Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

И мал золотник, и пока дорог

       

И мал золотник, и пока дорог  


С.Н. Рагимов,
советник налоговой службы II ранга,
к.э.н., г. Москва


        Российскому малому бизнесу исполнилось 10 лет. Было бы неправильно утверждать, что за время взросления он был обласкан заботой и вниманием своих “родителей”. Несмотря на периодически издаваемые высокие указы и правительственные решения, можно сделать вывод о том, что “ребенок” рос сиротой. Сейчас ему пытаются дать то, чего он был лишен в детстве. В одном из материалов, опубликованном в газете “Известия” (в номере за 12.11.97), говорится о том, что этот очень хороший “ребенок” обеспечивает бюджету 15 % поступлений, выпуская лишь 7 % продукции.


        Позволю себе не согласиться с тем, что он проявлял законопослушание в уплате налогов. Да и откуда ему взяться, если учесть условия его становления. Что касается собираемости налогов (86 %), то ей могли бы позавидовать страны с устоявшимися налоговыми системами и традициями, и не было бы отбоя у нас от иностранных гостей, желающих постичь секреты такой законопослушности, проявляемой малыми предприятиятиями в условиях всеобщей экономической неустроенности.


        Информация о малом бизнесе крайне скудна для серьезных экономических расчетов. В “Бюллетене о малом предпринимательстве”, выпускаемом Мосгоркомстатом, приводятся ограниченные данные, и сделана оговорка, что они получены в результате выборочного обследования и распространены на всю генеральную совокупность методами статистического анализа. Согласно этому изданию в Москве на начало 1997 года зарегистрировано 176 тысяч малых предприятий, треть из которых  -  предприятия торговли и общественного питания. На них занято с учетом совместителей и выполняющих работы по договорам подряда 3,3 млн человек, что составляет более половины самодеятельного населения. Там же приведены данные о фонде заработной платы, выручке, балансовой прибыли и некоторые другие.


        Расчеты, проведенные на основе информации Мосгоркомстата, показали, что средняя официальная зарплата работника малого предприятия в 1996 году была на уровне 200 тыс. руб. в месяц (без учета деноминации), в то время как этот показатель по городу в целом составил 1100  тыс. руб. При таких соотношениях в зарплатах остается только гадать о секретах массового стремления населения столицы добровольно пополнить ряды малооплачиваемых. В журнале “Вопросы статистики” специалисты утверждают, что в коммерческих организациях, основу которых составляют малые предприятия, зарплата в 2 - 3 раза выше, чем в отчетах. Вот тебе и высокое законопослушание.


        По данным налоговых органов города из 552 тысяч предприятий, состоящих на учете, к малым относятся около 200 тысяч, из которых бухгалтерскую отчетность и налоговые расчеты, в том числе пустые, сдает 121 тысяча. Каждый квартал в городе регистрируются примерно 18 тысяч новых малых предприятий.


        Обработка, систематизация и анализ материалов, полученных от налоговых инспекций, показал, что за 9 месяцев прошлого года малыми предприятиями уплачено налогов на сумму 5,2 трлн руб. или 6,6 % общих поступлений в консолидированный бюджет Москвы, а в среднем одним малым предприятием  -  43,4 млн руб. или на порядок меньше по сравнению с предприятиями, не относящимися к этой категории организаций (назовем их средними и крупными). За приведенной средней цифрой стоит расслоение как в обществе по доходам, так и малых предприятий по уплате налогов. В 1996 году 5 % малых предприятий уплатили налоги на уровне средних и крупных предприятий, а 12 %  -  по 120 млн руб в год.


        В то же время средняя сумма уплаченного налога подавляющего большинства малых предприятий (83 %) была в пределах 26 - 27 млн руб. в год или 2,2 млн руб. в месяц. Это уже становится соразмерным затратам, которые общество несет на содержание налоговых органов по обслуживанию этой группы плательщиков.


        Известно, что налогов у нас в стране много и они разные. Немудрено бухгалтерам малого предприятия, которые нередко представлены в единственном числе, заблудиться в хитросплетениях налогового законодательства и ненароком наступить на “мину” в виде очень суровых штрафных санкций. Тем более, что таких “мин” расставлено немало  -  изменений в законодательстве за прошедшие годы было около 3 тысяч.


        Идя навстречу пожеланиям трудящихся малого бизнеса, городская Дума приняла закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Выигрыш: сокращение числа уплачиваемых налогов и платежей, и, как следствие, снижение налогового бремени, минимум отчетности, составление которой можно доверить менее дорогостоящему бухгалтеру либо вести самому руководителю предприятия.


        На упрощенную форму отчетности перешли около 500 предприятий или менее полпроцента. В среднем каждым из них за 9 месяцев текущего года уплачено в бюджет 15,7 млн руб. налогов или в 3 раза меньше по сравнению с аналогичным показателем по всей группе малых предприятия. Казалось бы, мы должны быть свидетелями стахановских темпов перехода на упрощенную отчетность. Однако практика не подтвердила на сей раз теорию. Мало того, некоторые предприятия подумывают выйти из этого меньшинства.


        Каков же выход из создавшейся ситуации, как облегчить бремя тех (а таких тоже немало), кто действительно в полном объеме и своевременно платит налоги, исполняя конституционный долг, в том числе и “за того парня”? В средствах массовой информации нередко публикуются или озвучиваются рекомендации специалистов. Некоторые предлагают установить порядок, при котором переход на упрощенную форму отчетности был бы обязательным для всех малых предприятий. Думается, что это будет выстрел из пушки по воробьям. В условиях ведения многими предприятиями двойной бухгалтерии, одна из которых предназначена для налогового инспектора, и работы с “черным налом”, эта мера не даст должного эффекта.


        Представляется более целесообразным принять принципиально иное решение и перейти к другой форме работы с малыми предприятиями. Налогообложение этой группы плательщиков должно быть привязано не к их отчетности, какой бы упрощенной она не была, а к конкретным легко просчитываемым и проверяемым количественным характеристикам: метраж магазина, киоска, склада, число посадочных мест в кафе, подъемников на станциях технического обслуживания автомобилей и т.п., численность работников, месторасположение, виды деятельности (наука, промышленность, торговля и общественное питание). Такая форма работы применяется в ряде стран, в том числе Западной Европы. Принятие такого кардинального решения потребует серьезной законодательной и организационной подготовительной работы. Сегодня требуется политическая воля в выборе правильного направления движения.