     За уплату таможенных платежей таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства.
          

Лица, ответственные за уплату таможенных платежей

     Как уже отмечалось, таможенные платежи может уплатить не только декларант (таможенный брокер), но и любое заинтересованное лицо. Очевидно, что подобная норма таможенного законодательства нуждается в конкретизации. В этих целях используется понятие “лицо, ответственное за уплату таможенных платежей”.
          
     В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки и установленном порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц, ответственных за их уплату. Таким образом, лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, несет ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей.
     
     До помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на российскую таможенную территорию, под определенный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (таможенный перевозчик), за исключением особых случаев, предусмотренных таможенным законодательством.
     
     На этом этапе товары и транспортные средства могут быть помещены на склад временного хранения. В этом случае определение лица, ответственного за уплату таможенных платежей, зависит от того, кто является владельцем склада.
     
     Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такового  -  лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.
     
     Если же владельцем склада временного хранения является частное лицо, ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе, будет нести это лицо. В договоре хранения можно возложить ответственность за уплату таможенных платежей на лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад. В этом случае владелец склада будет нести солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.
     
     При проведении таможенного оформления товаров и транспортных средств ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант. Лицо, перемещающее товары и транспортные средства и не являющееся декларантом, несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных платежей.
     
     После помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей регулируется нормами, устанавливающими порядок нахождения товаров и транспортных средств под определенным таможенным режимом. Например, при помещении товаров под режим транзита ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (ст. 40 Таможенного кодекса). Именно он должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенном режиме выпуска для свободного обращения или экспорта, при выдаче товаров без разрешения таможенного органа, утрате товаров или их недоставлении в таможенный орган назначения. В ст. 56 Таможенного кодекса установлено, что ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, несет владелец такого магазина и т.п.
     
     При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно переместившие товары и транспортные средства, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. А при ввозе  -  также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать об их незаконном ввозе.
          

Порядок уплаты таможенных платежей

     Таможенные платежи могут уплачиваться таможенному органу как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных российским законодательством.
          
     В случае уплаты таможенных платежей наличными деньгами в кассу таможенного органа суммы, полученные при их исчислении, округляются по правилам округления до целых чисел.
     
     Копия приходного кассового ордера хранится в архиве таможенного органа вместе с первым экземпляром таможенной декларации.
     
     При безналичном порядке перечисления таможенных платежей подтверждением о производстве платежа являются, во-первых, экземпляр платежного документа с отметкой банка об исполнении, во-вторых, выписка банка из лицевого счета организации с отражением произведенного платежа, заверенная подписью первого лица организации, главного бухгалтера и мастичной печатью организации для банковских и финансовых документов.
     
     Эти документы должны храниться в архиве таможенного органа вместе с первым экземпляром таможенной декларации.
     
     Форма платежного поручения приводится в приложении № 1 Временной инструкции о взимании таможенных платежей.
     
     В графе “Назначение платежа” указывается вид уплачиваемых таможенных платежей и реквизиты (дата и номер) внешнеторгового договора (контракта). В случае отсутствия договора в этой графе указываются номера транспортных документов.
     
     Если платеж производился сразу по нескольким видам таможенных платежей, указываются перечисленные суммы по каждому виду таможенного платежа.
     
     Приведем пример заполнения графы “Назначение платежа”:
     
     - уплата таможенных платежей по контракту от 15.11.97 № 15А, в том числе:
     
     таможенные сборы за таможенное оформление  -  1585,00 руб.;
     
     ввозная таможенная пошлина  -  137000,00 руб.;
     
     акциз  -  284000,00 руб.;
     
     НДС  -  37500,00 руб.
     
     Особого рассмотрения заслуживает случай, когда таможенные платежи уплачиваются не лицом, ответственным за их уплату, а иным лицом. В таком случае в графе “Код” платежного поручения указывается код ОКПО плательщика, а в графе “Назначение платежа” дополнительно должно быть указано, в интересах какого лица вносятся денежные средства (с указанием кода ОКПО этого лица). Например:
     
     Уплата таможенных платежей за АО “Интур” (код ОКПО:01234567) по контракту от 10.11.97.
     
     В случаях, если взимание таможенных платежей осуществляется без использования таможенной декларации (грузовой, временной, периодической), используется таможенный приходной ордер (ТПО). Инструкция о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты таможенных платежей была утверждена приказом ГТК России от 14.05.97 № 265.
     
     Непосредственно на бланке ТПО возможно начисление платежей по товару одного наименования, перемещенного через таможенную границу России, или начисление четырех платежей, не связанных с перемещением товаров. К последним относятся таможенные сборы за хранение товаров, сборы за выдачу лицензии, суммы обеспечения уплаты платежей, плата за информирование и консультирование и др. При необходимости начисления более четырех платежей, не связанных с перемещением товаров, и/или при начислении платежей по товарам нескольких наименований, перемещенным через таможенную границу россии, сведения о платежах либо товарах вписываются в добавочные листы к таможенному приходному ордеру (ДТПО).
     
     Непосредственно исчисление таможенных платежей производится в графе 8 ТПО, которая заполняется в два этапа. На первом этапе рассчитываются подлежащие уплате платежи в рублях, последовательно заполняются колонки “Код платежа”, “Основание начисления” (указывается таможенная стоимость (в рублях) товара, являющегося объектом налогообложения; весовые либо количественные показатели товара и т.д.), “Ставка”, “Сумма платежа”. На втором этапе после непосредственного расчета подлежащих уплате платежей указывается информация о фактически уплачиваемых суммах: валюта, в которой будут фактически уплачиваться суммы, способ уплаты сумм, а также сведения о платежных документах, по которым производилась или будет производиться уплата.
     
     Каждый экземпляр ТПО и ДТПО заверяется личной номерной печатью и подписью инспектора-исполнителя, заполнившего данный документ. Для упрощения процедуры таможенного оформления с разрешения таможенного органа допускается предварительное заполнение декларантом электронных копий ТПО и ДТПО. Инспектор-исполнитель в таком случае проверяет необходимые документы, правильность заполнения граф ТПО и ДТПО, подписывает их и заверяет личной номерной печатью.
     
     В любом случае ответственность за достоверность заполнения ТПО и ДТПО несет инспектор-исполнитель. Заполненные бланки хранятся не менее трех лет.
     
     Уплата платежей по ТПО может производиться по безналичному расчету либо наличными в кассу таможенного органа, а при отсутствии кассы в месте производства таможенного оформления непосредственно инспектору-исполнителю при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством или через учреждения банков в кассу предприятия связи за оформление международных почтовых отправлений.
     
     Начисленные по ТПО денежные средства должны поступать на счет таможенного органа в течение 5 рабочих дней с даты заполнения ТПО. В случае просрочки платежа ТПО должен быть дополнительно завизирован инспектором-исполнителем, который при необходимости производит перерасчет платежей и заполнение нового ТПО (в связи с изменением курсов валют, таможенной стоимости, минимальной заработной платы и т.д.).
     
     Таможенные платежи в отношении подлежащих маркировке подакцизных товаров уплачиваются в следующем порядке. Часть таможенных платежей уплачивается при покупке марок акцизного сбора. Оставшаяся часть таможенных платежей обеспечивается залогом, банковской гарантией либо внесением на депозит причитающихся сумм и уплачивается в общеустановленном порядке при таможенном оформлении товара.
     
     Авансовые платежи. Плательщик таможенных платежей может по своему усмотрению, заручившись согласием таможенного органа, в котором будет проводиться таможенное оформление, вносить на счет данного таможенного органа авансом денежные суммы в зачет будущих таможенных платежей. Авансовый платеж может вноситься как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом в платежном документе в графе “Назначение платежа” обязательно должно быть сделано указание на авансовый характер платежа. Если авансовый платеж вносится по конкретному виду таможенного платежа, в графу “Назначение платежа” заносится соответствующая информация. В случае внесения денежных средств без указания конкретного таможенного платежа списание авансовых денежных средств производится таможенным органом по всем видам платежей, начисленных лицу, внесшему авансовые суммы, в соответствии с оформленными таможенными декларациями, а также по всем видам задолженности плательщика перед таможенным органом.
     
     На таможенный орган возлагается обязанность информировать плательщика по его письменному запросу о расходовании денежных средств, внесенных авансом в качестве уплаты таможенных платежей.
     
     Без расходования авансовые платежи могут находиться на счете таможенного органа не более одного года. По истечении этого срока авансовые платежи подлежат перечислению в ГТК России  как невостребованные. Поэтому до истечения срока в один год плательщик должен обратиться в таможенный орган с заявлением о распоряжении данными денежными средствами или о их возврате.
     
     Периодически расходуемые и пополняемые плательщиком суммы авансовых платежей могут находиться на счете таможенного органа до полного их израсходования либо до заявления плательщика об их возврате. Последнее рассматривается в течение 30 дней с момента подачи такого заявления.
     
     Валюта платежа. Плательщик сам выбирает в какой валюте он будет производить платежи  -  в российских рублях или в иностранной валюте, котируемой Банком России (за исключением случая, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте  -  например, дополнительный сбор в иностранной валюте в размере 0,05 % таможенной стоимости товаров и транспортных средств). С согласия таможенного органа допускается уплата сумм по одному виду таможенных платежей в различных видах валюты.
     
     При исчислении таможенных платежей в иностранной валюте  полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой. Если сумма таможенного платежа, уплаченного в иностранной валюте наличными деньгами в кассу таможенного органа, составляет дробную единицу, то округление производится в большую сторону.
     
     Порядок пересчета иностранной валюты в российские рубли зависит от конкретного вида таможенного платежа. При уплате таможенных пошлин и иных налогов с товаров, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, а также таможенных сборов за оформление пересчет производится по курсу Банка России, действующему на дату принятия таможенной декларации таможенным органом. При уплате остальных таможенных платежей для пересчета используется курс Банка России, действующий на день установленного срока уплаты.
     
     При пересчете иностранных валют в российские рубли полученные суммы округляются до второго знака после запятой.
     
     Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей. Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее одного года с момента уплаты или взыскания таких сумм (ст. 125 Таможенного кодекса). При возврате таможенной пошлины проценты с нее не выплачиваются, суммы не индексируются, а банковская комиссия уплачивается за счет переводимых средств.
     
     Решение о возврате таможенной пошлины принимается заместителем начальника таможенного органа по экономическим вопросам  по представлению начальника отдела таможенных платежей при наличии следующих документов:
     
     1) письменного заявления плательщика, содержащего просьбу о возврате таможенной пошлины с указанием причин излишней уплаты или взыскания (в заявлении приводятся банковские реквизиты плательщика, куда должны быть возвращены денежные средства);
     
     2) копий документов, в соответствии в которыми исчислялась и взималась таможенная пошлина;
     
     3) платежного документа, подтверждающего уплату причитающейся таможенной пошлины, с отметкой уполномоченного банка об исполнении;
     
     4) иных документов, подтверждающих обоснованность возврата таможенной пошлины.
     
     На практике возврат таможенной пошлины осуществляется чаще всего в случае пересчета сумм таможенных платежей из-за корректировки таможенной стоимости товара; изменения ставок таможенной пошлины, налогов и сборов; двойного обложения товаров таможенными налогами; несостоявшейся экспортной поставки; предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и др.
     
     Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляется в той валюте, в какой производился платеж или списание. Возврат в иной валюте может быть осуществлен только с разрешения ГТК России. Пересчет иностранной валюты в российские рубли производится по курсу Банка России, действующему на день принятия таможенной декларации.
     
     Суммы таможенных платежей возвращаются на счета, с которых плательщик производил их уплату либо с которых денежные средства списывались в бесспорном порядке, если в заявлении плательщика не оговорено иное.
     
     Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей может быть осуществлен только в случае фактического поступления этих сумм на счета таможенного органа. Другим необходимым условием для возврата таможенных платежей является отсутствие у плательщика, которому производится возврат, задолженности перед таможенными органами по уплате таможенных платежей, штрафов и других выплат.
     
          Таможенные органы информируют органы налоговой службы по месту регистрации плательщика обо всех случаях произведенного возврата денежных средств.