Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях и дополнениях № 5 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”* (комментарий)

     

Об изменениях и дополнениях № 5 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”*1

(комментарий)


        -----
        *1 См. текст Изменений и дополнений № 5 инструкции Госналогслужбы России № 39 на стр. 194  


П.И. Савельев,
советник налоговой службы II ранга


         В настоящее время активно развиваются партнерские отношения между российскими предприятиями (организациями) и зарубежными фирмами. В связи с этим возникает много вопросов, связанных с налогообложением товаров (работ, услуг), как экспортируемых в страны дальнего зарубежья, так и импортируемых в Россию, чем и вызвана необходимость введения изменений к действующей Инструкции, которые учитывают специфику осуществляемых услуг и уменьшают налоговое бремя российских налогоплательщиков.


        Изменения и дополнения № 5 к инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, зарегистрированные Минюстом России 30.12.97 № 1446, дают ответы на отдельные принципиальные вопросы, которые находят широкое распространение в повседневной практике.


        В Изменениях и дополнениях:


        - уточнено, что местом нахождения российских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, предоставляемых по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем во временное владение и пользование иностранным арендаторам, признается место фактического управления и технической эксплуатации таких судов за пределами территорий государств-участников СНГ;


        - исключено двойное налогообложение в части выручки, полученной российскими налогоплательщиками, осуществляющими транспортировку импортных грузов;


        - изменены сроки возмещения сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), использованные для производства экспортной продукции, за которую российским экспортером-производителем от иностранного лица получены 100 % авансовых платежей в виде предоплаты;


        - уточнены штрафные санкции и возможность реализации экспортером своего права на льготу по экспортной продукции.


        Необходимость уточнения налогообложения работ и услуг российских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, предоставляемых по договору аренды (тайм-чартер), обусловлена специфическим характером оказываемых услуг.


        В соответствии с действующей международной практикой услуги, оказываемые на основе указанных договоров, от налога на добавленную стоимость освобождены, и применение НДС в таких случаях приводит к неконкурентоспособности российских судовладельцев на мировом фрахтовом рынке из-за необходимости повышения фрахтовых ставок.


        Суть вопроса состоит в том, что в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.


        Однако наряду с этим ст. 787 ГК РФ предусмотрено, что по договору фрахтования (чартеру), являющемуся разновидностью договора перевозки, одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, груза и багажа.


        Статьей 178 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей, предусмотренных ст. 9 этого Кодекса.


        Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон “О налоге на добавленную стоимость”" местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, признается место нахождения недвижимого имущества.


        Учитывая изложенное, Изменениями и дополнениями № 5 местом нахождения российских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, предоставляемых по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем во временное владение и пользование иностранным арендаторам, учитывая специфику оказываемых работ (услуг), признается место фактического управления и технической эксплуатации таких судов за пределами территорий госдуарств-участников СНГ.


        Для подтверждения места нахождения указанных судов должны представляться документы, подтверждающие место фактического оказания услуг за пределами государств-участников СНГ, а именно:


        - договора аренды российских транспортных средств с экипажем, заключенные российскими судовладельцами-налогоплательщиками с иностранными лицами;


        - выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;


        - копии документов, подтверждающих фактическое оказание услуг за пределами государств-участников СНГ, заверенные в установленном порядке.


        При выполнении указанных условий услуги, предоставляемые российскими налогоплательщиками иностранным арендаторам, не будут включаться в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.


        При этом суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам при осуществлении вышеуказанных услуг, место фактического оказания которых находится за пределами территорий государств-участников СНГ, возмещению из бюджета не подлежат.


        При определении оборотов, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, по транспортировке, погрузке, вы-грузке, перегрузке, складированию импортных грузов российским налогоплательщикам следует руководствоваться следующим.


        В соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки непосредственно ввозимых товаров, которые подлежат оценке.


        При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:


        а) расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе:


        - расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;


        - расходы на страхование;


        - расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений;


        - стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;


        б) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;


        в) вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.).


        В соответствии с п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” по ввозимым в Российскую Федерацию в режиме выпуска для свободного обращения налогооблагаемым товарам налог на добавленную стоимость на всех стадиях прохождения и реализации товаров исчисляется в порядке, установленном для отечественных товаров.


        Вместе с тем, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе импортных товаров, их транспортировке и погрузке, уплачивается не поставщикам импортных товаров, а непосредственно таможенным органам отдельно от оплаты поставщикам стоимости самих ввозимых товаров.


        Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации импортных товаров и сопутствующих им вспомогательных работ и услуг, принимается к возмещению (зачету) у налогоплательщика-владельца импортных товаров при оприходовании товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета в зависимости от назначения указанных товаров (для перепродажи, для использования в качестве сырья и материалов в производстве, для использования в качестве основных средств).


        Во избежание двойного взимания налога на добавленную стоимость обороты по реализации работ и услуг российскими налогоплательщиками, осуществляющими транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, складирование и т.д. импортных грузов в части работ и услуг, включенных в таможенную стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, не облагаются налогом на добавленную стоимость.


        В качестве документов, подтверждающих право на невключение указанных работ и услуг в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, в налоговые органы представляются в обязательном порядке:


        - контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) или другие документы российского юридического лица-налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение этих работ и услуг;


        - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы или оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;


        - копии таможенных документов, подтверждающих ввоз на таможенную территорию Российской Федерации обслуживаемых товаров из-за пределов территорий государств-участников СНГ и уплату НДС по указанным работам и услугам таможенным органам в составе таможенной стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров;


        - копии международных транспортных или товаросопроводительных документов, или любых иных документов.


        Кроме того, Изменениями и дополнениями № 5 предусмотрен иной период возмещения (зачета) налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), использованные при производстве экспортной продукции, в счет предстоящих поставок которой российским экспортером-производителем этой продукции (работ, услуг) получены в качестве предоплаты от иностранного лица 100 % авансовых платежей, и отличный от существующего порядок документального подтверждения права на возмещение (зачет) входного НДС.


        Учитывая, что предприятия, получающие от иностранного партнера 100 % авансовых платежей в счет экспорта товаров (работ), уплачивают с указанных сумм в соответствии с действующим законодательством налог на добавленную стоимость, в связи с чем появляется источник возмещения налога без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета; теперь возмещение (зачет) указанного входного налога разрешается производить при представлении в налоговые органы следующих документов:


        - контракта (копии контракта, заверенного в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранными лицами на поставку экспортируемых товаров (работ, услуг), в котором предусмотрены 100 % авансовых платежей;


        - выписок банка, подтверждающих фактическое поступление 100 % авансовых платежей от иностранного лица в счет предстоящего экспорта товаров (работ, услуг) на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;


        - копии грузовой таможенной декларации, заверенной руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта.


        Что касается вопросов, связанных с применением штрафных санкций и сохранением за предприятием-экспортером права на льготу по истечении 180 дней, то Изменения и дополнения № 5 отвечают на них следующим образом.


        По истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и при неподтверждении реального экспорта товаров (работ, услуг) указанные поставки товаров (выполненные работы, оказанные услуги) не должны рассматриваться в режиме льготирования и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациях.


        Суммы налога на добавленную стоимость должны быть отражены в налогооблагаемом обороте на день, следующий по истечении 180 дней (181-й день), и включены в налоговый расчет текущего отчетного периода.


        Если по истечении 180 дней налогоплательщиком представляются документы, обосновывающие право на получение экспортной льготы, доначисленные и взысканные в бюджет суммы налога возвращаются указанным налогоплательщикам-экспортерам.


        В этом случае несвоевременное включение налогоплательщиком в налоговый расчет сумм налога на добавленную стоимость является основанием для применения к налогоплательщикам ответственности, предусмотренной подпунктом “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.