Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Прибыль - источник поступлений бюджета и развития предприятий


Прибыль - источник поступлений бюджета и развития предприятий

А.В. Мартынов,
советник налоговой службы II ранга,
г. Волгоград

     Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги.
          
     Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходило с середины XVIII века и было вызвано потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности, то в России зарождение науки о налогах только происходит.
          
     В настоящее время перед государством стоит ответственная задача  -  заложить основы налоговой политики, от действенности которой будет зависеть экономическое положение страны.
     
     Налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую,  -  которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако во второй половине 30-х годов XX века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильности экономического роста. С середины XX века регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение.
     
     В России необходимо в настоящее время создать такую налоговую систему, которая стимулировала бы предприятия, а не только выполняла фискальную функцию и занималась распределением доходов.
     
     Одним из налогов, посредством которого налоговая система может выполнять свойственные ей функции, является налог на прибыль предприятий и организаций.
     
     В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятий. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.
     
     Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителей, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.
     

     Рост прибыли производителей увеличивает, в свою очередь, поступление в бюджет страны налога на прибыль, который в обеспечении государства финансовыми ресурсами имеет одно из основных значений. Доля прямых налогов и платежей в налоговых поступлениях в 1992 году составила 45,3 %, в том числе налог на прибыль  -  66,8 % прямых налогов; в 1993 году  -  57,8 %, в том числе налог на прибыль  -  72,3 %*1. В 1995 году налог на прибыль обеспечил 76 % прямых налогов*2.
     -----
     *1 Рассчитано по данным Минфина России. “Российские финансы в 1993 г.”. - Вопросы экономики. 1994, № 1. С. 28.
     *2 Рагимов С. Взлет и падение налога на прибыль. - Экономика и жизнь. 1997, октябрь (№ 42) С. 3.
          
          Поступление в бюджет налога на прибыль в 1992 году составило 29,5 %*1  общего дохода, в 1993 году  -  36 %*1, в 1995  -  29 %*2, в 1996 году  -  18 %*2, по утвержденному бюджету на 1997 год  -  17,6 %*3.
          
     -----
     *1 Литвиненко М. и др. Анализ поступления в бюджет налога на прибыль. - Финансы. 1994, № 2. С.14.
     *2 Попов В. Как разорвать долговую петлю. - Экономика и жизнь. 1997, февраль (№ 7). С.3.
     *3 Шаталов С. Налоговый кодекс России. - Экономика и жизнь. 1997, июль (№ 27). С. 1.
     
     Как видно из приведенных выше данных, поступления налога на прибыль в бюджет снижаются, что объясняется рядом причин. Произошло снижение инфляции, уменьшилась налогооблагаемая база, увеличилось число убыточных предприятий; предприятия научились минимизировать свою прибыль; увеличилась недоимка, прибыль в которой составляет 18 - 25 %.
     
     Прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, характеризующим эффективность ее работы.
     
     Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и иного имущества и затратами по производству и реализации продукции и есть прибыль предприятия. Получение большой суммы прибыли означает снижение затрат на производство и повышение уровня его рентабельности. Прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия.
     
     Разумное и грамотное определение затрат по производству и реализации продукции влияет на формирование конечного финансового результата. Правильное определение себестоимости является важным моментом при уплате налога на прибыль. Занижать себестоимость не в интересах предприятия, так как возрастает сумма налога на прибыль, уменьшается прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. При завышении себестоимости уменьшается налогооблагаемая база. При выявлении налоговой службой факта укрытия (занижения) прибыли применяются экономические санкции.
     

     Перечень затрат, отражаемых в себестоимости продукции, устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661 утверждены изменения и дополнения, вносимые в Положение.
     
     Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам:
     
      -  материальные затраты;
     
      -  затраты на оплату труда;
     
      -  отчисления на социальные нужды;
     
      -  амортизация основных фондов;
     
      -  прочие затраты.
     
     Материальные затраты  -  это затраты на сырье, основные материалы, покупные изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергию и т.д., а также затраты на работы, выполняемые сторонними организациями.
     
     Элемент “Затраты на оплату труда” включает затраты на оплату труда производственного персонала предприятия. В элементе “Отчисления на социальные нужды” отражаются обязательные страховые взносы, установленные законодательством (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования).
     
     В элементе “Амортизация основных фондов” показываются затраты на воспроизводство основных производственных фондов в размере установленных амортизационных отчислений на полное восстановление от их стоимости по учету. Амортизационные отчисления производятся ежемесячно по нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”.
     
     Амортизация в современных условиях хозяйствования имеет ряд особенностей по сравнению с ранее действовавшим порядком. В условиях высоких темпов инфляции ежегодно проводится переоценка основных фондов предприятия. Нередко возникает ситуация, когда применяемые коэффициенты переоценки основных фондов приводят к тому, что стоимость старых, переоцениваемых основных фондов становится больше, чем стоимость аналогичных новых основных фондов, и, как следствие, необоснованно возрастают как амортизационные отчисления, так и себестоимость произведенной продукции. В данном случае, на наш взгляд, необходимо применять стоимость таких основных фондов в пределах их рыночной стоимости на момент переоценки с учетом износа.
     
     Постановлением Правительства РФ от 19.08.94 № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” предприятиям разрешено использовать ускоренную амортизацию по активной части производственных основных средств, перечень которых утверждается федеральными органами исполнительной власти. Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого, по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов, полного перенесения их балансовой стоимости на затраты предприятия.
     

     Кроме того, Федеральным законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” субъектам малого предпринимательства разрешено применять наряду с ускоренной амортизацией дополнительное списание (в качестве амортизационных отчислений) до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет в первый год своей работы (со дня регистрации).
     
     Однако при прекращении деятельности малого предприятия в первый год работы сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли организаций.
     
     Для целей налогообложения суммы амортизационных отчислений, начисленные ускоренным методом, в случае нецелевого использования в себестоимость продукции не включаются.
     
     Таким образом, предприятия имеют право применять ускоренную амортизацию, но ограничения, введенные действующим законодательством, затрудняют ее применение.
     
     К элементу “Прочие затраты” относятся самые различные расходы предприятия, связанные как непосредственно с самим производственным процессом, так и с его организацией: платежи по кредитам, износ нематериальных активов, командировочные, представительские расходы, расходы на рекламу, на подготовку кадров и другие. До 1 января 1995 года эти затраты относились на себестоимость продукции в пределах норм, лимитов, установленных Минфином России. Так, платежи по кредитам банков разрешалось относить на себестоимость только в пределах учетной ставки, устанавливаемой Банком России, увеличенной на три пункта. Расходы на рекламу, на подготовку кадров, представительские расходы регламентировались указаниями Минфина России от 29.04.94 № 56 "О внесении изменений в письмо Минфина России от 6 октября 1992 г. № 94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применений”".
     
     Расходы, превышающие установленные нормы и нормативы, производились за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     

     Значительные изменения в исчислении прибыли были внесены постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661. С 1 января 1995 года затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты  -  предварительной или последующей (п. 12 Положения о составе затрат). Согласно этому постановлению сняты ограничения по отнесению на себестоимость затрат на командировочные расходы, расходы на содержание легкового автотранспорта, рекламу, на подготовку кадров, представительские расходы. Однако для целей налогообложения эти затраты применяются по-прежнему в пределах установленных норм и нормативов.
     
     Постановлением Правительства РФ от 22.11.96 № 1387 определено, что в себестоимость продукции включаются затраты на создание страховых фондов (резервов) для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц. Размеры указанного фонда не могут превышать 1 % объема реализованной продукции.
     
     Налогооблагаемая прибыль значительно отличается от прибыли, сформированной на основании действующих нормативных актов и положений. Для целей налогообложения прибыль определяется в соответствии с действующим Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, последние изменения в который внесены Федеральным законом от 21.01.97 № 13-ФЗ.
     
     Законом предусмотрен порядок, согласно которому на предприятиях, реализующих продукцию по цене не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
     
     Постановлением Правительства РФ от 18.08.95 № 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)”, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.12.94 № 2204, установлено, что организации обязаны списывать на убытки суммы дебиторской задолженности, по которой истек предельный срок исполнения обязательств по расчетам. При этом прибыль для целей налогообложения увеличивается на сумму этой задолженности.
     
     Отрицательный результат от реализации и от безвозмездной передачи основных фондов, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
     

     Прибыль для целей налогообложения увеличивается, как уже отмечалось, на суммы превышения фактических затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), над установленными лимитами, нормами и нормативами (оплата процентов по кредитам банков, по командировочным расходам и т.д.) на суммы амортизационных отчислений, начисленных ускоренным методом, в случае их нецелевого использования.
     
     Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусмотрен ряд льгот, уменьшающих прибыль, облагаемую налогом.
     
     При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также предприятиями всех отраслей на финансирование жилищного строительства, развитие собственной производственной базы при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли) основных средств и объектов, незавершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, в пределах сумм предоставленной льготы.
     
     Уменьшается прибыль на суммы взносов на благотворительные цели, но не более 3 % облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям культуры и искусства, творческим союзам и иным объединениям творческих работников  -  не более 5 %. Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов. Законом предоставлено право образовательным учреждениям уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
     
     Законодательством предусмотрены льготы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения для религиозных объединений, общественных организаций инвалидов и их предприятий, для предприятий, производящих медицинскую продукцию, входящую в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и ряд других льгот, стимулирующих развитие и поддержку организациям и предприятиям культуры, науки, образования, печати.
     

     По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток только от реализации продукции (работ, услуг), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих 5 лет. В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Определить налогооблагаемую прибыль, по нашему мнению, без нарушений законодательства для налогоплательщика достаточно сложно. Решить эту проблему призван Налоговый кодекс, который принципиально меняет подход к определению налогооблагаемой прибыли. Для налогообложения не будет использоваться такая категория, как себестоимость, а налоговая база определяется как разница между доходами, полученными налогоплательщиком за налоговый период, и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг) за этот же период, то есть вводится общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы как реально полученной прибыли. При этом большинство действующих ограничений на списание расходов (в отношении процентов по кредитам, затрат на рекламу, обучение персонала, страхование риска) должно быть отменено.
     
     Значительное влияние на оживление инвестиционной деятельности и снижение инвестиционного риска окажет разрешение включать в затраты расходы, связанные со страхованием важнейших видов коммерческих рисков (в том числе страхование грузов, основных фондов и т.п.).
     
     Изменится механизм амортизации. Вместо индивидуальной амортизации каждого объекта предусматривается распределение всех основных средств и нематериальных активов по нескольким группам. При этом будет определяться и амортизироваться суммарный баланс каждой такой группы. За счет сокращения сроков амортизации и использования нелинейной амортизации предприятия получат возможность эффективно в течение первых месяцев или лет списать большую часть затрат, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов. Предлагается разрешить предприятиям капитализацию с последующей амортизацией отдельных видов затрат (на НИОКР, на разведку и подготовку к разработке запасов полезных ископаемых, на экологические цели и некоторых других).
     
     Предусматривается более либеральный механизм переноса убытков на будущее.
     

     Планируются отмена ряда льгот, в частности, по расходам на капитальные вложения, поскольку в рамках новой налоговой политики используются иные стимулы для производителей. Отмену действующих льгот социальной ориентации предполагается производить поэтапно в течение достаточно продолжительного времени.
     
     В проекте Налогового кодекса предусматриваются и давно ожидаемые изменения механизма и процедуры применения экономических санкций за нарушения налогового законодательства.
     
     В России действуют в настоящее время жесткие меры ответственности налогоплательщиков за нарушение законодательства. В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” взыскивается вся сумма сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо сумма налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении  -  соответствующая сумма и штраф в двукратном размере этой суммы; штраф в размере 10 % доначисленных сумм налогов налагается, если нарушение повлекло за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; в случае задержки уплаты налога взыскивается пеня в размере 0,2 % за каждый день просрочки платежа.
     
     Размер пени с момента принятия Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 изменялся. Законом РФ от 22.12.92 № 4178-1 “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах” установлен размер пени за каждый день просрочки 0,3 %. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней” размер пени увеличен до 0,7 %; согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 с 20 мая 1996 года пеня взыскивается в размере 0,3 %.
     
     В бюджетную систему поступают значительные суммы, дополнительно начисленные за нарушение налогового законодательства, выявленные в результате как контрольной работы налоговых органов, так и в виде взысканных пеней за просроченные поступления текущих платежей. Так, в 1995 году они составили 6,8 % общей суммы поступивших налогов, в 1996  -  19,7 %, за 9 месяцев 1997 года  -  22,4 % (все статистические данные приводятся по предприятиям Центрального района г. Волгограда).
     
     Финансовые санкции в виде штрафов и пеней составляют основную часть доначислений за нарушения налогового законодательства предприятиями и организациями: 1995 г.  -  90,3 %, 1996 г.  -  88,9 %, 9 месяцев 1997 г.  -  83,9 %*1. Особенно жестки финансовые санкции для нарушителей Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, когда в бюджет взыскивается вся сумма заниженной прибыли и штраф в размере той же суммы. Так, в общих суммах дополнительно начисленные по прибыли штрафы составили: в 1995 г.  -  90,8 %, 1996 г.  -  93,1 %, за 9 месяцев 1997 г.  -  96,8 %*1.
     -----
     *1 Рассчитано  по  данным  статистической отчетности ГНИ по Центральному району г. Волгограда за 1995 - 1997 годы.
     

     Причины, по которым допускаются налоговые нарушения, могут быть различны. Это и запутанность налогового законодательства, малоопытность бухгалтеров предприятий, арифметическая ошибка или умышленное нарушение. Финансовые санкции, однако, за все эти нарушения применяются одинаковые.
     
     Сложное исчисление налогооблагаемой прибыли, внесение изменений в действующее законодательство даже для законопослушных плательщиков являются причиной возникновения штрафов. При проверке налоговой инспекцией одного инвестиционного банка было доначислено налогов и финансовых санкций в сумме 89 315 тыс. руб., при этом штрафные санкции составили 50 % доначислений.
     
     Одно предприятие умышленно занизило налог на прибыль, уплатив в течение года всего 225 млн руб. Проведенная проверка показала, что предприятие занизило налог на сумму 224 млн руб. Были приняты финансовые санкции, сумма которых составила 2192 млн руб.
     
     Одними из самых распространенных причин неплатежеспособности предприятий являются бартерные сделки, проведение безденежных зачетов. “Живых” денег за реализованные товары и оказанные услуги предприятия получают, как правило, не более 10 - 20 %. Расчеты с бюджетом вследствие этого производятся с нарушением сроков и, как следствие, начислением значительных сумм пеней.
     
     Так, одно из предприятий района налог на прибыль за 9 месяцев 1997 года начислило в сумме 2536 млн руб., а из-за того, что несвоевременно рассчитывалось с бюджетом, заплатило пени в сумме 2934 млн руб.
     
     Значительные суммы предприятиям-недоимщикам должны бюджеты различных уровней. Городской бюджет должен 10 предприятиям-недоимщикам 10,7 млрд руб., те в свою очередь должны в бюджет 9,5 млрд руб.; областной бюджет по 9 предприятиям соответственно 11,7 млрд руб. и 8,3 млрд руб.; районный бюджет по 6 предприятиям соответственно 16,9 млрд руб. и 2,0 млрд руб.; федеральный бюджет по 8 предприятиям  -  61,9 и 14,9 млрд руб.
     
     Приведенные данные подтверждают, что предприятиям выгоднее заплатить своевременно налог на прибыль, чем затем всю доначисленную прибыль. Но в сознании налогоплательщиков еще не сложилось убеждение, что уклонение от налогов, как бы они не были велики, приводит к невосполнимым финансовым потерям для всего предприятия: это недополучение заработной платы, нерешенные социально-экономические проблемы коллектива, отсутствие средств для расширения производства и обновления основных средств.
     
     Стабилизация экономики, подъем производства позволят решить проблему своевременного поступления налогов в бюджет, снижения финансовых санкций для предприятий в виде взысканных пеней.
     

     Скорейшее принятие Налогового кодекса поможет решить ряд наболевших проблем, а также послужит мощным импульсом развития экономики.
     
     Происходящие в России изменения в экономике, формирование единой налоговой политики, установление справедливой налоговой системы должны привести к стабильности в стране.