Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые органы в Болгарии: структура, задачи и полномочия

      

Налоговые органы в Болгарии: структура, задачи и полномочия


А.А. Ялбулганов,
кандидат юридических наук, доцент
МГИМО(У) МИД России


        Страны Восточной Европы, встав на путь рыночных преобразований, сталкиваются с проблемами, во многом схожими с российскими. Это в полной мере относится и к деятельности налоговых органов. Сегодня мы знакомим читателей с налоговой службой Болгарии.


        Налоговая служба (в Болгарии - налоговая администрация) представляет собой систему органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Структура и полномочия налоговой администрации установлены в Законе “О налоговой администрации Республики Болгарии”, действующем в редакции от 5 марта 1996 года.


        Налоговая служба входит в систему Министерства финансов. Министр финансов осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью налоговой администрации (ст. 3 Закона о налоговой администрации). По его предложению Совет министров устанавливает численный состав и объемы финансирования налоговой службы. Министр финансов определяет структуру налоговых органов (как центрального, так и местных), а также территориальные границы их деятельности.


        В Болгарии создана трехзвенная система налоговых органов, включающая в себя:


        1) Центральное управление;


        2) территориальные управления;


        3) налоговые службы.


        Руководитель Центрального управления является по должности заместителем министра финансов. В соответствии с Законом о налоговой администрации Центральное управление решает следующие задачи:


        - осуществление руководства и контроля (в том числе методического руководства) за деятельностью территориальных управлений и налоговых служб;


        - обобщение и анализ информации, а также прогнозирование объемов доходных поступлений в бюджет от взимания налогов, пошлин и иных обязательных платежей;


        - обеспечение повышения квалификации сотрудников налоговой службы;


        - международно-правовая деятельность, в том числе подготовка двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;


        - организация и ведение налоговой статистики.


        Центральное управление состоит из следующих отделов: налоговой политики и методологии; внутренного и налогового контроля; информации. Так, отдел внутреннего и налогового контроля периодически инспектирует деятельность территориальных управлений и налоговых служб. Этот отдел организационно обеспечивает проведение налоговых проверок и ревизий, а также участвует в осуществлении валютного контроля.


        Территориальные управления являются промежуточным, опосредующим звеном в системе налоговых органов, которые обеспечивают эффективное функционирование всей налоговой администрации, взаимодействие Центрального управления и налоговых органов на местах (налоговых служб). Территориальные управления создаются, как правило, в соответствии с принятым в Болгарии административно-территориальным делением. Руководители территориальных управлений назначаются министром финансов.


        В соответствии со ст. 10 Закона о налоговой администрации на территориальные управления возложено:


        1) осуществление руководства и контроля за деятельностью налоговых служб;


        2) информационное обеспечение налоговых служб и предоставление Центральному управлению необходимых сведений;


        3) контроль за сбором налогов и учетом налоговых поступлений.


        Центральное управление может делегировать полномочия по организации инспекционных проверок налоговых служб на местах должностным лицам территориального управления.


        Территориальное управление состоит, как правило, из четырех отделов. Отдел методологии налогов оказывает помощь налоговым службам по расчету налогов и определению налоговых обязательств, а также в разрешении споров между налоговыми службами и налогоплательщиками. Отдел внутреннего контроля проводит регулярные проверки деятельности налоговых служб, следит за соблюдением и исполнением их работниками законов, а также осуществляет расследования по фактам взяточничества и иных нарушений со стороны служащих налоговых органов. Отдел информационного обеспечения занимается прогнозированием будущих налоговых поступлений в государственный бюджет. Одним из направлений деятельности правового отдела является консультация налоговых служб.


        Налоговые службы - основное звено системы налоговых органов Болгарии. Основными функциями местных налоговых органов (налоговых служб) являются:


        - ведение регистрации налогоплательщиков;


        - заполнение налоговых досье налогоплательщиков;


        - расчет налоговых обязательств;


        - сбор и учет налоговых поступлений; предоставление местным органам власти информации о налоговых поступлениях в местный бюджет;


        - прием и проверка налоговых деклараций;


        - проведение налоговых проверок и ревизий.


        В Болгарии создаются два вида местных налоговых органов - общие и специальные налоговые службы. Общие налоговые службы создаются на территории каждой общины. В структуре общей налоговой службы организуются подразделения, специализирующиеся на сборе местных налогов, подоходного налога и налога на прибыль с предприятий. Специализированные налоговые службы создаются при территориальном управлении. К ним относятся налоговые службы по НДС, акцизные и ревизионные налоговые службы. Так, например, налоговые службы по НДС занимаются регистрацией лиц, обязанных согласно Закону о налоге на добавленную стоимость платить этот налог, а также осуществляют контроль за поступлениями по НДС.


        Выделяются следующие основные направления деятельности налоговых органов.


1. Взимание и взыскание налогов и иных обязательных платежей


        Налоговые органы на местах (налоговые службы) принимают декларации о регистрации субъекта налогообложения. В них налогоплательщики сообщают основные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (полное название юридического лица, организационно-правовой статус, сведения о регистрации в окружном суде, юридический адрес, информация о представителях юридического лица, о банковских счетах, о наличии филиалов и представительств за рубежом и др.). Зарегистрировав декларацию, налоговая служба присваивает налогоплательщику индивидуальный налоговый номер.


        Взиманием налоговых платежей в соответствии с установленной процедурой занимаются сборщики - должностные лица, осуществляющие прием денежных сумм от налогоплательщиков в помещении местного налогового органа, и налоговые агенты, работающие с налогоплательщиками по месту их жительства.


        Полномочия налоговых органов по взиманию обязательных платежей определены в Законе о порядке и процедуре сбора государственных доходов. В нем же (ст. 5) определены полномочия налоговых органов по принудительному сбору (взысканию) налогов и иных видов задолженности перед казной.


        По прошествии установленного законодательством срока для добровольной уплаты налогов налоговые органы получают право на истребование налоговой задолженности в принудительном порядке.


        Начальным этапом процедуры является отправление письменного уведомления с целью предоставления налогоплательщику еще одной возможности добровольно исполнить налоговое обязательство. В этом же уведомлении сообщается о предстоящих мерах принудительного воздействия на налогоплательщика в случае невыполнения требований закона.


        Законодательством Болгарии устанавливаются следующие способы принудительного сбора налоговых платежей:


        Во-первых, налоговый орган вправе с помощью письменного приказа потребовать от банка, в котором имеется счет должника, перевести сумму налоговой задолженности со счета налогоплательщика на счет налоговой службы. Если же на банковских счетах должника нет достаточных средств, окончательное погашение задолженности осуществляется путем перевода последующих поступлений. Замораживание банковских счетов может быть полным или частичным. При полном замораживании средства на счете используются только в целях погашения задолженности владельца счета перед государством; налогоплательщику же полностью отказывается в доступе к денежным средствам до окончательного погашения задолженности. При частичном замораживании счета деньги переводятся на счет налоговой службы не сразу, а частями; при этом должнику разрешено пользоваться другой частью денег для оплаты текущих расходов и издержек.


        Во-вторых, принудительное погашение налоговой задолженности может осуществляться путем продажи имущества должника. В Болгарии этот способ принудительного исполнения обязательств применяется чаще всего по отношению к физическим лицам, в связи с чем законодательство четко определяет круг ограничений деятельности налоговых органов во избежание нарушения и ущемления законных прав граждан. Эти ограничения распространяются прежде всего на имущество, конфискуемое для продажи: не подлежат конфискации вещи повседневного пользования, жилище должника (если у него или у члена семьи нет другого жилища), земля должника, обрабатываемая непосредственно собственником или членом его семьи, в размере до 3 гектаров.


        Имущество должника продается с торгов, организуемых по следующей схеме. Составляется список имущества, предлагаемого для продажи. Имущество оценивается экспертами по реальным рыночным ценам. До начала торгов налоговый орган принимает решение об охране имущества должника. После проведения торгов вырученные средства распределяются в следующей последовательности: в первую очередь погашаются расходы по продаже имущества, затем - проценты по задолженности и, наконец, - сама задолженность.


        В-третьих, принудительное погашение налоговой задолженности может осуществляться путем удержания определенных сумм из зарплаты или пенсии налогоплательщика. При этом принудительному взиманию подлежат только суммы, превышающие размер минимальной заработной платы в стране.


        Право выбора способа принудительного сбора налоговой задолженности остается за налоговым органом, который руководствуется в первую очередь фискальными интересами.


        Действия налоговых органов по взысканию налогов могут затронуть интересы должника или третьих лиц. Отсюда необходимость обеспечения правовой защиты граждан от незаконных действий налоговой администрации по сбору взиманий. Законодательство устанавливает определенный порядок обжалования решений и действий налоговых органов в районном суде. Поданная жалоба не приостанавливает действий по принудительному исполнению обязательств налогоплательщика. Решение о приостановлении исполнительного производства может быть принято судом при условии внесения должником залоговой суммы в размере, установленном судебным органом, или представления доказательства о полном погашении задолженности.


2. Контрольная деятельность налоговых органов


        Налоговая администрация осуществляет налоговые ревизии и проверки с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих значение для определения налоговых обязательств конкретного налогоплательщика. Правомочиями на совершение специальных контрольных мероприятий наделяются налоговые инспекторы и налоговые эксперты, список которых утверждается приказом министра финансов.


        Налоговая ревизия охватывает действия по установлению налоговых обязательств за истекший налоговый период.


        Налоговая проверка заключается в просмотре налоговых деклараций за истекший период с целью установления правильности их заполнения и своевременности подачи.


        Налоговые проверки могут быть факультативными, проводимыми по инициативе самих налоговых или правоохранительных органов, а также обязательными, осуществляемыми в силу прямого указания закона. Так, обязательному налоговому контролю после подачи декларации о реализованной прибыли и доходах за соответствующий налоговый период подлежат все хозяйственные субъекты, имеющие иностранное долевое участие, филиалы иностранных лиц, а также иностранные предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Болгарии.


        Налоговая ревизия проводится поэтапно с соблюдением следующего порядка: подготовка ревизии, проведение контрольных процедур и завершение ревизии.


        Первый этап - подготовка налоговой ревизии - охватывает процедуру назначения, предварительную проверку состояния субъекта налогообложения и непосредственное объявление начала ревизии.


        Ревизия назначается письменным приказом начальника налоговой службы, в чьей юрисдикции находится налогоплательщик, подлежащий проверке. В особых случаях приказ может быть издан руководителем Центрального управления (в случае, если ревизия проводится по требованию прокурора или органа государственного управления).


        Приказ о проведении ревизии содержит сведения о ревизоре и контролируемом налогоплательщике, периоде хозяйственной деятельности, подлежащем проверке, а также сроки проведения ревизии. Приказ вручается руководителю контролируемого предприятия или лицу, его замещающему. С этого момента ревизия считается начавшейся, а у проверяемого субъекта возникают обязанности по:


        - обеспечению свободного доступа в подлежащие контролю помещения;


        - представлению всей необходимой для ревизии бухгалтерской и торговой документации;


        - даче письменных объяснений по требованию налогового органа.


        Второй этап - проведение контрольных процедур. Осуществляя контрольные полномочия, налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами.


        При проведении налоговой проверки или ревизии после предъявления письменного требования начальника территориального управления или местной налоговой службы банки и иные кредитные учреждения обязаны предоставлять должностным лицам налоговых органов информацию об открытых или уже закрытых (с указанием даты последней операции) счетах проверяемых лиц в болгарских левах или иностранной валюте.


        На этом этапе налоговые органы осуществляют также другие мероприятия по сбору необходимой информации. Так, налоговые органы могут изымать подлинники необходимых документов (в этом случае составляется акт об изъятии) или их копии в целях обеспечения доказательства всех фактов и обстоятельств, имеющих значение при определении налоговой задолженности контролируемого субъекта.


        По результатам контрольных мероприятий, проводимых непосредственно на территории контролируемого субъекта (в его помещениях, складах и т.д.), составляется протокол, подписываемый представителями контролируемого субъекта и ревизорами.


        Если налоговые инспекторы сочтут собранную информацию недостаточной, они могут потребовать дополнительные сведения или документы.


        Третий этап - составление акта-констатации, в котором в обобщенном виде содержится вся полученная в результате проведения контрольных процедур доказательственная база. Это акт может быть обжалован в 14-дневный срок со дня получения. Жалоба рассматривается начальником налоговой службы, сотрудники которой составили этот акт. Он же либо письменно удовлетворяет жалобу в 14-дневный срок, либо мотивированно отклоняет ее.


        Если имеются факты, подтверждающие возникновение налоговой задолженности, может быть принято решение об издании особого правового документа - акта налогообложения, состоящего из двух частей - общей (сведения о налогоплательщике, контролирующем налоговом органе, данные об акте-констатации, на основании которого издается акт налогообложения) и резолютивной (определение размера налоговой задолженности).


        Акт налогообложения вручается налогоплательщику. Факт вручения заверяется подписью налогоплательщика. Отказ подписать акт подтверждается подписями двух свидетелей.


        Акт налогообложения приобретает законную юридическую силу, когда:


        1) акт не был обжалован у начальника территориального управления;


        2) поданная начальнику территориального управления жалоба была отклонена им, и решение начальника территориального управления не было в течение 14 дней обжаловано в окружном суде;


        3) решение начальника территориального управления было подтверждено окружным судом (то есть жалоба была отклонена).


        Установленные актом налогообложения суммы задолженности должны быть внесены на счет налогового органа в течение 14 дней. Этот срок может быть изменен для уплаты задолженности по отдельным видам налогов (так, например, в соответствии со ст. 56 Закона о подоходном налоге срок погашения задолженности по уплате этого налога составляет 30 дней со дня вручения акта налогообложения).


3. Правоохранительная деятельность налоговых органов и
профилактика правонарушений в налоговой сфере


        В системе налоговых органов автономное положение занимает Служба по предотвращению и раскрытию нарушений налогового законодательства (далее по тексту - Служба), созданная при Центральном управлении и действующая на всей территории Болгарии. Ее основная задача - обеспечение режима законности и правопорядка в налоговой сфере. В целях реализации этой задачи должностные лица Службы проводят различные проверки для предотвращения и раскрытия налоговых правонарушений, осуществляют розыск лиц, нарушивших налоговое законодательство, или имущества, укрываемого от уплаты налогов. В соответствии с Законом о налоговой администрации (ст. 9_а) Служба не может устанавливать или изменять размер налоговой задолженности. Инструкции по организации и деятельности Службы издает министр финансов.


4. Аналитическая деятельность


        В результате аналитической деятельности налоговые органы получают информацию, необходимую для своевременного и обоснованного составления проекта бюджета на следующий финансовый год. Налоговые органы (прежде всего - Центральное управление) прогнозируют сбор налоговых поступлений на будущий год (для полноты картины добавляется информация от таможенных органов, отвечающих за взимание таможенной пошлины и некоторых других налогов, удерживаемых с товаров, которые перемещаются через таможенную границу). Налоговые органы разрабатывают меры по обеспечению налоговых поступлений и вырабатывают рекомендации по целенаправленному и обоснованному выбору предприятий и организаций для проведения документальных проверок.


5. Международная деятельность


        Международная деятельность налоговой администрации осуществляется на уровне Центрального управления, которое разрабатывает и применяет международные соглашения об избежании двойного налогообложения. В настоящее время Болгария заключила подобные соглашения более чем с тридцатью государствами, в том числе с Российской Федерацией (1993 год).