Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог, вызывающий симпатию горожан


Налог, вызывающий симпатию горожан


В.Д. Штундюк,
д.э.н., профессор Института экономики и права


        В настоящее время финансовое положение многих городов далеко не блестящее. Сейчас у многих налоги вызывают раздражение и головную боль. А ведь бывают и очень даже “симпатичные” налоги. Не будем голословны. Имеется один налоговый сбор, способный облегчить в некоторой мере финансовые тяготы городских муниципалитетов. И это не какой-нибудь очередной умозрительный налоговый прожект. Данный налог был введен во многих странах - в Германии, США, Японии, Китае и т.д. - около ста лет назад, существует до сих пор в США и считается справедливым, полезным, улучшающим жизнь горожан.


        Данная податная форма - компенсация местных расходов на благоустройство территорий за счет средств, собираемых с городского населения, получающего от этого конкретную ощутимую выгоду. Взимается этот налог с соответствующей группы владельцев-собственников жилых и садовых участков, промышленных предприятий, торговых точек в зависимости от общей суммы капитальных затрат на проведение для них дорог, освещения, очищение водоемов, разбивку бульваров и парков, прокладку новых улиц, осуществление других специальных мероприятий “в привязке” по собственникам, месту и времени.


        Недавно Государственной Думой был принят, а Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, в соответствии с которым население муниципальных образований может самостоятельно решать вопросы о разовых целевых добровольных сборах в соответствии с Уставом муниципалитета. В связи с этим мне хотелось бы поделиться своим видением организации взимания и использования налоговых сборов на благоустройство городов и поселков на основе добровольности, самообложения, взаимовыгодности.


        С жителей, других лиц, привлекаемых к оплате за оказанные им услуги по благоустройству, может взиматься лишь часть стоимости соответствующих работ, а остальное бремя несет соответствующий орган самоуправления.


        Проведению работ по улучшению территории должна обязательно предшествовать оценка строений и участков, составление сметы затрат с оценкой независимым экспертом, согласование с заинтересованными собственниками. Подобные работы в некоторых случаях (телефонизация, газификация, прокладка водопровода, канализации и др.) можно проводить по договорам с рассрочкой платежей на несколько лет, с выплатой небольших процентов или с авансовой оплатой полностью или частично на льготных условиях или за счет специально предоставляемых ссуд сугубо добровольно. Представители населения должны подписывать со стороны заказчика наряду с работниками муниципалитета акт приемки готовых работ.


        Если проживающие на благоустраиваемой территории лица не будут удовлетворены результатами выполнения договора, они должны быть наделены правом подачи заявления в суд. Последний же сможет принимать такие решения, как, например, обязать город купить недвижимость, снизить размер специального платежа и т.д.; при этом судебные издержки должны возлагаться на проигравшую сторону.


        Естественно, что точно очертить благоустраиваемый территориальный сектор, круг соответствующих работ, населения, размер получаемой выгоды каждого из жителей от улучшения условий проживания практически невозможно.


        Но это и не обязательно.


        Важно, чтобы мероприятие осуществлялось в интересах проживающих на данной территории граждан, выгода была реальной и ощутимой, а налоговые сборы справедливыми, посильными и устанавливались с учетом финансовых возможностей граждан.


        Налоговый сбор возлагается непосредственно на лиц, получающих ту или иную коммунальную услугу, и возвращается им в форме оказанной коммунальной услуги.  Одновременно в каждом случае при проведении коммунальных работ для минимизации капитальных затрат, следовательно, размера налогового сбора следует охватывать максимально возможное число жителей, ужесточать существующие на сегодня в этом отношении нормативы.


        Осуществление тех или иных работ по улучшению условий проживания в определенном районе приводит к увеличению ценности участков и находящихся на них по-строек; дает возможность собственникам поднять арендную и квартирную плату, открывает дополнительные возможности для расширения принадлежащих им зданий и увеличения их этажности. Если сейчас из-за нехватки у местной власти необходимых денежных ресурсов люди годами ждут улучшения условий своего проживания, то с введением целевых налоговых сборов на благоустройство этот срок значительно сократится. Заплатили - получили. Нельзя забывать и о том, что выгода от благоустройства не локализируется границами реконструируемого участка, так как повышается комфортабельность и престижность прилегающих нему зданий. Благодаря введению специального налогового сбора на благоустройство, взимаемого непосредственно с заинтересованных лиц, снижается фискальное бремя с остальной части городских налогоплательщиков.


        О справедливом характере такого обложения граждан, получающих дополнительные удобства, его соответствия их жизненным интересам свидетельствует и тот факт, что оно уже фактически давно стихийно сложилось. Так, предприятия при строительстве для них жилья, коммуникаций, других объектов социально-культурного назначения оказывают порой подрядчикам помощь путем предоставления рабочей силы, техники, участия в проектировании, оплаты других непредусмотренных сметой расходов. Индивидуальные застройщики участков нередко также несут повышенные расходы, связанные с желанием улучшить уже утвержденные проекты, обеспечить больший комфорт, ускорить строительные работы, повысить их качество.


      Следует отметить, что еще около ста лет назад в России активно обсуждалась целесообразность налогового сбора на благоустройство городов, его введение активно поддерживалось общественностью. Произошла революция, о налоге забыли. Не исправить ли, наконец, эту “ошибку истории”? Населению не хуже, да и городским муниципалитетам дополнительные средства не помешают.