Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обеспечение уплаты таможенных платежей

      

Обеспечение уплаты таможенных платежей


А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридич. наук


        Участие российской таможни в формировании доходной части федерального бюджета убедительно характеризуется данными таможенной статистики. В 1995 году таможенные органы взыскали и зачислили в доход государства 41 635,1 млрд руб.*1, а в 1996 году - уже 45 968 млрд руб. В первом полугодии 1997 года они обеспечили поступление таможенных платежей в доходную часть бюджета на общую сумму 29 086 млрд руб., что на 10,5 % превышает установленное на этот период правительственное задание.
     
       -----
       *1  Без учета деноминации


        На фоне критической ситуации, сложившейся с налоговыми “недоборами”, результаты финансовой деятельности таможенной службы выглядят более чем убедительно. Процент выполнения планового задания на 1996 год по сбору таможенных платежей составил 107,55!  В течение года каждый таможенник в среднем приносит ежемесячно в доходную часть федерального бюджета 68,3 млн руб. На каждый рубль, затраченный на содержание и развитие таможенной системы, было получено 15 руб. дохода.


        Эти показатели могли быть значительно выше, если бы не серьезные потери таможенных платежей. Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, рассмотревшая 18 февраля 1997 года предварительные результаты проверки ГТК России Главным контрольным управлением Администрации Президента Российской Федерации, выявила следующие “уязвимые” направления фискальной деятельности таможенных органов:


        - начисления по освобождениям, включая различные льготы и отсрочки по платежам;


        - оформление товаров с нарушениями таможенных правил, в том числе по уплате таможенных платежей (в первую очередь таких товаров, как нефть и нефтепродукты, алкогольная продукция и табак, автомобили, продукты питания, черные и цветные металлы);


        - злоупотребления во внешнеэкономической деятельности на белорусском направлении.


        Одной из гарантий выполнения таможней фискальных планов является эффективно действующая система обеспечения уплаты таможенных платежей. В соответствии со ст. 122 Таможенного кодекса РФ она включает:


        - залог товаров и транспортных средств;


        - внесение на депозит причитающихся сумм;


        - гарантию третьего лица (банковскую гарантию и договор поручительства).


Залог товаров и транспортных средств


        Как известно, по своей юридической природе залог представляет собой гражданско-правовую категорию и определяется как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, имея при этом преимущество перед другими кредиторами.


        В развитие ст. 122 Таможенного кодекса РФ, закрепившей место залога в системе обеспечения уплаты таможенных платежей, было принято Положение об использовании залога таможенными органами Российской Федерации (утвержденное приказом ГТК России от 22.02.94 № 71). В настоящее время это Положение действует в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.


        Залог может использоваться в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (ввозной пошлины, НДС), а также при использовании некоторых таможенных режимов - транзита, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории (при освобождении от таможенных пошлин и возврате налогов) и реэкспорта (при неприменении ввозных таможенных пошлин и налогов), если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иными мерами.


        Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залога товаров и транспортных средств принимается начальником таможенного органа. Отдел таможенных платежей определяет достаточность гарантии уплаты таможенных платежей, обеспеченных залогом. Этим же отделом совместно с отделом бухгалтерского учета и отчетности устанавливается место хранения предмета залога, а также определяется возможность реализации предмета залога.


        В таможенной сфере отношения залога оформляются договором, сторонами которого выступают таможенный орган - залогодержатель и лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения.


        Договор о залоге товаров содержит сведения о месте его заключения, залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых в залог, их местонахождение), правах и обязанностях сторон, сроках исполнения и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства. В договоре о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки, указываются также виды товаров и транспортных средств, которыми может быть заменен предмет залога. Во всех остальных случаях замена предмета залога оформляется дополнением к основному договору.


        От имени таможенного органа договор о залоге подписывается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, а также главным (старшим) бухгалтером. От имени залогодателя договор о залоге подписывается руководителем предприятия или иным уполномоченным на то лицом, а также главным бухгалтером. При этом начальник отдела таможенных платежей удостоверяет правильность указанной в договоре о залоге суммы платежей, уплата которой обеспечивается залогом.


        Один экземпляр договора о залоге хранится в отделе бухгалтерского учета и отчетности таможенного органа. Второй экземпляр остается у залогодателя. Залог транспортных средств подлежит государственной регистрации, обеспечиваемой залогодателем за свой счет. В этом случае договор о залоге будет считаться заключенным с момента его регистрации.


        Товары и транспортные средства могут служить предметом залога, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате сумм:


        - таможенной пошлины и иных налогов (НДС, акцизов), взимание которых возложено на таможенные органы;


        - таможенных сборов за таможенное оформление;


        - максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) таможенное сопровождение товаров (если такое хранение и (или) сопровождение имело или имеет место);


        - процентов с указанных сумм по учетной ставке Банка России;


        - 15 процентов стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.


        Не принимаются таможенными органами в качестве предмета залога электрическая, тепловая и иные виды энергии; товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации; скоропортящиеся товары; товары и транспортные средства, возможности реализации которых таможенными органами ограничены, и некоторые другие виды товаров и транспортных средств.


        Принятие в качестве предмета залога гражданских воздушных, морских и речных судов, подвижного состава железных дорог допускается в исключительных случаях, если отсутствуют иные возможности обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами, и только по согласованию с ГТК России.


        Как правило, заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя. Однако при наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц таможенного органа, не дают достаточной гарантии уплаты таможенных платежей, таможенный орган может принять решение об оставлении предмета залога у себя (о закладе).


        Заклад допускается только в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу. Предмет залога помещается на склад временного хранения, учредителем которого является таможенный орган, либо на склад таможенного органа. Он может также храниться на таможенном складе, учрежденном таможенным органом. Если не представляется возможным поместить предмет залога на указанные склады, он остается у залогодателя под замком, пломбой и печатью таможенного органа (так называемый “твердый залог”).


        Независимо от того, остается предмет залога у залогодателя или передается таможенным органам, на залогодателя возлагается обязанность страховать полную стоимость заложенных товаров и транспортных средств на случай утраты, недостачи или повреждения заложенного имущества в результате аварии, действия непреодолимой силы, совершения государственными органами действий или принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя, препятствующих ей или неблагоприятно влияющих на нее (реализация, конфискация предмета залога), а также ликвидации, признания несостоятельным либо объявления о своей несостоятельности.


        Если предмет залога остается у залогодателя, он обязан принять меры, необходимые для сохранения предмета залога, и не вправе распоряжаться им без согласия таможенного органа. Кроме того, не допускаются продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование третьему лицу предмета залога. Единственное исключение из данного правила - передача во владение или пользование предмета залога, помещенного под таможенные режимы переработки, когда за залогодателем сохраняется право владения, пользования и распоряжения заложенным имуществом.


        Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного суда, третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса.


        Взыскание на предмет залога может быть обращено только по решению суда в случаях, если:


        1) для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа;


        2) предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность;


        3) залогодатель отсутствует и установить его местонахождение невозможно.


        Предмет залога, на который обращается взыскание, реализуется по рыночной цене на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые организации и предприятия.


        Отдел бухгалтерского учета и отчетности таможенного органа готовит документы для реализации предмета залога и сообщает в отдел таможенных платежей о вырученной сумме. Если сумма, вырученная от реализации предмета залога, на который обращается взыскание, превышает размер обеспеченных этим залогом обязательств перед таможенными органами, разница возвращается залогодателю. Если она меньше размера обеспеченных этим залогом обязательств перед таможенными органами, недостающая сумма взыскивается с декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей. Средства, вырученные от реализации предмета залога, вносятся на депозит таможенного органа с разбивкой по видам платежей.


        В случае досрочного исполнения залогодателем обязательств по договору о залоге путем внесения необходимых сумм платежей на депозит таможенного органа отдел таможенных платежей сообщает в отдел бухгалтерского учета и отчетности о прекращении действия договора о залоге после фактического поступления средств.


Внесение причитающихся сумм на депозит


        Порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей при внесении причитающихся сумм на депозит таможенного органа закреплен во Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 28.07.95 № 01-13/10735).


        С целью обеспечения уплаты таможенных платежей на депозит таможенного органа, предоставляющего соответствующую отсрочку или рассрочку, вносятся суммы денежных средств из расчета таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае, если товары были бы выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также суммы процентов с них за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты.


        В платежном документе на перечисление причитающихся сумм указываются реквизиты внешнеторгового контракта (номер и дата его заключения), а также основные виды платежей, по которым предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты: ввозная таможенная пошлина, НДС, проценты за предоставленную отсрочку (рассрочку).


        Причитающиеся суммы могут вноситься на депозит таможенного органа как лицом, ответственным за уплату таможенных платежей (перевозчиком, таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, декларантом и др.), так и лицом, не несущим подобной ответственности. В последнем случае отсрочка или рассрочка предоставляется только при наличии письменного заявления от вносящего денежные суммы лица о намерении обеспечить уплату таможенных платежей и процентов за ответственное лицо. В этом заявлении должно содержаться согласие в случае неуплаты лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, причитающихся таможенных налогов и процентов в срок, установленный таможенным органом, перечислить внесенные на депозит денежные средства в доход федерального бюджета в качестве таможенных платежей. Заявление подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и скрепляется печатью. В случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок, когда внесенные на депозит таможенного органа средства обращаются в доход государства, лицо, внесшее денежные суммы на депозит, вправе обратиться к лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, с требованием о возмещении убытков и вреда.


        Индексация хранящихся на депозите денежных сумм не производится, и проценты не начисляются.


        Внесенные на депозит денежные суммы могут быть возвращены плательщику только после уплаты всех начисленных таможенных платежей и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку платежа.


        Приказом ГТК России от 22.12.93 № 549 были утверждены Временные правила обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа. Эти Правила применяются к подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган (то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товара либо его структурное подразделение и производится таможенное оформление) автомобильным транспортом, в том числе при их перевалке с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомобильный, а также при перемещении по территории Российской Федерации автомобильным транспортом под таможенным режимом транзита. В соответствии с Временными правилами была разработана соответствующая инструкция от 27.01.94 № 01-20/894.


        Денежные средства, предназначенные для обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам, ввозимым на российскую таможенную территорию, вносятся на депозит внутреннего органа не позднее десяти календарных дней до предполагаемого дня фактического пересечения товарами российской таможенной границы. Что касается транзитных товаров, то суммы обеспечения должны поступить на депозит таможенного органа отправления до момента фактического пересечения этими товарами российской таможенной границы.


        Если у таможенного органа имеется валютный счет, то по выбору плательщика денежные средства, необходимые для обеспечения уплаты таможенных платежей, могут вноситься в российских рублях или иностранной валюте, курс которой котируется Банком России.


        Размер денежных сумм, причитающихся к уплате, рассчитывается по следующей формуле:


С = Ст * Кэкю * В,

где: С - сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (сумма обеспечения);


Ст - ставка для расчета суммы обеспечения, установленная в ЭКЮ и определяемая ГТК России;


Кэкю - курс ЭКЮ;


В - количество товара в соответствующих единицах измерения.


        Приказом ГТК России от 11.08.97. № 489 “Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров” были утверждены действующие ставки для расчета сумм обеспечения. Они составляют, в частности, для натуральных виноградных вин - 1,3 ЭКЮ за 1 литр, для шампанского - 4,3 ЭКЮ за 1 литр,  для легковых автомобилей - от 3 125 до 22 104 ЭКЮ за одну штуку и т.д.


        Сумма обеспечения рассчитывается по ставкам обеспечения и курсу ЭКЮ, действующим на дату заполнения документа контроля доставки.


        Для наглядности приведем следующий пример:


        Во внутренний таможенный орган автомобильным транспортом доставлена партия импортного пива в количестве 1000 литров. Документ контроля доставки был заполнен 29 октября 1997 года. В приложении к упомянутому приказу ГТК России от 11.08.97 № 489 находим соответствующую ставку для расчета суммы обеспечения -  1,0 ЭКЮ за 1 литр. Сама сумма обеспечения в данном случае составит (с учетом курса ЭКЮ на 29.10.97):


С = 1,0 * 6 624,26 * 1000 = 6 624 260 рублей.

        Таким образом, для того чтобы ввезти на таможенную территорию Российской Федерации 1000 литров солодового пива, необходимо внести на депозит внутреннего таможенного органа, где будет проходить таможенное оформление поставки, сумму обеспечения, эквивалентную 6 624 260 руб.


        Следует обратить внимание на то, что внесение суммы обеспечения за одну товарную партию в различных валютах не допускается.


        Лицо, внесшее денежные средства на депозит таможенного органа, не может распоряжаться ими до завершения таможенного оформления товаров, за исключением случая отказа от ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. На этапе таможенного оформления товаров, доставленных во внутренний таможенный орган, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных налогов, подлежат обращению в таможенные платежи в соответствии с заявленным таможенным режимом.


        Если сумма, внесенная на депозит таможенного органа, меньше суммы, начисленной по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), недостающие суммы таможенных платежей вносятся на счет внутреннего таможенного органа до принятия ГТД или одновременно с ним. В случае неуплаты недостающих сумм таможенных платежей товары не подлежат выпуску. Если же имеет место обратная ситуация (сумма, внесенная на депозит, превышает сумму таможенных платежей, начисленную по ГТД), внутренний таможенный орган по письменному заявлению плательщика производит возврат излишне внесенных денежных средств на счет плательщика в порядке, установленном ст. 125 ТК РФ, либо производит зачет в счет будущего обеспечения уплаты или будущих таможенных платежей.


        В случае недоставки товара в установленный срок во внутренний таможенный орган денежные средства, внесенные на депозит, перечисляются в доход федерального бюджета в течение семи календарных дней. Таможенный орган отправления (то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, через который осуществляется фактический ввоз товара) самостоятельно устанавливает реальные сроки доставки товаров исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, имея в виду, что максимальный срок доставки подакцизных товаров автомобильным транспортом во внутренний таможенный орган не может превышать 30 календарных дней, а максимальный срок доставки подакцизных товаров, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с таможенным режимом транзита, -  60 календарных дней.


Банковская гарантия


        В современной таможенной практике значительное распространение получила банковская гарантия, используемая при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, для обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, при помещении товаров под отдельные таможенные режимы (временного ввоза/вывоза, транзита) и т.д.


        Широкое использование банковских гарантий объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из практики, удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающей 3-5 рабочих дней*1.
     
        -----
        *1  Михайлов Д.Л., Лужных А.А. О некоторых аспектах работы с банковскими гарантиями и поручительствами //Деньги и кредит. 1997, № 4. С. 35


        Определение банковской гарантии содержится в ст. 368 ГК РФ, предусматривающей, что “в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате”.


        Применительно к банковской гарантии принципалом является плательщик таможенных налогов, бенефициаром - таможенный орган, а круг гарантов ограничивается банками и иными кредитными учреждениями. Таможенный кодекс устанавливает, что в целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут приниматься гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте (ст. 122). В соответствии с п. 5 приказа ГТК России от 19.09.95 № 580 таможенные органы с 1 января 1996 года принимают банковские гарантии только от банков и иных кредитных учреждений, включенных ГТК в специальный реестр.


        Заявления о включении банков в реестр рассматривается в ГТК России в течение 30 календарных дней со дня подачи. В случае принятия ГТК России положительного решения о включении банка в реестр, последний уплачивает сбор, равный 500-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда. Банк считается включенным в реестр сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена уплата сбора.     


        Законодательство устанавливает максимально допустимую сумму одного гарантийного обязательства, свыше которой банковская гарантия может быть принята таможенным органом только при наличии письменного разрешения ГТК России.


        Максимально допустимая сумма одного гарантийного обязательства является эквивалентной:


        - 200 тыс. долларов США - если оплаченный уставный капитал банка составляет менее трехкратного минимального размера уставного капитала для коммерческих банков, установленного Банком России;


        - 1 млн долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет менее шестикратного и более трехкратного минимального размера;


        - 5 млн долларов США - если оплаченный уставный капитал более шестикратного минимального размера.


        ГТК России устанавливает также максимально допустимую сумму всех банковских гарантий, одновременно выданных банком (в том числе его филиалами), срок исполнения которых на данный момент не истек. Эта сумма эквивалентна для трех вышеназванных категорий банков соответственно одному, пяти и двадцати пяти миллионам долларов США.


        Таможенный орган ведет учет гарантий банков. В случае неуплаты необходимых денежных средств либо невыполнения иных требований таможенного законодательства лицом, надлежащее исполнение обязательств которым перед таможенными органами обеспечивает  банковская гарантия, банк обязан уплатить причитающуюся сумму за счет собственных средств в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования таможенного органа. В случае нарушения обязательств по своей гарантии банк уплачивает пеню за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы недоимки.


        Порядок использования банковской гарантии для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей установлен во Временной инструкции о взимании таможенных платежей (письмо ГТК России от 28.07.95 № 01-13/10735). В таможенный орган гарантия банка представляется вместе с заявлением плательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей до подачи либо одновременно с подачей таможенной декларации. Суммы, указанной в гарантии, должно быть достаточно для уплаты как самих таможенных платежей, так и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку. Таможенным органом принимаются только гарантии банка, обеспечивающие уплату таможенных платежей непосредственно декларантом (таможенным брокером) или лицом, перемещающим товары.


Использование банковских гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем


        Приказом ГТК России от 11.01.96 № 18 было утверждено Временное положение об использовании таможенными органами банковских гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем. Предписания Временного положения не распространяются на подакцизные товары, подлежащие маркировке марками акцизного сбора и специальными марками.


        Сумма банковской гарантии, принимаемой таможней в соответствии с данным Временным положением, не должна быть меньше следующих минимальных величин:


        - 5000 долларов США - при одной перевозке товаров на одной единице железнодорожного подвижного состава;


        - 10 000 долларов США - при одной  перевозке товаров на одном автотранспортном средстве;


        - 30 000 долларов США - при одной  перевозке товаров на одном воздушном транспортном средстве;


        - 50 000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном речном или морском судне.


        При нескольких перевозках товаров или перевозке товаров на нескольких транспортных средствах указанные суммы умножаются на число перевозок и число транспортных средств.


        Рекомендуется указывать сумму банковской гарантии в долларах США. Подлежащие уплате гарантом денежные суммы исчисляются по курсу Банка России, действующему на день уплаты.


        Принятие банковской гарантии заключается в ее регистрации таможней, конкретно - отделом контроля за доставкой товаров. Перевозчик обращается с соответствующим письменным заявлением в произвольной форме и представляет банковскую гарантию и ее копию. Срок рассмотрения заявления перевозчика о принятии банковской гарантии не должен превышать пяти рабочих дней со дня ее представления в таможню.


        Банковская гарантия принимается при условии, что:


        - по данной банковской гарантии таможня может выдавать перевозчику гарантийные сертификаты в пределах обязательств гаранта;


        - выдача гарантийных сертификатов таможней не нуждается в каком-либо разрешении или ином волеизъявлении гаранта;


        - действия таможни по выдаче гарантийных сертификатов в пределах обязательств гаранта рассматриваются гарантом как собственные действия.


        Гарантийный сертификат является подтверждением наличия банковской гарантии для таможенного органа отправления, которым будет даваться разрешение на транзит или доставку товаров под таможенным контролем. Он выдается таможней, принявшей банковскую гарантию, на одну перевозку на одном транспортном средстве. Таким образом, количество выдаваемых гарантийных сертификатов зависит от суммы банковской гарантии, предполагаемого числа перевозок и числа транспортных средств.


        Как правило, гарантийный сертификат выдается на минимальную сумму банковской гарантии. Однако при перевозке товаров в небольших количествах или при незначительном уровне таможенного обложения по решению начальника таможни (лица его замещающего) или заместителя начальника таможни по экономическим вопросам могут выдаваться гарантийные сертификаты на сумму меньше вышеприведенных минимальных сумм, но не менее 1000 долларов США в отношении товаров, перевозимых на одном транспортном средстве любого вида.


        Срок действия гарантийного сертификата определяется сроком действия банковской гарантии, то есть тем сроком, в течение которого таможенные органы могут требовать от гаранта уплаты денежных сумм в случае неисполнения перевозчиком своих обязательств перед таможенными органами при транзите или доставке товаров под таможенным контролем.


        Общая сумма всех гарантийных сертификатов не должна превышать сумму банковской гарантии. При выдаче гарантийных сертификатов на сумму, равную сумме банковской гарантии, последующие гарантийные сертификаты выдаются только после погашения предыдущих гарантийных сертификатов и при условии, что в любой момент общая сумма всех непогашенных гарантийных сертификатов не превышает сумму банковской гарантии.


        Выдачу гарантийных сертификатов таможня прекращает за один месяц до истечения срока исполнения обязательств, обеспеченных гарантией, под которым понимается срок исполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами, обеспеченных банковской гарантией, в течение которого перевозчик должен отчитаться перед таможенным органом, зарегистрировавшим банковскую гарантию, о надлежащем завершении таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем. Срок выдачи гарантийных сертификатов может быть продлен, но не более, чем на пятнадцать дней решением начальника таможни (лица, его замещающего) или заместителя начальника таможни по экономическим вопросам.


        Гарантийные сертификаты могут быть использованы для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке и транзите товаров и транспортных средств при условии, что срок действия банковской гарантии, на основании которой выданы гарантийные сертификаты, не менее чем на один месяц превышает срок предполагаемого окончания перевозки товаров и транспортных средств при их доставке и транзите.


        Подтверждением доставки товаров в таможенный орган назначения является представление перевозчиком не позднее дня истечения срока исполнения обязательства, обеспеченного гарантией, в таможню, зарегистрировавшую банковскую гарантию, третьего листа транзитной декларации либо документа контроля за доставкой товаров, а также свидетельства о подтверждении доставки товаров, с отметками таможенного органа назначения о надлежащем завершении таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем.


        В случае непредставления документов, подтверждающих доставку товаров, либо несдачи неиспользованных гарантийных сертификатов до или в момент истечения срока исполнения обязательства, обеспеченного гарантией, таможня, зарегистрировавшая банковскую гарантию, не позднее десяти дней со дня истечения указанного срока выставляет гаранту требование об уплате причитающихся денежных сумм, размер которых определяется таможенным органом исходя из суммы таможенных пошлин и налогов, которые должны быть уплачены в отношении перевозимых товаров, но не более суммы, указанной в банковской гарантии.


        Неисполнение или ненадлежащее исполнение гарантом обязательств, обеспеченных гарантией, не освобождает перевозчика от уплаты таможенных платежей. В свою очередь, уплата гарантом денежных сумм не освобождает перевозчика от ответственности за нарушение таможенных правил, а также от уплаты таможенных платежей в части, превышающей соответствующую сумму банковской гарантии или сумму выставленного требования.


        Если в течение одного года с момента уплаты денежных сумм по банковской гарантии таможня, выставившая требование, установит, что перевозчик выполнил обязательства, обеспеченные гарантией, уплаченные суммы возвращаются гаранту.


Банковская гарантия при поставках подакцизных товаров


        Банковская гарантия используется также для обеспечения уплаты таможенных платежей по подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган автомобильным транспортом или перемещаемым данным видом транспорта по российской территории под таможенным режимом реэкспорта. В перечисленных случаях порядок применения банковской гарантии регламентируется приказом ГТК России от 21.04.94 № 153 “О применении гарантийных обязательств банков и иных кредитных учреждений в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров” (с внесенными в него впоследствии изменениями и дополнениями).


        В случае применения банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган, гарантийное обязательство банка подается одновременно с подачей временной декларации в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товара либо его структурное подразделение и производится таможенное оформление. Временная декларация принимается к таможенному оформлению при наличии гарантийного обязательства банка, сумма которого не меньше суммы необходимого обеспечения.


        При перемещении товаров в соответствии с таможенным режимом транзита гарантийное обязательство подается в таможенный орган одновременно с фактическим предъявлением товара этому таможенному органу. В случае заявления подакцизного товара под таможенный режим реэкспорта банковская гарантия подается одновременно с подачей грузовой таможенной декларации в таможенный орган, производящий оформление данной товарной партии.


        При недоставке (невывозе - в случае реэкспорта) в установленные сроки товаров, доставка (реэкспорт) которых была обеспечена гарантийным обязательством банка, таможенный орган, принявший данную гарантию, в случае непоступления на его счет либо непредставления в течение трех рабочих дней в таможенный орган платежного документа на перечисление сумм, подлежащих уплате по гарантийному обязательству, производит бесспорное списание причитающихся денежных средств, в том числе штрафов и пени за каждый день просрочки уплаты, начиная с даты истечения срока доставки товаров и включая день выставления инкассового поручения на бесспорное списание.


Договор поручительства


        Применение банковской гарантии как формы обеспечения уплаты таможенных платежей не исключает возможности использовать в этих же целях гарантии третьих лиц, не являющихся банковскими и кредитными учреждениями. Так, в Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.96 № 304, определено, что уплата таможенных пошлин и налогов в случае доставки товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, поручительством третьего лица, банковской гарантией либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм (п. 5.4). Под “третьими лицами” в Правилах понимаются экспедиторы, а также владельцы складов временного хранения, таможенных и свободных складов, которые могут заключать с таможенными органами договоры поручительства для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке товаров под таможенным контролем.


        Приказом ГТК России от 14.05.96 № 287 было утверждено Временное положение об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем (далее по тексту - Временное положение). Этот внутриведомственный акт носит рекомендательный характер и потому не нуждается в регистрации в Минюсте России (письмо Минюста России от 15.04.97 № 07-02-538-97). Временное положение не применяется при транзите и доставке под таможенным контролем подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками.


        Договор поручительства определяется в ГК РФ (ст. 361) как обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично.


        В соответствии с Временным положением таможенные органы могут заключать договор поручительства при условии, что основным обязательством, обеспеченным договором поручительства, является обязательство перевозчика доставить товары и документы на них в установленные сроки из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения, исполнять все правила, установленные нормативными актами ГТК России в отношении таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем. При этом поручителем может выступать только владелец склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада.


        Договор поручительства должен обеспечивать уплату таможенных пошлин и налогов, а также иных платежей, взимаемых таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении всех (любых) товаров, перемещаемых перевозчиком в соответствии с таможенным режимом транзита или в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.


        Таможенные органы заключают договоры поручительства при транзите и доставке под таможенным контролем только с теми лицами, которые добровольно согласны принять условия, указанные во Временном положении.


        Для заключения договора поручительства владелец склада, желающий выступить в качестве поручителя, обращается в таможню, в регионе деятельности которой находится склад, с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, в котором указана следующая информация:


        - сведения о владельце склада (полное наименование владельца склада, номер, дата выдачи и срок действия лицензии на учреждение склада), о его денежных средствах и о его имуществе (в денежном выражении);


        - сроки заключения, действия договора и срок поручительства;


        - сведения о предполагаемых перевозках (вид транспорта, место ввоза на территорию Российской Федерации или иное место отправления, наименование перевозчика), при которых он желает выступать в качестве поручителя за исполнение основного обязательства и др.


        Срок рассмотрения таможней заявления не должен превышать десяти рабочих дней со дня представления заявления в таможню.


        Заключаемый таможней договор составляется в трех экземплярах; при этом бланк первого экземпляра договора изготавливается на защищенной бумаге и является документом отчетности для таможенных органов. Первый и второй экземпляры возвращаются поручителю или его представителю, а третий остается в таможне, заключившей договор.


        Срок действия договора составляет, как правило, восемнадцать месяцев. Если срок действия лицензии на учреждение склада истекает до указанной даты, то срок действия договора рекомендуется определять таким образом, чтобы он не превышал срок действия этой лицензии.


        От имени таможенного органа договор подписывается начальником отдела по контролю за доставкой товаров таможни, в регионе деятельности которой находится склад временного хранения, таможенный склад или свободный склад, владелец которого является поручителем.


        Таможенный орган заключает договоры при условии, если владелец склада, желающий выступить в качестве поручителя обладает денежными средствами или иным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или хозяйственного ведения, величина которых (стоимость которого) достаточна для обеспечения выполнения требований таможенных органов при неисполнении или при ненадлежащем исполнении перевозчиком основного обязательства. При этом для определения стоимости имущества, находящегося в хозяйственном ведении, должно учитываться только движимое имущество.


        Достаточность денежных средств и стоимости имущества лица, желающего выступить в качестве поручителя, определяется исходя из предположения, что таможенные платежи, которые подлежали бы уплате, если бы перевозчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил основное обязательство, составляют сумму, эквивалентную:


        - 5000 долл. США при одной перевозке товаров на одной единице железнодорожного подвижного состава;


        - 10 000 долл. США при одной перевозке товаров на одном автотранспортном средстве;


        - 30 000 долл. США при одной перевозке товаров на одном воздушном транспортном средстве;


        - 50 000 долл. США при одной перевозке товаров на одном речном или морском судне.


        Денежные суммы, подлежащие уплате поручителем, должны исчисляться по курсу Банка России, действующему на день заключения договора.


        Таможенным органам рекомендуется заключать договоры поручительства, содержащие условия о том, что за период действия договора сумма причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей может быть увеличена.


        В текст договора поручительства рекомендуется включать положение о том, что поручитель не вправе выдвигать против требования таможни возражения, которые мог бы представить перевозчик. Оговаривается также, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении перевозчиком обеспеченного договором обязательства поручитель и перевозчик отвечают перед таможенным органом солидарно.


        Таможня может требовать исполнения обязательства как совместно поручителем и перевозчиком, так и любым из них в отдельности, притом как полностью, так и в части. Если таможня не получила полного удовлетворения от перевозчика, она имеет право требовать недополученные суммы от поручителя. Таможня, не получившая полного удовлетворения от поручителя, может потребовать недополученную сумму от перевозчика. Перевозчик остается обязанным до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью, а поручитель - до прекращения поручительства.


        Договор поручительства может использоваться для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке или транзите товаров и транспортных средств при условии, что его действие завершается не ранее, чем через шесть месяцев после предполагаемого окончания перевозки товаров и транспортных средств при их доставке и транзите.


        Когда таможенный орган отправления дает разрешение на транзит или на доставку товаров под таможенным контролем, на оборотной стороне первого экземпляра договора указываются номера транзитных деклараций или документов контроля за доставкой товаров, срок доставки товаров до таможенного органа назначения, дата начала перевозки товаров. Указанные сведения заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа отправления. Первый экземпляр договора остается в таможенном органе отправления.


        При получении сведений о нарушении перевозчиком правил таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем таможня, заключившая договор, незамедлительно выставляет поручителю требование об уплате причитающихся денежных сумм или принимает меры по взысканию с перевозчика причитающихся сумм.


* * *

        Таможенное законодательство допускает использование всех четырех форм обеспечения уплаты таможенных платежей - залога, внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа, банковской гарантии и заключения договора поручительства. Однако на практике эти формы не являются равнозначными.


        “Менее удобен” залог.


        Договор поручительства используется в строго оговоренных целях и заключается только с указанными в ведомственных актах лицами.


        Банковская гарантия активно используется в правоприменительной практике таможенных органов. Однако таможенное законодательство устанавливает случаи, когда неприменимой оказывается и банковская гарантия. Так, например, в соответствии с указанием ГТК России от 19.05.94 № 01-12/413 банковские гарантии не применяются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении алкогольных напитков и табачных изделий, перевозимых автомобильным транспортом, при оформлении доставки таких товаров до внутренних таможенных органов (в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) или таможенных органов назначения (в случае помещения под таможенный режим реэкспорта). Вместо банковской гарантии в перечисленных ситуациях используется внесение на депозит таможенного органа средств, размер которых определяется суммой таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при таможенном режиме выпуска для свободного обращения*1.
     
       -----
       *1 Уточним, что в соответствии с приказом ГТК от 21.04.94 № 153 “О применении гарантийных обязательств банков и иных кредитных учреждений в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров” (п.2.1) наряду с внесением денежных средств на депозит таможенных органов допускается применение банковских гарантий. Однако указанием ГТК от 19.05.94 № 01-12/413 действие п.2.1. приказа ГТК от 21.04.94 № 153 в отношении алкогольных напитков и табачных изделий, перевозимых автомобильным транспортом по процедуре доставки под таможенным контролем и под таможенным режимом реэкспорта временно приостановлено