Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Т.Ф. Нейштадт, государственный советник налоговой службы III ранга, г. Воронеж


На вопросы налогоплательщиков отвечает
Т.Ф. Нейштадт, государственный советник налоговой службы III ранга,
г. Воронеж


        Предприятие заключило договор с информационно-консультационным центром на представление следующих услуг: изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, обзор изменений в законодательстве и т.д. Правомерно ли относить эти затраты на себестоимость продукции?


        При решении данного вопроса необходимо в каждом конкретном случае исходить из экономического содержания самой услуги.


        Если результаты изучения рынка и сбора информации о деловых партнерах связаны с основной производственной деятельностью данного предприятия-заказчика и представлены в форме оказания информационных или консультационных услуг, то затраты могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с подпунктом “и” п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями).


        Однако если такого рода результаты носят характер научно-исследовательских работ, они в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются (подпункт “г” п. 2 вышеназванного Положения).


        Наше предприятие за I квартал, полугодие и 9 месяцев 1996 года имело возрастающий убыток и поэтому справку о предполагаемой прибыли за IV квартал 1996 года не представило в налоговую инспекцию.


        В IV квартале 1996 года объем реализации вырос, о чем заявлено в налоговый орган, и сдана справка об изменении авансовых платежей за 20 дней до окончания отчетного квартала, а также внесены авансовые платежи в 5-дневный срок со дня представления в ГНИ уточненной справки. Однако налоговая инспекция рассмотрела уточненную справку как первичную и начислила пеню. Права ли налоговая инспекция?


        В соответствии с п. 5.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (с изменениями и дополнениями) все плательщики налога на прибыль производят авансовые взносы налога и, соответственно, представляют налоговым органам до начала квартала справку о предполагаемой сумме прибыли на квартал. Для отдельных групп плательщиков действующим законодательством предусмотрено установление особых условий, позволяющих не платить авансовые взносы налога на прибыль. Такие особые условия установлены для малых предприятий и бюджетных организаций.


        Кроме того, органами представительной (законодательной) власти субъектов Российской Федерации от уплаты авансовых платежей могут освобождаться общественные организации, религиозные объединения, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества.


        Если для предприятия не установлен особый порядок уплаты авансовых взносов, то оно в любом случае (независимо от результатов деятельности) должно представлять в налоговую инспекцию справку о предполагаемой прибыли.


        Если же этого не было сделано, то в этом случае действия налоговой инспекции по начислению пени за IV квартал 1996 года следует признать правомерными.


        Наше АОЗТ было зарегистрировано в 1994 году. Однако в настоящий момент местные органы власти отказывают нам в регистрации изменений в уставных документах только из-за того, что предприятие продолжает называться АОЗТ, а не ЗАО. Обязательно ли такое переименование, ведь оно связано с дополнительными затратами на изменение печати, рекламы и т.д.?


        Частью I Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 1995 года, предусмотрено создание акционерных обществ в двух организационно-правовых формах - в форме открытых (ОАО) или закрытых (ЗАО) акционерных обществ.


        Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица (для акционерного общества таковым является его устав) должно быть определено его наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Таким образом, изменение типа акционерного общества с АОЗТ на ЗАО или с АООТ на ОАО является обязательным требованием действующего законодательства. Причем, соответствующие изменения должны быть внесены в учредительные документы акционерного общества не позднее 1 июля 1997 года. В противном случае на основании п. 2 Федерального закона от 13.06.96 № 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах”" учредительные документы будут считаться недействительными.


        Данное требование распространяется на все акционерные общества независимо от момента их создания.


        Как списывается дебиторская задолженность?


        Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя организации и относятся соответственно за счет средств сомнительных долгов или на финансовые результаты организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 61 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) определен в три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться сокращенные или более длительные сроки исковой давности.


        В целях обеспечения мер по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.12.94 № 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)” и постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.95 № 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг)” не востребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) списывается в обязательном порядке на убытки без уменьшения налогооблагаемой базы.


        При этом следует учесть следующее:


        - списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности;


        - списание в убыток задолженности отражается за балансом на счете 007 “Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов” для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников в течение пяти лет с момента списания;


        - при поступлении дебиторской задолженности необходимо уплатить все соответствующие налоги;


        - по ничтожным сделкам взыскание средств в доход бюджетов осуществляется в соответствии с п. 2 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации.


        Основные виды деятельности нашего предприятия: оптовая торговля и снабженческо-сбытовая деятельность. Как правильно отражать расходы по доставке продукции покупателю, и влияет ли метод учета на налогообложение?


        В тексте письма не указаны условия поставки: франко-станция (порт, пристань) назначения или франко-станция (порт, пристань) отправления. Отражение в бухгалтерском учете расходов по доставке товаров (продукции) зависит от метода формирования цены на товар, принятого поставщиком и зафиксированного в тексте договора поставки. Метод формирования цены на товары и порядок отражения транспортных расходов должны также содержаться в учетной политике предприятия.


        При доставке на условиях франко-станция назначения расходы по доставке (железнодорожный тариф и т.д.) учитываются в составе продажных цен и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 44 “Издержки обращения” в корреспонденции с кредитами счетов расчетов с поставщиками либо счетов денежных средств.


        Расходы по доставке выделяются отдельной строкой в счете-фактуре и подлежат включению в объем реализации продукции (работ, услуг) и учету при начислении таких обязательных платежей, как налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автодорог, социальную сферу и других, объектом обложения которых является выручка от реализации продукции либо торговый (снабженческо-сбытовой, заготовительный) оборот.


        При установлении цены на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления определены расходы по доставке продукции, которые оплачиваются поставщиком и возмещаются покупателями, а в объем реализации не включаются.


        Счета поставщиков на оказанные ими услуги по отгрузке продукции, отнесенные на счет покупателей, отражаются по дебету счета 45 “Товары отгруженные” (на суммы расходов без налога на добавленную стоимость) и дебету счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” (на сумму налога на добавленную стоимость) в корреспонденции с кредитом счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. При поступлении на расчетные (валютные) счета сумм по транспортным расходам, оплаченным покупателями или заказчиками, производится запись:


        Д-т 51, 52 К-т 45 - на сумму расходов по НДС;


        Д-т 45 К-т 19 - на сумму НДС.


        В случаях, если суммы возмещения превышают величину фактически произведенных расходов, они подлежат обложению налогом на добавленную стоимость как средства, полученные от других предприятий, а оставшаяся часть включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль. Если часть расходов по доставке продукции от станции отправления до станции назначения по истечении установленного срока не возмещена, она подлежит отнесению с кредита счетов 45 и 19 в дебет счета 63 “Расчеты по претензиям”. В дальнейшем, если данную сумму невозможно взыскать, она списывается с кредита счета 63 в дебет счета 80 “Прибыли и убытки” и учитывается за балансом в течение 5 лет. При этом необходимо иметь в виду, что при расчете налога на прибыль данные суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль.


        Распространяется льгота, предусмотренная п. “б” ст. 6 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий”, на все имущество, использование которого направлено исключительно на выполнение задач по обеспечению пожарной безопасности, или только на имущество, непосредственно используемое для предотвращения и тушения пожаров? Возможно ли применение данной льготы, если имущество используется не самим предприятием, а другим юридическим лицом (подразделением Государственной пожарной службы)?


        В соответствии с п. “б” ст. 6 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий” стоимость имущества предприятий, начисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых исключительно для пожарной безопасности.


        К такому имуществу следует относить имущество, непосредственно используемое для предотвращения и тушения пожаров (специализированные пожарные автомобили, средства пожарной сигнализации, средства пожаротушения, здание пожарного депо и т.д.). Все возникающие разногласия следует решать с соответствующими территориальными органами противопожарной безопасности.


        Данная льгота сохраняется в случае, если объекты, используемые исключительно для пожарной безопасности и находящиеся на балансе предприятия, сдаются в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа и используются по целевому назначению.


        В целях правильного применения льготы предприятие обязано обеспечить  раздельный учет льготируемого имущества.


        Предприятие имеет на балансе топливно-энергетический цех, который вырабатывает тепло для нужд собственного производства, для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы. Имеет ли право предприятие согласно п. 6 “а” инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 для целей налогообложения уменьшить стоимость имущества (в данном случае стоимость ТЭЦ за вычетом суммы износа по данному объекту) в части доли стоимости, приходящейся на выработку и отгрузку тепла объектам жилищно-коммунальной сферы?


        В соответствии с п. “а” ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, с учетом внесенных изменений и дополнений, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.


        Данная льгота может быть предоставлена для части имущества топливно-энергетического цеха, находящегося на балансе предприятия, приходящейся на выработку и отгрузку тепла объектам жилищно-коммунальной сферы. Льготируемая часть имущества должна определяться по удельному весу тепла, отпускаемого для отопления вышеназванных объектов, к которым, в частности, относятся объекты газо-, тепло-, электроснабжения населения, и для коммунально-бытовых нужд.


        В целях правильного применения льготы предприятие обязано вести раздельный учет льготируемого имущества.


        Разъясните порядок списания затрат по установке телефона, так как согласно разъяснениям Госналогслужбы России от 30.08.96 № ВГ-6-13/616 вышеуказанные затраты отражаются в бухгалтерском учете как капитальные затраты на счете 08 (без учета стоимости телефонного аппарата), а порядок списания этих затрат со счета 08 никакими нормативными актами не регламентирован.


        В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 07.07.97 № 02-4-07/1 затраты по установке телефона, отраженные на балансовом счете 08 “Капитальные вложения”, после ввода в эксплуатацию объекта, списываются в общеустановленном порядке. При этом следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28.12.94 № 173.


        Пунктом 10 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госстроем СССР от 29.12.90 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73, разъяснено, что начисление амортизации по основным фондам, в том числе поступившим по импорту, отсутствующим в сборнике Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление по основным фондам народного хозяйства СССР, следует производить по нормам амортизационных отчислений на аналогичные фонды.


        В перечне основных фондов оборудования связи нормы по телефонным аппаратам и их установке определены в размере 10 %.