Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Из практики контроля за исполнением налогового законодательства...точка зрения госналогинспектора

                    

Из практики контроля за исполнением налогового законодательства
...точка зрения госналогинспектора   


Т.П. Брысина,
советник налоговой службы III ранга,
Московская обл.


        Главная задача налоговых органов - постоянный контроль за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками, который не является самоцелью, а используется как средство для устойчивого пополнения бюджетов городов, районов и областей в целом, а также федерального бюджета.


        ГНИ по Московской области постоянно совершенствует формы и методы контрольной работы, осуществляет поиск путей повышения ее результативности, улучшения качества камеральных и документальных проверок предприятий, увеличения процента охвата плательщиков документальными проверками.


        Наряду с использованием традиционных методов контроля за соблюдением налогового законодательства и широкой реализацией прав налоговых органов в ГНИ Московской области используются нетрадиционные методы контрольной работы.


        Так, госналогинспекцией по г. Видное разработан бланк сопроводительного письма к отчетности, представляемого предприятиями. Данные, отражаемые в этом письме, позволяют оперативно выявлять объекты налогообложения, а также определять подход к налогообложению, в частности, субъектов малого предпринимательства.


        Наличие на балансе предприятий транспортных средств и их приобретение в отчетном периоде можно установить только по форме № 5 (приложение к бухгалтерскому балансу), которая представляется в составе годовой отчетности (а субъектами малого предпринимательства не подается). Поэтому сведения, приводимые в письме, позволяют сразу же обнаружить объект налогообложения по налогам с владельцев и на приобретение транспортных средств.


        Аналогично выявляются предприятия по производству подакцизных товаров, реализации ГСМ, а также лица, имеющие доходы от игорного бизнеса, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам либо осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.


        Данное сопроводительное письмо содержит необходимую информацию о деятельности предприятия и представляет собой форму анкеты (приложение № 1).


        По предложению ГНИ по г. Подольску для сокращения недоимки Главой администрации принято решение, запрещающее выдавать лицензии на право торговли без визы налоговой инспекции.


        Для привлечения к налогообложению иностранных граждан, осуществляющих торговлю овощами и фруктами на рынках, по предложению госналогинспекции по г. Одинцово собранием представителей района принято решение, в соответствии с которым юридические лица, организующие работу рынков, должны предоставлять места для торговли иностранным гражданам только при наличии справки из ГНИ об уплате подоходного налога.


        Многие инспекции областного региона применяют перекрестные проверки, состоящие в том, что сотрудники подразделений ГНИ, отвечающие, например, за проверку контрольно-кассовых машин, приезжают на территорию другой налоговой инспекции и проверяют торговые точки. Такой подход к организации проверок повышает результативность контроля на 30-40 %.


        При контрольной работе с юридическими лицами и предпринимателями эффективен также метод встречных проверок.


        Кроме того, осуществляется обмен информацией между налоговыми инспекциями об услугах, оказываемых на их территории юридическими и физическими лицами, которые зарегистрированы в других районах.


        Хорошие результаты при проведении проверок дает взаимодействие с силовыми структурами.


        Вместе с тем, на наш взгляд, с целью повышения эффективности контрольной деятельности налоговых органов за соблюдением налогового законодательства было бы целесообразно внести в законодательство ряд изменений и дополнений. В частности:


        - ограничить открытие расчетных и иных счетов в банках налогоплательщиками;


        - предусмотреть административную ответственность руководителя юридического лица и предпринимателя без образования юридического лица при уклонении от постановки на налоговый учет;


        - запретить физическим и юридическим лицам создавать новые предприятия до погашения ими сумм недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, числящимся за предприятиями, в которых они являются учредителями, или за ними лично;


        - урегулировать положения Гражданского кодекса и налогового законодательства в части установления очередности списания денежных средств со счетов клиентов;


- разработать положение о перечне расходов, не включаемых в состав расходов, связанных с предпринимательской деятельностью физических лиц.


Приложение № 1


СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО К ОТЧЕТУ ЗА ____ МЕСЯЦЕВ 199 __г.


1. Наименование предприятия____________________________________________________________________________________


2. Дата, место, номер регистрации________________________________________________________________________________


3. Дата начала хозяйственной деятельности_______________________________________________________________________


4. Среднесписочная численность работающих ____ в том числе инвалидов и пенсионеров_______________________________


5. Выручка получена от:     
     

Код по ОКОНХ

Наименование вида деятельности

Сумма

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 


6. Принадлежность к субъектам малого предпринимательства (СМП или нет)____________________________________________


7. Структура Уставного фонда для субъектов малого предпринимательства     
     

Учредители

Сумма (тыс. руб.)

Доля %

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 


8. Транспортные средства на балансе (есть, нет)___________________________________________________________________


9. Транспортные средства, приобретенные в отчетном периоде (количество единиц)____________________________________


10. Производство подакцизных товаров (занимается, нет)___________________________________________________________


11. Реализация ГСМ (занимается, нет)______________________________________________________________________________


12. Доходы от ценных бумаг, депозитов и т.п. (есть, нет)_____________________________________________________________


13. Доходы от игорного бизнеса, проведение концертно-зрелищных мероприятий (есть, нет)______________________________


14. Осуществление внешнеэкономической деятельности (да, нет)_____________________________________________________


15. Выплата доходов иностранным юридическим лицам (да, нет)_______________________________________________________


16. Учетно-финансовая политика предприятия определяется по: поступлению денег на р/сч. или в кассу, по отгрузке товаров (нужное подчеркнуть).


17. Юридический адрес___________________________________________________________________________________________


18. Фактический адрес (почтовый)_________________________________________________________________________________


19. Ф.И.О. руководителя ______________________________________ Телефон ___________________________________________


     Ф.И.О. гл. бухгалтера ______________________________________ Телефон___________________________________________


20. Льготы по налогам со ссылками на статьи законов (подтверждающие документы представляются дополнительно)_________________________________________________________________________________________________
     ____________________________________________________________________________________________________________


М.П.
   

РУКОВОДИТЕЛЬ                     подпись
ГЛ. БУХГАЛТЕР                        подпись