Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении имущества

      

О налогообложении имущества


И.А. Перонко,
государственный советник
налоговой службы II ранга,
к.э.н., профессор, Краснодарский край


Н.А. Яралян,
советник налоговой службы I ранга


Е.А. Верба,

советник налоговой службы II ранга


П.Т. Сопкин,
советник налоговой службы I ранга


1. Общие положения


        Налог на имущество предприятий, введенный Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, призван стимулировать эффективное использование основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также нематериальных активов.


        Налог на имущество предприятий относится к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей и округов.


        Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. В то же время налогооблагаемая база плательщика этого налога может уменьшаться за счет стоимости некоторых видов имущества предприятий, например, тех, у которых на балансе числятся объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объекты, используемые для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции и другие.


        Важное значение при оценке имущества для целей налогообложения имеют результаты переоценки основных фондов, осуществляемой ежегодно по постановлению Правительства РФ.


        Так, постановлением Правительства РФ от 25.11.95 № 1148 “О переоценке основных фондов” по состоянию на 1 января 1996 года определено, что переоценке подлежат находящиеся на балансе организаций здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов. Имущество переоценивается независимо от технического состояния (степени износа). При этом обязательно учитывается как действующее имущество, так и находящееся на консервации, в резерве, запасе или незавершенном строительстве. Подлежали переоценке также основные фонды, подготовленные к списанию по причине их физического или морального износа, но не оформленные в установленном порядке актами на списание.


        Данное постановление предоставило организациям право осуществлять переоценку основных фондов, либо используя индексы изменения стоимости основных фондов, либо пересчитывая их балансовую стоимость применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1996 года на соответствующие виды основных фондов и подтвержденным документами и экспертными заключениями.


        Результаты переоценки основных средств следовало отразить в бухгалтерском балансе организации по состоянию на 1 апреля 1996 года, в том числе во вступительном балансе по графе “На начало года”. При этом пересмотр результатов переоценки основных фондов организаций в течение 1996 года указанным постановлением Правительства предусмотрен не был.


        Результаты уточненной переоценки основных фондов (после 15.02.96) при исчислении налога на имущество организаций не учитываются, а допущенные ошибки и неточности в переоценке по состоянию на 1 января 1996 года уточняются последующей переоценкой, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства РФ.


        Так, пунктом 5 постановления Правительства РФ от 07.12.96 № 1442 “О переоценке основных фондов в 1997 году” установлено, что результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996-1997 годы, а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 году. Организациям предоставляется право отразить в бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997 года результаты переоценки основных фондов (не учтенных в установленные сроки) по состоянию на 1 января 1996 года, осуществленной на основе прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам.


        В соответствии с п. 1.2 и 2.8 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России 18.02.97 № ВД-1-24/336, переоценка основных фондов производится по состоянию на 1 января 1997 года (то есть исходя из уровня цен на эту дату) и осуществляется в течение 1997 года, а результаты проведенной переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года отражаются в бухгалтерском балансе организаций за I квартал 1998 года.


        В связи с этим результаты переоценки основных фондов, проводимой по состоянию на 1 января 1997 года, не учитываются при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в течение 1997 года.


        Организации, осуществившие в 1996 году после 15 февраля 1996 года переоценку отдельных объектов основных фондов путем прямого пересчета их стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам, результаты переоценки которых не были учтены в установленные сроки по состоянию на 1 января 1996 года, отражают результаты переоценки в бухгалтерском балансе за I квартал 1997 года (п. 2.9 Порядка) и соответственно учитывают их при исчислении налога на имущество начиная с расчетов за I квартал 1997 года.


        Необходимо также обратить внимание на то, что льготы по налогу на имущество, ранее предоставленные Законом РФ “О налоге на имущество предприятий” вновь созданным предприятиям, не применяются с момента вступления в действие Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на имущество предприятий”". Данным Законом отменена льгота вновь созданным предприятиям независимо от даты регистрации, и начиная с 1 апреля 1995 года они являются плательщиками налога на имущество.


        Согласно подпункту “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” штраф по налогу на имущество предприятий взыскивается в случае сокрытия или неучета объекта налогообложения, что может иметь место при неоприходовании поступивших основных средств, товарно-материальных ценностей и излишков, выявленных в результате произведенной инвентаризации. Возможны и другие причины, поскольку объектом налогообложения является имущество предприятий в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия (ст. 2 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий”).


2. Плательщики налога на имущество


        В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” плательщиками налога на имущество являются:


        - предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;


        - филиалы и другие аналогичные подразделения вышеуказанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;


        - компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.


        Банк России и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество предприятий.


3. Объект налогообложения и порядок определения налогооблагаемой базы


        Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются для целей налогообложения по остаточной стоимости. При этом следует иметь в виду, что стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения и объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности для целей налогообложения.


        Среднегодовая стоимость имущества предприятия определяется для целей налогообложения за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца. Также учитывается сумма стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.


        В случае, если предприятие было создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.


        В случае, если предприятие было создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал. Если предприятие было образовано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.


        Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:


        1. По предприятиям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28.12.94 № 173:


        - 01 “Основные средства” и 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства” (за минусом суммы износа);


        - 04 “Нематериальные активы” (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05 “Амортизация нематериальных активов”);


        - 10 “Материалы”;


        - 11 “Животные на выращивании и откорме”;


        - 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 13 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”);


        - 15 “Заготовление и приобретение материалов”;


        - 20 “Основное производство”;


        - 21 “Полуфабрикаты собственного производства”;


        - 23 “Вспомогательные производства”;


        - 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”;


        - 30 “Некапитальные работы”;


        - 31 “Расходы будущих периодов”;


        - 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам”;


        - 40 “Готовая продукция”;


        - 41 “Товары” (покупная цена).


        Предприятия розничной торговли и общественного питания (так же как при аукционной продаже товаров) учитывают стоимость товаров, поступивших от поставщиков, в расчетах налогооблагаемой базы без налога на добавленную стоимость и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей;


        - 44 “Издержки обращения”;


        - 45 “Товары отгруженные”;


        - 16 “Отклонения в стоимости материалов”.


        В перечень счетов бухгалтерского учета, используемых для определения налогооблагаемой базы, включен счет 45 “Товары отгруженные”, остатки по которому с 1 октября 1997 года учитываются при исчислении среднегодовой стоимости имущества предприятий начиная с расчетов за 9 месяцев 1997 года.


        Расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, учитываемые на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, не являются объектом обложения налогом на имущество предприятий.


        При определении налогооблагаемой базы остатки по счету бухгалтерского учета 20 “Основное производство” и (или) 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам” следует уменьшать на незавершенное производство продукции и выполненные этапы работ по государственному оборонному заказу, дальнейшее производство которых приостановлено из-за отсутствия бюджетного финансирования.


        2. По банкам и другим кредитным организациям (обязательное условие - наличие лицензии на банковскую деятельность), применяющим План счетов бухгалтерского учета банков:


        - 920 “Здания и сооружения”;


        - 921 “Хозяйственный инвентарь”;


        - 924 “Машины, оборудование, транспортные и другие средства для сдачи в аренду (лизинг)” (за минусом суммы износа, учитываемого на балансовом счете 015 “Износ основных средств”);


        - 925 “Нематериальные активы”;


        - 940 “Хозяйственные материалы”;


        - 941 “Расходы будущих периодов”;


        - 942 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” (за минусом суммы износа, учитываемого на отдельном лицевом счете балансового счета 012 “Специальные фонды”).


        3. По страховым и другим аналогичным организациям, применяющим План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Госстрахнадзора России от 27.11.92 № 02-02/5:


        - 01 “Основные средства”;


        - 03 “Долгосрочно арендуемые основные средства” (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02 “Износ основных средств”);


        - 04 “Нематериальные активы” (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05 “Износ нематериальных активов”);


        - 10 “Материалы”;


        - 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 13 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”);


        - 31 “Расходы будущих периодов”.


        Кроме того, в налогооблагаемой базе учитываются также запасы и затраты, отраженные по статье “Прочие материальные ценности и затраты” раздела 11 актива баланса.


        Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, осуществляющие бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном приказом ФФОМС от 19.01.94 № 3, для определения налогооблагаемой базы используют остатки по счетам бухгалтерского учета, отражаемые по следующим разделам актива баланса:


        - I “Основные средства” (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02 “Износ основных средств”);


        - II “Материалы и запасы”;


        - III “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”;


        - IV “Затраты на производство и другие цели”;


        - VI “Расходы” (за минусом остатков по статье 16 “Расходы на капитальный ремонт” и статье 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, субсчет 215 “Расходы за счет внебюджетных фондов”; остатков по субсчету 221 “Расходы за счет средств Федерального фонда по обязательному медицинскому страхованию” и субсчету 222 “Расходы за счет средств территориальных фондов по обязательному медицинскому страхованию”).


        В расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов (средств) исчисляется плательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства Российской Федерации.


4. Льготы


        Льготы по налогу на имущество предоставляются в виде освобождения от уплаты на основе двух принципов: по видам юридических лиц и пообъектно.


        Для удобства пользования раздел “Льготы” подразделим на 2 группы.


        Во-первых, не подлежит налогообложению имущество:


        а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их структурных подразделений;


        б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, если выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).


        Если по результатам работы отчетного года выручка предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову или переработке рыбы и морепродуктов составляет менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), уплата налога на имущество за отчетный год производится по годовому расчету.


        В общую сумму выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.


        Кроме того, для целей обложения налогом на имущество предприятий из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключается стоимость покупных товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности;


        в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;


        г) имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.


        К нуждам образования и культуры относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования), предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования; стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительной работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев;     


        д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;


        е) предприятий народных художественных промыслов.


        Так, к народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства.


        К изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства и сохраняются стилистические особенности данного промысла.


        К предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов (п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.10.94 № 1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”);


        ж) имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


        По данному пункту необходимо обратить внимание на то, что к таким запасам относятся основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, временно законсервированные или выведенные в резерв.


        Следует учесть, что в соответствии с п. 12 приказа Минфина России от 19.12.95 № 130 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года” при применении Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основных фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73, порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации.


        Вместе с тем, основанием для освобождения от налогообложения имущества предприятия с государственной формой собственности будет являться решение об его консервации, принятое отраслевым министерством (ведомством) как федеральным органом государственного управления.


        При определении соответствующих органов государственной власти и управления, которые могут принять решение о консервации имущества, следует исходить из того, что если предприятие не является государственным, то решение о консервации имущества должны принимать законодательные органы субъектов Российской Федерации или представительный орган местного самоуправления.


        В целях правильного применения льготы по имуществу, используемому для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, которые связаны с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, территориальные органы власти самостоятельно определяют перечень предприятий, расположенных на их территории и связанных  сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования). Предприятия, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с указанными органами.


        Под имуществом, используемым для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, следует понимать материальные ценности, в том числе сырье и материалы, образующие вышеуказанные запасы, которые находятся на балансе предприятия;


        з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.


        Общественные объединения, ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, таких, как сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. В этом случае уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.


        Не рассматривается как предпринимательская деятельность отражение в договоре на расчетно-кассовое обслуживание обязанности банка платить общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном (текущем) счете;


        и) общественных организаций инвалидов и других предприятий, учреждений, организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов общего числа работников.


        Под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера;


        к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу; государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов, а также их филиалов и других аналогичных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.


        К вышеперечисленным научным центрам, предприятиям, учреждениям (организациям) относятся также государственные научно-исследовательские, научно-технические (инженерные), научно-испытательные, научно-производственные центры, государственные полигоны, научно-испытательные полигоны, а также научно-исследовательские институты, специальные (опытные) конструкторские, проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро, проектные, проектно-конструкторские и проектно-технологические (изыскательские) институты, комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (технологические) организации, научно-производственные предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.


        При определении права предприятия на указанную льготу рекомендуется руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Госкомстатом России, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.


        Если по результатам отчетного года этот объем работ составляет менее 70 процентов, то уплата налога за отчетный год производится по годовому расчету в общеустановленном порядке;


        л) имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет.


        В случае невыполнения требований вышеуказанного пункта здравницы и пионерские лагеря облагаются налогом в общеустановленном порядке. Вместе с тем, стоимость имущества предприятия, исчисленная для налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, указанных ниже;


        м) предприятий, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;


        н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);


        о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;


        п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;


        р) имущество иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства; создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами - в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.


        Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ.


        В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.06.95 № 94-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих” действие вышеизложенного пункта распространяется на весь период - с начала и до завершения реализации ранее начатых реализуемых целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной подготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, то есть то, что осуществляется за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами.


        Налог на имущество предприятий, подлежавший уплате участниками ранее начатых и реализуемых вышеуказанных программ (проектов) в соответствии с законодательными актами Союза ССР и не уплаченных на момент принятия Федерального закона от 23.06.95 № 94-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих” (26 мая 1995 года), а также штрафные санкции по налогу на имущество предприятий уплате не подлежат;


        с) имущество профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.


        Во-вторых, для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):


        а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков. При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства № 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора “Отрасли народного хозяйства”, с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 годах и Госстандартом России в 1992-1994 годах, г. Москва, ВЦ Госкомстат России, 1994 г.) следует относить:


        к объектам жилищно-коммунальной сферы: жилой фонд, гостиницы (без туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство - объекты внешнего благоустройства; улично-дорожную сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения (очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни); объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства;


        к объектам социально-культурной сферы: объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.


        Вместе с тем, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке имущество гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха, относящееся к административным зданиям (хоздвор, складские помещения, столовая, легковые автомобили для служебного пользования и гаражи для них), а также имущество, сданное в аренду без права последующего выкупа, другое имущество, не имеющее прямого отношения к производственной деятельности хозяйства, в том числе компьютерная техника, оргтехника, другие аналогичные объекты, не относящиеся к жилищно-коммунальной и социальной сферам.


        Следует учесть, что находящиеся на балансе предприятий жилищно-коммунального хозяйства основные средства непроизводственного назначения - сберкассы, хозяйственные магазины, почта и т.д. - облагаются налогом на имущество в общеустановленном порядке.


        При этом под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения;


        б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;


        в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.


        К сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года;


        г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания, магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;


        д) спутников связи;


        е) земли;


        ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;


        з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;


        и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.


        При этом необходимо обратить внимание на то, что в целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного имущества.


        Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления национально-государственных и административно-территориальных образований могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.


        Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.


        Под отдельными категориями плательщиков следует понимать совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области по видам деятельности или по отраслевому признаку.


        Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются эти льготы.


5. Ставка налога


        Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов налогооблагаемой базы.


        Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.


        Следует учесть, что устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.


        При отсутствии решения законодательного органа субъекта Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий принимается максимальная ставка, установленная Федеральным законом.


6. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество


        Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям - на операционные и казенные расходы.


        Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества и ставки налога.
     


        Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.


        Расчеты налога, а также среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по формам согласно Приложениям № 1 и 2 представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.


        Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, должно сообщать участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов.


        Учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков и других кредитных организаций) по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на имущество”. Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом” и дебету счета 80 “Прибыли и убытки”.


        Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 “Расчеты с бюджетом” и кредиту счета 51 “Расчетный счет”.


        Учет расчетов банков с бюджетом по налогу на имущество ведется на балансовом счете 904 “Прочие дебиторы и кредиторы”, субсчет “Расчеты по налогу на имущество”. Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, ежеквартально отражается банками по дебету балансового счета 970 “Операционные и разные расходы” по статье “Прочие расходы” и кредиту балансового счета 904 “Прочие дебиторы и кредиторы”.


        Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается банками в бухгалтерском учете по дебету счета 904 “Прочие дебиторы и кредиторы” и кредиту счета 161 “Счета коммерческих, кооперативных и других кредитных учреждений”.


        Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.


        При этом в целях обеспечения полного поступления платежей в бюджет предприятие обязано до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующему учреждению банка на перечисление налога в соответствующие бюджеты, которое исполняется банком в первоочередном порядке.


        Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.


        Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются предприятию-плательщику в трехдневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.


7. Налог на имущество физических лиц


        Плательщиками данного налога в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 “О налогах на имущество физических лиц” в редакции Федерального закона РФ от 11.08.94 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налогах на имущество физических лиц”" являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в собственности следующее имущество:


        - частные домовладения, коттеджи, гаражи;


        - приватизированные квартиры в муниципальном и ведомственном жилом фонде;


        - квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных, молодежных жилищных кооперативов, за которые полностью внесен паевой взнос;


        - дачи, садовые домики, строения, помещения и сооружения в дачно-строительных кооперативах, садоводческих товариществах;


        - гаражи, гаражные боксы в гаражных, гаражно-строительных кооперативах, за которые полностью внесен паевой взнос;


        - торговые, бытовые, коммунальные и другие нежилые помещения;


        - теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, мотосани, самолеты, вертолеты, сейнеры, буксиры, водные мотоциклы, несамоходные суда (плашкоуты, плавдачи, баржи) и другие транспортные средства, подлежащие регистрации в инспекциях по маломерным судам, региональных управлениях воздушного транспорта или других организациях, осуществляющих регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.


        Физические лица, имеющие в собственности имущество, обязаны зарегистрировать его в соответствующих органах.


        Граждане, имеющие в собственности легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, грузовые автомобили и тракторы, другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, уплачивают налог с владельцев транспортных средств в порядке и размерах, предусмотренных Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации”.


        Налог на имущество граждан начисляется налоговым органом по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения; при этом выписывается платежное извещение, которое вручается плательщику налога. В случае, если гражданин не проживает в месте нахождения строения, помещения и сооружения, а также в месте регистрации транспортного средства, платежное извещение на уплату исчисленного налога направляется гражданину по месту его жительства либо лицу, уполномоченному плательщиком управлять принадлежащим ему строением, помещением, сооружением, с указанием бюджетного счета органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, на который зачисляются платежи по этому налогу.


        За строения, помещения, сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.


        За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.


        За строения, помещения, сооружения, а также транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.


        Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения.


7.1. Ставки и порядок исчисления налога на имущество физических лиц


        Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.


        Налог на водно-воздушные транспортные средства взимается (с 01.01.95) в зависимости от категории транспортного средства, мощности двигателя (с каждой лошадиной силы) - в процентах от минимальной заработной платы, действующей на дату начисления налога.


        Органы коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, государственные инспекции по маломерным судам и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны по требованию налоговых органов представлять сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами. За непредставление данных, необходимых для исчисления налоговых платежей, на должностных лиц этих организаций налагается штраф в размере пятикратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда. Данные, необходимые для исчисления налога, представляются налоговым органам бесплатно коммунальными, страховыми, нотариальными органами, инспекциями по маломерным судам, региональными управлениями морского и речного транспорта, региональными управлениями воздушного транспорта, спорткомитетами и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.


        Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на федеральном уровне установлен на основе распоряжения Правительства РФ от 12.03.92 № 469-р, которое действует в настоящее время, и приказа Минстроя РФ от 04.04.92 № 87. В соответствии с этим распоряжением Правительства РФ оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется местными бюро технической инвентаризации с привлечением при необходимости на договорной основе страховых, проектных, строительных и иных организаций.


        Во исполнение указанных нормативных документов и в целях введения в Краснодарском крае единой системы оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, распоряжением главы администрации Краснодарского края от 24.06.92 № 574-р утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Краснодарском крае. В связи с тем, что в соответствии с установленным порядком определение инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости (с учетом уменьшения на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки), для пересчета последней в уровень цен года оценки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают коэффициенты, учитывающие динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.


7.2. Льготы по налогам на имущество физических лиц


        От уплаты налогов на строения, помещения и сооружения, а также водно-воздушные транспортные средства освобождаются следующие категории граждан:


        - Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;


        - инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;


        - участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;


        - лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;


        - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;


        - лица, пострадавшие от радиационных воздействий на других атомных объектах гражданского или военного назначения;


        - граждане, ставшие инвалидами, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиационных отходов в реку Теча;


        - лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;


        - военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.


        Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:


        - пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;


        - гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;


        - родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;


        - со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования.


        От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лодки с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил.


        Органы представительной и исполнительной власти городов и районов имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным Законом как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.


        Городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские администрации могут пр