Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О повышении действенности контроля по мобилизации ресурсных платежей в 1998 году


О повышении действенности контроля по мобилизации ресурсных платежей в 1998 году


И.К. Выскребенцев,
государственный советник
налоговой службы II ранга


        Отчетные данные, полученные от налоговых органов, а также проверки на местах показывают, что много внимания налоговые инспекции в последние годы уделяли организации контроля за поступлением платежей за природные ресурсы: возросло не только количество, но и удельный вес недропользователей в общем числе проверенных плательщиков, значительно увеличилось доначисление платежей в расчете на одного плательщика.


        Это позволило обеспечить выполнение федерального бюджета в целом по ресурсным платежам, что видно из следующих данных за 1996 и 1997 годы:


млрд. руб.

  
 

1996 год

1997 год

1998 год*1

  
 

Бюджет

% выполнения

Бюджет

% выполнения

Бюджет

% роста к бюджету 1997 г.

1. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами - всего (федеральный бюджет)

9436,1

74,3

9993,9

108,8

12689,1

127,0

в том числе:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

       - плата за недра

3625,7

55,2

3111,6

106,0

685,8

118,5

       - отчисления на ВМСБ

3382,0

81,5

4659,3

84,3

3222,0

69,2

       - водный налог

-

-

-

-

2467,2

-

       - животный мир

-

-

-

-

144,0

-

       - плата за землю

1099,1

41,4

1932,7

55,3

2619,6

135,5

       - прочие

1329,3

134,9

290,3

в 8,9 р.

550,5

189,6

2. Акцизы на минеральное сырье - всего (федеральный бюджет)

30802,9

122,0

32269,1

126,4

46466,3

144,0

из них:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

       - акциз на нефть

10022,1

109,1

7680,1

159,4

9003,0

117,2

       - акциз на услуги по перекачке нефти

-

-

-

-

2124,0

-

       - акциз на природный газ

20780,8

128,2

24589,0

116,1

35339,3

143,7

Всего федеральный бюджет

40239,0

110,9

42263,0

122,3

59155,4

140,0


         -----

         1* Примечание: для сопоставимости 1998 год показан в неденоминированных суммах.


        Проектом Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” предусмотрен рост платежей за природные ресурсы и акцизы в федеральный бюджет до 59 155 млн. руб. или на 40 %. Впервые в проекте бюджета на 1998 год предусмотрены в составе доходной части бюджета платежи за животный мир в сумме 144 млн. руб., водный налог в сумме 2467 млн. руб., а также акциз на услуги по перекачке нефти в сумме 2124 млн. руб.


        Значительный рост объемов налоговых платежей, предусмотренный проектом, а также введение новых видов налогов потребуют от налоговых органов большой и напряженной работы, а также принятия практических мер по повышению действенности контроля по мобилизации ресурсных платежей.


Акциз на нефть


        В соответствии с Федеральным законом “Об акцизах” в редакции от 10.01.97 № 12-ФЗ специалисты Госналогслужбы России принимали самое активное участие в подготовке проекта Методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий, который направлен в Правительство РФ. После утверждения этой Методики Правительством РФ Госналогслужба России совместно с Минфином России и Минтопэнерго России внесут предложения по пересмотру ставок акциза и представят предложения в Правительство РФ.


        Среди бюджетообразующих законов, подлежащих принятию в ближайшее время, есть закон, предусматривающий введение акциза на услуги по перекачке нефти. Хотя указанный закон еще не подписан, однако сумма в 2124 млн. руб. этого налога определена в расчетах бюджета Минфина России исходя из его введения с начала года. Указанный акциз содержит концептуально новые подходы к определению налогооблагаемой базы, порядка исчисления и уплаты в бюджет этого акциза.


Акциз на природный газ


        В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 426 “Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий” добыча и реализации природного газа уже в текущем году будут осуществляться наряду с предприятиями РАО “Газпром” создаваемыми независимыми организациями. Стимулирование конкуренции в газовой отрасли, развитие договорных отношений между производителями, поставщиками и потребителями природного газа, а также совершенствование методов регулирования цен на газ, приведут к необходимости изменения взаимоотношений этих звеньев газовой отрасли с федеральным бюджетом и создания практически новой методологической, нормативной и законодательной базы для исчисления и уплаты акциза на природный газ.


        Федеральная экономическая комиссия России внесла в декабре прошлого года в Правительство РФ предложение о принятии на 1998 - 1999 годы Указом Президента Российской Федерации решения о снижении цен на природный газ до 30 %.


        В настоящее время разрабатываются предложения о переносе взимания акциза на природный газ с газотранспортных организаций (то есть с “трубы”) на газодобывающие предприятия. Однако расчетная сумма акциза более чем вдвое превышает выручку от реализации газа в оптовых ценах добывающих предприятий, поэтому осуществить эти предложения без потерь для бюджета очень сложно.


Водный налог


        Исходя из разработанного Правительством РФ (в пакете бюджетообразующих законов) проекта закона “О плате за пользование водными объектами” в федеральном бюджете в расчете на полный 1998 год предусмотрено поступление водного налога в сумме 2,5 млрд. руб.


        Это очень массовый и сложный налог с множеством методических подходов в определении объектов налогообложения, ставок и налогооблагаемой базы. Для реализации принятого закона потребуется:


         -  принятие постановления правительства РФ по дифференциации ставок в разрезе бассейнов рек, озер, морей, а также экономических районов;


         -  регламентация новых правовых взаимоотношений водопользователей с субъектами Российской Федерации, а также между регионами и др.;


         -  принятие законодательных актов субъектов Российской Федерации;


         -  обеспечение органами Минприроды России всех водопользователей лицензиями, а также заключение договоров на право пользования водными объектами.


Плата за недра


        Для реализации Федерального закона “О недрах” Правительство РФ поручило МПР России, Минфину России, Минэкономики России, Госгортехнадзору России, Госналогслужбе России и Минюсту России подготовить проект постановления Правительства РФ “О порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна”, который должен был снять многие нерешенные и спорные вопросы.


        Госналогслужба России неоднократно представляла МПР России свои замечания и предложения по проекту указанного постановления, однако согласованного решения найдено не было.


        В связи с этим Госналогслужба России была вынуждена самостоятельно внести в Правительство РФ проект Положения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами.


Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы


        В целях улучшения поступлений отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы наряду с мерами по усилению контроля за сбором налогов разработан новый порядок уплаты этого налога  -  порядок погашения задолженности нефтегазодобывающих организаций и предприятий в федеральный бюджет по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтью, газовым конденсатом и нефтепродуктами с последующим перечислением средств от их реализации в федеральный бюджет для использования по целевому назначению.


        Указанный порядок был разработан во исполнение постановления Правительства РФ от 19.09.96 № 1120. Для его реализации в декабре 1997 года было заключено генеральное соглашение между Минфином России, МПР России и ТОО “Инжстройэкология”, срок действия которого определен до 31 декабря 1998 года.


Плата за землю


        В связи с рассмотрением в I квартале т.г. в Правительстве РФ отчета о ходе поступления земельного налога в бюджет в настоящее время налоговые органы совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют массовую проверку полноты учета земельных ресурсов и землепользователей и правильности и своевременности расчетов с бюджетом. В связи с этим встает вопрос об обобщении итогов этой проверки и разработке мер по устранению имеющихся недостатков и улучшению поступления средств от платы за землю в федеральный бюджет.


        Налоговые органы совместно с Минфином России и органами федерального казначейства усиливают работу по учету средств земельного налога, направленных местными органами на финансирование федеральных программ, с их последующим зачетом в выполнение доходной части федерального бюджета по плате за землю.


Налог на недвижимость


        Отчетные данные за 1996 - 1997 годы показывают, что налог на имущество физических лиц крайне низок и составляет менее 1 % общего сбора налога на имущество. Значительное количество объектов недвижимости не учитывается при налогообложении физических лиц из-за отсутствия оформленных документов. Госналогслужба занимается в настоящее время изучением опыта внедрения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери и работает над его расширением с включением в эксперимент Одинцовского и Реутовского районов Московской области, городов Рязани, Иркутска, Пскова, Борского района Нижегородской области для обеспечения полноты охвата объектов, имеющихся у физических лиц, и увеличения поступлений этого налога в бюджет.


        В настоящее время подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери”", который направлен на согласование Минфину России.