Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правительственный Налоговый кодекс -правда и домыслы (разъяснения авторов проекта)


Правительственный Налоговый кодекс - правда и домыслы
(разъяснения авторов проекта)

(По материалам пресс-конференции
 Министра финансов
 Российской Федерации
 М.М. Задорнова,
 состоявшейся
10 февраля 1998 года)
        

         1. Чем руководствовалось Правительство РФ при решении вопроса о необходимости разработки и внесения нового проекта Налогового кодекса, ведь представленный ранее правительственный проект не был отклонен Государственной Думой и в силу его большей проработанности мог бы на общих основаниях участвовать в “тендере” альтернативных проектов? Иными словами, у “старого” проекта оставались очень высокие шансы быть вновь принятым Государственной Думой. Кроме того, представленные в Государственную Думу альтернативные проекты в целом весьма слабы и вызывают много вопросов.


        Государственная Дума Российской Федерации приняла постановлением от 19.11.97 № 1903-II ГД “О проекте Налогового кодекса Российской Федерации” решение о возвращении к рассмотрению в первом чтении проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Одновременно было рекомендовано заинтересованным субъектам права законодательной инициативы внести в Государственную Думу альтернативные проекты Налогового кодекса и федеральных законов по вопросам комплексного реформирования налоговой системы Российской Федерации, имея в виду рассмотреть их уже в феврале 1998 года в первом чтении.


        В настоящее время в Государственную Думу уже поступило около 10 альтернативных вариантов проектов Налогового кодекса. Предварительное ознакомление с ними свидетельствует о том, что большей частью они не только противоречат налоговой теории и выработанным международной практикой общепринятым подходам при построении систем налогообложения, но в случае принятия могут привести к коренной ломке сложившейся в стране налоговой системы с самыми непредсказуемыми последствиями как для доходной части федерального и иных бюджетов, так и для самих субъектов экономической деятельности. Принятие Государственной Думой в первом чтении любого из внесенных на ее рассмотрение альтернативных проектов Налогового кодекса отбросит процесс налогового реформирования в нашей стране далеко назад, приведет к неоправданной потере времени и сделает проблематичным принятие Налогового кодекса в 1998 году.


        Между тем шансы на принятие “старого” правительственного законопроекта являются практически нулевыми, поскольку это означало бы признание Государственной Думой своей ошибки и вины за потерю нескольких месяцев. Понятно, что на признание своей ошибки Государственная Дума никогда не пойдет.


        Нельзя также было не принять во внимание большую работу по доработке Кодекса, которую провели и его разработчики, и депутаты в ходе рассмотрения огромного количества поправок. В частности, были учтены конструктивные предложения, поступившие ранее при рассмотрении правительственного законопроекта в Государственной Думе. Отражены в документе и результаты работы созданных в июне 1997 года по решению Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рабочих групп по доработке принятого ранее в первом чтении проекта Налогового кодекса.


        Кроме того, при доработке Налогового кодекса с учетом серьезной критики документа в Государственной Думе и в целях того, чтобы сделать его “более проходимым”, Правительство РФ сочло возможным пойти на определенные компромиссные решения по ряду вопросов. Таких как, например, временный отказ от введения социального налога и сохранение источников формирования дорожных фондов, отсрочка перехода на метод начислений, возможность введения единого налога на сельхозпроизводителей, отказ от введения института консолидированного налогоплательщика и некоторые другие.


        Если говорить в самом общем виде, при доработке проекта Налогового кодекса Правительство РФ прежде всего исходило из того, что скорейшее проведение налоговой реформы является в настоящее время одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения начала и дальнейшего динамичного ускорения экономического роста в стране. Принятие Налогового кодекса рассматривается в качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи.


        2. Чаще всего критики Кодекса заявляют о том, что продекларированный Правительством РФ лозунг о том, что переработанный Налоговый кодекс якобы снизит налоговое бремя -фикция. На самом деле налоговый пресс только возрастет. Что в проекте якобы нет реальных пределов ограничения налоговой нагрузки, поэтому налоговая удавка на предприятия не ослабнет, а, возможно, усилится.


        Необходимо отметить, что одним из исходных постулатов при доработке проекта Налогового кодекса являлось положение о том, что сегодняшнее весьма высокое налоговое бремя на честного и законопослушного налогоплательщика должно быть снижено. Экспертные расчеты как в целом по отдельным отраслям, так и по конкретным налогоплательщикам свидетельствуют о том, что уровень реального налогового бремени в условиях действия Налогового кодекса в целом снижается (с 32,8 до 30,7 процента к ВВП или примерно на 6,3 процента). Если сравнивать с 1997 годом, то снижение налоговой нагрузки уже составит 8,5 процента. В промышленности и в других производственных сферах такое снижение, как показывают расчеты по отдельным предприятиям, может достигать 15 и более процентов. Всего же по консолидированному бюджету (включая отчисления во внебюджетные фонды) уменьшение налоговых и иных обязательных платежей составит около 63 млрд. рублей, а по сравнению с 1997 годом  -  уже около 86 млрд. рублей.


        Это серьезные потери для государства, но в то же время мы исходим из того, что это прямые инвестиции государства в экономику.


        Но не только прямым номинальным снижением налогового бремени поможет экономике введение Налогового кодекса, которое будет способствовать созданию условий для финансового оздоровления, привлечения инвестиций и подъема экономики.


        Это достигается наряду с прямым снижением налогового пресса также тем, что Налоговый кодекс обеспечивает прямые гарантии того, что налоговое бремя не может быть увеличено, и выражается прежде всего в том, что в Кодекс включены все без исключения налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, действующие на территории России. Тем самым исключается возможность неограниченного налогового нормотворчества территорий, имевшего место в 1994 - 1996 годах. При этом количество налогов заметно сокращается.


        Из налоговой системы исключаются (сразу или постепенно) наиболее болезненные и антирыночные налоги, взимаемые от выручки. По большинству (и не только федеральным) налогам и платежам устанавливаются предельно возможные уровни налоговых ставок, а также единые принципы их установления и методология расчета. Предусмотренная Кодексом ликвидация неэффективных и неоправданных налоговых льгот (а сегодня только по пяти основным налогам налоговые льготы составляют свыше 160 трлн. рублей), а также особых налоговых режимов, имеющих место в настоящее время на отдельных территориях России, не только расширит налоговую базу, но и сделает налоговую систему более равномерной и справедливой, а также создаст условия для дальнейшего снижения налоговых ставок.


        И последнее вполне очевидное соображение  -  мы исходим из того, что в настоящее время налоговое давление на законопослушные предприятия таково, что любое его увеличение будет иметь для государства прямо противоположные последствия. Вместо увеличения поступлений такие действия властей вынудят указанные предприятия или просто прекратить свою коммерческую деятельность, или уйти в теневой безналоговый бизнес. И то, и другое приведет к прямым бюджетным потерям государства, чего, как можно понять, авторы Кодекса совершенно не хотят. Поэтому любые рассуждения об увеличении налогового пресса в условиях действия положений Налогового кодекса абсолютно безосновательны.


        3. Другим распространенным тезисом критиков является рассуждение о том, что предлагается переложить основное налоговое бремя на плечи граждан. Прежде всего за счет того, что введение положений Налогового кодекса приведет к росту розничных цен и, как следствие, дальнейшему снижению жизненного уровня основной массы населения. Кодекс якобы ухудшит положение прежде всего средних и малооплачиваемых слоев населения. Предусмотренное введение налога с продаж приведет к росту потребительских цен. Богатые же по Кодексу только выиграют.


        Следует обратить внимание на то, что доработанным Кодексом в отличие от старого варианта не предусматривается ни увеличение общей ставки НДС, ни отмена льготной 10 % ставки этого налога по продовольствию и детским товарам.


        Сохранение в Кодексе введенной с 1998 года весьма мягкой шкалы налогообложения физических лиц и системы дифференцированных вычетов на граждан и иждивенцев позволит оставить в распоряжении граждан большие денежные средства. Кроме того, выигрыш в доходах граждан в условиях Налогового кодекса будет обеспечен тем, что работодатели смогут увеличить общие выплаты на заработную плату благодаря экономии в расходах по уплате ряда других налогов (отменяемых или существенно снижаемых), а также благодаря предусмотренному Кодексом стимулированию расходов работодателей на заработную плату. Это выражается, в частности, в том, что Налоговым кодексом не предусмотрены какие-либо специальные налоговые инструменты ограничения расходов на потребление и предлагается заметно снизить налоги, базой которых является фонд оплаты труда (в целом не менее чем на 5 процентных пункта  -  снижение отчислений в государственные социальные фонды; отмена ряда региональных и местных налогов, базой которых являются расходы на оплату труда).


        Что касается возможного увеличения цен в связи с предполагаемым введением налога с продаж, то нужно иметь в виду следующее. В условиях отказа от государственного регулирования цен по большинству товаров, а также отсутствия товарного дефицита главным ограничителем роста цен является именно покупательная способность граждан. Поэтому тезис о том, что увеличение налогов на потребление приведет к их прямому переложению на плечи граждан достаточно спорен. По нашему мнению, в большой мере такое увеличение будет компенсировано снижением прибыли занятых в этой сфере торговых и посреднических структур, а также оптимизацией затрат по всей цепочке доведения потребительских товаров до конечного потребителя-гражданина. Кроме того, необходимо учесть, что некоторое увеличение косвенных налогов в соответствии с Кодексом будет компенсировано снижением налоговой нагрузки на предприятия и организации по другим налоговым платежам. Так, только поэтапная отмена налогов с выручки (отчислений на содержание дорог в 1999 году в размере 2,25 % и в 2000 году  -  в размере 3,0 %, и с 1999 года  -  налога на содержание жилья в размере 1,5 %) с лихвой компенсирует 5-ти процентный налог с продаж. Нельзя также не учитывать и того, что предлагается сохранение в той или иной форме (включая дотации) государственного регулирования в отношении основных социально значимых и необходимых расходов населения (таких, например, как цены по основным продуктам питания, коммунальные платежи, стоимость пассажирских перевозок и т.п.). Поэтому утверждения о якобы обязательном росте цен в результате принятия Налогового кодекса, по нашему мнению, необоснованны.


        Что касается налога с продаж, то необходимо учесть, что проектом Налогового кодекса предусмотрено освобождение от этого налога значительно более широкого круга социально значимых товаров, чем предлагалось ранее (по тому перечню продовольственных товаров, которые сегодня облагаются пониженной ставкой НДС), плюс  -  лекарственные средства и некоторые другие социально значимые товары и услуги. При этом представительный орган местного самоуправления получит право расширения этого перечня. Наряду с этим следует учесть, что пятипроцентная ставка этого налога предусмотрена Налоговым кодексом в качестве предельно возможной, а реально она может быть ниже. К тому же право введения этого налога вовсе не означает, что он будет введен обязательно на всей территории России. Окончательное решение по этому вопросу будут принимать представительные органы местного самоуправления и далеко не очевидно, что все они воспользуются этим правом. Кроме того, было признано целесообразным отказаться от прямого указания этого налога непосредственно в чеках, ценниках и иных расчетных документах, имея в виду облагать им весь оборот соответствующей организации за отчетный месяц.


        Среди других норм Кодекса, ориентированных на усиление социальной справедливости налоговой системы, следует обратить внимание на заметное изменение роли имущественных налогов с физических лиц. Концепция Налогового кодекса ориентирована в этой части на то, чтобы с одновременным заметным усилением налогового пресса на обеспеченных граждан, являющихся владельцами дорогой собственности (особняков, дорогих автомобилей, произведений искусства и т.п.), не увеличивать имущественные налоги на граждан, имеющих в собственности минимально необходимую для жизни собственность в виде приватизированной типовой квартиры или небольшого дачного участка. Поэтому в проекте в качестве новой нормы предусмотрены прогрессивное налогообложение дорогого имущества с высокой стоимостью и дифференциация ставки с 0,1 процента по имуществу стоимостью ниже 100 тыс. рублей до 2 процентов по имуществу стоимостью свыше 10 млн. рублей.


        Таким образом, предложенная Правительством РФ Государственной Думе концепция переработанного Налогового кодекса ориентирована не на снижение, а на повышение материального благосостояния работающих граждан, а также усиление общей социальной справедливости налоговой системы.


        4. Утверждается, что предусмотренное Налоговым кодексом введение налогового учета наряду с обычным бухучетом усложнит деятельность предприятий и прежде всего их бухгалтеров, которые уже сегодня задыхаются в многочисленных противоречивых указаниях Минфина и Госналогслужбы по налогам и бухучету.


        Напротив, одним из принципиальных положений Налогового кодекса является упорядочение в едином документе прямого действия всего массива существующих законов, указов, постановлений, инструкций, указаний и т.п. по вопросам налогообложения. Одновременно устраняются существующие ныне определенные противоречия и несоответствия между налоговыми инструкциями и рекомендациями по ведению бухгалтерского учета. При этом вопрос поставлен не о введении некоего “второго” (наряду с бухгалтерским) налогового учета, а об установлении для налогоплательщиков четких, однозначных, и, по возможности, понятных правил по определению величины их налоговых обязательств перед государством. Для этого предполагается составление и представление в налоговые органы необходимых расчетов.


        Что же касается собственно бухгалтерского учета, то он необходим прежде всего акционерам, банкам, кредиторам и иным сторонним пользователям для получения объективной информации о реальном состоянии дел того или иного предприятия. При этом предполагается, что его правила и нормы не будут являться обязательными.


        Такой “развод” норм налогового законодательства и бухгалтерского учета, обычный для большинства зарубежных стран, не усложнит, а напротив, облегчит работу бухгалтерских служб предприятий. Это позволит прежде всего отойти от существующего положения, когда государство в лице Минфина и Госналогслужбы, часто в угоду налоговому законодательству, произвольно толкует бухгалтерские нормы и, напротив, путем выпуска указаний по бухгалтерскому учету нарушает положения налоговых законов.


        5. Начала звучать критика, что переработанный Налоговый кодекс лишает малый бизнес тех немногих льгот, которые он сегодня имеет. А малый бизнес -главный рычаг того, чтобы в условиях падения производства занять население, переломить ситуацию в экономике и обеспечить начало экономического роста.


        Мы утверждаем, что рассуждения о том, что Налоговый кодекс отрицательно скажется на развитии малого предпринимательства, совершенно беспочвенны. Напротив, положения Кодекса, приводящие к общему снижению налогового бремени и росту предпринимательской активности (о чем подробнее было сказано выше), должны благотворно сказаться на развитии и этой сферы экономики.


        Иное дело, что действительно предполагается отмена существующей ныне льготы по освобождению так называемых “малых” предприятий от уплаты налога на прибыль в первые два года и снижение ставки по этому налогу в третий и четвертый годы их деятельности. Однако опыт применения этой льготы свидетельствует о том, что она стала, по существу, легальным способом ухода от уплаты налогов большого числа юридических лиц, не имеющих отношения к малому бизнесу. Речь, в частности, идет об искусственном разукрупнении производственных структур; их фиктивной ликвидации по истечении льготного периода с образованием на старой базе новых малых предприятий с правом на эту льготу; создании при крупных предприятиях-налогоплательщиках, как правило, их руководителями зависимых “малых” предприятий, через которые и пропускается львиная доля оборота головного предприятия, и целый ряд иных подобных злоупотреблений. При этом важно отметить, что для предприятий, созданных до вступления в силу Налогового кодекса, в течение определенного времени предполагается сохранение предусмотренных ранее действовавшим законодательством “налоговых каникул”.


        Более продуктивным, по нашему мнению, является установление по “малым” предприятиям, укладывающимся в определенные рамки по численности работающих и объему произведенной продукции (работ, услуг), пониженной ставки обложения налогом на прибыль. Соответствующее положение реализовано в правительственном проекте Налогового кодекса, которым по таким предприятиям (при соблюдении некоторых условий по численности, объему производства в реальном секторе и доле участия частных и акционированных структур) предусмотрена пониженная ставка налога в размере 18 процентов.


        Кроме того, следует иметь в виду, что Налоговым кодексом предусматривается сохранение для малых предприятий целого ряда существующих ныне особых порядков и исключений в сфере налогообложения. В частности, для малых предприятий сохраняется возможность рассчитываться по налогу на прибыль и по НДС без уплаты авансовых платежей, а по фактическим результатам за истекший квартал. Сохраняется для таких предприятий и более льготный порядок расчета амортизации. Сохранена (с некоторым уточнением) и существующая ныне возможность перехода предприятий малого бизнеса на упрощенный режим налогообложения в форме единого налога путем приобретения патента и возможность ведения бухгалтерского учета в облегченной форме без применения способа двойной записи. При этом предельный потолок численности организаций, имеющих право на такой переход, повышен до 20 человек, в качестве базы обложения установлен только показатель объема производства и предоставлено право не уплачивать налог на добавленную стоимость.


        6. Со стороны так называемого “банковского сообщества” звучит критика, что предусмотренный Налоговым кодексом альтернативный налог на активы банков и страховщиков подорвет эти нарождающиеся институты и может иметь самые отрицательные последствия для денежно-кредитной системы страны.


        Прежде всего следует сказать о том, что после дополнительного рассмотрения данного вопроса в уточненном проекте Налогового кодекса мы отказались от введения альтернативного налогообложению прибыли налога на активы банков и страховщиков, предусмотренного первоначальным проектом. Однако нельзя не учитывать, что в настоящее время банковский и страховой секторы несут существенно более низкий груз налоговой ответственности, чем предприятия и организации других отраслей. В частности, банковские и страховые услуги освобождены от уплаты НДС, по ним сравнительно невелика база налогообложения по налогу на имущество. В соответствии с предусмотренной законодательством нормой банки и страховщики в отличие от организаций других сфер предпринимательской деятельности имеют возможность создавать до налогообложения значительные денежные резервы, проконтролировать обоснованность размеров которых практически невозможно. В результате, доля коммерческих банков в общих совокупных поступлениях налоговых платежей от предприятий и организаций в 1997 году снизилась по сравнению с 1994 годом примерно в 2 раза, а по поступлениям налога на прибыль  -  более чем в 3 раза. Проектом не предусмотрены для этих секторов финансового рынка более высокие ставки налога на прибыль (общая ставка 30 процентов), однако по ним планируется применение метода начисления при оценке полученных доходов и произведенных расходов уже с момента введения Кодекса в действие.


        7. Со стороны предпринимателей раздаются голоса, что новый Налоговый кодекс не стимулирует инвестиции. В нем исключены даже те небольшие льготы, которые были сегодня.


        Как уже было отмечено, реальный производитель получает главный выигрыш в виде снижения налогового бремени, а также в результате мер, призванных сделать налоговую систему более справедливой и нейтральной. Это, по большому счету, и должно стать главным стимулом для развития реального производства.


        Что же касается отмены специальных налоговых льгот, ориентированных на стимулирование производства, то, речь может идти лишь об отмене одной существующей ныне налоговой льготы в виде права предприятий материальной сферы уменьшать налогооблагаемую базу на величину осуществленных ими капитальных вложений. Однако следует иметь в виду, что сегодня реально эта льгота практически не работает. К тому же ее сохранение экономически неоправданно, поскольку позволяет учитывать при налогообложении одни и те же расходы на капитальные вложения практически дважды (в виде прямого уменьшения облагаемой прибыли и списания на себестоимость через начисление амортизации).


        Между тем, проект Налогового кодекса содержит положения более важные, по нашему мнению, для стимулирования развития производства. В частности, предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль должны учитываться все обоснованные и подтвержденные расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, включая  -  в полной сумме  -  расходы на рекламу, большую часть расходов на страхование и подготовку кадров, а также расходы по уплате процентов за пользование банковскими ссудами. При этом в отличие от действующего ныне порядка разрешается учитывать до налогообложения и уплаченные предприятиями проценты по кредитам, полученным на осуществление капитальных вложений. Значительно либерализуется по проекту Налогового кодекса и амортизационная политика предприятий, допускающая применение ускоренной и нелинейной амортизации, а также капитализацию ряда расходов (например, на НИОКР), которые в настоящее время осуществляются за счет чистой прибыли предприятий и организаций.


        Важным для стимулирования инвестиций является также положение Кодекса, предусматривающее устранение имеющего в настоящее время место двойного налогообложения дивидендов, а также изменение режима функционирования НДС, предусматривающее полную компенсацию без каких-либо отсрочек сумм этого налога, уплаченных при производстве строительно-монтажных работ.


        Дополнительно в Кодекс введена норма, предусматривающая сохранение ранее предоставленных субъектами Российской Федерации налоговых льгот, а также введение дополнительных налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты (в частности, в виде “ налоговых каникул” иностранным и отечественным инвесторам, осуществляющим инвестиции на период их окупаемости).


        Таким образом, в Кодексе не только сужаются, а напротив, расширяются и усиливаются стимулы для инвестиций в развитие производства, а высказывания об антиинвестиционной направленности переработанного Кодекса совершенно беспочвенны.


        8. Утверждается, что Налоговый кодекс сохраняет сегодняшний “беспредел” в толковании налоговых законов Госналогслужбой и Минфином. Как и сегодня указания этих органов налоговые инспекции на местах будут ставить выше норм налогового законодательства.


        Это утверждение не соответствует истине. Необходимо принять во внимание, что уточненный проект Налогового кодекса по глубине разработки и скрупулезности освещаемых вопросов, относящихся к федеральным налогам, уже является, по существу, документом прямого действия. При этом полномочия исполнительных органов власти (включая Госналогслужбу и Минфин) ограничиваются лишь теми вопросами, которые непосредственно переданы этим органам в самом Кодексе. При этом в уточненном проекте Госналогслужбе предоставлено право лишь утверждения форм налоговых деклараций и порядка их заполнения. Понимая, что сразу все вопросы, которые могут возникнуть в ходе налоговой практики, не решить, предусматривается предоставление Госналогслужбе России права в течение 2 лет после введения Налогового кодекса в действие издавать инструкции по его применению, имея в виду, что в последующем нормы этих инструкций должны войти составной частью в Кодекс.


        9. Утверждается также, что в Налоговом кодексе не предусматривается укрепления прав налогоплательщиков и ограничений существующего диктата налоговых служб. Сохраняется сегодняшнее бесправие налогоплательщиков перед государством.


        Напротив, переработанным Налоговым кодексом заметно усилены вопросы реального повышения защищенности и соблюдения прав налогоплательщиков прежде всего благодаря усовершенствованию механизмов и процедур исполнения налогового обязательства. Так, предусматривается введение института требования (в форме напоминания налогоплательщику) об уплате налога. То есть вместо бесспорного взыскания по результатам налоговой проверки всей суммы неуплаченных налогов и пени налогоплательщику предоставляется право обращения с возражениями в вышестоящий налоговый орган или в суд. В этом случае впредь до принятия решения соответствующие суммы с налогоплательщика не списываются, а он получает реальные гарантии принятия объективного решения по жалобе на действия налогового органа. Что же касается предъявляемых сумм штрафных санкций, то, как и предусмотрено в решении Конституционного Суда России, эти суммы могут быть взысканы с налогоплательщика только в судебном порядке. При этом обязанность обращения в суд ложится на налоговый орган.             


        В качестве дополнительного механизма защиты экономических интересов налогоплательщиков вводятся процентные начисления при возврате налогоплательщику излишне взысканных сумм, при этом такие суммы могут быть возвращены в течение не одного (как в настоящее время), а пяти лет. Устанавливается, что новые налоги могут быть введены не ранее следующего финансового года, а изменения, внесенные в налоговые законы, могут вступить в действие не ранее чем через месяц после их официального опубликования. Унифицируется и серьезно снижается размер санкций за налоговые нарушения, предусматриваются условия для смягчения норм финансовой ответственности. Налогоплательщики получают дополнительные права по получению налоговых отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, проведения налоговой амнистии. Предусматривается заметное расширение прав налогоплательщиков. С другой стороны, Кодекс сужает возможности произвольных действий со стороны налоговых органов и органов налоговой полиции, ставя их работу (включая порядок осуществления проверок, действий по делам о налоговых нарушениях и иные взаимоотношения с налогоплательщиками) в четкие, подробно прописанные законодательные рамки. Практически Кодекс обеспечивает реальное, а не декларируемое равенство перед законом как гражданина или предприятия-налогоплательщика, так и государства в лице налоговых и иных контролирующих органов.


        10. Звучит критика, что предусмотренное Налоговым кодексом применение при налогообложении так называемых “рыночных” цен приведет к искусственному завышению налоговых обязательств предприятий. Между тем, в условиях жесткой конкуренции и насыщенного спроса предприятия сплошь и рядом вынуждены продавать товары себе в убыток, чтобы не понести еще большие потери.


        Действительно, применение при налогообложении сложившихся на данном рынке цен без каких-либо исключений и без учета обстоятельств конкретной сделки может привести в отдельных случаях к дополнительным налоговым платежам. Об этом свидетельствует, в частности, реальная практика применения действующего положения о “доведении” в целях налогообложения до рыночных стоимости продукции, проданной ниже фактической себестоимости. Поэтому в уточненном Кодексе сфера применения рыночных цен существенно сужена (бартер, взаимозависимые лица, значительные отклонения цен сделок от рыночных цен). Правительству поручено разработать порядок контроля за применяемыми ценами в этих и некоторых других случаях, в том числе при трансфертном ценообразовании. Так, весьма популярна оффшорная схема, когда российская компания регистрирует фирму в одной из оффшорных зон, а затем продает ей продукцию по искусственно заниженной цене. Последняя перепродает товар уже по реальной цене, оставляя за рубежом всю прибыль или, в лучшем случае, уплачивая налог по минимальной ставке. Понятно, что государство обязано бороться с такими злоупотреблениями, в том числе путем введения в налоговое законодательство определенных ограничительных механизмов.


        11. Утверждается, что переработанный Налоговый кодекс не обеспечивает реальных гарантий того, что органы Госналогслужбы и налоговой полиции не станут источником информации о деятельности предприятий и граждан для криминальных структур.


        Напротив, мы считаем, что этой проблеме в Кодексе уделено необходимое внимание. Устанавливается, что за неправомерные решения, действия или бездействие должностные лица органов, осуществляющих налоговый контроль, несут дисциплинарную, уголовную и иную ответственность. В соответствии с Налоговым кодексом реальный ущерб, причиненный такими действиями, подлежит возмещению налогоплательщику в полном объеме за счет средств бюджета, из которого финансируется соответствующий орган. Кроме того, должностные лица налоговых органов обязаны соблюдать налоговую тайну и за нарушение этого требования подлежат привлечению к ответственности (вплоть до уголовной).

 

       12. Некоторые юристы утверждают, что терминология и понятийный аппарат Налогового кодекса не соответствуют иному законодательству (прежде всего гражданскому). Это усложнит деятельность предприятий, чревато осложнениями и неправильным толкованием в судах.


        Действительно, в старом правительственном проекте данного документа этой стороне дела не было уделено достаточное внимание. В этом отношении новая версия Налогового кодекса заметно переработана. В уточненном проекте заметно усилены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего, формулировки и определения, используемые в проекте Налогового кодекса, приведены в основном в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Поэтому из проекта исключены такие понятия, как “религиозная организация”, “материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия”, “налоговое партнерство”, “пассивная и активная экономическая деятельность”, “сельскохозяйственное предприятие” и ряд других. Кроме того, Налоговый кодекс вобрал в себя имеющиеся гражданское, банковское, иное хозяйственное законодательства, что позволит разрешить постоянно возникающие сегодня коллизии между применением налоговых и иных законов. Например, в нем четко регламентируются налоговые отношения, возникающие в условиях реализации предусмотренных Гражданским кодексом отношений по доверительному управлению имуществом, операциям, связанным с обращением рынка ценных бумаг, договорами аренды и т.п.


        13. Отмечается, что предполагаемый переработанным Налоговым кодексом переход на обязательное использование метода начислений при определении сумм налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль в условиях острого недостатка денежных средств у предприятий, не снижающейся задолженности по выплате заработной платы и наличия громадных неплатежей лишь усугубит их тяжелое финансовое состояние и сведет на нет весь выигрыш от некоторого ослабления налоговой нагрузки.


        Этот вопрос, как показали первые обсуждения проекта в Бюджетном комитете, станет одним из основных при дальнейшей работе над Налоговым кодексом. Действительно, вопрос об отказе от действующего ныне для предприятий и организаций порядка, в соответствии с которым в качестве момента возникновения налогового обязательства рассматривается день фактического зачисления средств на счет налогоплательщика, имеет, по нашему мнению, принципиальное значение. Поэтому в Кодексе предлагается введение так называемого “метода начислений”, под которым подразумевается, что учет полученных доходов и произведенных расходов для целей налогообложения должен осуществляться исходя из времени приобретения налогоплательщиками права на соответствующие доходы или признания за ними расходов независимо от времени фактического получения доходов или осуществления платежей. При этом моментом приобретения права считается момент, когда обусловленная договором сумма подлежит безусловной выплате, а налогоплательщик выполнил все обязательства по сделке. Соответственно, моментом осуществления расходов признается момент признания за налогоплательщиком расходов независимо от их фактического осуществления.


        То есть если в договоре поставки оговорены конкретные сроки оплаты продукции, то с этого момента у поставщика продукции возникает безусловное право требовать выплату предусмотренной в договоре суммы, а значит, наступает момент получения налогооблагаемого дохода. Одновременно у покупателя возникает право признания при налогообложении осуществления им расходов. Таким образом, то, что предусматривается в Кодексе,  -  далеко не пресловутая “отгрузка”, а прямая увязка с нормами Гражданского кодекса о переходе права собственности на произведенный товар в соответствии с конкретными условиями, предусмотренными в договоре между поставщиком и покупателем.


        Однако эта достаточно мягкая схема, во-первых, предусматривается к введению только с 2000 года, и, во-вторых, предложены мягкие переходные процедуры в виде отсрочек (рассрочек) уплаты дополнительных сумм налога, возникающих при переходе на метод начислений.


        В отношении НДС предусматривается использование счетов-фактур. Датой фактической реализации принимается более ранняя из дат предъявления покупателю счета-фактуры, фактической оплаты товара или дня его реальной отгрузки. По аналогии с тем, как это предлагается по налогу на прибыль, суммы входного НДС разрешается принимать к зачету у налогоплательщика не по мере фактической оплаты товара, а по мере получения от поставщика счетов-фактур.


        Понятно, что одномоментный переход на предложенный метод может привести к суммированию старых (по поступлению фактической выручки) и новых налоговых обязательств (по выставленным счетам), что действительно может поставить в сложное положение даже финансово благополучные предприятия. Поэтому предполагаются также мягкие переходные процедуры, предусматривающие достаточно длительную отсрочку для перехода на новый режим налогообложения.


        14. Представители топливно-энергетического сектора при обсуждении Кодекса отмечают, что ТЭК несет сегодня на своих плечах основной груз налогов. Государство забирает из этой отрасли все, оставляя лишь крохи на заработную плату. Вместе с тем специфика отрасли требует постоянных и крупных вложений в разработку новых месторождений для поддержки сырьевой базы, поскольку без этого сохранить высокий уровень добычи полезных ископаемых невозможно. Налоговый кодекс якобы консервирует сложившееся положение, обрекая ТЭК России на медленное умирание.


        Напротив, Налоговым кодексом предусмотрены для топливно-энергетического комплекса принципиально новые механизмы налогообложения. Так, предприятия, добывающие углеводороды (нефть и газ), имеют возможность фактически самостоятельного выбора из трех сценариев налогообложения: сохранение действующей системы; работа в рамках соглашений о разделе продукции; отказ от уплаты акцизов и переход на уплату налога на дополнительные доходы от добычи углеводородов (в отношении новых месторождений). Последний налог уплачивается по гибкой системе ставок, которые зависят от объема добытого сырья, размера полученной выручки и величины капиталовложений, осуществленных в месторождение. При этом пока капиталовложения не будут возвращены, этот налог не уплачивается. Чем больше дополнительные доходы, тем, соответственно, выше величина налога.


        Таким образом, в отличие от акциза (который по своей сути является налогом с выручки) величина налога на дополнительные доходы от углеводородов прямо зависит от эффективности использования месторождений нефти и газа, обеспечивая осуществление на необходимом уровне капитальных затрат по разработке месторождений.


        15. Утверждается, что Налоговый кодекс не решает серьезнейшую проблему борьбы с уклонением от налогообложения путем использования “черного нала”, налогового контроля за наиболее криминализированной сферой розничной торговли и сферы обслуживания населения.


        Напротив, переработанным проектом с учетом обращений ряда субъектов Российской Федерации для сфер, где затруднен налоговый контроль и расчеты осуществляются преимущественно в безналичном порядке, предусмотрена возможность обязательного перевода на систему уплаты так называемого “вмененного налога”, предусматривающую определение сумм налога, подлежащих уплате в указанных сферах из расчета показателей доходов, определенных расчетным путем на основе “типичных” представителей, результатов статистического изучения, налоговых и иных проверок.