Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечают Л.В. Богомолова, советник налоговой службы III ранга, Астраханская обл.Г. И. Шапошникова, инспектор налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечают
Л.В. Богомолова, советник налоговой службы III ранга, Астраханская обл.
Г. И. Шапошникова, инспектор налоговой службы I ранга


          На основании каких документов в госналогинспекции ведутся записи в лицевых счетах плательщиков?


         Записи о начислении платежей в лицевых счетах налогоплательщиков производятся в соответствии с п. 1 раздела II инструкции Госналогслужбы России № 26 на основании следующих документов:


         - справок об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли;


         - налоговых отчетов, расчетов, деклараций, а также других документов налогоплательщиков о платежах в бюджет по фактически полученным прибылям, доходам и имеющимся иным объектам обложения налогами;


         - актов проверок, произведенных как работниками налоговых органов, так и другими контролирующими органами.


         Вправе ли налоговая инспекция при приеме фактических расчетов по налогам и сборам в период сдачи (представления) отчетности требовать от налогоплательщиков платежные поручения на перечисление соответствующих сумм налогов в бюджет с отметкой банка об их исполнении?


         Согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” “обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога”. Это означает, что налогоплательщик должен сам предъявлять налоговому органу вышеназванный документ, тем более, что основанием для ведения учета поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет являются выписки из банковских счетов, копии платежных поручений, квитанции об уплате платежей, полученные госналогинспекциями от банков и финансовых органов.


         Кроме того, плательщик обязан дополнительно проконтролировать, поступили или нет суммы платежей, перечисленные с его расчетного счета, в бюджет государства. также в случае, если с расчетного счета предприятия эти суммы были списаны банком, но денежные средства в бюджет не поступили, налоговая инспекция вправе выставить инкассовое поручение на бесспорное взыскание средств с расчетного счета налогоплательщика. Данное положение подтверждается содержанием информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.96 № 1 “Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов”, в котором сказано, что обязанность налогоплательщика может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка.


         В то же время может сложиться ситуация, когда налогоплательщик совершил все возложенные на него законодательством действия по обеспечению поступления в бюджет соответствующей суммы налога, но налог в бюджет не поступил в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика. В этом случае ответственность за задержку перечисления налога несет банк, на что также указано в вышеназванном информационном письме.


         Каков порядок начисления пени на не внесенную в бюджет в срок сумму платежа? Что считается сроком ее уплаты?


         Для каждого налога существует свой нормативный срок уплаты. Например, для плательщиков, уплачивающих авансовые взносы налога на прибыль, уплата в бюджет должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога на прибыль. Суммы налога на прибыль, дополнительно причитающиеся в бюджет по квартальным расчетам, вносятся предприятиями в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал и т.д.


         Пени на суммы платежей, не внесенные в бюджет в срок, начисляются за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты суммы налога по день фактической уплаты включительно. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” с 20 мая 1996 года пени по налоговым платежам начисляются в размере 0,3 % за каждый день просрочки, кроме платежей по земельному налогу. Согласно ст. 17 Закона РСФСР от 11.10.97 № 1738-1 “О плате за землю” пеня по данному налогу начисляется в размере 0,7 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.


         Сроком уплаты считается дата снятия суммы платежа с расчетного счета плательщика, поэтому очень важно, чтобы на платежных поручениях, поступающих в налоговую инспекцию, эта дата обязательно значилась.


         Какие меры ответственности применяются к банкам в случае задержки ими налоговых платежей, перечисляемых налогоплательщиками?


         Согласно ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае неисполнения, а также задержки исполнения по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается пеня в размере 0,2 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты задержанной суммы налога.


         Например, 18 октября банк принял к исполнению платежные поручения на перечисление налоговых платежей в бюджет в сумме 10 млн руб. по сроку 20 октября. Хотя денежные средства для расчетов с бюджетом на счете плательщика имелись, банк списал 10 млн руб. 25 октября, то есть спустя 8 дней.


         В этом случае пеня с банка будет взыскана в размере 0,2 % от суммы 10 млн руб. только за 6 дней (отсчет начинается с 20 октября).


         Кроме того, налоговой инспекцией может быть принято решение о применении к этому банку финансовых санкций, а значит взыскание пени с него будет произведено в бесспорном порядке.


         Каков порядок начисления пени на суммы, доначисленные по результатам камеральных и документальных проверок ?


         Пени по платежам, доначисленным в ходе камеральных проверок бухгалтерских отчетов и балансов, а также расчетов по налогу на прибыль, начисляются по истечении 5_дневного срока со дня, установленного для представления балансов и отчетов.


         На суммы, доначисленные в результате проверки месячных отчетов (расчета по НДС, расчета по налогу на реализацию ГСМ и т.д.), пени начисляются со дня, установленного для представления месячного отчета.


         Пени на доначисленные суммы налогов по актам документальных проверок начисляются со срока, установленного для представления расчета по день фактической уплаты включительно. Пени на пени и штрафные санкции не начисляются.


         Что должен предпринять налогоплательщик, чтобы возвратить из бюджета излишне уплаченные суммы налога ?


         В случае перечисления в бюджет излишних сумм налога налогоплательщик должен подать в госналогинспекцию заявление на их возврат из бюджета.


         При этом в заявлении необходимо указать наименование заявителя (налогоплательщика), его адрес, наименование платежа, соответствующее подразделение бюджетной классификации доходов, по которому образовалась переплата, сумма, подлежащая возврату или зачету.


         На основании этого заявления, а также данных лицевых счетов предприятия ГНИ дает заключение о наличии переплаты по указанному платежу и выносит решение о зачете в счет других платежей или о возврате суммы из бюджета.


         Кроме того, излишне поступившая сумма платежа (переплата) засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по другим платежам того же плательщика, о чем он ставится в известность.