Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы Российской Федерации с позиции подоходного налога с физических лиц

    

Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы Российской Федерации с позиции подоходного налога с физических лиц   


М.М. Юмаев,
советник налоговой службы II ранга,
аспирант Финансовой академии
при Правительстве РФ, г. Мурманск


        Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из которых - равенство (справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов.


        Критерий “равенство” или “справедливость” характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.


        Существуют два типа справедливости.


        Первый тип - вертикальная справедливость - подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяется между уровнями доходов. Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью платить большие налоги.


        В российском законодательстве, регулирующем подоходное налогообложение физических лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессивная шкала ставок налога.


        Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подоходного налога демонстрирует следующее.


        Законом о подоходном налоге предусмотрено исключение из совокупного дохода пяти-, трех- или однократного размера оплаты труда, расходов на детей, на благотворительные цели, на строительство и приобретение жилья. Однако данное положение Закона при определенных условиях может уравнять налогоплательщиков с высокими и с низкими доходами, имеющих одинаковое право на вычеты. На практике это означает, что граждане, имеющие значительный совокупный доход до вычетов, при исключении таких расходов находятся в более выгодном положении, так как суммы вычетов могут повлиять на переход размера доходов из ступени шкалы ставок налога, предусматривающей высокие ставки, в ступень с более низкими ставками. Соответственно, снижается и размер налога.


        Второй тип  справедливости - горизонтальная справедливость - подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах должны платить по одинаковым ставкам налогообложения. Иными словами, налогоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.


        Основной проблемой в достижении данного типа справедливости является различный режим налогообложения “честных” налогоплательщиков, ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих декларации, и налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от налогообложения и не подавших декларации.


        Следующим критерием, который используется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой системы. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое производство.


        Высокая эффективность может быть достигнута там, где налоговая система как можно меньше вовлечена в систему ценообразования рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода различных источников. Налоговая система, эффективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, является нейтральной.


        Отклонения от строго нейтральной системы могут иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распределению ресурсов на рынках. В некоторых случаях это может произойти, если не все расходы и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.


        С позиции существования единой шкалы ставок для любых доходов из различных источников налоговую систему России в отношении подоходного налога можно признать нейтральной. Однако эта нейтральность относительна, поскольку не достигнута эффективность взимания ставки с различных доходов либо с подобных доходов, получаемых при разных обстоятельствах.


        Так, при налогообложении доходов предпринимателей, не имеющих возможности подтвердить свои расходы документально, происходит относительное увеличение ставки налога. Огромная сумма доходов вообще уходит от налогообложения (например, торговля на улицах, доходы, получаемые в теневой экономике), и, следовательно, в глобальном масштабе это означает снижение налоговой ставки.


        Косвенное участие налоговых органов в ценообразовании, регламентированное инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”", позволяет неоднозначно подходить к определению объекта налогообложения и оказывает негативное влияние на эффективность подоходного налога.


        Простота является важнейшим критерием оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего приносится в жертву для следования другим целям.


        Сложные  правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к путанице и неуверенности в их применении. Трудности возникают также при  ведении подробных записей, служащих только целям налогообложения.


        В Российской Федерации подробный учет доходов ведется предпринимателями исключительно для определения налоговых обязательств. Несмотря на существование упрощенного порядка налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предприниматели должны тем не менее регистрировать получаемые доходы.


        Исключительно налоговым целям служит приложение № 7 к инструкции Госналогслужбы России о подоходном налоге с физических лиц, которое предусматривает развернутый учет доходов физического лица и, по сути, является расшифровкой доходной части карточки лицевого счета, ведущейся на предприятии в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Эта проблема двойного учета, ставшая причиной увеличение нагрузки на бухгалтерские службы, может быть решена созданием унифицированного документа (программного продукта), отвечающего требованиям бухгалтерского и налогового учета.


        Форма декларации о годовом доходе физического лица, чрезвычайная сложность заполнения которой была признана Госналогслужбой России в ходе декларационной кампании в 1997 году, разработана непосредственно главным налоговым органом страны более двух лет назад.


        В связи с этим, одним из решений проблемы обоснованности и темпа изменений законодательства представляется проведение тщательного анализа нововведений до их официального вступления в силу, моделирование возможных практических ситуаций. К обсуждению новых законов и инструкций целесообразно привлекать не только специалистов, но и рядовых налогоплательщиков  и должностных лиц предприятий, которым предстоит исполнять новые требования.


        Материальные затраты на изменение действующего порядка налогообложения и отчетности, которые не выдержали проверку в реальных условиях и повлекли принятие новых дополнений к законам и инструкциям, а следовательно, привлечение новых финансовых, трудовых, временных ресурсов, увеличивают расходы государства на управление сбором налогов, снижают налоговые поступления, способствуют росту негативного отношения субъектов налогообложения к своим конституционным обязанностям и снижают эффективность всей налоговой системы.


        Простота налоговой системы важна также и для управления сбором налогов. Система должна управляться четким и предсказуемым для налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонтальной справедливости.  С другой стороны, необходимо, чтобы руководство налоговых органов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик соответствующий размер налога согласно установленному порядку или нет.


        Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в противоречие с соблюдением двух предыдущих критериев - равенства (справедливости) и эффективности, для осуществления которых необходимо разрабатывать подробные и порой труднопонимаемые правила и положения, которые выглядят простыми при замысле, но трудно реализуются в законодательстве и управлении сбором налогов.


        Главной целью налоговой системы является мобилизация поступлений.


        Налоговые поступления финансируют государственные программы и помогают выполнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование возможных поступлений на основании особых мер является важным аспектом их оценки. Стоимость проведения таких мероприятий должна быть сопоставлена с доходами, увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.


        Как правило, предшествующий критерий - простота - приносится в жертву ради  мобилизации налоговых поступлений.


        В Мурманской области за 10 месяцев 1997 года подоходного налога мобилизовано 612 млрд руб., что составило 21 % общей суммы поступления налогов на территории региона, и вывело подоходный налог на второе место после налога на добавленную стоимость (834 млрд руб.). В доходах местных бюджетов роль данного налога чрезвычайно велика, поскольку он является не  только  основным источником их формирования, но и главным инструментом мобилизации платежей в денежной форме, а не в виде безденежных зачетов.


        Можно предположить, что устранение сложности нормативной базы по подоходному налогу, охват налогообложением доходов, выведенных из под налогообложения легально или противозаконно, то есть максимально возможное соблюдение описанных выше критериев эффективности налоговой  системы, позволило бы увеличить поступление подоходного налога по крайней мере в два раза.


        Кроме проблем, связанных непосредственно с налоговым законодательством, на недопоступление подоходного налога влияют также общеэкономические причины, основной из которых является невыплата в срок заработной платы.


        Для мобилизации налоговых поступлений необходимо прежде всего повышение заинтересованности граждан России и юридических лиц в полной и своевременной уплате налогов. Одно из направлений - доведение налоговыми и финансовыми органами в доступной форме до налогоплательщиков информации о суммах собранных и израсходованных налогов и направлениях их использования, анализ проблем, возникающих при финансировании социальной и иных бюджетных сфер, имеющихся резервов увеличения поступлений и подготовка конкретных предложений по исправлению ситуации. Весьма важным представляется также введение в образовательные программы не только высших, но и средних учебных заведений предметов, затрагивающих вопросы формирования и расходования бюджетов и разъясняющих обязанности каждого члена общества выполнять обязанности по уплате налогов.