Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об опыте работы с крупнейшими налогоплательщиками


Об опыте работы с крупнейшими налогоплательщиками

Н.Б. Телятников,
государственный советник
налоговой службы II ранга, к.э.н., г. Саратов

     Законодательно оформившись в начале 90-х годов, налоговая система России в основном совершенствовалась в области налогового законодательства: вводились и отменялись налоги, менялись ставки, плательщики, расширялась база налогообложения. Структура же налоговой службы оставалась до последнего времени неизменной.
          
          Не секрет, что налоговую систему стало в последние годы лихорадить. Появилась проблема неплатежей. Так, на начало 1995 года недоимка по налоговым платежам по Саратовской области составила 166 млрд руб., а на 1 января 1998 года она уже достигла  1562 млрд руб., что вызвано многими причинами.
          
     Автор статьи не ставит перед собой задачу дать в данной публикации оценку ходу и результатам экономических реформ, а только остановится на необходимости структурной реорганизации налоговых инспекций и опыте работы отдела ГНИ по работе с крупными налогоплательщиками.
     
     Имеющаяся структура налоговых органов, существующий порядок проведения контрольных проверок предприятий перестали отвечать требованиям сложившихся экономических отношений. Обязательность проверок всех предприятий (и малых, и средних, и крупных) одними и теми же налоговыми инспекторами распыляет их силы и время. Проверяя многие товарищества, не приносящие существенных доходов для бюджета, а также неплатежеспособные предприятия оборонного комплекса, налоговые органы оставляют без должного внимания крупных налогоплательщиков. А что представляет собой такое крупное предприятие? Это государство в государстве с разветвленной структурой всех жизнеобеспечивающих систем, с множеством малых и не очень малых подразделений. К тому же, если крупное предприятие принадлежит к высокорентабельной сфере, вокруг него создается внешнее обрамление в виде различных посреднических фирм. В результате на всестороннюю проверку сил и времени у налоговых органов, как правило, не остается.
     
     Введенный в марте 1996 года институт уполномоченных представителей от госналогинспекций не смог разрешить накопившиеся проблемы. Причин много, основная же состоит в том, что для его функционирования не создана необходимая правовая база.
     
     С приходом в Госналогслужбу России нового руководителя стали меняться ориентиры контрольной работы. А. Починок выступил с тезисом: “Деньги надо брать там, где они есть”. Приняв во внимание, что крупные предприятия дают в бюджет две трети всех налоговых поступлений и на их долю приходится более 50 % задолженности перед бюджетом, в ГНИ регионов стали создаваться отделы по работе с крупными налогоплательщиками. В апреле прошлого года такой отдел был создан в инспекции по Саратовской области, а институт уполномоченных представителей ГНИ на предприятии действует уже 2 года.
     

     Перед работниками отдела была поставлена задача по координации деятельности и оказании помощи уполномоченным представителям от инспекций в вопросах оперативного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью крупных предприятий. Работники отдела начали работу с определения круга подконтрольных предприятий. В результате было выделено 54 предприятия, обеспечивающих около 60 % доходов федерального бюджета и около 40 % территориального. Но и задолженность по ним оказалась значительной  -  более 60 % общей суммы. Поэтому первоочередной проблемой стало выявление и анализ причин неплатежей, снижение сумм недоимок.
     
     Деятельность отдела началась с подготовки нормативного материала  -  методических рекомендаций по методологии документальных проверок и анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Работа уполномоченных представителей была поставлена под жесткий контроль. Они стали регулярно представлять сведения в налоговые инспекции, касающиеся прогноза предстоящих поступлений налогов и ожидаемого выполнения основных экономических показателей, еженедельно отчитываться о фактических поступлениях в бюджеты всех уровней, ежеквартально информировать о производственной и финансовой деятельности предприятий, а именно: об объемах производства, использовании мощностей, капитальных вложениях, ссудах банков, кредиторской и дебиторской задолженности, о налоговых льготах и отсрочках по платежам.
     
     Представляемая информация обобщается работниками отдела, и на ее основе готовятся предложения по выходу конкретного предприятия из налогового кризиса. Кроме того, материалы аналитического обзора и результаты комплексных проверок используются при подготовке заседаний Межведомственной комиссии по контролю за поступлением средств в бюджет при Правительстве области.
     
     Разработан и утвержден план-график документальных проверок крупных предприятий по соблюдению налогового законодательства. За 1997 год проверено 35 % крупных предприятий, доначислено налоговых платежей на сумму свыше 111 млрд руб. (без учета деноминации). Так, только по результатам проверки ОАО “Саратовэнерго” доначислено 10 млрд руб.
     
     Оперативная информация от предприятий и выводы по результатам документальных проверок позволили выявить причины недобора налоговых доходов в бюджет, а именно:
     

     1. Производство расчетов за реализованную продукцию бартерными операциями и ценными бумагами. По контролируемым предприятиям неденежные формы расчетов осуществлены на сумму более 11 трлн руб. (без учета деноминации) или 81 % общей суммы произведенных расчетов.
     
     2. Уплата налоговых платежей в четвертую очередь. Около 85 % денежных средств, поступивших на расчетные счета контролируемых предприятий, израсходованы на вы-плату заработной платы своим работникам. Работники же бюджетной сферы и пенсионеры остались ни с чем.
     
     3. Недостаточный контроль со стороны уполномоченных за денежными потоками предприятий. Причин такого положения множество, но основной является неподготовленность законодательной базы для эффективной работы уполномоченных. При наличии значительной недоимки были случаи отвлечения крупных денежных средств на Саратовском авиационном заводе  -  более 100 млрд руб. (без учета деноминации), ПО “Саратовстекло”  -  около 50 млрд руб. и другие.
     
     4. Осуществление операций по переуступке прав требования дебиторской задолженности за отгруженную продукцию третьим лицам, а также погашение задолженности по ссудам банка через переуступку требования. В результате более 88 млрд руб. не попали на расчетные счета должников бюджета.
     
     5. Недостаточна работа по взысканию дебиторской задолженности крупных предприятий-недоимщиков. Так, общая сумма дебиторской задолженности за 1997 год составила около 11 трлн руб. (без учета деноминации), а инкассовые поручения на счета дебиторов выставлены на сумму около 1 трлн руб. или около 9 %. Свою роль сыграла и отмена Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270.
     
     Работа с крупными недоимщиками активизировалась в конце минувшего года. Заседания Межведомственной комиссии по контролю за поступлением средств в бюджет при Правительстве области стали проводиться два раза в неделю. В числе первых на комиссию были приглашены руководители таких крупнейших должников, как ДП “Югтрансгаз”, ОАО “Саратов-энерго”, Балаковской АЭС, АО “Балвиско”. В практику работы во-шло предварительное обсуждение состояния финансово-хозяйственной деятельности таких предприятий и определение мер по погашению недоимки.
     
     Меры воздействия, применяемые к налогоплательщику, различны: от предупреждения о вероятности банкротства до освобождения руководителя предприятия от занимаемой должности. Предлагаются также нетрадиционные меры, например, газовикам и энергетикам было поручено проработать в виде эксперимента схему погашения задолженности перед Пенсионным фондом посредством продажи абонентных книг для пенсионеров с установлением льготных тарифов на газ и энергию.
     

     В результате федеральный бюджет исполнен нами на 121,3 %, бюджет Саратовской области  -  на 98,5 %. В последний месяц года удалось добиться снижения задолженности по налоговым платежам на 860 млрд руб. Ликвидирована задолженность по Балаковской АЭС.
     
     Имеющийся опыт работы с крупными должниками бюджета позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная партнерская работа приносит положительные результаты. Список крупнейших налогоплательщиков в начале года пополнился новыми предприятиями. В поле зрения налоговой инспекции попали дочерние предприятия крупнейших налогоплательщиков. Кроме того, список включил, в частности, наряду с промышленными предприятиями торговые организации, как имеющие, так и не имеющие задолженности перед бюджетом. Этот факт свидетельствует о смещении ориентиров в работе с крупными налогоплательщиками в сторону превентивного контроля и анализа финансового состояния.
     
     Еще до принятия правительственного постановления “Об образовании специализированной госналогинспекции по работе с крупными налогоплательщиками” мы пришли к мысли создать в областном аппарате инспекции управление, объединяющее отделы взыскания недоимок по налогам и сборам, проблемных и крупнейших налогоплательщиков. Мы планируем собрать в этом структурном подразделении наиболее квалифицированные кадры; подписать с каждым крупным предприятием соглашение о погашении задолженности, в котором будут определены сроки погашения задолженности; оформить задолженность как налоговый кредит под проценты и под залог имущества (акции); более объективно определять налогооблагаемую базу и планировать на ее основе поступления налогов; попытаться добиться прозрачности расчетов с бюджетом и взять под контроль денежные потоки предприятий; отсечь всевозможных посредников.
     
            Осуществляя таким образом структурную перестройку инспекции и перераспределение контрольных функций, мы надеемся обеспечить за счет налоговых поступлений крупнейших налогоплательщиков области постоянное исполнение бюджета и строить отношения с этими предприятиями на партнерской основе. Хотелось бы, чтобы Госналогслужба России, со своей стороны, в целях плодотворной работы наших специалистов ускорила решение вопросов о наделении сотрудников налоговых инспекций законодательно установленными полномочиями, о повышении их заработной платы; выделении средств на обновление компьютерной сети и техническое обустройство рабочих мест; создании специального фонда для поощрения лучших работников; замене существующих удостоверений на специальные, которые имеют соответствующий вид и форму; стажировке ведущих специалистов за границей.