Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Арбитражная практика московской налоговой службы

      

Арбитражная практика московской налоговой службы  


Е. Алексеева,
Б. Лахов  


        Налогообложение в России основано на принципах добровольной и своевременной уплаты налогоплательщиком в бюджет причитающихся с него сумм налогов и других обязательных платежей. Если обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налогов и других обязательных платежей не выполняется, недоимки взыскиваются в бесспорном порядке, а также принимаются другие решения в соответствии с предоставленными налоговым органам правами.


        С принятием Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” у налогоплательщика появилось впервые зафиксированное в налоговом законодательстве право на судебную защиту, которое нашло отражение также в п. 4 ст. 8 Закона РСФСР “О собственности в РСФСР”, в п. 2 ст. 20 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и принятых позднее Законе РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (ст. 12) и Указе Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340, которым утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации (п. 25).


        Это означает, что в случае возникновения налоговых споров между налоговым органом и налогоплательщиком в процессе исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщик вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налогового органа или о возврате из бюджета списанных в бесспорном порядке сумм, о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производилось в бесспорном порядке, или о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями налоговых инспекций и их должностными лицами.


        Решение, принимаемое в пользу налогоплательщика, влечет в соответствии со ст. 13 Закона РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” возврат сумм налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканных налоговой службой.


        В 1995 году налогоплательщики предъявили к налоговым органам г. Москвы 147 исков, в 1996 - 190 исков, за период с января по сентябрь 1997 года - 242 иска. Средний процент разрешения споров в пользу налогоплательщиков в 1996 году составил 36,8 %, из которых частично удовлетворено 18,4 % исков. За период с января по сентябрь 1997 года в пользу налогоплательщиков разрешено 39,6 % общего числа предъявленных исков.


        В 1996 году сумма исковых требований налогоплательщиков составила 951 239,2 млн руб.*1 Общая сумма денежных средств, фактически возвращенных из бюджета по искам налогоплательщиков в 1996 году, составила 19 739,6 млн руб.
     
       ------
       *1 Без учета деноминации


        Сумма исковых требований налогоплательщиков за 9 месяцев 1997 года составила 1 270 348,7 млн руб.; сумма, взысканная из бюджета в 1997 году, составила 394 605,7 млн руб.


        Основной причиной, вызывающей налоговые споры, является несовершенство налогового законодательства (нечеткость правовых норм, допускающих неоднозначное толкование, наличие пробелов, противоречий и коллизий).


        Например, налогоплательщик дал банку поручение о списании денежных средств для зачисления налогов в бюджет. Банк сумму списал, а в бюджет не перевел. Налоговая служба списывает с плательщика образующуюся недоимку. Налогоплательщик не согласен с двойным списанием налогов. Вправе ли налоговая инспекция в подобных случаях производить взыскание с плательщика вторично? Различные точки зрения на этот вопрос породили в свое время диаметрально противоположные разъяснения по решению данной проблемы, в частности, между Госналогслужбой России и Минфином России.


        До сих пор существуют разногласия между Госналогслужбой России и арбитражными судами по вопросу применения финансовых санкций (включая штрафы) к налогоплательщикам, допустившим неправильное исчисление (завышение) сумм НДС по покупным материальным ресурсам, отражаемым по дебетовым оборотам счета 68 “Расчеты с бюджетом”.


        В соответствии с Законом РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” налоговая инспекция вправе предъявлять иски в суд или арбитражный суд о ликвидации предприятий, о признании сделок недействительными, о признании регистрации предприятия недействительной и др.


        Другим направлением деятельности налоговой службы, связанным с участием в судопроизводстве, является исковая работа по взысканию недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и применение финансовых санкций за нарушение налогового законодательства.


        В 1996 году налоговые органы г. Москвы предъявили 144 иска к налогоплательщикам, из них было удовлетворено 131 заявление. За 9 месяцев 1997 года к налогоплательщикам предъявлено 583 иска, 539 из которых удовлетворено. Сумма дополнительных поступлений в бюджеты в 1997 году составила 27 801,384 млн руб.


        В 1996 году 114 исков предъявлялось к налогоплательщикам-физическим лицам о взыскании недоимки по налогам и о финансовых санкциях. Судебная практика по этой категории дел сложилась задолго до создания налоговых органов и не претерпела каких-либо существенных изменений на сегодняшний день.


        В 1996-1997 годах налоговые инспекции г. Москвы предъявили ряд исков к банкам, виновным в неисполнении платежных поручений о перечислении налогов в бюджет. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил большинство из них.


        В то же время в Арбитражном суде г. Москвы в 1997 году были рассмотрены исковые заявления к налоговым органам фирм “Джонсон и Джонсон”, “Авиабанк”, “Сбербанк России”, “Газпромбанк”. Решением суда исковые заявления были частично удовлетворены. Другим организациям, таким как “Презенткомбанк”, “Национальный резервный банк”, банк “Коптево”, суд в исках отказал.


        В 1997 году 506 исков к налогоплательщикам приходится на иски, предъявляемые к юридическим лицам об их ликвидации на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 487 исков было удовлетворено. Но, вместе с тем, гражданское процессуальное законодательство не устанавливает конкретных мер по принудительному исполнению таких решений, которые достигли бы поставленной судебным актом цели - ликвидация юридического лица.


        Поэтому значительная часть решений о ликвидации до сих пор находится в стадии исполнительного производства. Предполагается, что многие проблемы будут решены после введения в действие Федерального закона “Об исполнительном производстве” и Федерального закона “О судебных приставах”.


        В процессе работы по выявлению фактов нарушения налогового законодательства налоговые органы взаимодействуют с другими органами государственной власти.


        Так, по материалам, представленным Московской регистрационной палатой, налоговые инспекции г. Москвы в течение IV квартала 1997 года подготовили и направили в Арбитражный суд г. Москвы более 230 исков о ликвидации юридических лиц, нарушающих действующее законодательство - не сдающих бухгалтерскую отчетность в течение длительного времени.


        В 1996-1997 годах ГНИ по г. Москве совместно с прокуратурой г. Москвы подготовлены материалы для направления в Арбитражный суд г. Москвы исков о ликвидации ряда негосударственных пенсионных фондов, действующих на территории г. Москвы и нарушающих действующее законодательство. Только в течение I квартала 1997 года в арбитражный суд были направлены исковые материалы о ликвидации 7 негосударственных пенсионных фондов. Арбитражным судом принято решение о ликвидации 3-х из них.