Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает П.И. Савельев, советник налоговой службы II ранга


На вопросы читателей журнала отвечает П.И. Савельев, советник налоговой службы II ранга


        Предоставляется ли льгота по налогу на добавленную стоимость по товарам, реализуемым на экспорт, если документы, подтверждающие реальный экспорт этой продукции, представляются в налоговые органы по истечении 180 дней?


        Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные на стороне, то есть указанная льгота предоставляется предприятию - реальному владельцу экспортируемых товаров после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт этой продукции за пределы территорий государств-участников СНГ.


        Детальный порядок документального подтверждения реального экспорта товаров предусмотрен п. 22 и 35 уточненного текста инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с учетом Изменений и дополнений № 4, зарегистрированных Минюстом России 02.04.97 № 1282).


        В частности, п. 35 вышеназванных изменений и дополнений предусмотрено, что налогоплательщик в срок не позднее 180 дней с даты оформления региональной таможней грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта представляет в налоговые органы расчеты (декларации) с приложением документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.


        До представления этих документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров, налогоплательщики не отражают в своих налоговых декларациях (расчетах) указанные операции.


        По истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и неподтверждении реального экспорта товаров (работ, услуг) указанные поставки товаров (выполненные работы, оказанные услуги) не могут рассматриваться в режиме льготирования, а поэтому подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациях.


        Если после 180 дней налогоплательщики представляют соответствующие документы, обосновывающие право на получение экспортной льготы, то льгота, предусмотренная в Законе применяется, ранее доначисленные и взысканные в бюджет суммы налога возвращаются указанным налогоплательщикам-экспортерам с взиманием с них только пени.


        Когда возникает право на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации для свободного обращения?


        В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.


        Следовательно, право на возмещение (зачет) входного налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации в режиме “выпуск товаров для свободного обращения”, возникает у предприятия после принятия приобретенного оборудования на учет после ввода в эксплуатацию, если оно не требует монтажа и наладки, а по оборудованию, требующему монтаж и наладку, после сдачи его в монтаж, наладку и оприходования на счете 08 “Капитальные вложения”.


        Возможно ли переложить функции по подтверждению реального экспорта товаров, реализуемых в страны дальнего зарубежья, на таможенные органы?


        Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные на стороне, то есть указанная льгота предоставляется предприятию - реальному владельцу экспортируемых товаров после представления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт этой продукции за пределы территорий государств-участников СНГ.


        Детальный порядок документального подтверждения реального экспорта товаров предусмотрен п. 22 и 35 уточненного текста инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (с учетом Изменений и дополнений № 4). Указанные изменения и порядок разработаны и введены в действие в связи с рассмотрением этих вопросов в феврале текущего года в Верховном Суде Российской Федерации, и зарегистрированы Минюстом России 02.04.97 № 1282. Необходимость подтверждения всех условий (документов) признана основополагающей для предоставления безусловной экспортной льготы. В этом смысле отсутствие хотя бы одного из указанных документов не дает права на льготу.


        Таким образом, если налогоплательщик не представляет в налоговые органы документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ в виде транспортных, товаросопроводительных, таможенных или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, то он, впредь до представления необходимых документов, лишается льготы по налогу на добавленную стоимость.


        При этом следует иметь в виду, что ответственность за реальное использование экспортной льготы возложена непосредственно на налогоплательщика, поэтому функции по подтверждению фактического экспорта не могут возлагаться на таможенные органы.


        Как свидетельствует анализ ситуации в этой сфере налоговых отношений, большинство налогоплательщиков-экспортеров не испытывает серьезных затруднений в доказательстве вывоза своего товара за пределы государств-участников СНГ. Положительное решение этого вопроса для них является предметом двухсторонних контрактов (договоров, соглашений) с инопартнером.


        Освобождаются ли от налога на добавленную стоимость толлинговые операции в лесопромышленном комплексе?


        Законом РФ от 06.12.91 “О налоге на добавленную стоимость” (с учетом последующих изменений и дополнений) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены экспортируемые товары (работы, услуги), как собственного производства, так и приобретенные.


        В связи с этим Изменениями и дополнениями № 7 инструкции Госналогслужбы России от 09.12.91 № 1 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” обработка давальческого импортного сырья, завозимого на таможенную российскую территорию для дальнейшей его переработки в готовую продукцию российскими предприятиями, с целью вывоза за пределы границ государств-членов СНГ, отнесена к экспортируемым и, следовательно, льготируется по налогу на добавленную стоимость.


        Что же касается других форм толлинговых отношений, при которых давальческое сырье закупается инофирмами-нерезидентами на территории России для его дальнейшей переработки на российских предприятиях, то такая схема реализации сырья и оказания услуг российскими предприятиями иностранным фирмам действующим налоговым законодательством не предусмотрена, и для решения этой проблемы требуется внесение соответствующих уточнений в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость”.


        Не решает этот вопрос и Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 № 3255-1 “О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации” федеральные налоги (в том числе налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения. Изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации по конкретному налогу.


        Вместе с тем в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.07.97 № 916-р на срок до 1 апреля 1998 года только для предприятий алюминиевой промышленности было принято решение об особом порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость при закупке иностранным лицом у российского налогоплательщика сырьевых товаров и их передаче другому российскому лицу для переработки и экспорта готовой продукции предприятиями алюминиевой промышленности (внутренний толлинг).


        Письмом Госналогслужбы России от 07.07.97 № АП-4-03/18н, зарегистрированным Минюстом России 08.07.97 № 1345, установлен порядок начисления и уплаты налога на добавленную стоимость по отдельным коммерческим операциям при закупке иностранным юридическим лицом-нерезидентом российских сырьевых товаров и их передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза готовой продукции за границу только предприятиями алюминиевой промышленности.


        По операциям, осуществляемым по внутреннему толлингу, на предприятиях других отраслей промышленности аналогичных решений не принималось.


        Таким образом, для установления льготного порядка налогообложения таких операций (“внутренний толлинг”) требуется внесение соответствующего изменения в налоговое законодательство.


        Предоставляется ли льгота по налогу на добавленную стоимость предприятию, реализующему свою продукцию на экспорт в страны дальнего зарубежья через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, при отсутствии отметок таможенных органов государств-участников Таможенного союза или стран дальнего зарубежья на товаросопроводительных документах?


        В соответствии с действующим порядком при вывозе товаров в режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза (в том числе Республикой Беларусь), на которой таможенный контроль отменен, для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров в налоговые органы в обязательном порядке предъявляются:


        - контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;


        - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика (экспортера) в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;


        - грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление;


        - копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.


        Таким образом, если предприятие-экспортер в качестве документов, подтверждающих реализацию продукции на экспорт в дальнее зарубежье через территорию государства-участника Таможенного союза, представляет в налоговые органы все вышеперечисленные документы, то указанная фирма имеет право на льготу по налогу на добавленную стоимость.


        Однако, если на транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ, отсутствуют отметки пограничных таможенных органов государства-участника Таможенного союза или стран дальнего зарубежья, то предприятие-экспортер теряет право на получение экспортной льготы.