Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5

Определение страны происхождения товара в целях расчета таможенной пошлины

       

Определение страны происхождения товара в целях расчета таможенной пошлины


А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.


        Правовые основы определения страны происхождения товара установлены в Законе РФ “О таможенном тарифе” (ст. 25 - 33). Они соответствуют международной практике, нашедшей отражение, в частности, в Киотской конвенции об упрощении и унификации таможенных процедур.


Понятие “страна происхождения товара”


        В соответствии со ст. 26 Закона РФ “О таможенном тарифе” под страной происхождения понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Таможенное законодательство допускает использование понятия страны происхождения товара в широком смысле слова - как место происхождения товара. Таким образом, страной происхождения товара в таком понимании данного термина могут быть группа стран, таможенные союзы, регион или часть государства.


        Пример выделения региона для целей определения происхождения товара содержится в Федеральном законе “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”. В соответствии со ст. 7 этого Закона на территории Особой экономической зоны в Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны с некоторыми особенностями. Так, например, товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, кроме таможенных сборов. К таким товарам не применяются меры экономической политики (квотирование и лицензирование).


        Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией зоны совместно с ГТК России. Порядок определения происхождения сложной бытовой техники из Особой экономической зоны устанавливается ГТК России по предложению Администрации этой зоны. Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 %, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 %, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации (ст. 7 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”).


        Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.93*1, содержат пример того, когда под страной происхождения товара может пониматься группа стран. Названные Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ и обращающихся в торговле между этими государствами (порядок определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государств-участников СНГ из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируется национальным законодательством государств-участников СНГ).
        
        -----
        *1 См.: Приложение № 1 к указанию ГТК России от 29 мая 1997 года № 01-14/677.
        
        Термин “страна происхождения товара” означает при его использовании в данных Правилах государство-участник СНГ, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом отмечается, что для применения критерия достаточной переработки может применяться кумулятивный принцип происхождения, то есть при последовательной переработке товара в государствах-участниках СНГ эти государства рассматриваются для целей определения происхождения как одно целое.


Критерии определения страны происхождения товара


        В Киотской конвенции установлены три критерия для определения страны происхождения:


        1. Критерий переработки предполагает такую переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной классификации, то есть переводит его из одной товарной позиции таможенного тарифа в другую. Переработка (обработка) товара, переводящая его в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории страны, где была осуществлена переработка (обработка), а саму эту страну считать страной его происхождения.


        2. Критерий процентного содержания устанавливает предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в конечной стоимости готового товара.


        3. Установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен. К таким товарам отнесены полезные ископаемые, живые животные, продукты животного происхождения, рыба и продукты рыбного промысла, вторичное сырье, полученное в данной стране, а также все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.


        В Законе РФ “О таможенном тарифе” содержится перечень товаров, считающихся полностью произведенными в данной стране.


        Полностью произведенными в данной стране являются полезные ископаемые, добытые в ее государственных границах - на ее территории или в территориальных водах, а также на континентальном шельфе и в морских недрах, если данная страна имеет исключительные права на разработку этих недр.


        В этом списке содержатся также растительная продукция, выращенная или собранная на территории данной страны; живые животные, родившиеся и выращенные на этой территории; продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных (молоко, яйца, шерсть и т. д.).


        Считается полностью произведенной в данной стране продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов, в том числе и продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в Мировом океане судами, ходящими под флагом данной страны, или судами, арендованными (зафрахтованными) этой страной. В Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (приложение к Соглашению о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.96) уточняется, что к товарам, полностью произведенным в стране, относятся продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продукции морского промысла, добытой в Мировом океане судами данной страны или судами, зафрахтованными данной страной (п. 2 “ж”).


        К продукции, полностью произведенной в данной стране, отнесены вторичное сырье, скрап*1 и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также собранные внутри данной страны использованные продукты, которые пригодны для восстановления сырья.
        
        -----
        *1 Скрап (англ. scrap)  отходы производства доменных и сталеплавильных цехов, а также всякий железный и стальной лом, обрезки, стружка, идущие в переплавку.
         
        Отражением реалий современного научно-технического прогресса является включение в список товаров, полностью произведенных в данной стране, продукции высоких технологий, полученных в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране или арендуемых ею.


        Критерий достаточной переработки при определении страны происхождения используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны. Этот критерий означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.


        Формами выражения критерия достаточной переработки могут быть:


        а) правило смены товарной позиции - изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;


        б) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены (отсюда и само название - ad valorem, т.е. с цены) поставляемого товара;


        в) составление перечня производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.


        Заметим, что при использовании правила смены товарной позиции могут применяться так называемые списки исключений, то есть списки, содержащие перечень производственных или технологических операций, которые, хотя и ведут к изменению товарной позиции, не считаются признаками достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий.


        При использовании в качестве критерия достаточной переработки правила адвалорной доли стоимостные показатели рассчитываются:


        а) для импортированных материалов - по таможенной стоимости или в случае, если их происхождение неизвестно, - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство;


        б) для готовых товаров - по цене франко-завод или экспортной цене продавца.


        Законодательство допускает установление в отношении конкретных товаров или страны (стран) особых критериев происхождения товаров. Так, в Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций предусмотрено, что товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:


        а) товар подвергся обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50 % стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;


        б) товар подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50 % стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;


        в) товар произведен в одной из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной или нескольких развивающихся странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.


        Стоимость указанного в пунктах “а” и “б” товара, происходящего из страны, на которую не распространяется тарифный преференциальный режим, определяется на основании таможенной стоимости этого товара, установленной в стране-производителе экспортируемого товара. Стоимость такого товара неизвестного происхождения принимается в размере цены, уплаченной за этот товар на территории развивающейся страны-производителя экспортируемого товара.


        Когда в отношении конкретных товаров, страны (стран) не устанавливаются особые критерии происхождения товара, применяется общее правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции на уровне любого из первых четырех знаков.


        При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:


        а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;


        б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка и т. д.);


        в) простые сборочные операции;


        г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;


        д) комбинация двух или большего числа указанных операций;


        е) убой скота.


Особенности определения страны происхождения товаров при их доставке партиями


        Внешнеторговые поставки товаров в разобранном или несобранном виде могут осуществляться несколькими партиями. Это происходит в тех случаях, когда отгрузка таких товаров одной партией невозможна по производственным или транспортным условиям либо когда товар разбит на несколько партий ошибочно или по причине неправильной адресовки.


        В такой ситуации по желанию декларанта поставляемые несколькими партиями товары в разобранном или несобранным виде должны рассматриваться как единый товар при определении страны происхождения. Это правило применяется при одновременном соблюдении следующих условий:


        а) поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;


        б) ввоз всех партий через один и тот же таможенный орган;


        в) поставка всех партий в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации или истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров.


        Если поставка товара несколькими партиями осуществляется по производственным или транспортным условиям, декларант обязан предварительно уведомить российский таможенный орган о разбивке товара на партии с указанием причин. Каждая партия сопровождается подробной спецификацией с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), стоимости и страны происхождения товаров, входящих в отдельную партию. Если же поставка осуществляется партиями по ошибке, в таможенный орган представляется документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий.


Сертификат о происхождении товара


        Сертификат о происхождении товара - особый документ, выдаваемый компетентным органом в стране экспортера (торговыми палатами, союзами, ассоциациями предпринимателей и т. п.), который позволяет определить товары и в котором удостоверяется, что товары, к которым относится данный сертификат, происходят из конкретной страны. В сертификатах (свидетельствах) о происхождении сырьевых товаров требуется указание места добычи, а полуфабрикатов и изделий - страны производства. Иногда требуется, чтобы свидетельство о происхождении, используемое в таможенных целях, было заверено консулом (обычно консул заверяет лишь подпись лица, выдающего свидетельство). Эта операция именуется консульской легализацией.


        В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ “О таможенном тарифе” документом, который таможенные органы вправе требовать в подтверждение происхождения товара из конкретной страны, является сертификат о происхождении товара.


        Требование к декларанту представить сертификат о происхождении товара - это право таможенного органа, производящего таможенное оформление. Сертификат представляется в обязательном порядке:


        а) на товары, происходящие из стран, которым Россия предоставляет преференциальный режим таможенного обложения;


        б) на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;


        в) в случаях, если в документах для таможенного оформления отсутствуют сведения о происхождении товаров либо у таможенного органа есть основание полагать, что декларируемые сведения о происхождении товаров недостоверны;


        г) в случаях, если это предусмотрено международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, или российским законодательством в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Российской Федерации.


        Для организации работы по определению страны происхождения товаров (в том числе по удостоверению происхождения товаров с территории свободных таможенных складов или свободных таможенных зон), а также рассмотрения в пределах своей компетенции спорных случаев определения происхождения товаров в региональных таможенных управлениях и таможнях созданы отделы (группы) товарной номенклатуры и происхождения товаров (письмо ГТК России от 18.08.94 № 01-13/9535). Типовые положения отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров регионального таможенного управления и таможни утверждены приказом ГТК России от 18.05.95 № 331 (приложения № 2 и № 3).


        К числу основных функций отдела отнесены следующие:


        - контроль за правильностью определения страны происхождения товаров, продукции собственного производства, определения и удостоверения происхождения товаров с территории свободных складов или свободных таможенных зон;


        - рассмотрение и принятие в пределах своей компетенции решений по спорным случаям определения происхождения товаров;


        - принятие в порядке, установленном ГТК России, предварительных решений по происхождению товаров;


        - подготовка и представление в ГТК России предложений по совершенствованию действующих нормативных и инструктивных документов, связанных с определением происхождения товаров;


        - создание и ведение справочно-информационных баз данных по вопросам происхождения товаров.


        Подробнее остановимся на полномочиях, связанных с принятием предварительных решений по происхождению товаров. Они урегулированы в приказе ГТК России от 07.08.95 № 484 “О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и об определении страны происхождения товаров”. В приложении № 2 к этому документу содержится Порядок подтверждения страны происхождения отдельных товаров.


        Лицо, заинтересованное в подтверждении достоверности сертификата, направляет в соответствующий таможенный орган письменный запрос и оригинал надлежащим образом оформленного бланка сертификата о происхождении товара. Документы направляются в зависимости от товара, происхождение которого подтверждается, в ГТК России, региональное таможенное управление или таможню, в регионе деятельности которой осуществляется таможенное оформление данных товаров.


        В Таможенно-тарифное управление ГТК России направляются для подтверждения сертификаты о происхождении на машины для автоматической обработки информации, видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру, телевизионные камеры, телевизионные приемники и фотокопировальные машины.


        В отношении микроволновых печей, сигарет, одежды из натуральной кожи подтверждение происхождения этих товаров возлагается на региональное таможенное управление, в зоне деятельности которого осуществляется таможенное оформление.


        Наконец, подтверждение происхождения ковров, жареного кофе, чая находится в компетенции таможни, в регионе деятельности которой осуществляется таможенное оформление.


        Запрос на подтверждение достоверности сертификата о происхождении товара должен содержать все необходимые сведения. К нему должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения.


        Заявление на подтверждение достоверности сертификата о происхождении рассматривается соответствующим таможенным органом в течение 30 дней со дня его получения. Общий срок рассмотрения заявления с учетом запросов дополнительных документов в подтверждение представленных сведений не должен превышать трех месяцев.
             Подтверждение действительности сертификата о происхождении оформляется записью “Сертификат признан действительным” в графе “Для служебных отметок” (№ 4 - для сертификата по форме “А”, № 5 - для сертификата по форме “СТ-1”). Вышестоящий таможенный орган вправе отменить решение о признании действительности сертификата, принятое нижестоящим таможенным органом, если такое решение основывалось на неполной или недостоверной информации, а также в случае установления нарушений действующих правил определения страны происхождения товаров.


        Значение процедуры подтверждения достоверности сертификатов о происхождении в таможенно-тарифном механизме определяется тем, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются только при наличии сертификата о происхождении, достоверность которого подтверждена соответствующим таможенным органом. Подтверждение сертификата о происхождении товара требуется вне зависимости как от декларируемого таможенного режима, так и от категории лиц, ввозящих товары (кроме товаров, ввозимых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности).


        Из данного общего правила имеется одно исключение. Согласно письму ГТК России от 05.06.96 № 07-10/10062 в целях реализации межправительственных соглашений от 27.01.94 с Азербайджанской Республикой, от 27.01.94 с Республикой Армения, от 27.01.94 с Республикой Грузия, от 27.01.94 с Республикой Казахстан, от 27.01.94 с Киргизской Республикой, от 27.01.94 с Республикой Молдова, от 27.01.94 с Республикой Таджикистан, от 27.01.94 с Республикой Узбекистан и от 27.01.94 с Украиной о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности таможенное оформление товаров, ввозимых в рамках вышеперечисленных соглашений, производится без подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товара по форме “СТ-1”, выданных на данные товары.


        В п. 2 ст. 30 Закона РФ “О таможенном тарифе” определены случаи, когда сертификат о происхождении товара требуется для вывоза товара с российской таможенной территории. Он необходим, когда требование об его оформлении содержится в соответствующих контрактах, национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 “д” ст. 12 Закона РФ “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации” торгово-промышленные палаты наделяются правом удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты о происхождении товара. Это положение нашло свое закрепление и в Уставе Торгово-промышленной палаты РФ (п. 5. 15). Постановлением Правительства РФ от 24.02.94 № 150 на Торгово-промышленную палату РФ и территориальные торгово-промышленные палаты возложены полномочия по выдаче сертификатов о происхождении товаров при их вывозе в государства-участники СНГ.


        В отдельных случаях полномочия территориальных торгово-промышленных палат по выдаче сертификатов о происхождении товаров регулируются приказами ГТК России (например, Временное положение о порядке определения происхождения товаров и сертификации продукции собственного производства, изготовленной на территории Калининградской области, утвержденное приказом ГТК России от 09.02.93; приложение к указанию ГТК России от 11.02.93 № 01-12/181).


        В случае экспорта из России отдельных товаров выдача сертификатов о происхождении Торгово-промышленной палатой предусмотрена международно-правовыми договорами и соглашениями. Так, на Торгово-промышленную палату было возложено оформление сертификатов о происхождении товаров отечественного текстильного экспорта в страны ЕЭС в соответствии с Соглашением между СССР и ЕЭС о торговле текстильными товарами (п. 3 постановления Совета министров СССР от 01.02.90 № 100). В целом такой порядок сохранен до настоящего времени с одним исключением - сертификаты на текстильные товары, на которые распространяется действие Общей системы преференций Европейских сообществ, выдаются Министерством внешних экономический связей и торговли РФ (п. 4 постановления Правительства РФ от 10.08.93 № 785). На изделия из стали, подпадающие под действие Соглашения между Российской Федерацией и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали, распространена практика выдачи Торгово-промышленной палатой РФ и территориальными торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товаров, действующая в рамках Соглашения о торговле текстильными товарами между Российской Федерацией и Европейским экономическим сообществом (п. 5 постановления Правительства РФ от 07.02.95 № 112).


        Основное требование, предъявляемое Законом РФ “О таможенном тарифе” к сертификату о происхождении товара, состоит в том, что он должен однозначно свидетельствовать о том, что поставляемый товар происходит из данной страны.


        Сертификат о происхождении представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенного оформления. Таможенный кодекс РФ (ст. 173), определяя правовой статус декларанта, закрепляет его обязанность представить российскому таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей. Основной документ на этапе таможенного оформления - таможенная декларация. Ее подача должна сопровождаться представлением таможенному органу других документов, необходимых для таможенных целей, среди которых и сертификат о происхождении товара (ч. 1 ст. 174 Таможенного кодекса РФ). В отношении сертификата о происхождении таможенное законодательство устанавливает правило, по которому непредставление такого сертификата, оформленного надлежащим образом, или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара.


        Не является основанием для отказа в выпуске товара и утрата сертификата. В последнем случае таможенный орган принимает официально заверенный дубликат сертификата.


        Таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление, имеет право подвергнуть сомнению безупречность самого сертификата или содержащихся в нем сведений. В этом случае он обращается с просьбой к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Если сертификат выдан российским органом (сертификат о происхождении экспортируемого товара), то соответствующий запрос направляется в соответствии со ст. 13 Таможенного кодекса РФ о взаимодействии российских таможенных органов с иными государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами и в соответствии с частью 2 ст. 174 Таможенного кодекса РФ (таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей). Если сертификат выдан компетентными органами или организациями зарубежных стран (сертификат на ввозимую продукцию), то взаимодействие происходит в рамках соответствующих международно-правовых договоренностей.


        Моментом окончательного определения страны происхождения товара, перемещаемого через российскую таможенную границу, является представление таможенному органу сертификата о происхождении, оформленного надлежащим образом, или запрошенных сведений.


        Сертификат о происхождении должен содержать письменную декларацию экспортера о том, что данный товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения, а также письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, о том, что представленные экспортером в сертификате сведения соответствуют действительности. Так, в сертификате по форме “А” декларация экспортера содержится в пункте 12: “Нижеподписавшийся заявляет, что вышеприведенные сведения соответствуют действительности; что все товары происходят из ѕ (наименование государства) и что они отвечают требованиям о происхождении, установленным в отношении таких товаров Общей системой преференций для товаров, экспортируемых в ѕ (наименование страны-импортера)”. Пункт 11 сертификата - это удостоверение компетентным органом или организацией декларации экспортера: “На основе произведенного обследования настоящим удостоверяется, что декларация экспортера соответствует действительности”.


        Если иное не предусмотрено соглашениями между Россией и страной вывоза, сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан, а именно: наименование и адрес экспортера; наименование и адрес импортера; наименование (описание) товара (количество мест и вид упаковки, описание товара, содержащее необходимые для идентификации товара сведения); средства транспортировки и маршрут следования (насколько это известно); вес брутто и нетто (эти показатели могут быть заменены другими, такими, как количество единиц или объем, когда вес товара существенно меняется при транспортировке или эти единицы стандартно применяются к данному виду товара).


        Сертификат представляется таможенному органу в отпечатанном виде, без исправлений, на русском, английском, французском или испанском языках. При необходимости таможенные органы вправе требовать перевода сертификата на русский язык. В примечаниях на оборотной стороне сертификата по форме “А” указано, что сертификат представляется на языке страны-импортера или английском, французском, испанском языках в двух экземплярах, каждый из которых заверяется компетентным национальным органом или уполномоченной на это организацией. Что же касается сертификата по форме СТ-1, то он представляется исполненным на русском языке (п. 14 Правил определения страны происхождения, приложение № 1 к указанию ГТК России от 10.01.94 № 01-12/19). В графе 44 грузовой таможенной декларации указывается (под цифрой 7) сокращенное наименование сертификата (СРТ “СТ_1”, СРТ “А”), номер сертификата, дата выдачи, краткое наименование органа, выдавшего сертификат (например, ТПП Турции, МВЭСиТ РФ).


        В удостоверение происхождения небольших партий товаров, как правило, стоимостью до 5000 долларов США, представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах, которые предъявляются таможенным органам.


Особые формы сертификатов о происхождении товара


        В таможенной практике Российской Федерации для подтверждения тарифных льгот используются две формы сертификатов о происхождении товара - сертификат по форме “А” и сертификат “СТ-1”.


        Сертификат по форме “А” представляется в подтверждение факта происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых среди развивающихся стран, на которые распространяется национальная система преференций Российской Федерации*1. Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня его выдачи.
        
        -----
        *1 См.: Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении преференций в рамках Общей системы преференций. Соглашение подписано в Москве 12 апреля 1996 года главами правительств Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины. Ранее применявшееся Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товара развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (Москва, 5 июня 1980 года), денонсировано (постановление Правительства РФ от 28 января 1997 года № 111).


        В целях предоставления тарифных преференций (снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 25 % в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, и освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых среди развивающихся стран) таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат по форме “А”, исполненный на специальном бланке с защитной сеткой и содержащий 12 граф. Особо отмечается, что сертификаты, выполненные на иных бланках (в том числе, содержащие иное количество граф), несмотря на сходное наименование, не могут служить основанием для предоставления тарифных преференций.


        Сертификат по форме “А” представляется в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языке.


        Таможенный орган при работе с сертификатом по форме “А” особо обращает внимание на соответствие сведений об экспортере или импортере, зафиксированных в сертификате (графы 1, 2), сведениям, заявленным в других грузосопроводительных документах, а также на соответствие указанного в сертификате номера счета-фактуры (графа 10) номеру фактически предъявленного счета-фактуры. Кроме того, таможенные органы следят за тем, чтобы расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не превышало 5 % (п. 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций).


        В удостоверение происхождения товара с таможенной территории государства-участника СНГ таможенным органам представляется сертификат о происхождении по форме СТ-1, заверенный печатью уполномоченного центрального органа исполнительной власти (министерства, государственного комитета и т. д.) или торгово-промышленной палаты страны происхождения. Государства СНГ обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты. Без предоставления указанных образцов сертификаты считаются недействительными, и на товары не распространяются преференции, предусмотренные соглашениями о режиме торговли в рамках СНГ (для сравнения: в соответствии с Правилами, определяющими происхождение товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (п. 7), страны, принявшие эти Правила, не требуют представления публикаций оттисков печатей и образцов подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты в странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим).


        ГТК России издал указание “Об определении происхождения товаров из государств-участников СНГ” от 30.12.96 № 01-14/1465 (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 1997 года, регистрационный номер 1303), в котором определяется порядок происхождения товаров из государств-участников СНГ. Наряду с этим ГТК России издал указание от 29.05.97 № 01-14/677, в приложении 1 к которому изложены Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.93, с учетом новой редакции п. 9, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18.10.96. В этом указании установлено, что в отношении подакцизных товаров и товаров, приведенных в приложении 2 к указанию*1, в качестве документа, удостоверяющего происхождение товара используется только сертификат по форме СТ-1.
     
        -----        
        *1 Среди товаров, содержащихся в этом приложении,  сахар белый, холодильники и морозильники, стиральные машины, машины для автоматической обработки информации, пылесосы, микроволновые печи, магнитофоны и другая звукозаписывающая аппаратура, видеозаписывающая или видеовоспроизводящая аппаратура, телевизионные камеры, фотокопировальные машины, легковые автомобили и др.


        В целях развития и ускорения товарооборота в торговле между государствами-участниками СНГ, упрощения таможенного оформления и таможенного контроля в отношении остальных товаров (товаров, не являющихся подакцизными и не перечисленных в приложении 2 к указанию) в качестве документа, удостоверяющего происхождение товара, могут быть использованы грузовые, транспортные и иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара. При наличии у должностных лиц таможенного органа сомнений в достоверности сведений относительно страны происхождения товара, содержащихся в этих документах, страна происхождения должна быть подтверждена сертификатом по форме СТ-1.


Страна происхождение товара и определение ставки таможенного тарифа


        В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:


        - минимальные;


        - преференциальные;


        - максимальные (генеральные).


        Тариф, устанавливающий для каждого товара две или более ставок таможенных пошлин, называется сложным многоколонным тарифом.


        Иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (минимальные, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставки снижаются на указанное количество процентов.


        Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле в Российской Федерацией предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Определение РНБ содержится в ст. I Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ): “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, [ѕ] любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон”.


        Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двусторонних торговых договорах и соглашениях. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 120 государств.


        Ставки ввозных таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками.


        В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными.


        Преференциальные ставки, как видно из названия, являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран.       


        Российская Федерация имеет собственную систему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии со ст.36 Закона РФ “О таможенном тарифе” национальная система преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Эта норма Закона была уточнена в постановлении Правительства РФ от 13.09.94 № 1057 (в редакции постановлений Правительства РФ от 06.05.95 № 454, от 31.12.95 № 1301, от 26.07.96 № 887) “Об утверждении перечня стран-пользователей системой преференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространяется”. В п. 3 указанного постановления Правительства РФ установлено, что национальная система преференций Российской Федерации подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления МВЭСиТ РФ и МИД РФ. Постановлением Правительства РФ от 22.10.97 № 1347 “Вопросы таможенно-тарифной политики” (п. 3) установлено, что национальная система преференций Российской Федерации пересматривается Правительством РФ не чаще чем один раз в год. Решения Правительства РФ об изменениях национальной системы преференций Российской Федерации вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования.


        Национальная система преференций включает в себя три основных элемента:


        1. Перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации.


        2. Перечень наименее развитых стран-пользователей системой преференций Российской Федерации.


        3. Список товаров, на которые при импорте на российскую таможенную территорию преференциальный режим не распространяется.


        Преференциальный режим применяется в случае предоставления сертификата происхождения формы “А” и при условии соблюдения правила прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки.


        Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.


        Непосредственно закупаемым считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.


        В случае, если товары происходят из страны, включенной одновременно в перечень наименее развитых стран и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ (или одновременно в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации и в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ), и поставляются без выполнения перечисленных в предыдущем абзаце условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка.


        Если же товары происходят из страны, включенной либо в перечень наименее развитых стран, либо в перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, но не включенной в перечень государств, с которыми у России установлен РНБ, и поставляются без соблюдения указанных условий, они облагаются базовыми ставками, увеличенными вдвое.


        Перечень развивающихся стран-пользователей системой преференции Российской Федерации включает свыше 100 государств и территорий.


        Как правило, промышленно развитые страны облагают импорт, происходящий из государств-пользователей преференциальным режимом, таможенными пошлинами по ставкам в половину меньше обычных. Так было до недавнего времени и в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.04.96 № 413 установлено, что с 15 мая 1996 года товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75 процентов действующих базовых ставок таможенного тарифа.


        Среди пользователей национальной системой преференций особо выделяются так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.


        С целью повышения эффективности работы таможенных органов по контролю обоснованности предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, указанием ГТК России от 18.04.97 № 01-14/489 установлено, что тарифные преференции в отношении таких товаров предоставляются только при условии подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товаров. Проверка достоверности сертификата происхождения товара осуществляется Таможенно-тарифным управлением ГТК России, которое и сообщает результаты проверки таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление.


        Преференциальный режим может распространяться не на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. Перечень товаров-исключений был также утвержден постановлением Правительства РФ от 13.09.94 № 1057 и впоследствии неоднократно дополнялся (постановления Правительства РФ от 31.12.95 № 1301, от 26.07.96 № 887). В него включены некоторые виды продуктов питания (соки, воды, пиво и др.), фармацевтическая продукция, одежда и обувь, изделия из драгоценных камней и бижутерия, некоторые виды аудио- и видеотехники (магнитофоны и другая звукозаписывающая аппаратура, видеозаписывающая или видеовоспроизводящая аппаратура, телевизоры и др.), машины для автоматической обработки информации, кассовые аппараты, электронные интегральные схемы и микросборки, телефонная аппаратура, автомобили легковые и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, часы и часовые механизмы и др. Кроме того, в этот список включены подакцизные товары, предусмотренные в приложении № 2 “Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации” к Закону РФ от 06.12.91 № 1993-1 “Об акцизах” (в редакции Федерального закона от 07.03.96).


Примеры расчета ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара

        Проиллюстрируем положения предыдущего раздела несколькими примерами.


        Таможенный орган РФ осуществляет таможенное оформление партии чая, ввозимой в Россию из Великобритании. Декларант представляет сертификат о происхождении товара, в котором в качестве страны происхождения определена Великобритания.


        Поскольку Великобритания входит в число стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, при расчете таможенной пошлины будет применяться базовая ставка таможенной пошлины в размере 5 %. В этом случае за партию чая таможенной стоимостью 10 000 долларов США подлежит уплате ввозная таможенная пошлина в размере:


        Таможенная пошл. ввозная = 10 000 * 5 / 100 =  500 долларов США.


        Если при этом таможенному органу не будет представлен сертификат о происхождении товара, ввозная таможенная пошлина будет исчисляться по максимальной ставке, вдвое больше базовой (то есть 10 %). Она составит:


        Таможенная пошл. ввозная = 10 000 * 10 / 100 =  1 000 долларов США.


        При расчете таможенной пошлины за партию чая той же таможенной стоимости, происходящего из Пакистана, может применяться преференциальная ставка (Пакистан входит в перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации). Для этого необходимо предъявить сертификат по форме “А”. Наличие такого сертификата служит основанием для использования ставки таможенной пошлины в размере 3/4 базовой ставки таможенного тарифа (в данном случае - 3,75 %):


        Таможенная пошл. ввозная = 10 000  * 3,75 / 100 = 375 долларов США.


        Если декларант предъявит таможенному органу сертификат о происхождении, иной, чем сертификат по форме “А”, при расчете ввозной таможенной пошлины будет использоваться базовая ставка в размере 5 % (таможенная пошлина составит 500 долларов США).


        Партия чая будет облагаться таможенной пошлиной по максимальной ставке, если декларант не сможет подтвердить происхождение товара путем предоставления соответствующего сертификата (таможенная пошлина в этом случае будет равна 1 000 долларов США).


        Наконец, в случае, если декларант подтверждает, например, что чай происходит из Судана, являющегося наименее развитой страной, то ввозимая партия чая будет освобождена от уплаты таможенной пошлины.


        Приведенные примеры наглядно показывают зависимость размера таможенной пошлины от страны происхождения импортируемых товаров.