Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы налогоплательщиков об административной ответственности за нарушения налогового законодательства А.В. Смирнов, советник налоговой службы I ранга


Ответы на вопросы налогоплательщиков об административной ответственности за нарушения налогового законодательства
А.В. Смирнов, советник налоговой службы I ранга


        Что следует считать днем обнаружения непредставления предприятиями в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты?


        Учитывая, что все предприятия в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” подлежат в обязательном порядке постановке на учет в государственных налоговых инспекциях по месту своего нахождения, налоговые органы объективно имеют возможность контролировать своевременность представления ими бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Поэтому днем обнаружения такого административного нарушения налогового законодательства, как непредставление предприятиями в налоговый орган бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты, следует считать день, установленный законодательством для представления в налоговый орган таких документов по каждому конкретному виду налога.


        При возникновении “внештатной” ситуации, например, обнаружение непредставления таких документов предприятием, не состоящим на налоговом учете, днем обнаружения правонарушения следует считать день фактического обнаружения (например, в ходе проверки, проводимой налоговым органом).


        Можно ли налагать на должностных лиц предприятий административные штрафы за несвоевременное представление платежных поручений на уплату налогов в учреждения банков?


        Действующим законодательством Российской Федерации о налогах не предусмотрена административная ответственность за несвоевременное представление платежных поручений на уплату налогов в учреждения банков.


        В соответствии с абзацем вторым п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” государственные налоговые инспекции имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды. Неуказание в этой норме конкретного органа, которому налогоплательщик обязан представлять документы, а также отсутствие законодательного определения - относятся ли платежные поручения к “другим документам, связанным с уплатой налогов” - могут ввести налоговые органы в искушение оштрафовать налогоплательщика, несвоевременно направившего платежное поручение в банковское учреждение. Однако действующим законодательством о налогах платежные поручения не отнесены к документам, связанным с исчислением и уплатой налогов и неналоговых платежей; более того, согласно письму Госналогслужбы России от 03.03.93 № ВГ-6-14/104 “О порядке применения финансовых санкций” несвоевременное представление в учреждение банка платежного поручения на уплату налога не относится к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, тем самым подтверждается, что платежное поручение не относится к “другим документам”.


        Неуказание в абзаце втором п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” конкретного органа, в который представляются документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, не является пробелом в законодательстве, так как указанную законодательную норму нельзя рассматривать в отрыве от ст. 11 и 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, из смысла которых следует, что таким органом является соответствующая государственная налоговая инспекция.


        В случае неведения индивидуальным предпринимателем учета фактически полученных в течение года своих доходов и расходов, произведенных в связи с их извлечением, государственная налоговая инспекция привлекает его к административной ответственности в соответствии с абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”. Могут ли налоговые органы привлечь к административной ответственности за неведение учета доходов любого гражданина или только занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?


        Обязанность вести учет фактически полученных в течение года доходов и расходов, произведенных в связи с их извлечением, возложена статьей 20 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц” на всех граждан Российской Федерации независимо от того, занимаются они предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или являются государственными служащими, обязаны они представлять в государственные налоговые инспекции декларации о доходах или нет.


        Таким образом, к административной ответственности, предусмотренной абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, может быть привлечен любой гражданин-налогоплательщик, виновный в отсутствии учета своих доходов.


        В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц” и абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” к административной ответственности за отсутствие учета доходов может быть привлечено только “физическое лицо, подлежащее налогообложению”. Что подразумевается под понятием “физические лица”? Кто к ним относится?


        Согласно ст. 1 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц” физическими лицами, подлежащими налогообложению (плательщиками подоходного налога), являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. К установленной ответственности могут быть привлечены граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Лица без гражданства к указанной ответственности привлечены быть не могут, так как “гражданами” не являются.


        Пунктом 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” предусмотрены повышенные размеры административных штрафов за повторное в течение года совершение административного нарушения налогового законодательства. Что следует считать повторным совершением такого административного нарушения налогового законодательства, как отсутствие учета доходов?


        Повторным совершением административного правонарушения следует считать совершение в течение года однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию. Однородными следует считать отсутствие учета доходов, его ведение с нарушением установленного порядка.


        Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не представил в государственную налоговую инспекцию декларацию о своих доходах. В течение какого срока он может быть привлечен к административной ответственности?


        В соответствии с абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” государственные налоговые инспекции имеют право и обязаны налагать на граждан административные штрафы за непредставление или несвоевременное представление деклараций о доходах или включение в декларации искаженных данных в тех случаях, когда представление деклараций для граждан обязательно. Обязательность представления гражданами-предпринимателями в налоговые органы деклараций о доходах установлена статьей 18 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц”.


        Учитывая, что непредставление в налоговый орган декларации о доходах сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.


        Что следует считать днем обнаружения непредставления в налоговый орган декларации о доходах?


        Днем обнаружения этого правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно о факте непредставления.


        Учитывая, что все граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица состоят на учете в соответствующих налоговых органах, административный штраф может быть наложен только в течение двух месяцев со дня, установленного действующим законодательством для подачи декларации о доходах, например, в отношении доходов, полученных в 1996 году, - с 1 апреля 1997 года.


        Гражданин в течение 1996 года, кроме работы по основному месту работы, подрабатывал еще в нескольких местах. Должен ли этот гражданин подавать декларацию о своих доходах в государственную налоговую инспекцию по месту своего жительства? Может ли налоговый орган наказать его за непредставление декларации?


        В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц” граждане, получающие доходы помимо основного места работы, обязаны представлять в налоговый орган декларации о доходах только в случае превышения их совокупного дохода законодательно установленного лимита. Если совокупный доход гражданина превысил установленный лимит, а он не подал декларацию, то этот гражданин подлежит ответственности в соответствии с абзацем третьим п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”. Административный штраф за это правонарушение может быть наложен налоговым органом не позднее двух месяцев со дня обнаружения этого правонарушения. Следует иметь в виду, что днем обнаружения в этом случае следует считать не день, установленный законодательством для подачи деклараций, а день фактического обнаружения административного правонарушения, так как такие граждане не подлежат обязательному учету в налоговых органах, и государственная налоговая инспекция не знала и не могла знать о возникновении у этого гражданина такого права.


        В течение какого срока может быть наложено административное взыскание за непредставление предприятиями (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также гражданами по требованию налогового органа справок, документов и копий с них, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильного налогообложения (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”)?


        Учитывая, что непредставление предприятиями (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также гражданами по требованию налогового органа справок, документов и копий с них, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильного налогообложения, сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, иначе говоря является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения государственной налоговой инспекцией.


        Что следует считать днем обнаружения непредставления предприятиями (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также гражданами по требованию налогового органа справок, документов и копий с них, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильного налогообложения?


        Днем обнаружения этого административного правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно о совершенном административном нарушении налогового законодательства. Таким днем является день, следующий за днем, определенным налоговым органом для представления требуемых документов.


        Государственная налоговая инспекция направила в адрес предприятия требование представить ряд документов или копий с них, касающихся хозяйственной деятельности партнера этого предприятия, мотивируя, что эти документы необходимы для правильного налогообложения. Предприятие отказалось представить эти документы под предлогом, что содержащаяся в них информация относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Вправе ли налоговый орган применить к руководителю этого предприятия административные санкции, предусмотренные абзацем четвертым п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”?


        В соответствии с п. 3 и 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” государственные налоговые инспекции имеют право требовать и получать от предприятий справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Законодатель не конкретизирует - имеются в виду только справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, или любого налогоплательщика. Таким образом, государственная налоговая инспекция, используя пробел в законодательстве, имеет право привлечь к административной ответственности руководителя неподчинившегося предприятия в соответствии с абзацем четвертым п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”.


        В течение какого срока налагается административный штраф за недопущение государственных налоговых инспекторов к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий и граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”)?


        Учитывая, что недопущение государственных налоговых инспекторов, находящихся при исполнении своих обязанностей, к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий и граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения? сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, иначе говоря является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения государственной налоговой инспекцией.


        Что следует считать днем обнаружения такого административного нарушения налогового законодательства, как недопущение государственных налоговых инспекторов, находящихся при исполнении своих обязанностей, к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий и граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения?


        Днем обнаружения данного правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно о совершенном административном нарушении налогового законодательства. Таким днем является день, когда работникам налогового органа было отказано налогоплательщиком в обследовании указанных помещений.


        Если отказ выражается в пассивной форме - налогоплательщик открыто не возражает против обследования, но и не допускает работников государственной налоговой инспекции или органов налоговой полиции в помещение (нет ключей, материально ответственное лицо в отпуске или болеет и т.п.), налоговому органу следует официально (письменно) определить день начала обследования помещения, и тогда двухмесячный срок, установленный для наложения административного штрафа, будет исчисляться со дня, следующего за днем, назначенным для начала обследования.


        Наличие каких условий, кроме общеустановленных законодательством об административных правонарушениях, необходимо для наступления административной ответственности за недопущение государственных налоговых инспекторов, находящихся при исполнении своих обязанностей, к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий и граждан, используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”)?


        В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР” государственные налоговые инспекции и их должностные лица имеют право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. Для наступления административной ответственности необходимо наличие следующих признаков:


        - должностное лицо предприятия или гражданин пассивно или активно не позволяет государственному налоговому инспектору или работнику налоговой полиции обследовать указанные помещения;


        - помещения, которые намерены обследовать работники налоговых органов или органов налоговой полиции, должны использоваться для извлечения доходов либо быть связаны с содержанием объектов налогообложения;


        - обследование указанных помещений необходимо для осуществления работниками налоговых органов или органов налоговой полиции своих полномочий.


        Отсутствие одного из указанных признаков исключает наступление административной ответственности.


        В ходе проверки предприятия государственной налоговой инспекцией было установлено неведение бухгалтерского учета. Данный факт был отражен в акте проверки, руководитель был привлечен к административной ответственности. При проведении через полгода повторной проверки государственный налоговый инспектор убедился в том, что бухгалтерский учет как не велся, так и не ведется, требования по результатам предыдущей проверки не выполнены. Налицо неисполнение требований налогового органа. В течение какого срока налоговый орган имеет право наложить административное взыскание за неисполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, а также гражданами требований государственных налоговых инспекций об устранении выявленных в ходе проведенных проверок нарушений налогового законодательства (абзац четвертый п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”)?


        Учитывая, что неисполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, а также гражданами требований государственных налоговых инспекций об устранении выявленных в ходе проведенных проверок нарушений налогового законодательства сопряжено с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законодательством под угрозой административного наказания, иначе говоря, является длящимся административным нарушением налогового законодательства, административный штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения государственной налоговой инспекцией. Днем обнаружения этого правонарушения следует считать день, когда государственной налоговой инспекции стало известно или исходя из объективных данных должно было стать известно о неисполнении ее требований (в ходе проверки, из полученной информации).