Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Способы ликвидации задолженности по налогам и штрафным санкциям


Способы ликвидации задолженности по налогам и штрафным санкциям

О.А. Смирнова

     Обращение взыскания на имущество  -  наиболее распространенный комплекс мероприятий, проводимый с целью ликвидации задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
          
     Возможность обращения взыскания на имущество организации при образовании задолженности предусмотрена рядом норм гражданского и налогового законодательств Российской Федерации: ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
          
     Право обращать взыскание на имущество организации предоставлено налоговым органам статьей 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, согласно которой взыскание недоимки обращается на полученные налогоплательщиком доходы, а в случае их отсутствия  -  на имущество.
     
     В настоящее время порядок обращения взыскания недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, регламентирован Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”. До принятия Временного положения действовало Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденное Госналогслужбой России 25.05.94 № ВГ-4-08/57н, Департаментом налоговой полиции Российской  Федерации 26.05.94 № СА-574 и Минфином России 25.05.94 № 58. Это Положение действует в настоящее время в части, не противоречащей Временному положению о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”.
     
     Согласно указанному Временному положению обращение взыскания на имущество должника производится после получения налоговым органом отметки банка, обслуживающего расчетный (текущий) счет должника, о недостаточности денежных средств для удовлетворения требований об уплате налога.
     

     В соответствии с п. 3 Временного положения банк, обслуживающий расчетный (текущий) счет должника, по получении инкассового требования о взыскании денежных средств в бюджет или государственный внебюджетный фонд обязан в 3-дневный срок осуществить взыскание либо сделать отметку о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должника денежных средств. В соответствии с названным пунктом Временного положения и ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации невыполнение указанного требования является основанием для наложения судом на банк штрафа в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию.
     
     Таким образом, в случае отсутствия на счете организации достаточных денежных средств банковское или иное кредитное учреждение готовит вышеуказанное уведомление.
     
     Получив уведомление с отметкой банка о полном или частичном неисполнении взыскания, государственная налоговая инспекция в суточный срок со дня получения направляет организации-должнику письменное требование о погашении задолженности с указанием о предстоящем обращении взыскания на имущество должника в случае его неисполнения.
     
     Если должник не погашает задолженность, налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на имущество организации-должника. Такое решение принимается не позднее 5-дневного срока со дня вручения требования должнику.
     
     Следует иметь в виду, что подача должником жалобы не приостанавливает исполнение решения о взыскании задолженности.
     
     Копия решения и все материалы передаются в соответствующий орган налоговой полиции, который приступает к наложению ареста на имущество должника.
     
     Согласно п. 5 Временного положения арест или административный арест на имущество организации-должника может быть наложен лицом или органом, уполномоченным на это федеральным законом. Такие полномочия предоставлены органам налоговой полиции пунктом 12 ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции”. Согласно этой норме действующего законодательства органам налоговой полиции предоставлено право налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей.
     
     Налоговая полиция налагает арест на имущество должника в течение месяца со дня вручения требования о необходимости погасить задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а в необходимых случаях  -  одновременно с вручением требования, если задолженность не будет погашена должником до наложения ареста.
     

     Арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     Обращение взыскания на наличные денежные средства должника производится, как правило, органами налоговой полиции. Однако в соответствии с п. 6 Временного положения обращение взыскания на наличные денежные средства производится органом, осуществляющим взыскание. Им также является налоговый орган. Поэтому в обращении взыскания могут принимать участие работники государственной налоговой инспекции, причем без участия работников органов налоговой полиции.
     
     Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся в изолированном помещении кассы, а также денежная наличность независимо от места хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документам должника, подлежат изъятию независимо от согласия должника незамедлительно по их представлении или обнаружении.
     
     Изъятые денежные средства сдаются в тот же день в банк для зачисления в бюджеты или государственные внебюджетные фонды. Денежные средства в рублях могут быть перечислены банку почтовым переводом.
     
     Реализация имущества осуществляется в следующей очередности:
     
     в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и другое;
          
     во вторую  очередь  -  готовая продукция (товары), а также иные материальные  ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
     
     в третью очередь  -  объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве;
     
     в четвертую очередь  -  имущество, переданное другим лицам по договору аренды, займа, проката или иным договорам после принятия мер по их расторжению.
     

     Согласно письму ФСНП России от 16.10.96 № ЮЧ-2558 и Госналогслужбы России от 18.10.96 № ПВ-6-10/725 “Об обращении взыскания на имущество” реализация движимого имущества проводится на комиссионных началах, а недвижимого  -  на торгах согласно заключенным договорам в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и иным законодательством Российской Федерации, а также названным Временным положением.
     
     Договоры об осуществлении реализации заключаются между налоговым органом и органом федеральной службы налоговой полиции, с одной стороны, и соответствующими организациями, с другой.
     
     Организация, через которую будет производиться реализация имущества, должна отвечать следующим требованиям:
     
      -  не иметь нарушений законодательства Российской Федерации;
     
      -  обладать опытом работы на российском рынке, как правило, не менее 3  -  5 лет;
     
      -  пользоваться положительной и стабильной репутацией;
     
      -  иметь разветвленную оптовую и розничную сеть, возможность транспортировки грузов;
     
      -  располагать охраняемыми складскими помещениями и территорией;
     
      -  иметь счета в надежных банках;
     
      -  иметь квалифицированный персонал в области экономики, права, маркетинга.
     
     При реализации недвижимого имущества основной упор делается на крупные риэлторские компании и региональные биржи недвижимости, отвечающие вышеперечисленным требованиям.
     
     Ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ), векселя и т.д. реализуются через финансовые и инвестиционные компании, имеющие твердые позиции на рынке.
     
     В соответствии с п. 9 Временного положения если к моменту принятия решения о реализации имущества, на которое обращено взыскание, арбитражный суд возбудил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, реализация имущества должника не производится до рассмотрения арбитражным судом вопроса о несостоятельности (банкротстве).
     
     Удовлетворение требований кредиторов должника, признанного в установленном порядке несостоятельным (банкротом), осуществляется в соответствии со ст. 64  и 65 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Отсрочка исполнения решения о реализации имущества должника продлевается до его ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Согласно этим нормам удовлетворение требований по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням осуществляется в третью очередь, по штрафным санкциям  -  в седьмую.
     
     При наложении ареста на принадлежащее должнику имущество третьей либо четвертой очереди реализации орган налоговой полиции в 3-дневный срок после ареста имущества организации-должника направляет в орган по делам о несостоятельности и банкротству уведомление о произведенном аресте с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также сумме задолженности.
     

     Копия такого уведомления подлежит направлению в налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в 3-дневный срок после ареста имущества должника.
     
     По получении копии такого уведомления налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в недельный срок со дня получения уведомления представляет органу по делам о несостоятельности (банкротстве) следующие документы:
     
     - справку о сумме задолженности должника перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами и сумме начисленных штрафных санкций, установленных на последний отчетный период, предшествующий аресту имущества должника;
     
     - копию бухгалтерского отчета должника за последний отчетный период с отметкой налогового органа;
     
     - иные материалы, необходимые для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по форме, устанавливаемой Федеральным органом по делам о несостоятельности (банкротстве) совместно с Госналогслужбой России.
          
     Дальнейшие действия производятся независимо от налоговых органов, и поэтому они не станут предметом рассмотрения в настоящей статье.
     
     Реализация имущества должника, на которое в установленном Временным положением порядке обращено взыскание, за исключением случаев, когда возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), осуществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста.
     
     В случае, если торги не состоялись, продажа имущества производится уполномоченной организацией на комиссионных началах.
     
     Оставшиеся после удовлетворения требований взыскателя средства от продажи имущества должника за вычетом расходов по обращению взыскания подлежат направлению должнику.
     
     Неисполнение требований, установленных Временным положением, является основанием для признания обращения взыскания на имущество должника недействительным и отнесения соответствующих издержек на орган или лицо, не исполнившее эти требования.
     
     Следующий способ погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства,  -  реструктуризация задолженности.
     

     Впервые понятие реструктуризации задолженности появилось в ст. 69 Федерального закона от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”. В соответствии с данной статьей Правительство РФ должно было в месячный срок разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 года, имея в виду предоставление в отдельных случаях указанным предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности, пеней и штрафов сроком до 10 лет.
     
     Было определено, что для указанных предприятий и организаций может быть установлен специальный режим осуществления текущих платежей в федеральный бюджет.
     
     Проценты за отсроченные суммы платежей были установлены в размере одной четвертой действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
     
     В результате появилось постановление Правительства РФ от 05.03.97 № 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет”. Этим постановлением были утверждены Условия реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года и Порядок проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года.
     
     Согласно названным Условиям реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет осуществляется по решению Правительства РФ, принятому на основании заключения Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов. Данная Комиссия создана постановлением Правительства РФ от 13.08.94 № 962 и согласно подпункту “и” п. 4 Положения об Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов, утвержденного названным постановлением Правительства РФ, подготавливает заключения по вопросам реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет.
     
     Организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию  на 1 января 1997 года (далее по тексту  -  основной долг), а также штрафы и пени, начисленные на эту задолженность, осуществляют ее реструктуризацию на следующих условиях:
     
     а) реструктуризация путем выпуска ценных бумаг в обеспечение погашения основного долга;
     

     б) заключение с налоговым органом договора о внесении суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно до истечения 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации организацией, осуществляющей реструктуризацию задолженности по уплате штрафов и пеней, начисленных на основной долг.
     
     Организация в месячный срок после регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, выпускаемых в обеспечение погашения задолженности по платежам (далее по тексту  -  ценные бумаги), обязана заключить с налоговым органом договор, предусматривающий порядок внесения платежей в федеральный бюджет, и передать уполномоченному органу ценные бумаги, обеспечивающие погашение основного долга. Ценные бумаги находятся у уполномоченного органа до момента исполнения договора о реструктуризации основного долга.
     
     Договор о реструктуризации с налоговым органом вступает в силу со дня передачи  ценных бумаг уполномоченному органу.
     
     Организации-должники имеют право осуществить эмиссию ценных бумаг в пределах сумм основного долга.
     
     С момента вступления в силу договора о реструктуризации налоговые органы прекращают начисление пеней по основному долгу, образовавшемуся по состоянию на 1 января 1997 года.
     
     Право эмиссии ценных бумаг предоставляется только организациям, полностью осуществляющим текущие платежи в федеральный бюджет. Вследствие этого условия такой путь реструктуризации оказался неприемлемым для большинства организаций.
     
     В случае выполнения условий договора о реструктуризации уполномоченный орган возвращает организации ценные бумаги, переданные ему в обеспечение погашения основного долга, а в случае невыполнения  -  реализует их.
     
     Выпуск ценных бумаг может быть осуществлен в форме акций или облигаций.
     
     Количество акций, передаваемых уполномоченному органу в обеспечение погашения основного долга, должно обеспечивать не менее 50 процентов голосов плюс 1 голос на собрании акционеров акционерного общества, осуществляющего реструктуризацию основного долга.
          
     Ценные бумаги, принимаемые уполномоченным органом, могут быть специально эмитированы организацией для реструктуризации основного долга,  а также могут быть предоставлены владельцами этих ценных бумаг.
          

     Договор о реструктуризации, заключаемый организацией и налоговым органом на срок до 5 лет, предусматривает в обязательном порядке уплату текущих налоговых платежей, а также внесение организацией ежемесячно равными долями суммы основного долга с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей в соответствии с действующим законодательством по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.
     
     Порядок исчисления процентов за отсроченные суммы платежей фиксируется в договоре, заключаемом налоговым органом и организацией, выпустившей ценные бумаги.
     
     Проценты за отсроченные суммы платежей по основному долгу взимаются исходя из суммы основного долга по состоянию на конец каждого года, в течение которого осуществлялась реструктуризация.
     
     Средства, вырученные организацией от продажи акций, направляются в пределах номинальной стоимости акций на оплату уставного капитала организации, а полученные сверх номинальной стоимости  акций,   -   в федеральный  бюджет  в полном  объеме,  за исключением расходов, связанных с продажей акций (в размере не более 1 процента вырученной суммы).
     
     При выпуске облигаций для обеспечения погашения основного долга суммарная номинальная стоимость облигаций определяется с учетом всех предусмотренных действующим законодательством ограничений для выпуска облигаций. При этом срок обращения облигаций не может превышать 24 месяцев с момента регистрации проспекта их эмиссии. Выплата купонного дохода по облигациям осуществляется в размере процента, установленного действующим законодательством.
     
     В целях обеспечения защиты прав собственности владельцев облигации выпускаются в бездокументарной форме с регистрацией прав собственности на облигации в реестре облигационеров.
     
     Организации, выпустившие облигации в соответствии с настоящими Условиями, в  10_дневный срок заключают договор о ведении реестра облигационеров с регистратором, имеющим лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
     
     Выпуск облигаций должен быть обеспечен залогом имущества эмитента либо обязательствами третьих лиц на сумму эмиссии облигаций. Оценка имущества, вносимого в залог в качестве обеспечения эмиссии, осуществляется независимым оценщиком в порядке, определяемом Федеральным органом по делам о несостоятельности (банкротстве).
     
     Организации, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), не имеют права на выпуск облигаций в обеспечение погашения основного долга.
     

     Регистрация проспекта эмиссии облигаций, выпущенных в обеспечение погашения основного долга, осуществляется при условии единовременного внесения в федеральный бюджет не менее 5 процентов суммы основного долга и предъявления документа, подтверждающего факт такой оплаты.
     
     Если организация имеет основной долг, превышающий размер уставного капитала, она обязана заключить договор с налоговым органом, в котором должно предусматриваться внесение платежей в федеральный бюджет на сумму, превышающую объем задолженности, оформленной выпуском облигаций. Платежи вносятся равными долями ежемесячно в течение 2 лет с уплатой в соответствии с действующим законодательством процентов за отсроченные суммы платежей по окончании каждого года с момента заключения договора о реструктуризации с налоговым органом.
     
     Облигации, выпущенные для целей реструктуризации, принимаются в зачет платежей в федеральный бюджет по основному долгу.
     
     При выполнении указанных условий организация может приступить к реструктуризации, проводимой в следующем порядке.
     
     Предложение о реструктуризации задолженности вносится организацией-должником в Оперативную комиссию Правительства РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов. Комиссия, рассмотрев внесенное организацией предложение, готовит заключение, на основании которого Правительство РФ принимает соответствующее решение.
     
     Организация, получившая на основании решения Правительства РФ возможность осуществить реструктуризацию основного долга, обязана в 2-недельный срок со дня принятия этого решения представить на регистрацию проспект эмиссии ценных бумаг либо в этот же срок созвать в установленном порядке собрание акционеров для принятия решения об эмиссии акций.
     
     Организация, имеющая основной долг в размере, превышающем размер уставного капитала, проводит реструктуризацию основного долга путем выпуска акций на сумму, обеспечивающую не менее 50 процентов голосов плюс 1 голос на собрании акционеров с учетом акций, передаваемых акционерами уполномоченному органу.
     
     Организация вносит в Устав изменения по количеству объявленных акций и фиксирует в нем положение о том, что эти акции выпускаются для реструктуризации платежей в федеральный бюджет. Срок размещения акций определяется в проспекте эмиссии.
     

     После регистрации проспекта эмиссии эмитент передает акции уполномоченному органу на срок действия договора о реструктуризации, заключенного эмитентом с налоговым органом.
     
     Эмитент заключает с налоговым органом договор о реструктуризации с осуществлением платежей по основному долгу равными долями ежемесячно в течение 5 лет.
     
     Проценты за отсроченные суммы платежей выплачиваются ежегодно по истечении года со дня заключения договора о внесении платежей по основному долгу в размере, установленном действующим законодательством.
     
     Госналогслужба  России информирует ежемесячно уполномоченный орган об осуществлении эмитентами текущих налоговых платежей и погашении основного долга.
          
     В случае если эмитент допускает в течение двух месяцев подряд неплатежи по договору о реструктуризации, заключенному с налоговым органом, либо более двух неплатежей по указанному договору в течение года со дня заключения указанного договора, уполномоченный орган продает акции на аукционе.
     
     Акции продаются по рыночной стоимости с зачислением номинальной стоимости на расчетный счет эмитента в целях оплаты уставного капитала общества. Сумма, предлагаемая участниками аукциона сверх номинальной стоимости акций, подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, за исключением расходов, связанных с организацией продажи акций, которые не могут превышать 1 процент суммарной выручки от продажи акций.
     
     Критерием для определения победителя аукциона по продаже акций является максимальная цена покупки, предложенная претендентом.
     
     В случае если эмитент выполнил свои обязательства в соответствии с договором о реструктуризации, акции, эмитированные в обеспечение его погашения, возвращаются эмитенту.
     
     Организации, выбравшие в качестве формы реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет выпуск облигаций, имеют право выпускать их в соответствии с действующим законодательством на срок до 24 месяцев с выплатой не реже 1 раза в 6 месяцев купонного дохода в размере процента, взимаемого за отсроченные суммы платежей, в соответствии с действующим законодательством. Облигации выпускаются траншами, эквивалентными долям задолженности, со сроком обращения от 6 до 24 месяцев.
     
     Погашение каждого транша осуществляется с одновременной выплатой купонного дохода по облигациям, срок погашения которых не наступил.
     

     Эмитент заключает договор с налоговым органом на сумму основного долга, превышающего размер оплаченного уставного капитала, который предусматривает выплату этой суммы в течение двух лет ежемесячно равными долями с оплатой процента в размере, установленном действующим законодательством, за отсроченные суммы платежей по завершении года с момента заключения договора с налоговыми органами.
     
     Облигации, выпущенные для реструктуризации основного долга, принимаются Минфином России в зачет этого долга в федеральный бюджет в пределах суммы основного долга.
     
     Основной долг списывается в момент погашения облигаций либо в момент их продажи в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Уполномоченный орган не имеет права осуществлять какие-либо операции с облигациями от своего имени.
     
     После погашения эмитентом облигаций путем перечисления средств, предусмотренных условиями размещения облигаций, в доход федерального бюджета налоговый орган делает в лицевом счете налогоплательщика отметку об исполнении его обязательств перед федеральным бюджетом и списывает задолженность в размере фактически осуществленного платежа, равного номинальной стоимости облигаций.
     
     В случае непогашения эмитентом обязательств по выпущенным им облигациям по основному долгу или при невыплате купонного дохода и (или) неисполнении обязательств по договору, заключенному с налоговым органом, право требования по этим облигациям, а также по соответствующему договору переходит к Федеральному органу по делам о несостоятельности (банкротстве).