Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Подоходный налог с предприятий в Китайской Народной Республике


Подоходный налог с предприятий в Китайской Народной Республике

Р.А. Шепенко

     Работа по правовому регулированию налогообложения доходов юридических лиц*1 была начата сразу после образования в 1949 году Китайской Народной Республики. Однако несмотря на то, что уже в первом налоговом акте Китая  -  “Основных положениях проведения общегосударственной налоговой политики” от 27.01.50  -  содержалось упоминание о подоходном налоге с торговых предприятий, он не применялся. Это объяснялось прежде всего тем, что на протяжении длительного времени в Китае действовала система отчислений, и юридическим лицам оставлялся лишь определенный процент прибыли. В соответствии с Положением Госсовета КНР “Об осуществлении системы оставления предприятиями определенного процента прибыли” от 22.05.58 года размер оставляемой прибыли определялся компетентным органом, в ведении которого находилось предприятие, и оставляемая прибыль подлежала использованию на строго определенные цели: строительство складов, капитальное строительство, премиальные фонды и т.д. первые изменения в этой системе произошли в семидесятые годы, когда на 200 предприятиях местного подчинения был начат эксперимент по замене налогами отчислений от прибыли.
          
     -----
     *1 Согласно ст. 36 “Общих положений гражданского права КНР” от 01.01.87 юридическими лицами являются организации, которые обладают гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью, самостоятельно, согласно закону, приобретают гражданские права и несут гражданские обязанности.
          
     18 сентября 1984 было принято Положение КНР “О подоходном налоге с государственных предприятий”. Затем последовали Временное положение КНР от 11.04.85 “О подоходном налоге с коллективных предприятий” и Временное положение КНР от 03.06.88 “О подоходном налоге с частных предприятий”.
          
     Вскоре в ходе реформы по унификации налогового законодательства Временным положением КНР от 31.12.83 был введен подоходный налог с предприятий, объединивший вышеназванные налоги.
     
     Объединение подоходных налогов с предприятий было произведено в целях:
     
      -  преодоления диспропорции в налогообложении, в результате которой налоговое бремя крупных предприятий было слишком большим;
     

      -  устранения “запутанности” налогового законодательства, рассчитанного на регулирование нескольких налогов с юридических лиц;
     
      -  упорядочения государственных доходов в части поступлений от налогов с предприятий и т.д.
     
     Плательщиками подоходного налога с предприятий являются государственные, коллективные, частные предприятия, кооперативы, акционерные компании и другие юридические лица. Базой для исчисления налога служат доходы, полученные как в КНР, так и за ее пределами в течение налогового года (1 января  -  31 декабря). Из полученного дохода подлежат вычету:
     
      -  штрафные санкции;
     
      -  убытки;
     
      -  взносы в благотворительные фонды и т.д.
     
     Ставка налога является сложной:
     
     а) 30 %  -  центральный налог;
     
     б) 3 %  -  местный налог.
     
     Размер ставки соответствует ставке подоходного налога с предприятий с участием иностранного капитала и служит предпосылкой для дальнейшего сближения налогового режима в отношении отечественных и иностранных юридических лиц.
     
     Закон КНР “О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий” был опубликован 9 апреля 1991 года.
     
     С принятием этого закона утратили силу:
     
      -  Закон КНР “О подоходном налоге со смешанных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале” от 16.09.80 (с дополнениями от 03.09.83);
     
      -  Закон КНР “О подоходном налоге с иностранных предприятий” от 01.01.82.
     
     В настоящее время плательщиками подоходного налога с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий являются:
     
      -  совместные предприятия на паевых началах, учрежденные в Китае;
     
      -  совместные предприятия, созданные на основе соглашений (так называемые контрактные китайско-иностранные предприятия);
     
      -  иностранные предприятия, учредившие свои постоянные представительства на территории КНР*1;
          
     -----
     *1 Порядок учреждения постоянных представительств определен во Временном положении “О постоянных представительствах иностранных предприятий в КНР” от 20.11.80.
     
      -  иностранные предприятия, не учредившие постоянные представительства, но получающие доход на территории КНР.
     

     Объектом налогообложения являются доходы, полученные от производственной и хозяйственной деятельности, в том числе проценты по кредитам, дивиденды, арендная плата, доход от продажи лицензий и т.д. При этом необходимо отметить, что совместные и контрактные предприятия уплачивают налог со всех доходов, а иностранные  -  только с доходов, получаемых на территории КНР.
     
     Облагаемый доход определяется как совокупный годовой доход за вычетом себе-стоимости продукции, издержек и убытков.
     
     Как уже отмечалось, налоговая ставка с объектов иностранного капитала установлена в 30 %, и дополнительно взимается местная надбавка в 3 %. Дивиденды, проценты и другие виды доходов этих предприятий облагаются по ставке 20 %.
     
     Сборы от подоходных налогов в КНР по объему поступлений в казну занимают третье место после сумм, полученных от взимания торгово-промышленного налога и налога на добавленную стоимость. В 1996 году торгово-промышленный налог был уплачен на сумму 644,6 млрд юаней (77 млрд долл. США). НДС  -  365,7 млрд юаней (43,7 млрд долл. США). В этом же году поступления от подоходных налогов составили 19,3 млрд юаней (2,3 млрд долл. США)*1.
          
     -----
     *1 БИКИ № 62, 29.05.97. С. 16.
     
     Положения о льготах, служащих основным стимулом для привлечения иностранных инвестиций, закрепляются как непосредственно в налоговых законах, так и в отдельных положениях об особых экономических зонах. Примером такого акта может служить утвержденное на пятнадцатом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 26 августа 1980 года Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун.
     
     В этом документе в целях развития внешнеэкономического сотрудничества и технического обмена, содействия “строительству социалистической модернизации” закреплен ряд льготных условий  -  специальный режим налогообложения для предприятий, созданных в свободных экономических зонах Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу. Например, ставка подоходного налога для предприятий с участием иностранного капитала была сокращена вдвое и составила 15 %; импортируемые предприятиями особых зон в производственных целях машинное оборудование, запасные части, сырье, транспортные средства, а также прочие производственные средства и материалы освобождены от импортных пошлин (ст. 13 - 14 названного Положения).
     
     Кроме того, для иностранных инвесторов могут предоставляться следующие налоговые льготы:
     

      -  доходы от процентов, дивидендов, арендных платежей, лицензий для иностранных инвесторов, не обладающих филиалами или постоянными представительствами, облагаются налогом по ставке 10 %;
     
      -  при инвестировании капитала на срок свыше 10 лет предоставляется налоговый кредит: освобождение от уплаты подоходного налога сроком на 2 года,  -  а с предприятий, использующих передовые технологии, взимается только 50 % подоходного налога в течение последующих трех лет;
     
      -  для предприятий, действующих и создаваемых в труднодоступных районах, по истечении срока действия налогового кредита с санкции Госсовета КНР может быть произведено снижение подоходного налога на 15 - 30 % в последующие 10 лет;
     
      -  при реинвестировании капиталов на срок свыше 5 лет с санкции Госсовета КНР иностранному инвестору может быть возвращено 40 % подоходного налога из суммы повторных инвестиций.
     
     С 11 октября 1986 года в соответствии с Постановлением Госсовета КНР “О поощрении иностранных инвестиций” для предприятий, ориентированных на экспорт (к ним относятся предприятия, общий объем экспорта у которых достигает 70 % и более), подоходный налог взимается по ставке 10 %, и предоставляется освобождение от экспортной таможенной пошлины и единого торгово-промышленного налога.
     
     Об эффективности такой налоговой политики можно судить по следующим цифрам. В первом полугодии 1997 года прямые иностранные инвестиции в экономику КНР составили 23,3 млрд долл. США. Для сравнения, в 1992 году эта цифра равнялась 11,2 млрд долл. США, в 1993 году  -  27 млрд долл. США, в 1994 году  -  34 млрд долл. США, 1995 году  -  38 млрд долл. США, 1996 году  -  42 млрд долл. США. За период с 1978 по 1996 годы иностранные инвесторы вложили в экономику Китая 167 млрд долл. США*1.
          
     -----
     *1 БИКИ № 131, 30.10.97. С. 1.
     
     Остановимся на действиях налогоплательщика или иного субъекта налоговых правоотношений по фактическому внесению налога в казну. Уплата налога может производиться как в денежной форме (наличными деньгами, переводами и т.д.), так и через передачу материальных ценностей и ценных бумаг, которые переводятся в золотое содержание по ценам, сложившимся на рынках ко времени получения налогов (так называемый натуральный способ уплаты налога).
     
     В связи с тем что в КНР запрещено обращение, использование и передача иностранной валюты (ст. 4 Временного положения КНР “О контроле за иностранной валютой” от 01.03.81), все расчеты по уплате налогов осуществляются в национальной валюте женьминьби (соответствует юаню). Доход, полученный в иностранной валюте, для внесения налогов пересчитывается в женьминьби по курсу, опубликованному Главным управлением по контролю за иностранной валютой КНР.
     

     За неисполнение налогоплательщиком- юридическим лицом своих обязанностей законодательством предусмотрена юридическая ответственность. Необходимо отметить, что в КНР нет нормативного акта, содержащего исчерпывающий список налоговых деликтов (нарушений). Их виды, как правило, включаются непосредственно в текст нормативных актов, посвященных конкретным налогам. Кроме того, основные виды налоговых деликтов включены в так называемое толкование Государственным налоговым управлением КНР отдельных понятий, изданное в мае 1981 года. Так, под уклонением от уплаты налогов понимаются незаконные действия налогоплательщиков, умышленно совершаемые в целях нарушения законов и иных нормативных актов, чтобы путем обмана, утаивания и других мер уклониться от уплаты налогов (подделка и уничтожение документов финансовой отчетности и других документов, занижение и сокрытие объектов налогообложения, завышение издержек производства, передача доходов другим лицам).
     
     В связи с повсеместным ростом числа налоговых правонарушений*1 (прежде всего уклонение от уплаты налогов) в КНР периодически проводятся кампании по борьбе с уклонением от уплаты налогов, проверке правильности их уплаты, по соблюдению налоговой дисциплины часто в сочетании с выполнением других задач. Например, в 1991 - 1992 годах проводилась кампания под лозунгом “контроль за налогами, финансами и ценами”.
          
     -----
     *1 Только в 1993 году вскрытая сумма неуплаченных налогов составила 15,4 млрд юаней (Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. - М., 1997. С. 168.). В 1995 году недобор налогов с предприятий всех форм собственности составил около 30 млрд юаней или 5 % всей суммы запланированных на год налоговых поступлений (Китай в 1995 году. Экономика//Проблемы дальнего востока. № 3. 1996. С. 36.)
     
     Помимо этого издаются специальные нормативные акты, посвященные вопросам налоговой дисциплины. Примером такого акта являются Временные правила КНР “О регулировании налогообложения” от 21.04.86, которые вводят жесткие санкции в отношении нарушений налоговых правил. Так, в соответствии со ст. 36 вышеназванных правил, на налогоплательщика может налагаться штраф до 5000 юаней при неустранении в установленные сроки предъявленных ему замечаний, выразившихся в неправильной регистрации налоговых обязательств, регистрационных счетов и неправильном использовании свидетельства о налоговой регистрации; неправильном оформлении документов по налоговой экспертизе; нарушении порядка подачи заявки на уплату налогов; использовании и хранении финансовых лицевых счетов с нарушением установленных требований; представлении материалов по уплате налогов с нарушением установленных требований и т.д.
     
     Уклонение от уплаты налогов, сопряженное с обманом или сокрытием объекта обложения, влечет за собой штраф до шестикратного размера суммы налога, подлежащего уплате. На лиц, ответственных за уклонение от уплаты налога, налагается штраф до 1000 юаней. За нарушение сроков внесения налоговых платежей налоговые органы помимо причитающейся суммы взимают пеню в размере 0,5 % за каждый день просрочки.
     

     При неэффективности применения пени и штрафов в арсенале налоговых органов имеются следующие санкции: безакцептное списание средств с банковского счета нарушителя; аннулирование документов о налоговой регистрации и изъятие квитанций об уплате налогов; постановка перед Главным управлением промышленности и торговли КНР вопроса об отзыве лицензии на проведение хозяйственной деятельности после уплаты налога.
     
     Перечисленные меры могут дополняться мерами судебного принуждения. После признания вины юридическое лицо наказывается штрафом, а конкретные физические лица  -  руководители юридического лица  -  лишением свободы либо уголовным арестом (ст. 37, 121 и другие статьи Уголовного кодекса КНР от 01.01.80).
     
     Завершая рассмотрение вопросов правового регулирования налогообложения доходов предприятий в КНР, необходимо сказать несколько слов и о двойном налогообложении. Всего, начиная с 1983 года, Китай подписал соглашения об устранении двойного налогообложения более чем с тридцатью странами.
     
     В качестве примера рассмотрим некоторые положения Соглашения между Правительством РФ и Госсоветом КНР “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы”. Оно было подписано в Пекине 27.05.94 и ратифицировано Федеральным законом от 26.02.97 № 37-ФЗ.
     
     Соглашение применяется к лицам с постоянным местопребыванием в Китае или России и распространяется на налоги с доходов. Налогами на доход считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого и недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.
     
     Для юридических лиц постоянное местопребывание определяется местом расположения его головной конторы. Ранее упомянутый термин “постоянное представительство” включает в себя отделение, контору, фабрику, скважину, карьер, строительную площадку, оказание услуг, то есть постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется деятельность предприятия (ст. 5 вышеназванного соглашения). Тот факт, что компания, являющаяся лицом с постоянным местопребыванием в одном государстве, контролирует или контролируется компанией, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в другом государстве, или которое осуществляет коммерческую деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство, сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой.
     
     Двойное налогообложение устраняется следующим образом. Если лицо с постоянным местопребыванием в России получает доход из Китая, сумма налога на этот доход, уплачиваемая в Китае, может быть вычтена из российского налога, взимаемого с такого лица. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму российского налога на этот доход, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
     

          Аналогичная методика применяется и в случае, если лицо с постоянным местопребыванием в Китае получает доход из России. Однако если доходы, полученные из России, являются дивидендами, выплачиваемыми компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в России, компании, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Китае и которая владеет не менее 10 % акций в компании, выплачивающей дивиденды, при зачете будет учитываться налог, уплаченный в России компанией, выплачивающей дивиденды, в отношении ее прибыли.