Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение прибыли предприятий и организаций


Налогообложение прибыли предприятий и организаций

И.А. Перонко,
государственный советник налоговой службы II ранга,
к.э.н., профессор, Краснодарский край
     
Н.А. Яралян,
советник налоговой службы I ранга

П.Т. Сопкин,
советник налоговой службы I ранга

1. Общие положения

     Налог на прибыль уплачивается всеми юридическими и приравненными к ним лицами независимо от организационно-правовых форм их создания. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности (в хозяйственном ведении или оперативном управлении) обособленное имущество и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, расчетный (текущий) счет. Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации.
          
     Немаловажно и то, что налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности являются в большинстве случаев прямым следствием их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные. В частности, если юридическое лицо получило по любым основаниям доход, оно обязано уплатить налог на прибыль.
     
     Нормативная база, регулирующая налогообложение прибыли, представлена следующими документами:
     
      -  Закон РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О государственной налоговой службе РСФСР”;
     
      -  Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”;
     
      -  Закон РФ от 30.11.95 № 188-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”;
     
      -  Закон РФ от 25.04.95 № 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
      -  Закон РФ от 27.12.95 № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О пожарной безопасности”";
     
      -  Закон РФ от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;
     
      -  Закон РФ от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
      -  Закон РФ от 31.12.95 № 228-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1996 г.” (статья 30);
     
      -  Закон РФ от 14.12.95 № 151-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
      -  Закон РФ от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
      -  Закон РФ от 28.06.97 № 92-ФЗ "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”";
     
      -  инструкция Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (с учетом последующих изменений и дополнений).
     
     Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль иностранных юридических лиц регулируется соответствующей инструкцией Госналогслужбы России.
     
     При определении налогооблагаемой базы по прибыли важное значение имеет перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом следует руководствоваться:
     
      -  Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в дальнейшем  -  Положение о составе затрат), утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с последующими изменениями и дополнениями;
     
      -  Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490;
     
      -  Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 491;
     
      -  особенностями состава затрат, определенными соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.
          

2. Плательщики налога

     В соответствии с действующей нормативно-правовой базой налогообложения плательщиками налога на прибыль являются:
          
      -  предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
     
      -  филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
     
      -  коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
     
      -  Банк внешней торговли РФ;
     
      -  кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций;
     
      -  Банк России и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;
     
      -  филиалы банков и кредитных учреждений, имеющие отдельный баланс и корреспондентский субсчет (или расчетный счет), включая филиалы иностранных банков-нерезидентов, получивших лицензию Банка России на проведение на территории Российской Федерации банковских операций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка РФ (Сбербанка РФ);
     
      -  филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ, созданные в республиках, краях, областях, городах Москва, Санкт-Петербург;
     
      -  предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности, а также их филиалы, имеющие баланс с конечным финансовым результатом деятельности и расчетный (текущий) счет.
     
     Особенно следует выделить налогоплательщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации. По Федеральному закону от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” с 1 января 1996 года такими налогоплательщиками являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни:
     
      -  в промышленности, строительстве и на транспорте  -  100 человек;
     

      -  в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере  -  60 человек;
     
      -  в оптовой торговле  -  50 человек;
     
      -  в розничной торговле и бытовом обслуживании населения  -  30 человек;
     
      -  в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности  -  50 человек.
     
     При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по закону Российской Федерации.
     
     Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой показатель должен применяться  - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом.
     
     Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.
     
     Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым предприятиям устанавливаются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
     
     Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству  -  с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
     
     Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 № 17-10-0370.
     
     Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.
     
     Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.
     

     Исчисление среднесписочной численности работников, принятых по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
     
     Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 № 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от 07.04.89 № 48 “Об условиях работы по совместительству”), определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна быть больше половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников.
     
     При этом к совместителям относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.
     
     Все вышеуказанные плательщики налога на прибыль именуются в тексте данной статьи предприятиями, а кредитные, страховые организации и их филиалы при определении особенностей исчисления налога  - соответственно банками и страховщиками.
     
     Согласно действующему законодательству не являются плательщиками налога на прибыль:
     
      -  предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утвержденному законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (при определении сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции следует руководствоваться Общесоюзным классификатором “Промышленная и сельскохозяйственная продукция”, утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году). Прибыль, полученная указанными предприятиями от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке;
     
      -  Банк России и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;
     

      -  организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, включая численность работающих в их филиалах и подразделениях.
     
     Следует обратить внимание на то, что под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают предприятия, занятые производством подакцизной продукции, предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
     
     Субъекты малого предпринимательства имеют право в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного плательщика не превысил сумму 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Вновь созданное предприятие, подавшее заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считается субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация.
     
     Некоторые особенности по расчетам с бюджетом по прибыли установлены для отдельных предприятий, в частности для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства. Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль производятся ими в порядке, определенном Правительством РФ в следующих нормативных документах:
     
     -  распоряжением Правительства РФ от 10.02.94 № 165-р “О расчетах с бюджетом предприятий почтовой связи”;
     

     -  постановлением Правительства РФ от 06.09.94 “О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ (предприятий) по газификации и эксплуатации газового хозяйства Министерства топлива и энергетики Российской Федерации”;
     
     -  постановлением Правительства РФ от 02.02.96 № 88 “О порядке уплаты налога на прибыль организаций, относящихся к основной деятельности Министерства связи Российской Федерации”;
     
     -  постановлением Правительства РФ от 22.05.96 № 629 “О порядке уплаты налогов на прибыль, добавленную стоимость, а также иных обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими перевозочный процесс”.
     
     По предприятиям, в состав которых входят территориально-обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса (филиалы страховщиков, не имеющие баланса с конечным финансовым результатом) и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения. Она определяется пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета”.
     
     При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.
          

3. Объекты обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли

     Валовая прибыль предприятия  -  объект налогообложения  -  по действующему законодательству и порядку налогообложения не равна прибыли по балансу (отчету). Она подлежит увеличению (или уменьшению) в соответствии с действующими положениями по определению налогооблагаемой базы.
          
     Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Прибыль предприятия облагается налогом в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по ставке в размере 13 %.
     
     В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 22 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков,  -  по ставкам в размере не свыше 30 %.
     
     Предприятиями (организациями) прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения (исчисление налога на прибыль) берется во внимание учетная политика предприятия либо из расчета выручки от реализации продукции по методу отгрузки (выполненных работ, оказанных услуг), либо по моменту поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (товаров) на расчетный (текущий), иные счета предприятий или в кассу организаций, а также зачета взаимных требований по расчетам.
     
     При исчислении состава затрат, исключаемых при определении налогооблагаемой прибыли, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом последующих изменений и дополнений, внесенных в указанное Положение.
     
     При этом следует учитывать, что организации относят на затраты производства все расходы, возмещаемые покупателями и заказчиками, но для целей налогообложения затраты, по которым определены лимиты и нормы, принимаются в пределах, установленных законодательством. К таким расходам относятся:
     
      -  компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
     
      -  затраты на командировки;
     
      -  представительские расходы;
     
      -  плата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
     
      -  затраты по оплате процентов за кредиты;
     
      -  расходы на рекламу.
     
     Кроме того, увеличение налогооблагаемой базы по прибыли производится при начислении следующих расходов, списанных на затраты:
     
      -  расходов, связанных с содержанием учебных учреждений и оказанием им бесплатных услуг;
     
      -  сумм, определенных исходя из действующих тарифов на транспортные услуги, не возмещенных работникам при их транспортировке к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования (в том числе собственным транспортом);
     
      -  отчислений по оплате вынужденных отпусков работников по распоряжению руководителей организаций (расходы по оплате вынужденных отпусков; проценты по кредитам банков на эти цели относятся на счет 81 “Использование прибыли” или на другие источники собственных средств организаций);
     
      -  отчислений (страховых взносов) в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения от выплат, не входящих в Фонд оплаты труда по оплате труда работников, занятых в непроизводственной сфере (жилищно-коммунальное хозяйство, детские дошкольные, медицинские, оздоровительные учреждения и т.п.);
     
      -  сумм амортизационных отчислений, начисленных ускоренным методом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае их нецелевого использования;
     
      -  начисленных сумм амортизационных отчислений по нематериальным активам, не используемым в уставной деятельности;
     
      -  производственных затрат по расходам организации или оплате другим организациям, не связанных с производством продукции (работ, услуг);
     
      -  списанных недостач, потерь и хищений материальных ценностей сверх норм естественной убыли, по которым нет решений судебных органов об отсутствии конкретных виновных лиц или отказе о взыскании с виновных лиц;
     
      -  стоимости тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ремонт в части материалов) в тех случаях, когда стоимость тары, принятой с материальным ресурсом от поставщика, включена в его цену;
     
      -  расходов на создание новых и совершенствование применяемых технологий, повышение качества продукции, проведение научно-исследовательских работ, создание новых видов сырья и материалов, переоснащение производства;
     
      -  расходов на проведение модернизации оборудования, реконструкцию объектов основных фондов, других работ капитального характера;
     
      -  затрат на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанных с участием работников непосредственно в производственном процессе;
     
      -  расходов по созданию вычислительных центров, узлов связи, установке средств сигнализации, созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального (инвестиционного) характера и т.п.;
     
      -  затрат, связанных с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников этой организации).
     
     Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
     
     Следует обратить внимание на новые, наиболее значимые изменения и дополнения, внесенные в действующий порядок определения налогооблагаемой базы. В частности, при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, увеличенной на индекс инфляции, исчисляемый в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.03.96 № 315 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях оформления налогооблагаемой прибыли”.
     
     По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи, включая ликвидацию, не уменьшает налогооблагаемую прибыль в целях налогообложения.
     
     В соответствии с Методикой исчисления индекса-дефлятора для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий, утвержденной 21.05.96 Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России, индекс стоимости реализуемого имущества предприятий (ИРИП) является специальным показателем, предназначенным исключительно для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли. Индекс строится как средневзвешенный показатель из соответствующих частных индексов, характеризующих изменение цен на основные элементы имущества предприятий (основные фонды, материальные оборотные средства).
     
     В иное имущество предприятия, также подлежащее индексации при реализации, включаются сырье, материалы, топливо и т.п., малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
     
     В расчетах для реализации имущества в виде ценных бумаг, валюты, нематериальных активов и т.п., изменение цен на которые не учитывалось, указанный индекс не применяется.
     
     ИРИП используется в оценке остаточной стоимости основных фондов и первоначальной стоимости иного имущества согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на момент реализации. При этом, например, если реализация основных фондов, значащихся на начало года, произведена в третьем квартале, остаточная стоимость должна быть скорректирована путем умножения на индексы инфляции первого, второго и третьего кварталов. Если основные фонды приобретены в первом квартале и реализованы в третьем квартале, применяется ИРИП второго и третьего кварталов. При этом ИРИП используется по каждому объекту реализации отдельно. Индекс инфляции следует применять с учетом положений п. 2.8 и 2.9 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.97, утвержденного постановлением Госкомстата России, Минэкономики России и Минфином России от 18.02.97 № ВД-1-24/336 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1442 “О переоценке основных фондов в 1997 году” (зарегистрированным в Минюсте России 07.03.97 № 1266).
     
     Организации, которые после 15 февраля 1996 года произвели переоценку объектов основных средств путем прямого пересчета их стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам и отразившие эти результаты переоценки в бухгалтерском балансе на начало I квартала 1997 года, по реализации этих основных средств в 1997 году применяют ИРИП 1997 года к их остаточной стоимости с учетом результатов произведенной переоценки в порядке, изложенном в п. 2.4 указанной выше Инструкции. Аналогично применяется ИРИП при реализации поступивших в 1997 году основных средств.
     
     В связи с тем, что итоги переоценки основных фондов на 1 января 1997 года согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.96 № 1442 отражаются в бухгалтерском учете только с января 1998 года, для индексации стоимости реализованных в 1997 году основных фондов предприятий, состоящих на их балансе в 1996  -  1997 годах, необходимо пользоваться произведением цепных ИРИП за период от момента формирования балансовой стоимости до момента сделки.
     
     Например, при реализации в I квартале 1997 года основных средств, числящихся на балансе этой организации по состоянию на 1 января 1996 года, остаточная стоимость этих основных средств по состоянию на момент их реализации умножается на ИРИП всех кварталов 1996 года и I квартала 1997 года. При реализации в этом периоде основных средств, поступивших на предприятие во II квартале 1996 года, остаточная стоимость этих основных средств по состоянию на момент их реализации умножается на индексы инфляции III и IV кварталов 1996 года и I квартала 1997 года. В аналогичном порядке применяется ИРИП при реализации иного имущества.
     
     Если отпуск (отгрузка) основных средств и иного имущества произведен в одном квартале, средства в их оплату поступили в следующем квартале, а выручка от реализации учитывается по мере оплаты, то для целей налогообложения оценка основных средств и иного имущества производится с применением ИРИП включительно по квартал, в котором осуществлен отпуск (отгрузка), а корректировка налогооблагаемой прибыли производится в том отчетном периоде, в котором произошла оплата.
     
     Например, основные средства приобретены в IV квартале 1996 года, отгружены и списаны с баланса в марте 1997 года, выручка от их реализации поступила на расчетный счет в мае. Тогда при оценке стоимости основных средств применяется ИРИП I квартала 1997 года. Исчисление налогооблагаемой прибыли (разницы между ценой реализации основных средств и остаточной стоимости с учетом ИРИП) производится по расчету налога за тот отчетный период, в котором поступила оплата (то есть по расчету за I полугодие).
     
     Если остаточная (первоначальная) стоимость основных фондов и иного имущества, скорректированная ИРИП, равна продажной цене или превышает ее, прибыль предприятия для целей налогообложения уменьшается на сумму фактически полученной прибыли от реализации этих основных фондов и иного имущества и не увеличивается на сумму превышения остаточной (первоначальной) стоимости основных фондов и иного имущества, с учетом индекса инфляции, над их продажной ценой.
     
     ИРИП не применяется в случае реализации основных фондов и иного имущества по цене равной или ниже их остаточной (первоначальной) стоимости.
     
     Для предприятий, осуществляющих реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
     
     Если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ, залежалые товары) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
     
     Под сложившимися рыночными ценами понимаются розничные или оптовые цены, определившиеся в регионе по аналогичной товарной группе (работам, услугам) на момент исполнения сделки. Под регионом подразумевается сфера обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ административно-территориальных и национально-государственных образований.
     
     При формировании рыночных цен предприятия могут руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию применения свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России от 06.12.95 № СИ-484-/7-982 (доведены до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы России от 08.02.96 № ВЗ-6-03/79).
     
     Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактическую себестоимость, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.
     
     При обмене предприятиями продукцией (работами, услугами) либо ее передаче безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка. Если не было реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) в этом месяце, то следует исходить из цены ее последней реализации.
     
     Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию (основные средства, производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество), для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости (балансовой стоимости).
     
     В себестоимость приобретенной продукции (счет 41 “Товары”) включается стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие подобные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым исчисляется износ, принимается их остаточная стоимость.
     
     Сумма выручки, полученная от указанных видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.
     
     Конечный финансовый результат деятельности страховых организаций (прибыль или убыток) определяется как разность между выручкой от реализации страховых услуг и поступлениями от иной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг). Такой порядок соответствует Положению об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 491. Перед определением финансовых результатов от проведения страховых операций страховые организации в соответствии с действующим порядком на основании специальных расчетов определяют размер страховых резервов.
     
     Банки исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов на сумму расходов, определенных в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490.
     
     По банкам в целях налогообложения валовая прибыль увеличивается на сумму компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, в случаях если уровень процентных ставок по таким ссудам ниже, чем обычно применяется банком для сторонних клиентов  -  всех физических и юридических лиц, которым выданы кредиты, и сумм возмещения разницы при продаже наличной иностранной валюты, включая продажу валюты работникам банка, по курсу более низкому, чем установленный в этот день для сторонних покупателей. Указанное не относится к ссудам, выдаваемым за счет чистой прибыли, и иностранной валюте, приобретенной за счет чистой прибыли и продаваемой своим сотрудникам по льготному курсу.
     
     Сумма компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, определяется по средневзвешенному проценту, рассчитанному по всем ссудам, выданным юридическим и физическим лицам по состоянию на 1-е число месяца, в котором получены ссуды вышеуказанными лицами.
     
     Если банк не может обеспечить расчеты средневзвешенного процента по выданным ссудам на 1-е число, сумма компенсации может быть определена исходя из учетной ставки Банка России, действовавшей на дату выдачи ссуды физическому лицу, увеличенной на три пункта.
     
     По банкам налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость денежных и основных средств, материальных и нематериальных активов, полученных безвозмездно от других юридических и физических лиц.
     
     В состав доходов (расходов) от внереализационных операций предприятий включаются доходы, получаемые от долевого участия в деятельности предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных непосредственно с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и ее реализацией. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом последующих изменений и дополнений.
     
     В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности. Исключение составляют средства, не облагаемые налогом:
     
      -  зачисляемые в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством;
     
      -  полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями;
     
      -  полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи образованию, науке и культуре Российской Федерации;
     
      -  полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов);
     
      -  переданные между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий;
     
      -  передаваемые на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица.
     
     По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные средства, товары и иное имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не ниже балансовой (по основным средствам  -  остаточной) стоимости, числящейся у передающих предприятий. При этом стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны указывается в документах о передаче.
     
     Не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.
     
     Порядок формирования внереализационных доходов и расходов определен п. 14 и 15 Положения о составе затрат.
     

Расходы и потери по внереализационным операциям

     К расходам и потерям по внереализационным операциям относятся:
          
      -  затраты по аннулированным производственным и иным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции, по неосуществленным работам и услугам. Организации предъявляют решение соответствующего органа по аннулированию заказов, а виновники в аннулировании заказа (договора) возмещают убытки, которые списываются на счет собственных средств;
     
      -  затраты на содержание законсервированных в установленном порядке производственных мощностей и объектов (за исключением затрат, возмещаемых за счет других источников);
     
      -  не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
     
      -  убытки по операциям с тарой. На эту статью относятся расходы по ремонту возвратной и многооборотной тары, а также тары, выбывшей вследствие естественного износа. При списании указанных убытков следует руководствоваться указанием Минфина СССР от 30.09.85 № 166 “Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях”;
     
      -  судебные издержки и арбитражные расходы. На эту статью не относятся судебные издержки и арбитражные расходы, связанные с приобретением основных средств, нематериальных и иных внебюджетных активов;
     
      -  штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков. При этом не списываются по этой статье уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение кредитных договоров, невыполнение обязательств по возврату заемных средств и т.п.;
     
      -  суммы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок образования резервов сомнительных долгов определен Минфином России в приказах от 26.12.94 № 170 “Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации” и от 13.06.95 № 49 “О методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”;
     
      -  убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и другие долги, нереальные для взыскания (сверх сумм, зарезервированных в соответствии с установленным порядком).
     
     При отражении в учете данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, другими организациями следует учитывать установленный срок исковой давности, после которого дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию.
     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.12.94 № 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)” и постановлению Правительства РФ от 19.08.95 № 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)” введен особый режим списания дебиторской и кредиторской задолженностей при выполнении сделок по договорам поставок. Не дожидаясь истечения срока исковой давности, указанные задолженности по истечении четырех месяцев относятся на финансовые результаты у кредитора (дебитора). При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли. Неподтвержденная кредиторская задолженность (выявленная при инвентаризации) отражается также в конце отчетного года на финансовых результатах.
     
     Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов должна учитываться на забалансовых счетах в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
     
     На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, дебетуются счета 50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютный счет” и кредитуется счет 80 “Прибыли и убытки” с одновременным списанием суммы с забалансового счета 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”;
     
      -  убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году. По этой статье по дебету счета 80 “Прибыли и убытки” в корреспонденции со счетами учета затрат, денежных средств и расчетов отражаются убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, принадлежность которых к предшествующим годам подтверждается документально (дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах; возврат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, оплаченную в прошлых годах, и прочие подобные суммы). Недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, штрафы, пени и неустойки, списываются и рассматриваются во всех случаях как убытки отчетного года. При этом следует строго руководствоваться приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 “О методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”. Не рассматриваются как убытки прошлых лет потери от брака продукции производства прошлых лет, которые включаются в состав издержек производства отчетного года на общих основаниях;
     
      -  некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий. К таким убыткам относятся стоимость уничтоженных или испорченных производственных запасов, товаров и других ценностей (кроме основных средств); затраты по погибшим посевам; расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов; потери от простоев, вызванные стихийными бедствиями; расходы на мероприятия, связанные с предотвращением стихийных бедствий. Сумма убытков от стихийных бедствий относится с кредита счетов учета материальных ценностей, расчетов по оплате труда, учета денежных средств и др. в дебет счета 80 “Прибыли и убытки”;
     
      -  некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
     
      -  убытки от хищений, виновники которых не установлены или во взыскании с которых отказано судом;
     
      -  другие расходы на оплату отдельных видов налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов.
     
     Организации (предприятия) отражают на счете 80 “Прибыли и убытки” все операции, которые определены Минфином России в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56 “О применении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению”, с последующими изменениями и дополнениями.
     
     Для целей налогообложения учитываются только внереализационные расходы, которые определены в п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с последующими изменениями и дополнениями.
     
     Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций (включая уплаченные пени за просрочки платежей) в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     

Объекты учета, не включаемые в налогооблагаемую базу по прибыли

     При определении налогооблагаемой базы по прибыли не включаются в расчет следующие величины:
          
      -  стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями для повышения их безопасности;
     
      -  стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению МПС России, управлений и отделений железных дорог);
     
      -  стоимость различных сооружений и объектов связи (внутрипроизводственная телефонная связь, здания АТС, различные сооружения телефонной связи, кабельные и радиорелейные линии связи, линии радиофикации, трансформаторные подстанции, объекты телевидения и радиовещания, спутниковой связи и т.д.), построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно принятых в установленном порядке на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства и государственными предприятиями связи Минсвязи России;
     
      -  стоимость безвозмездно полученного горношахтного оборудования (основных средств и имущества, используемого для производственных целей) от других шахт (разрезов) как в составе объединения (акционерного общества), так и в системе бассейна и угольной отрасли;
     
      -  стоимость основных фондов и иного имущества, передаваемых с баланса на баланс предприятий потребительской кооперации по решению собственников или органов, уполномоченных ими;
     
      -  стоимость машин и оборудования, опытных образцов, макетов, других изделий, переданных для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставленных заказчиком научной организации в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно-технической продукции в соответствии с условиями договора (заказа);
     
      -  стоимость имущества, полученного на безвозмездной основе от граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охраной для выполнения ее задач, установленных законодательством Российской Федерации;
     
      -  по учреждениям банков  -  материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица.
     
     Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в учете как целевое финансирование на кредите счета “Целевые финансирование и поступления” в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Расходование указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов).
     
     Суммы полученных инвестиций, используемые по прямому назначению в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.
     
     При увеличении уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества, произведенной на основании постановлений Правительства РФ, стоимость дополнительно полученных акционерами-юридическими лицами принадлежащих им ранее акций либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных акций без изменения доли (удельного веса) акционеров в уставном капитале акционерного общества, не подлежит включению в налогооблагаемую базу акционера.
     
     Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по текущему курсу, котируемому Банком России, действовавшему на день определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с принятым методом (учетной политикой) определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
     
     По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.
     
     В целях налогообложения из валовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) в соответствии с вышеизложенным, исключаются суммы:
     
      -  доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
     
      -  доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации;
     
      -  доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг  -  в связи с иным порядком налогообложения;
     
      -  прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации. К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение; по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение. Для целей налогообложения прибыли к посреднической деятельности не относятся заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая (кроме комиссионной);
     
      -  прибыли от страховой деятельности, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;
     
      -  прибыли от осуществления отдельных банковских операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;
     
      -  прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Если продукция сельхозпереработки используется на том же предприятии как сырье для дальнейшего производства, то есть перерабатывается уже не как сельскохозяйственное сырье, а как промышленная продукция, прибыль, полученная от производства и реализации этой продукции, подлежит при налогообложении уменьшению на сумму расчетной прибыли от производства сельскохозяйственной продукции и переработки сельскохозяйственного сырья,