Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Аудит иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в России

       

Аудит иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в России*1

 
        -----
        *1 Продолжение, см. начало на с. 138 “Налогового вестника” № 2.


А.Ю. Задунаев,
зам. директора аудиторского
департамента аудиторской
компании “Руфаудит”


Аудиторское заключение


        В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 года, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности требованиям нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.


        Если в результате проверки аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что имеется серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то она должна выразить сомнение в подготовленном ею заключении по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства.


        По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.


        В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами “бухгалтерская отчетность”. Обозначение объекта аудита должно также содержать отчетный период, отчетную дату и наименование экономического субъекта.


        В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами.


        При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.


        Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.


        Использование принципа существенности при составлении аудиторского заключения означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита; никакие иные существенные обстоятельства не были обнаружены аудиторской фирмой при проведении аудита.


        В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.


        Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке. Стоимостные показатели, приводимые в аудиторском заключении, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.


        Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К аудиторскому заключению должна быть приложена бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.


        Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме:


         -  название документа в целом  -  “Аудиторское заключение”;


         -  юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;


         -  номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;


         -  номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;


         -  номер расчетного счета аудиторской фирмы;


         -  фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите.


        Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.


        Аналитическая часть аудиторского заключения под названием “Отчет аудиторской фирмы” должна включать:


         -  название данной части;


         -  кому адресована аналитическая часть;


         -  наименование экономического субъекта;


         -  объект аудита;


         -  общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;


         -  общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;


         -  общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.


        Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом.


        Итоговая часть аудиторского заключения “Заключение аудиторской фирмы” представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Она должна включать:


         -  название данной части;


         -  кому адресована итоговая часть;


         -  наименование экономического субъекта;


         -  объект аудита;


         -  указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;


         -  распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;


         -  указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;


         -  изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;


         -  мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта;


         -  дату аудиторского заключения.


Учет


        В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” сфера действия настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


        Несмотря на то, что этот Федеральный закон был издан уже более года назад, до сих пор не существует подзаконных нормативных актов по его применению для иностранных юридических лиц, а все существующие акты были изданы на основании нормативных документов, которые распространялись исключительно на организации, созданные в соответствии с российским законодательством.


        Тем не менее существуют формы учета, которые были установлены еще до вступления в силу указанного Федерального закона, касающиеся налогового учета в соответствии с Инструкцией № 34, учета имущества в соответствии с Инструкцией № 38 и учета кассовых операций по рублевым денежным средствам, снятым со счетов типа “Т”.


4. Другие аудиторские услуги


Регистрация представительств


        Для оформления официального статуса представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимо зарегистрировать его в официальных органах Российской Федерации и провести аккредитацию при каком-либо министерстве или ведомстве. Для проведения указанных мероприятий требуется подготовка определенного пакета документов.


Налоговая инспекция


        Комплект документов, подаваемых на регистрацию постоянного представительства иностранного юридического лица в Российской Федерации, должен включать:


        1. Заявление  иностранного юридического лица на установленном бланке о начале деятельности в Российской Федерации на русском языке, составленное и  подписанное лицом, которое по доверенности от головной компании в будущем будет ответственно за составление и подписание налоговой декларации (главой представительства) и имеет полномочия от головной фирмы проводить регистрацию.


        2. Доверенность главе представительства на ведение дел в Российской Федерации от имени иностранного юридического лица с указанием его паспортных данных и возможности проводить регистрацию представительства на территории Российской Федерации.


        3. Учредительные документы, определенные соответствующим законодательством страны происхождения иностранного юридического лица (с данными о руководящих органах юридического лица, юридическом адресе, распределении акций (для акционерных компаний) и т.д.).


        4. Карта постановки на учет.


        5. Нотариально заверенная копия свидетельства об аккредитации.


        6. Решение уполномоченного органа об открытии представительства.


        Все нотариальные копии документов должны быть переведены на русский язык, а переводы документов под номерами 2, 3 и 6  легализованы российским посольством  или  консульством в стране, где зарегистрирована головная компания (иметь апостиль).


Аккредитация при Торгово-промышленной палате (ТПП) Российской Федерации


        Иностранная фирма в лице официального представителя головной компании в России, заинтересованная в открытии аккредитованного представительства при Торгово-промышленной палате, подает в Протокольный отдел следующие документы:


        1. Письменное заявление (с переводом на русский язык), в котором излагается наименование фирмы, время возникновения, местонахождение, номера телефонов, факсов, предмет деятельности, органы управления и руководство, представляющее фирму согласно уставу (фирменному договору), цели открытия представительства, информация о деловых связях с российскими партнерами, а также о перспективах развития сотрудничества.


        2. Устав, учредительный договор или положение об инкорпорации фирмы (или другой документ, заменяющий данные в силу требований местного законодательства).


        3. Свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра компаний.


        4. Решение фирмы об открытии представительства на территории Российской Федерации.


        5. Положение о представительстве, определяющее внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранной фирме.


        6. Рекомендательное письмо банка или банков, обслуживающих фирму (банковская справка), содержащее информацию о платежеспособности фирмы.


        7. Два рекомендательных письма от российских деловых партнеров (в случае их отсутствия  -  рекомендательное письмо Торгово-промышленной палаты страны регистрации).


        Все документы, перечисленные в пунктах 2  -  6, представляются в нотариальных копиях, а их переводы заверяются консульскими учреждениями Российской Федерации за границей.


        Для стран, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 года, документы легализуются консульскими учреждениями Российской Федерации при наличии апостиля (apostille), который выдается соответствующим иностранным госучреждением после нотариальной заверки.


        В случае, если для открытия представительства по законодательству страны местонахождения иностранной фирмы требуется особое разрешение госучреждения, к заявлению  должна быть также приложена соответствующим образом заверенная копия такого разрешения.


        Представительство иностранной фирмы, помимо указанных сведений и документов, представляет по просьбе Торгово-промышленной палаты другую информацию, касающуюся его деятельности.


        Иностранная фирма до получения разрешения на открытие или продление срока деятельности своего представительства в Российской Федерации уплачивает установленный сбор.


        Представитель фирмы, ведущий от ее имени переговоры об открытии представительства, представляет в Торгово-промышленную палату надлежаще оформленную доверенность.


Аккредитация при Государственной регистрационной палате (ГРП) при Минэкономики России


        Для аккредитации при ГРП при Минэкономики России необходим комплект документов, который требуется при аккредитации в ТПП. Кроме указанных при такой аккредитации документов следует представить гарантийное письмо о юридическом адресе в Российской Федерации.


        Кроме Торгово-промышленной палаты и Государственной регистрационной палаты представительство может быть аккредитовано при МВЭС России и при некоторых других ведомствах. Комплект документов и условия аккредитации практически везде одинаковы.     


Внесение в сводный государственный реестр аккредитованных представительств на территории России


        Для внесения в сводный государственный реестр необходимо представление в Государственную регистрационную палату при Минэкономики России следующих документов:


        1. Заявление на имя первого заместителя Генерального директора Государственной регистрационной палаты при Минэкономики России о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных представительств на территории Российской Федерации.


        2. Свидетельство об аккредитации.


        3. Выписка из торгового или банковского реестра страны регистрации.


        4. Доверенность сотруднику, проводящему внесение в сводный государственный реестр аккредитованных представительств на территории Российской Федерации.


        Документы под номерами 2 и 3 должны быть нотариально заверены. Документ под номером 3 представляется в нотариальной копии, а его перевод заверяется консульским учреждением Российской Федерации за границей. Кроме того, для внесения в реестр необходима оплата регистрационного сбора в размере 300 долларов США.


Регистрация в Московской регистрационной палате


        В соответствии с распоряжением мэра Москвы от 08.02.93 № 54-РМ с 1 апреля 1993 года введена государственная регистрация представительств иностранных юридических лиц Московской регистрационной палатой. Для внесения в единый общегородской реестр предприятий и организаций, действующих на территории Москвы, необходимо представить следующие документы:


        1. Заявление по установленной форме в 2-х экземплярах.


        2. Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса.


        3. Положение о представительстве (оригинал и заверенная копия).


        4. Решение компетентного органа фирмы об открытии представительства.


        5. Документ о платежеспособности фирмы, выданный обслуживающим ее банком с нотариально заверенным переводом на русский язык.


        6. Нотариально заверенную копию разрешения ТПП на открытие представительства.


        7. Квитанцию об оплате госпошлины и платы за оформление.


        8. Справку об открытии счета в банке.


        9. Справку о постановке на учет в Государственной налоговой инспекции по г.Москве.


        10. Свидетельство о присвоении статистических кодов Госкомстата.


        Документы, указанные в пунктах 3, 4, 5 представляются в нотариальных копиях с нотариально заверенным переводом на русский язык. Документы, указанные в пунктах 4, 5 должны быть легализованы в посольстве или консульстве Российской Федерации за границей.


        При внесении в Единый общегородской реестр присваивается номер данного представительства в реестре. Этот номер должен быть отражен в образце печати данного представительства. В соответствии с этим заполняется декларация на изготовление печати. Для ее подготовки необходимы следующие данные:


         -  фамилия лица, ответственного за хранение печати;


         -  адрес местожительства ответственного за хранение печати;


         -  адрес места хранения печати.


Регистрация в Государственном комитете по статистике Российской Федерации (присвоение кодов ОКПО)


        Для регистрации необходимо представить в отдел кодов ОКПО Госкомстата  копию разрешения об открытии представительства на территории Российской Федерации (документ об аккредитации представительства), копию свидетельства о регистрации в налоговой инспекции и письменное заявление установленного образца.


Регистрация в Пенсионном фонде РФ


        Представительство, использующее труд российских граждан, должно зарегистрироваться в страховых фондах.


        В пакет документов, необходимых для регистрации в Пенсионном фонде РФ, входят:


        1. Заявление на типовом бланке фонда (2 экземпляра).


        2. Свидетельство о регистрации в регистрационной палате или разрешение аккредитующего органа в нотариально заверенных копиях.


        3. Заверенная и легализованная копия положения о представительстве.


        4. Доверенность главе представительства.


        5. Доверенность лицу, проводящему регистрацию.


        6. Положение о представительстве.


        7. Выписка из торгового или банковского реестра.


        8. Справка из налогового органа.


        В случае, если труд российских граждан не используется, необходимо письменно сообщить об этом Пенсионному фонду РФ.


Регистрация в Фонде обязательного медицинского страхования


        В пакет документов, необходимых для регистрации в Фонде обязательного медицинского страхования, входят:


        1. Типовой бланк заявления.


        2. Нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации в регистрационной палате или разрешения аккредитующего органа.


        3. Справка о присвоении кодов ОКПО.


        4. Заверенные и легализованные копии положения о представительстве и доверенности главе представительства.


Регистрация в фонде социального страхования


        В пакет документов, необходимых для регистрации в Фонде социального страхования, входят:


        1. Типовой бланк заявления.


        2. Копия выписки из собрания сотрудников, в которой отражается решение о назначении ответственного по делам социального страхования.


        Список остальных документов зависит от конкретного фонда социального страхования.


Регистрация в Фонде занятости


        В пакет документов, необходимых для регистрации в Фонде занятости, входят:


        1. Сведения о регистрации на типовом бланке фонда.


        2. Свидетельство о регистрации в регистрационной палате или разрешение аккредитующего органа в нотариально заверенных копиях.


        3. Заверенная и легализованная копия положения о представительстве.


        4. Заверенная и легализованная копия доверенности главе представительства.


Регистрация автотранспорта


        При регистрации транспортных средств по месту нахождения представительств иностранных юридических лиц дополнительно к документам, предусмотренным Правилами регистрации в Госавтоинспекции, утвержденными приказом МВД России от 26.12.94 № 430, необходимы следующие документы:


        1. Информационное письмо государственной налоговой инспекции о постановке на учет иностранного юридического лица в связи с осуществлением им деятельности на территории Российской Федерации через представительство с указанием местонахождения и идентификационного номера налогоплательщика.


        2. Документы, подтверждающие регистрацию представительства на территории РФ:


         -  разрешение на открытие представительства, выданное аккредитующим органом, и свидетельство о внесении представительства в Сводный государственный реестр, выданное Государственной регистрационной палатой;


         -  положение о представительстве, утвержденное создавшим его иностранным юридическим лицом (легализованное);


         -  доверенность, выданная иностранным юридическим лицом руководителю представительства на право осуществления регистрационных действий с транспортными средствами от имени иностранного юридического лица (легализованная).


Открытие счетов иностранного юридического лица в уполномоченных банках Российской Федерации


        В соответствии со ст. III инструкции Центрального банка Российской Федерации от 16.07.93 № 16 “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” перечень документов, необходимых для открытия рублевых счетов на имя нерезидентов, не являющихся физическими лицами (кроме официальных представительств), устанавливается по договоренности между уполномоченным банком и нерезидентом, на имя которого открывается счет. При этом уполномоченный банк должен обеспечить наличие у него документов, представление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации при открытии счетов в банках, а также документов, содержащих следующую информацию: сведения, позволяющие однозначно установить, что лицо, на имя которого открывается счет, является нерезидентом; сведения о полном наименовании и месте нахождения нерезидента, на имя которого открывается счет.


        При открытии на имя нерезидента рублевых счетов типа “Т”  уполномоченный банк должен обеспечить наличие документов, содержащих информацию о полном наименовании и месте нахождения в Российской Федерации филиала, представительства, для обслуживания которого открывается этот счет, а также сведений о том, что размещение и деятельность в Российской Федерации этого филиала, представительства одобрены уполномоченными на то российскими учреждениями и организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


        Банк России рекомендует запрашивать при открытии рублевых счетов нерезидентов следующие документы:


        1. Легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей (с заверенным переводом на русский язык)  -  копии учредительных документов; выписку (копию выписки) из торгового реестра, для банка  -  выписку (копию выписки) из банковского реестра либо иной документ, подтверждающий наличие разрешения на занятие банковской деятельностью; другие документы, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения.


        2. Для представительств и филиалов нерезидентов  -  нотариально заверенную копию документа, свидетельствующего о согласовании вопроса о размещении представительства, филиала нерезидента с соответствующими местными органами государственной власти, а также (для представительств нерезидентов) нотариально заверенные копии разрешений на открытие представительства нерезидента либо иных документов, свидетельствующих об аккредитации представительства нерезидента в Российской Федерации, выписку (нотариально удостоверенную копию выписки) из сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний.


        3. Нотариально заверенную карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати нерезидента (представительства, филиала), если таковая имеется. В случае дополнения количества лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, в банк представляется новая карточка с образцами подписей, заверенная нотариально.


        4. Документы, представление которых необходимо при открытии счетов в банках в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения и налогового учета, а также вопросы регистрации плательщиков взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.


        5. Легализованная в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации копия разрешения национального (центрального) банка иностранного государства, если наличие такого разрешения требуется для открытия рублевого счета нерезидента в Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации (с заверенным переводом на русский язык, если разрешение составлено на иностранном языке).