Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Отдел применения санкций Госналогслужбы России разъясняет...


Отдел применения санкций Госналогслужбы России разъясняет...


         С какого момента наступает ответственность банка за несвоевременное исполнение платежных поручений клиентов на перечисление налогов в бюджет?


         В соответствии со ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды; причем указанные платежные поручения банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.


         Статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять денежные средства со счета клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.


         Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.96 № 1 “Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов”, если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не может применяться ответственность, предусмотренная подпунктом “в” ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. В том случае, если налог в бюджет фактически не поступил в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк в соответствии со ст. 15 упомянутого выше Закона.


         Таким образом, в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения подлежит взысканию в установленном порядке пеня в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.


         Какие виды ответственности установлены за нарушение порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды и несвоевременное перечисление их в доходов фондов?


         По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.


         Действующим законодательством установлены определенные размеры пеней за задержку уплаты плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды и несвоевременное перечисление и зачисление их в доход указанных фондов по виде банков.


         В соответствии с п. 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателей в размере 1 процента и по страховым взносам граждан в размере 0,5 процентов.


         Указом Президента Российской Федерации от 21.09.95 № 1166 “О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации” Пенсионному фонду Российской Федерации разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пени плательщикам страховых взносов в этот  фонд, полностью погасившим задолженность по страховым платежам до 1 февраля 1996 года, из расчета ставки рефинансирования, действующей на 1 января 1996 года.


         В 1996 году в целях обеспечения финансирования выплаты государственных пенсий Указом Президента Российской Федерации от 05.12.96 № 1645 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21.09.95 № 1166 “О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации”" разрешено Пенсионному фонду Российской Федерации производить перерасчет неуплаченной суммы пеней плательщикам страховых взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по страховым взносам в срок до 1 января 1997 года, из расчета процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России и действующей на дату погашения этой задолженности.


         Перерасчет по ставке рефинансирования производится дифференцировано, в зависимости от периода образования недоимки, за который начислена сумма неуплаченных пеней, и размера пеней, установленного в 1996 году.


         Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 08.07.96 № 88-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 год” с 10 июля 1996 года за несвоевременную уплату страховых взносов работодателей, включая обязательные взносы с работников, начисляется пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России (или 0,4 процента) за каждый день просрочки на недоимку, образовавшуюся по 21 августа 1996 года.


         Размер пеней 0,3 процента, установленный Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”, применяется к юридическим лицам, зарегистрированным в качестве плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе к банкам, за несвоевременную уплату страховых взносов.


         Вместе с тем, в целях создания условий для погашения просроченной задолженности организаций в Пенсионный фонд Российской Федерации и своевременности выплаты государственных пенсий до принятия соответствующего федерального закона пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 189 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации” разрешено Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлять организациям в 1997 году рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых Пенсионным фондом Российской Федерации и плательщиками страховых взносов. На период действия указанных соглашений при условии своевременности уплаты текущих платежей начисление пеней по задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации для организаций, заключивших соглашения с Пенсионным фондом Российской Федерации о рассрочке платежей, приостанавливается.


         По выполненным в 1997 году соглашениям (в том числе заключенным в 1996 году) производится перерасчет пеней из расчета 0,3 процента за каждый день просрочки (пеней, начисленных из расчета 1 процент и 0,4 процента за каждый день просрочки и не взысканных с плательщиков).


         Указом Президента Российской Федерации от 31.12.97 № 1391 “О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации” действие п. 1 названного выше Указа продлено на 1998 год.


         Наряду с этим Указом Президента Российской Федерации от 31.12.97 № 1391 “О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации” установлено, что с 1 января 1998 года для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасивших просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 мая 1998 года, начисленные на указанную задолженность суммы пеней пересчитываются из расчета 0,12 процента за каждый день просрочки платежа.


         За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход Пенсионного фонда Российской Федерации ими уплачиваются в соответствии с п. 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, пени за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов.


         Постановлением Совета Министров  -  Правительства Российской Федерации от 26.10.93 № 1094 предусмотрено, что исполнение платежных поручений на перечисление взносов на социальное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в указанный Фонд осуществляются в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (действует с 01.07.93).


         Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации (п. 10), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 № 5132-1, установлено, что к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Так, подпунктом “в” п. 1 ст. 13 этого закона определена ответственность за нарушения налогового законодательства в виде взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.


         Положением о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 № 4543-1, установлено, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в бесспорном порядке с начислением пени за каждый день просрочки в размере 1 процента с суммы недоимки для работодателей и иных плательщиков и в размере 0,1 процента  -  для органов исполнительной власти. За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов.


         В рамках действующего законодательства Госналогслужбе России предоставлено право осуществлять совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты плательщиками страховых взносов и иных платежей.


         В ходе проведения документальных проверок предприятий и организаций по вопросам налогообложения налоговые органы проверяют правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления страховых взносов в указанные внебюджетные фонды.


         При выявлении фактов неуплаты либо несвоевременной уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды плательщиками этих взносов налоговые органы сообщают об этом в перечисленные выше фонды.


         Применяется ли 10 % штраф за непредставление расчета (налоговой декларации) на доначисленную в ходе документальной проверки сумму налога исходя из того, что налогоплательщик должен был представить расчет на всю сумму налога, в том числе доначисленную?


         Письмом Госналогслужбы России по согласованию с Минфином России от 30.10.95 № ВГ-4-14/74н (зарегистрированным в Минюсте России 02.11.95 № 970) установлено, что в тех случаях, когда налогоплательщик в установленные сроки представил в налоговый орган расчеты по налогам и платежам, а затем в связи с самостоятельным выявлением ошибок, в результате которых в бюджет не были уплачены суммы налогов, внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам до проверки налоговым органом, финансовые санкции, предусмотренные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, не применяются.


         Какие штрафные санкции применяются по результатам камеральных проверок сданных расчетов (налоговых деклараций) в случае обнаружения занижения (сокрытия) подлежащих к уплате в бюджет налогов?


         В соответствии с п. 3 разъяснений Госналогслужбы России по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушения налогового законодательства, от 05.03.94 № ВГ-6-14/72 по результатам проведения камеральных проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков в случае установления фактов нарушения налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость налоговые органы имеют право применять штрафные санкции, предусмотренные ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Так, по результатам камеральных проверок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (например, 10-процентная санкция за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени за несвоевременное перечисление налогов).


         Другие санкции, предусмотренные указанной статьей вышеназванного Закона, применяются руководителями налоговых органов по актам документальных проверок.


         Штрафные санкции, установленные подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, применяются к сумме заниженной валовой прибыли или заниженной налогооблагаемой прибыли?


         Единой правовой нормой, предусматривающей меры финансовой ответственности за допущенные нарушения налогового законодательства, является ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.


         Из содержания этой нормы следует, что для применения ответственности в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафа в том же размере необходимо установить факт сокрытия (неучета) объекта налогообложения, которым в соответствии со ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей и, соответственно, разделом 2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”.


         Взыскивается ли штраф за осуществление расчетов наличными денежными средствами сверх установленных предельных сумм с предприятия, получившего при осуществлении расчетов наличные денежные средства сверх установленных предельных сумм? Либо этот штраф применяется только к предприятию-покупателю?


         В соответствии с п. 5 разъяснений Центрального банка Российской Федерации от 16.03.95 № 14-4/95 по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью и согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” штраф за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм взимается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).