Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Фиксированный налог в сфере розничной торговли


Фиксированный налог в сфере розничной торговли

В.К. Бурлачков,
доктор экономических наук

Б.Т. Лагутенко,
кандидат экономических наук

     Постоянный недобор налогов  -  это результат не только чрезмерного налогового бремени, но и запутанности налогового законодательства.
          
     Если крупные предприятия способны привлекать квалифицированных специалистов для того, чтобы разобраться в премудростях налоговой системы, малый бизнес фактически приговорен налоговыми органами к постоянной уплате штрафов и пеней. У мелкого предпринимателя просто нет средств и времени для финансового самообразования.
          
     Первой (и весьма робкой) попыткой облегчить жизнь мелким бизнесменам стал Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Намерения законодателей были самыми благими  -  свести все налоги к одному платежу, упростив тем самым систему учета.
     
     Но “мудрый” закон так и не заработал. Во-первых, несмотря на многие упрощения, налогоплательщику по-прежнему трудно выполнить все его нормы. Во-вторых, введенная норма списания налога на добавленную стоимость (НДС) на затраты привела к ситуации, когда крупному бизнесу стало невыгодным работать с малыми предприятиями: НДС на продукцию крупных предприятий не идет в зачет при крупных сделках.
     
     Закон регулирует налогообложение, учет и отчетность в организациях с числом работающих до 15 человек, так же как в отношении индивидуальных предпринимателей. Кроме того, совокупная валовая выручка за год, предшествующий переходу на упрощенную систему, не должна превышать сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда (МРОТ). При такой выручке прибыль организации при средней норме рентабельности (и средней розничной надбавке) может достигать примерно $ 68 тыс. При этом игнорируются существенные различия в финансовой деятельности, осуществляемой на предприятиях разных отраслей. В розничной торговле и автосервисе предприятия в 15 человек вполне могут считаться крупными. А к ним предъявляются такие же требования, как и для владельца торгового ларька с одним привлеченным “сидельцем”. Словом, необходима более точная дифференциация субъектов малого бизнеса.
     
     Целесообразно начать исчисление от торговца (бывшего) колхозного рынка. Если человек продает без фабричной упаковки сельскохозяйственную продукцию, выращенную в своем районе, его взнос в бюджет вполне может ограничиваться платой за торговое место, собираемой администрацией рынка, разумеется, по ставкам, утвержденным органами местного самоуправления. Даже во времена активного притеснения частника эта плата была чисто символической  -  1 (один) рубль.
     
     Иной подход должен быть в отношении лиц, торгующих на рынках фабричной или сельскохозяйственной продукцией неместного производства. Здесь налицо предпринимательская деятельность, право на которую приобретается посредством патента. Целесообразно выдавать этот патент не на календарный год, а на 12 месяцев со дня выдачи. В этом случае владелец патента смог бы временно приостанавливать свою деятельность, делая соответствующую отметку в патенте в регистрирующих органах. Понятно, что взносы за патент должны поступать в бюджеты органов местного самоуправления. Все сказанное относится к “нестационарной” торговле, в то время как обложение киосков, ларьков и т.п., а также точек общественного питания и услуг должно, по нашему мнению, основываться на едином фиксированном налоге, который специалисты, припомнив дореволюционную терминологию, называют “вмененным”, то есть фиксированным и при этом рассчитанным.
     
     Под обложением таким налогом должны находиться самые мелкие предприятия с персоналом до 5 (пяти) человек.
     
     Такой налог может стать значительным источником средств для бюджетов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации. Ведь рост числа мелкооптовых рынков автоматически увеличивает число плательщиков. По оценке, в крупных городах на этих рынках приобретается до 60 % продовольствия. Особенно остро стоит проблема обложения торговцев в г. Москве, где насчитывается более 200 рынков.
     
     Не выдерживают критики опубликованные в печати предложения разработчиков фиксированного налога об использовании “базовой доходности”  -  эмпирической величины, определяемой на основе опросов. На наш взгляд, величина фиксированного налога в общепите и бытовом обслуживании должна определяться на основе оценки доли расходов конкретных групп (категорий) населения в конкретном городе (районе) на соответствующие цели, то есть на основе обследований семейных бюджетов.
     
     Однако при выполнении таких расчетов необходимо учитывать ряд обстоятельств. Так, общий объем денежных доходов населения составил по официальной статистике 1996 года 1455 трлн руб., скрытых доходов  -  250 трлн руб. Итак, фактические доходы населения превышали заявленные на 17 %. В соответствующем уточнении нуждаются данные о потребительских расходах населения.
     
     Потребительские расходы резко дифференцированы по городам и территориям страны. Среднедушевые расходы в г. Москве в 1996 году были в 4 раза выше среднероссийских  -  28,15 млн руб. против 6,9, а по среднедушевому розничному обороту  -  в 4,5 раза  -  22,2 млн руб. против 5,1. При этом следует предположить, что больше всего скрывают расходы жители крупных городов. А в малых городах потребительские расходы  -  реальные и официальные  -  фактически совпадают.
     
     Доля расходов населения при покупках на мелкооптовых рынках может быть определена лишь на основании данных статистики бюджетов  -  преимущественно семей со средними и низкими доходами.
     
     А прибыль торговцев может определяться по данным общей реализации продукции на указанных рынках. Такие расчеты могут быть проведены на основе сведений о средних размерах торговых надбавок в розничной сети.
     
     Из общих доходов розничных торговцев вычитаются очевидные расходы  -  на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды, арендную плату, транспортные издержки и т.д.
     
     Остается валовая прибыль. Далее определяется прибыль на одного занятого, по которой можно установить прибыль торговой точки с конкретным числом работников и владельцев.
     
     Фиксированный налог должен устанавливаться для розничного торговца на конкретный срок и исходя из числа занятых. Разумеется, при изменении количества работников величина налога должна пересчитываться на последующий период и устанавливаться с учетом следующих обстоятельств. В розничные цены реализуемых товаров уже включен НДС, который фактически уплачен в бюджет на предыдущих стадиях оборота продукции (сырья, товаров). Не изъята лишь та часть НДС, которая включена в торговую надбавку. (В настоящее время в розничной надбавке она оценивается в 16,7 %.) Следовательно, общая величина НДС может быть определена по общей сумме розничных надбавок и разложена в расчете на одного занятого.
     
     Итак, величина фиксированного налога фактически будет состоять из двух частей  -  налога на добавленную стоимость, создаваемую в розничной торговле, и налога на прибыль.
     
      При изъятии у розничных торговцев фиксированного налога как суммы двух налогов  -  НДС и налога на прибыль  -  рентабельность их операций, по оценке специалистов Фонда развития налоговых инициатив, составит 26 - 28 %.

(Окончание следует)