Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Состояние бухгалтерского учета и отчетности

      

Состояние бухгалтерского учета и отчетности      


А.Ф. Звороно,
генеральный директор
аудиторской компании “Ролловер”


И.Г. Звороно,
главный аудитор


        При проведении аудиторских проверок особое внимание уделяется состоянию бухгалтерского учета и отчетности, поскольку при отсутствии упорядоченной системы ведения бухучета, налаженного документооборота возникновение ошибок неизбежно.


        Перечислим основные нормативные документы, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии:


        - Гражданский кодекс Российской Федерации;


        - Федеральные законы о функционировании предприятий различных форм собственности;


        - Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;


        - Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26.12.94 № 170;


        - Положение по бухгалтерском учету “Учетная политика предприятия”, утвержденное приказом Минфина России от 28.07.94 № 100;


        - Постановление от 03.03.93 № 191 Совета Министров - Правительства РФ “О порядке ведомственного хранения документов и организация делопроизводства”;


        - Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.83 № 105.


        Рассмотрим некоторые основные положения учетной политики, вытекающие из вышеперечисленных законодательных актов.


        Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ на предприятии должен быть издан приказ для утверждения следующих документов:


        - положение об учетной политике;


        - рабочий план счетов;


        - формы первичных учетных документов;


        - порядок проведения инвентаризаций; правила документооборота и технология обработки учетной информации;


        - график документооборота;


        - порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.


        Все эти документы служат для конкретизации, структуризации документооборота, а также для контроля ведения учета. Самоконтроль очень важен для жизнедеятельности предприятия, поскольку если предприятие само обнаружило ошибки и внесло исправления в текущую отчетность, штрафные санкции со стороны проверяющих органов не применяются.


        Другой важный аспект, который берется во внимание при оценке состояния бухгалтерского учета, а также при выявлении причин неправильного отражения хозяйственных операций и исчисления финансовых результатов, - это приказ по учетной политике предприятия (далее по тексту - Учетная политика). При этом необходимо помнить, что этот документ действует только в части, не противоречащей действующему законодательству; поэтому очень важно, чтобы он был руководством к правоправным действиям и не содержал в себе противоречий.


        Основное назначение Учетной политики - это ответить на вопросы, касающиеся отражения в бухгалтерском учете тех или иных хозяйственных операций. Однако на практике приходится сталкиваться с легкомысленным отношением к составлению Учетной политики предприятия.


        Например, неотражение методики по таким вопросам, как учет затрат на производство, учет валютных операций, отражение в учете совместной деятельности, учет расчетов с дочерними предприятиями приводит к серьезным недоразумениям. Тем самым нарушаются основные правила ведения бухгалтерского учета [ч. 2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 г. № 170 (в ред. приказа Минфина РФ от 19.12.95 г. № 130)], где предусмотрено, что Учетная политика организации должна обеспечивать полноту освещения вопросов, осмотрительность при принятии решения, приоритет содержания над формой, непротиворечивость и рациональность.


        В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ Положение о документообороте в бухгалтерском учете на предприятии определяет порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов.


        При проверке ведения бухгалтерского учета на предприятиях, ведущих бухучет при помощи компьютерных программ, отмечается типичное нарушение ст. 10 п. 1 Федерального закона № 129-ФЗ в части составления и хранения ежемесячных регистров бухгалтерского учета (машинограмм). В связи с этим на предприятии рекомендуется разработать и утвердить регистры бухгалтерского учета со сроками хранения, один из вариантов которых приведен в таблице.     
     

№ п/п

Регистр


Учетный период, на который открывается регистр

№ машинограммы

  


 

Номер

Наименование и назначение

  
 


 

1

2

3

4

5

6

1

1

-

  По кредиту счета 50

месяц

1

2

-

1

  Ведомость к счету 50

месяц


3

2

-

  По кредиту счета 51

месяц

2

4

-

2

  Ведомость к счету 51

месяц


5

3

-

  По кредиту счетов 55, 56, 57

месяц

3

6

4

-

  По кредиту счетов 90, 92, 93, 94, 95

месяц

4

7

6

-

  По кредиту счета 60

месяц

5


 


 


 

  и т.д.


 


 


        На предприятии следует разработать инструкцию по организации работы с документами (делопроизводство) в соответствии с ГОСТом 16487-83 “Делопроизводство и архивное дело”, а также инструкцию текущего и длительного хранения документов, где необходимо отразить следующие вопросы:


        - номенклатура дел;


        - формирование дел;


        - хранение дел и регистров;


        - экспертиза ценности документов;


        - формирование дел для сдачи в архив.


        Примерный вариант номенклатуры дел:


        02-01 Приказы, инструкции, ПБУ Минфина России по вопросам методологии бухгалтерского учета и отчетности.


        02-02 Положение о бухгалтерии и должностные инструкции.


        02-03 Учетная политика, План счетов и их изменение.


        02-08 Бухгалтерские отчеты предприятия. Месячные и т.д.


        Бухгалтерия - это структурное подразделение предприятия, документы которой являются частью документарного фонда в целом и включаются в общий документооборот. В соответствии с п. 37 ГОСТа 16487-83 “Делопроизводство и архивное дело” движение документов от момента создания, принятия к учету, обработки и передачи в архив регламентируется графиком, который следует разработать и утвердить.


        Порядок хранения машинограмм и первичных документов должен обеспечить возможность быстрого нахождения документов по каждой записи в учетных регистрах.


        Бухгалтерский архив при машиноориентированной форме счетоводства хранится в следующем порядке.


        Первичные бухгалтерские документы отделены от машинограмм. Каждая партия документов текущего месяца, относящая к какому-либо одному учетному регистру, формируется отдельно. При этом внутри папки документы подшиваются в порядке последовательности записи в машинограмме. К каждой группе документов, относящейся к отдельному учетному регистру, должна прилагаться справка для архивного хранения, в которой указывается месяц и год, шифр балансового счета, номера документов (с № ................ по № ............... включительно) и количество листов.


        На папках приводятся наименование предприятия или организации, название и порядковый номер папки (дела) с начала года, отчетный период (год, месяц), номер машинограммы, количество листов в папке (деле).


        Машинограммы хранятся в папках, открываемых на год отдельно для каждой из них. При этом машинограммы затрат на производство находятся в одной папке.


        Карточки по учету расчетов с дебиторами и кредиторами должны быть помещены в отдельные картотеки.


        Листки-расшифровки либо извещения хранятся вместе с документами, относящимися к машинограммам, в которых производились записи на основе этих документов или листков-расшифровок.


        Если по какой-либо машинограмме число первичных документов незначительно, хранение каждой партии этих документов производится в годовых папках; при этом документы одного месяца отделяются от документов другого месяца разделителями.


        Отсутствие должным образом разработанной учетной политики и неправильное ведение документооборота влияют на уровень контроля за документированием производственного процесса, а также существенно снижают уровень достоверности отчетных данных и финансовых результатов.