Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает А.В. Смирнов, советник налоговой службы I ранга


На вопросы читателей журнала отвечает А.В. Смирнов, советник налоговой службы I ранга


        Применяется ли после 15 ноября 1997 года Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденный письмом Госналогслужбы России от 28.02.94 № НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 № 03-01-07 и Банком России 01.03.94 № 80 в соответствии с п. 29 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”?


        Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденный Госналогслужбой России 28.02.94 № НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 № 03-01-07 и Банком России 01.03.94 № 80 был разработан и действовал в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”.


        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97 № 1233 “О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации” Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” признан с 15 ноября 1997 года утратившим силу. Утратили силу также все нормативные акты, действовавшие в соответствии с этим Указом Президента Российской Федерации, в том числе и указанный Порядок. Тот факт, что данный Порядок не отменен соответствующим документом Государственной налоговой службы Российской Федерации, не имеет значения.


        Если Порядком бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, утвержденным письмом Госналогслужбы России от 28.02.94 № НИ-4-13/33н, Минфином России 01.03.94 № 03-01-07 и Банком России 01.03.94 № 80 руководствоваться нельзя, можно ли налоговым органам использовать в работе инструкцию Министерства финансов СССР от 12.06.81 № 121?


        Согласно Закону РСФСР от 24.10.90 № 263-I “О действии актов органов Союза СССР на территории РСФСР” инструкция Министерства финансов СССР от 12.06.81 № 121 по применению Положения о взыскании не внесенных с срок налогов и неналоговых платежей в части обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, в бесспорном порядке, на территории Российской Федерации не действует.


        Подлежат ли исполнению банками инкассовые распоряжения государственных налоговых инспекций, выставленные в соответствии с п. 29 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 на счета дебиторов до 15 ноября 1997 года (даты отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270) и находящиеся в картотеке № 2 в связи с отсутствием средств на счетах?


        В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.11.97 № 1233 “О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации” данный Указ Президента Российской Федерации не имеет обратной силы. Учитывая изложенное, инкассовые распоряжения налоговых органов, выставленные на счета дебиторов до 15 ноября 1997 года, подлежат обязательному исполнению.


        Как следует поступать государственной налоговой инспекции в случае возврата банковским учреждением инкассового распоряжения, выставленного на счет дебитора до 15 ноября 1997 года (даты отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270)?


        Вопросы погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды относятся к вопросам налогового законодательства. Неисполнение инкассового распоряжения государственной налоговой инспекции, направленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, следует расценивать как нарушение налогового законодательства.


        При возврате банковским или иным кредитным учреждением инкассового требования государственной налоговой инспекции, выставленного на дебитора до 15 ноября 1997 года, налоговый орган обязан согласно п. 5 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” направить в данное банковское или иное кредитное учреждение требование об устранении выявленного нарушения (исполнении инкассового требования). В этом требовании следует обязательно установить срок устранения нарушения. По истечении данного срока налоговый орган вновь проверяет исполнение своего инкассового распоряжения и в случае его неисполнения в соответствии с п. 12 ст. 7 названного Закона налагает на руководителя учреждения административный штраф.


        Одновременно с наложением административного штрафа государственная налоговая инспекция вправе направить новое требование об устранении выявленного нарушения налогового законодательства. В данном случае таким нарушением будет неисполнение предыдущего требования налогового органа. Далее следует действовать по вышеприведенной схеме.


        Конечно, размер административного штрафа, предусмотренный п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” незначителен - от 2,5 до 5 размеров минимального размера оплаты труда. Однако даже такой небольшой штраф, налагаемый каждые два-три дня, причинит существенный ущерб руководителю банка-нарушителя.


        Вправе ли финансовые органы предоставлять отсрочки и рассрочки предприятиям по текущим платежам?


        Право предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам и сборам было предоставлено финансовым органам Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”. В настоящее время данный Указ Президента Российской Федерации утратил силу. Соответственно и финансовые органы утратили право предоставлять отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.