Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О работе налоговых органов с предпринимателями без образования юридического лица


О работе налоговых органов с предпринимателями без образования юридического лица


Н.И. Пахомов,
советник налоговой службы I ранга,
Красноярский край


        Из-за больших перегрузок в работе работники налоговых органов сталкиваются с определенными проблемами по обеспечению полноты учета налогоплательщиков, правильности учета доходов и расходов, своевременности уплаты налогов в бюджет.


        Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем работников по гражданско-правовым договорам, что затрудняет учет доходов.


        Некоторые предприниматели являются владельцами нескольких крупных торговых точек с оборотом, составляющим десятки миллиардов рублей. Это усложняет работу налоговых инспекторов при проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено. На мой взгляд, в сложившейся обстановке следует кардинально изменить саму систему учета и отчетности указанных категорий граждан перед налоговыми органами. В настоящее время назрела необходимость внести изменения в Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Указанный закон предусматривает замену уплаты предпринимателями установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.


        Как показывает практика, этот Закон в настоящее время не работает. По данным на 1 октября 1997 года в Красноярском крае оплатили патенты только 490 человек или 0,6 % зарегистрированных в налоговых органах индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.


        Что же сдерживает их от перехода на упрощенную систему налогообложения?


        Указанный Закон не отменяет ведение книги учета доходов и расходов и представление декларации в налоговые органы. Кроме того, предприниматели платят по-прежнему другие налоги, установленные местными органами власти. Инспектору порой не хватает времени, чтобы проверить большое количество документов, которые имеются у каждого предпринимателя, вследствие чего для предпринимателей открываются большие возможности по укрытию своих доходов. В результате оказывается, что сумма уплачиваемого ими подоходного налога меньше, чем стоимость патента, который им пришлось бы приобрести.


        На мой взгляд, в Закон следует внести следующие изменения.


        Во-первых, необходимо отменить добровольный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения. Иными словами, для некоторых категорий физических лиц было бы целесообразным сделать обязательным выкуп патента на занятие определенными видами предпринимательской деятельности. Закон должен предоставить право местным органам самоуправления самим решать данный вопрос.


        Во-вторых, в стоимость патента необходимо включать не только величину подоходного налога, но и другие налоги, установленные местными органами власти. Тем самым для предпринимателя действительно упростится система налогообложения. И, следовательно, у работников налоговых инспекций появится возможность более тщательно проверять предоставленную документацию.


        В-третьих, предпринимателей, работающих по патенту, следует освободить от ведения книги учета доходов и расходов и представления отчетности в налоговые органы.


        В-четвертых, в связи с тем, что оплата патента производится в несколько этапов и у налоговых органов возникают проблемы со взысканием платежей, следует установить один срок  -  до получения патента в налоговом органе.