Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О преподавании бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в ВУЗах


О преподавании бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в ВУЗах*1

           -----
           *1 В.Г. Шеленков является также одним из авторов статьи “Инструмент взимания НДС: концепция равновесия”, опубликованной в “Налоговом вестнике” № 1 за 1998 год.


В.Г. Шеленков,
доцент кафедры бухгалтерского учета
Финансовой Академии при Правительстве РФ, к.э.н.


        Прошедшая в январе 1998 года специализированная выставка “Бухгалтерский учет и аудит - 98” продемонстрировала широкий круг рекомендуемых программных средств по ведению бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях различных сфер деятельности.


        Программные средства ориентируются в основном на подготовленных специалистов в области бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения, которые на своем рабочем месте, используя персональные компьютеры (ПК), могут вызвать из базы данных ту или иную ведомость, форму, таблицу, журнал, баланс и т.д. и нажать на клавиатуре соответствующие клавиши, и машина сама разнесет необходимые данные по графам и строкам.


        Такая автоматизация труда просто необходима в связи с огромным количеством информации, которая перерабатывается в организациях.


        Однако в период учебы будущий специалист должен осознать экономическую сущность хозяйственной операции, ее природу. Для этого мы разработали и применяем на кафедре ряд обучающих программ с использованием ПК, а именно:


        1. Лабораторные работы по каждому разделу бухгалтерского учета, включая налогообложение юридических и физических лиц.


        2. Тестирование знаний студентов.


        Выполнение лабораторных работ на ПК заключается в том, что студент выбирает из главного меню бухгалтерского учета (теория бухгалтерского учета, финансовый, управленческий учет) тот раздел (подменю) учета, который он теоретически прослушал. Выбрав пункт подменю “Перечень задач”, студент выбирает нужную задачу. На экране высвечиваются (появляются) пустые (чистые) таблицы-формы, которые необходимо заполнить исходными данными, предоставленными студенту. Все таблицы-формы имеют контрольные числа (суммы), которые студент должен получить при правильном определении хозяйственной операции и заполнении формы.


        Другим способом подготовки и проверки знаний студентов с использованием ПК является тестирование. Нами разработано более 600 тестов по всем разделам бухгалтерского учета и налогообложения. их суть заключается в следующем: студенту предлагается пройти тестирование на ПК по конкретному разделу и представить преподавателю распечатку-листинг, в котором машина сама выводит студенту оценку по заданному критерию: за 90 % правильных ответов студент получает “отлично”, за 80 % - “хорошо” и т.д.


        Выступая в роли средств обучения, персональные компьютеры позволяют более объективно, без присущих человеку эмоций оценить знания студента.


        Педагогически и психологически метод тестирования граничит с письменным экзаменом. Студент должен не только правильно изложить письменно свои знания или нажать соответствующие клавиши, но и уметь правильно излагать свои мысли, суждения в устной речи.


        Отец кибернетики Н. Виннер сказал: “Отдайте машине машинное, а человеку - человеческое”.


        тестирование включает задания на выбор одного ответа; выбор нескольких ответов; установление соответствия; установление правильной последовательности; ранжирование; заполнение пропусков, завершение фраз, предложений; подстановку; вычисление ответа; выбор ответа.


        Вопросов (тестов) по налогообложению юридических лиц насчитывается около 70. Используя персональные компьютеры, можно создать электронные учебники и сборники задач по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту, налогообложению, а также электронные задачники в виде схем, рисунков и т.п.


       Кафедра бухгалтерского учета Финансовой Академии работает сейчас в этом направлении.