Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учет товарных потерь

       

Учет товарных потерь


А.А. Корпусов,
председатель Клуба бухгалтеров
и аудиторов торговли г. Москвы


        В торговых предприятиях и предприятиях общественного питания товарные потери возникают вследствие следующих причин:


        - естественной убыли продовольственных товаров, вызванной изменением физико-химических свойств товаров в процессе доставки, хранения и продажи товаров (усушка, раскрошка, распыл, утечка, розлив и др.);


        - подготовки товаров к продаже (освобождение от обвязки, обертки, зачистки и др.);


        - уменьшения веса товаров за счет их впитывания в тару (завес тары);


        - боя, лома, порчи из-за неправильного обращения с товарами при транспортировке, хранении, продаже (отпуске).


        Естественная убыль товаров списывается с подотчета материально ответственных лиц по нормам, утвержденным приказом Минторга РСФСР от 21.05.87 № 085.


        Нормы и инструкции по их применению установлены для следующих товаров:


        - продовольственных товаров в розничной сети;


        - продовольственных товаров при хранении и отпуске на мелкооптовых базах, в кладовых предприятий общественного питания;


        - сыров при хранении на распределительных холодильниках торговли;


        - продовольственных товаров, стеклянной тары с товарами при транспортировании, а также порожней стеклянной тары при хранении, отпуске и транспортировании.


        Нормы естественной убыли товаров пересматривались, как правило, через 5 лет. Минфин России дважды продлевал действие норм, утвержденных в 1987 году, на срок по 1996 год включительно. На 1997 год их действие установлено приказом МВЭС России от 19.12.97 № 631. Продление срока действия норм на 1997 год было согласовано с Правительством РФ (поручение от 09.12.97 № ЯУ-П2-39565). По большинству товаров при их хранении и продаже (отпуске) установлены размеры норм в зависимости от климатических условий: в местностях с теплым климатом нормы выше, чем для остальных территорий России (автономные республики Дагестан, Калмыкия, области Астраханская, Волгоградская). Размеры норм при транспортировании товаров и стеклянной тары зависят от периода года (холодный, теплый) и расстояния перевозки. При хранении товаров на складах нормы установлены по срокам хранения: 1, 2, 3 суток, свыше 3 до 10 включительно; до 15 суток, свыше 15 до 30 включительно. За каждые последующие сутки сверх указанных нормы увеличиваются на определенную долю процента.


        По применению норм магазины подразделены на две группы. К первой группе относятся универсамы, магазины самообслуживания, а также магазины с торговой площадью более 400 кв. м и оборотом в ценах 1987 года не менее 40 млн руб. (в настоящее время условно 400 млн руб.). Остальные магазины, палатки отнесены ко второй группе, по которой по отдельным товарам нормы выше, чем в предприятиях, отнесенных к первой группе. В буфетах предприятий общественного питания по весовым товарам применяются нормы, установленные для магазинов первой группы, с понижением на 20 %.


        Списание естественной убыли производится только в случае выявления недостачи при проведении инвентаризации товаров. Нормы применяются к товарам, проданным за инвентаризационный период. В оборот не включаются штучные, фасованные товары (фабричная фасовка), товары, отпущенные в другие предприятия, возвращенные поставщикам.
        

Примерная форма расчета естественной убыли товаров в магазине за межинвентаризационный период с 1 апреля 1997 года по 1 октября 1997 года


  
 

Сумма в тыс. руб. (условно)

1. Естественная убыль на остаток товаров по инвентаризации на 01.04.97

600

2. Начислено естественной убыли на поступившие товары с 01.04.97 по 01.10.97

12000

3. Всего начислено (1 + 2)

12600

4. Исключаются:

  
 

    4.1. Естественная убыль по документам на выбывшие товары

400

    4.2. Естественная убыль на остаток товаров по инвентаризации на 01.10.97

800

    4.3. Всего исключается (4.1 + 4.2)

1200

5. Естественная убыль к списанию на реализованные товары (3 - 4)

11400

Руководитель предприятия:

  
 

Главный бухгалтер:

  
 

        

Бухгалтерские проводки по расчету

№ п/п

Содержание операции

Сумма в тыс. руб.

Дебет    счетов

Кредит счетов

1

Списывается товарная наценка, установленная к покупной стоимости товаров - 20%, к розничной - 16,67% от 11400

1900

42

41

2

Предъявляется  к возмещению НДС в составе покупной стоимости товаров - 20%, 16,67% от (11400 - 1900)

1584

68

41

3

Относится на издержки обращения покупная стоимость товаров без НДС: 11400 - 1900  1584

7916

44

41

  
 

Итого

11 400

  
 

  
 


        На складах розничной и оптовой торговли нормы естественной убыли не применяются к товарам, которые отпускаются без взвешивания (счетом или по трафарету). Поскольку на складах нормы установлены по срокам хранения, необходимо по каждому товару определить средний срок его хранения за межинвентаризационный период по данным натурально-стоимостного учета.
        

Примерная форма расчета среднего срока хранения товаров

1. Сумма ежедневных остатков товаров за межинвентаризационный период

96000 кг

2. Количество дней в межинвентаризационном периоде

60 дней

3. Средний суточный остаток 96000 кг : 60 дней

1600 кг

4. Отпущено товаров в межинвентаризационном периоде

24000 кг

5. Однодневный оборот: 24000 кг : 60 дней

400 кг

6. Средний срок хранения: 1600 кг : 400 кг

4 суток


Расчет естественной убыли


        1. Наименование товара: колбаса варено-копченая.


        2. Норма естественной убыли в %:


        1 сутки  -  0,05;


        2 суток  -  0,07;


        3 суток  -  0,08;


        за каждые последующие сутки  -  0,006.


        3. Норма естественной убыли за 4 суток: 0,08 + 0,006 = 0,086.


        4. Естественная убыль:
        

        24 000 * 0,086
        --------------- = 20,6 кг 
            100 


        В оптовых предприятиях товары учитываются по покупным ценам без НДС, на естественную убыль начисляется резерв (Д-т 44, К-т 89). Списание естественной убыли отражается бухгалтерской проводкой: Д-т 89 К-т 41.


        На складах розничных и оптовых предприятий естественная убыль исчисляется при недостаче товаров после зачета пересортицы одноименных товаров, находящихся в одинаковой упаковке.


        В приведенной корреспонденции счетов по отражению естественной убыли не применен счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”, так как результаты инвентаризации товаров утверждены руководителями предприятий в том же отчетном периоде, в котором выведены результаты инвентаризаций. Если результаты инвентаризаций будут утверждены в следующем отчетном периоде, то естественную убыль в отчетном периоде следует отнести на дебет счета 84, а в последующем списать с кредита счета 84 в дебет вышеуказанных счетов. Изложенный порядок списания товарных потерь, недостач может быть определен учетной политикой предприятия.


        Основанием для расчета и списания естественной убыли товаров при их транспортировании является акт о расхождениях между фактически поступившими товарами и их количеством и суммой, указанной в сопроводительных документах. Бухгалтерская проводка: Д-т 44 К-т 60  -  по покупным ценам.


        Потери при подготовке товаров к продаже образуются при освобождении товаров от связочных материалов, оберточной бумаги, свободных концов оболочек, металлических скоб, удаляемых с колбас. Нормы отходов колбас и продуктов из свинины при подготовке к продаже утверждены приказом Минторга СССР от 31.03.89 № 37. В инструкции по применению этих норм указано: “Расчет размеров отходов по утвержденным нормам производится непосредственно на товарных документах поставщика. На основании расчета материально ответственными лицами эти товары приходуются за вычетом отходов. Акты на списание отходов не составляются”. При проведении инвентаризаций в инвентаризационных описях отдельными строчками указываются:


        товары, подготовленные к продаже (без отходов), в колонке “Нетто”  -  вес без отходов;


        товары, не подготовленные к продаже (не зачищенные от отходов), в колонке “Брутто”  -  вес с отходами, в колонке “Нетто” -  вес без отходов, который рассчитывает инвентаризационная комиссия.


        Результат инвентаризации выводится с учетом веса “нетто”, так как товары оприходованы на материально ответственных лиц без отходов.


        Нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и других товаров, относятся на издержки обращения, статья 2.13 “Потери товаров и технологические отходы” (Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Комитетом РФ по торговле 25.04.95 № 1-551/32-2). Делается следующая бухгалтерская проводка на списание нормируемых отходов:


        Д-т 44 К-т 60  -  на сумму отходов по покупным ценам, без НДС;


        Д-т 19 К-т 60  -  на сумму НДС, включенного в покупную стоимость товаров.


        Указанными Методическими рекомендациями установлено также, что на статью 2.13 списываются потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада. Основанием для списания этих отходов является акт, составленный комиссией. Бухгалтерские проводки по списанию этих потерь такие же, как при списании естественной убыли товаров. Потери уменьшаются на стоимость отходов, сданных на переработку производственным предприятиям по договорным ценам.


        Потери от завеса тары устанавливаются как разница в весе тары, освобожденной от товаров (сельдь, жиры, повидло и др.), и весе тары, указанной на маркировке. На завес тары комиссией, назначаемой руководителем предприятия, составляется акт. Поскольку завес тары происходит по объективным причинам (впитывание товаров в тару, неполное освобождение тары от товаров), поставщики товаров представляют торговым организациям дополнительную скидку на возможный завес тары. Если потери от завеса тары оказались выше представленной скидки или скидка не предоставлена, то поставщикам предъявляются претензии по возмещению ущерба. При небольшой сумме завеса тары потери принимаются за счет торговой организации. В целях контроля за списанием завеса тары производится регистрация этой тары при поступлении в специальном журнале, а после составления акта на завес тары в журнале делается отметка, на таре указывается номер и дата составления акта. Списание завеса тары производится только при условии выявления недостачи при инвентаризации товаров. На счетах бухгалтерского учета операции по списанию завеса тары отражаются в следующей корреспонденции счетов:


        Д-т 19, 42, 44, 63 К-т 41.


        Потери товаров вследствие боя, лома, порчи возникают как по вине материально ответственных лиц, так и по независящим от них причинам (неправильные условия хранения, продажи товаров).


        В акте, составляемом комиссией на порчу, бой, лом товаров, обязательно указываются причины возникновения потерь и виновные лица, даются также рекомендации по использованию непригодных к продаже товаров (сдача в утиль, на корм скоту и др.).


        Основанием для списания потерь товаров, когда виновники не установлены или во взыскании ущерба отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем предприятия, к которому прилагаются документы, подтверждающие отсутствие вины материально ответственных лиц (заключения соответствующих инспекций, решения следственных или судебных органов).


        До принятия решения потери товаров учитываются на счете 84 “Недостача, потери от порчи ценностей” по продажным ценам:


        Д-т 84 К-т 41.


        В зависимости от принятых решений делаются бухгалтерские проводки:     
     

На сумму НДС по потерям, принимаемым за счет организации

Д-т 19 К-т 84

На сумму торговой наценки по потерям, принимаемым за счет организации и относимым за счет виновных лиц

Д-т 42 К-т 84

Покупная стоимость товаров, списываемых:

  
 

            на издержки обращения

Д-т 44 К-т 84

            за счет прибыли

Д-т 80 К-т 84

Потери, предъявляемые к возмещению виновным лицам по покупной стоимости, включая НДС

Д-т 73 К-т 84

На сумму торговой надбавки к стоимости товаров, предъявляемой к возмещению как ущерб

Д-т 73 К-т 84

По мере возмещения ущерба составляются бухгалтерские проводки:

  
 

            внесения сумм в кассу

Д-т 50 К-т 73

            доход в составе суммы возмещенного ущерба

Д-т 83 К-т 80


      Следует иметь в виду, что потери товаров, списываемых за счет финансовых результатов (счет 80), не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли