Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Как проверяет налоговая полиция


Как проверяет налоговая полиция

С.В. Шевченко,
зам. начальника правового отдела
Управления ФСНП России по г. Москве

     Статья 11 Закона РФ от 24.06.93 № 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции” предоставляет право “осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами Государственной налоговой службы ... с составлением актов по результатам этих проверок”. Установлено, что решение по таким актам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель.
          
     Представленная редакция Закона не включает нормы, раскрывающие “необходимые случаи проведения проверок”, поэтому некоторые налогоплательщики пытались в судебном порядке оспаривать само право органов налоговой полиции на проведение самостоятельных проверок. В обоснование своей позиции истцы утверждали, что закон предоставил налоговой полиции право проводить проверки только после проверок налоговой службы. Президиум Высшего Арбитражного Суда в своем письме № ОЩ-7\ОП-118-94 г. разъяснил, что органы налоговой полиции имеют право проводить как самостоятельные проверки налогоплательщиков по вопросам соблюдения налогового законодательства, так и контрольные, то есть проверки по вопросам, которые были изучены в ходе контрольной работы должностными лицами Госналогинспекции.
          
     В настоящее время налогоплательщик может подвергаться следующим видам проверок:
     
      -  камеральным проверкам (органами налоговой полиции не проводятся);
     
      -  самостоятельным проверкам налогового органа или органа налоговой полиции;
     
      -  совместным проверкам (в том числе с другими правоохранительными или контрольными органами);
     
      -  контрольным проверкам (проводятся органами налоговой полиции после проверок налоговых органов).
     
     Наибольший интерес для налогоплательщиков представляют именно самостоятельные проверки, проводимые федеральными органами налоговой полиции.
     
     Распорядительные акты Федеральной службы налоговой полиции по данному вопросу только разрабатываются. Имеющиеся проекты в большей степени направлены на регулирование порядка оформления результатов контрольной работы. Организация работы по подготовке к выходу на предприятие для проведения проверки, порядок ее начала, оформление ее результатов утверждены в Управлении ФСНП России по г. Москве внутренним распорядительным актом. Данный документ принят в целях упорядочения проверочной работы, усиления контроля за обоснованностью самостоятельных проверок и защиты законных интересов налогоплательщиков и не содержит обязательных для них норм. Документ не затрагивает вопросов организации и тактики оперативно-розыскной деятельности Управления.
     
     Установлено, что вопрос о начале проверки налогоплательщика решается исходя из анализа достоверной информации, свидетельствующей о занижении или сокрытии дохода (прибыли), сокрытии (неучтении) других объектов налогообложения, в силу чего налогоплательщиком не уплачены соответствующие суммы налогов и других обязательных платежей. Источниками получения таких данных могут быть налоговые, правоохранительные и контрольные органы, органы государственной власти и управления, сообщения граждан и организаций. Сведения могут быть получены в результате оперативно-розыскных мероприятий, расследования уголовных дел с использованием открытых источников: сообщений граждан, средств массовой информации, сообщений государственных органов. Полученная информация подвергается проверке на предмет ее достоверности, полноты и своевременности. На основе всестороннего анализа имеющейся информации принимается решение о самостоятельной проверке, которое оформляется документально.
     

     Начальник отдела налоговой полиции организует работу по формированию группы проверяющих и подготовке необходимых документов. В поручении на проведение проверки указываются следующие сведения:
     
      -  фамилии сотрудников, которым поручается проведение проверки;
     
      -  полное наименование проверяемого налогоплательщика;
     
      -  вопросы, по которым проводится проверка, и проверяемый период.
     
     В случаях проведения проверки по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства в поручении уточняется, что проводится выборочная проверка.
     
     Поручение должно быть подписано начальником органа налоговой полиции. С апреля 1996 года в Управлении ФСНП России по г. Москве созданы Службы по административным округам (Управление по Центральному административному округу и отдел по г. Зеленограду), начальники которых наделены полномочиями местного органа налоговой полиции. Руководители данного ранга имеют право подписывать поручения на проведение проверки и принимать решения по результатам рассмотрения актов по вопросам соблюдения налогового законодательства с применением мер финансовой ответственности. В настоящее время в Управлении ФСНП по г. Москве 11 руководителей имеют право принимать решения по актам, пользуясь полномочиями начальника местного органа налоговой полиции. В отсутствие начальника органа его обязанности вправе исполнять заместитель.
     
     Одновременно с поручением подготавливаются другие необходимые документы: запросы на представление документов от проверяемого предприятия, запросы на предоставление информации от  других организаций, включая банки и т.п.
     
     Ранее налогоплательщиками заявлялись иски об отмене решений начальников служб по причине их несоответствия действующему законодательству. Свою позицию истцы мотивировали отсутствием у Служб полномочий юридического лица по гражданскому законодательству. В силу этого обстоятельства данные руководители, по мнению истцов, превышали предоставленные полномочия. В информационном письме от 07.06.95 № С1-7\ОП-314 ВАС РФ разъяснил, что федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов государственного управления, включающей местные органы налоговой полиции. В силу этого обстоятельства начальники местных органов имеют право рассматривать акты проверок соблюдения налогового законодательства и принимать по ним решения.
     
     В Управлении ФСНП по г. Москве установлен порядок, в соответствии с которым на основании поручения начальника службы проверкам подвергаются только налогоплательщики, состоящие на налоговом учете на подведомственной территории. Для проверки “чужого” налогоплательщика необходимо поручение, подписанное начальником Управления или его заместителем. Другими словами, Служба по Восточному административному округу может начать налоговую проверку организации, состоящей на налоговом учете в г. Зеленограде только на основании поручения, подписанного руководством городского Управления.
          

     С момента подписания поручения проверка соблюдения налогового законодательства считается начатой. Прибывшие для проведения проверки сотрудники налоговой полиции обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения и ознакомить под роспись с поручением. В случае отказа налогоплательщика расписаться в ознакомлении с поручением на проведение проверки сотрудники налоговой полиции на бланке поручения делают запись о том, что представитель предприятия от подписи об ознакомлении с поручением на проведение проверки соблюдения налогового законодательства отказался.
     
     Сроки проведения проверки законодательно не определены. Практика показывает, что урегулировать сроки проверки весьма затруднительно. Это связано с количеством поставленных задач, объемами хозяйственного оборота организации, определением соответствия бухгалтерского и налогового учета проверяемой организации существующим правилам, наличием возбужденного уголовного дела и т.д. Например, при отсутствии у налогоплательщика документов проверяющие проводят встречные проверки, осуществляют изъятие документации у контрагентов, занимаются оперативно-розыскной деятельностью. В результате проверяющие получают документы, позволяющие восстановить учет. Естественно, сроки проверки затягиваются. В Управлении имел место случай проведения в течение года проверки организации с участием иностранного капитала. Акт был вручен налогоплательщику в 1995 году. До вынесения решения налогоплательщик оспаривал позиции акта через ГНИ г. Москвы, Госналогслужбу России, Минфин России и ФСНП России. Сроки проверки были затянуты, но результат, свидетельствовавший о наличии реального нарушения законодательства, остался прежним.
     
     Все три экземпляра акта проверки представляются на подписание налогоплательщику (руководителю и главному бухгалтеру проверенной организации). В случае невозможности вручения первый экземпляр акта может быть отправлен в адрес налогоплательщика заказным письмом с уведомлением. В случае отказа руководителей организации от подписи акта проверяющие могут в присутствии 2-х представителей общественности на акте сделать следующую запись:
     

                             “Настоящий акт в присутствии: Ф.И.О.

_____________________________________________________________________________

                               (паспортные данные)

_____________________________________________________________________________

                                    Ф.И.О.

_____________________________________________________________________________

                              (паспортные данные)

_____________________________________________________________________________

был предъявлен “_____” ______________ 199__ г. в ___ ч. ____ мин. в ________________
по адресу ____________________________________________________________________
для ознакомления налогоплательщику (представителю налогоплательщика) гр-ну ______
_________________________________________, который от подписи отказался.
(Ф.И.О.)
_____________________________________________________________________________
(подпись представителя общественности) Ф.И.О.
_____________________________________________________________________________

(подпись представителя общественности)  Ф.И.О.

     Данная запись должна быть заверена подписью сотрудника налоговой полиции.
          
     Как правило, в акте делается запись с предложением налогоплательщику в течение 10 дней представить имеющиеся возражения и замечания в письменном виде. По письменной мотивированной просьбе налогоплательщика начальник органа налоговой полиции может продлить указанный срок.
     
     Если подготовка ответа требует от налогоплательщика сбора дополнительной информации, то срок подготовки ответа на разногласия по согласованию с начальником органа может также быть продлен.
     
     С момента вынесения начальником органа решения по акту проверка считается законченной. Однако практика Управления свидетельствует о случаях проведения дополнительных проверок с изменением как первоначального акта, так и решения по нему. Как правило, это происходит в случае выявления новых, ранее не исследованных обстоятельств, либо по поручению следователя.
     
     В случае необходимости изменения первоначально принятого местными органами решения о применении финансовых санкций решение об отмене первоначального решения или его части и наложении финансовых санкций в другом размере принимается начальником или заместителем начальника Управления ФСНП России по г. Москве.
          
     Ответ на разногласия и первый экземпляр решения вручаются налогоплательщику (руководителям проверенной организации) под роспись или направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
          
     Вторые экземпляры акта, ответа на разногласия и решения направляются в государственную налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет с сопроводительным письмом для организации исполнения и взыскания наложенных санкций.
     
     Порядок проведения совместных проверок регулируется ст. 9 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” и совместным приказом Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции России от 14.03.94 “Об организации взаимодействия органов ГНС РФ и ДНП РФ”.