Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству

        

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству


С.С. Штарев,
государственный советник
налоговой службы I ранга

Л.В. Милославская,
государственный советник
налоговой службы II ранга

В.И. Майоров,
советник налоговой службы I ранга


        В соответствии с п. 4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, дивиденды по принадлежащим государству акциям не включаются в состав средств от приватизации и подлежат перечислению в соответствующий бюджет за вычетом расходов по банковским операциям.


        Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” доходы федерального бюджета на 1997 год формируются за счет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности (за исключением расходов, связанных с управлением указанными акциями).


        Порядок и сроки перечисления в бюджет дивидендов определены письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 № 143, № ЮУ-4-15/194н, согласованным с Госкомимуществом России и Российским фондом федерального имущества и зарегистрированным в Минюсте России 23.12.93 № 441.


        С выходом Федерального закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” необходимо иметь в виду, что дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом акционерного общества или решением общего годового собрания акционеров, которое согласно этому закону может проводиться в период с марта по июнь года, следующего за отчетным.


        Вместе с тем, действие ст. 32, 35, 42, 47, 51 указанного Федерального закона распространяется не на все акционерные общества, так как п. 5 ст. 1 данного Закона установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий, действующими вплоть до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации.


        К таким правовым актам относятся: Закон РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, Указы Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, от 24.12.93 № 2284 “О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”, от 22.07.94 № 1535 “Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года”, от 18.08.96 № 1210 “О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера”, а также решения Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственных и муниципальных предприятий и соответствующие нормативные акты иных федеральных органов, изданные в пределах их компетенции.


        Поэтому при выплате сумм годовых дивидендов по принадлежащим государству акциям акционерными обществами, доля принадлежащих государству акций которых превышает 25 процентов уставного капитала, такие общества обязаны перечислять в бюджет соответствующие средства не позднее 1 мая года, следующего за отчетным; при выплате промежуточных (ежеквартальных, полугодовых) дивидендов эти средства подлежат перечислению в бюджет не позднее 10 дней со дня их начисления. С окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, прекращается указанный выше порядок уплаты дивидендов.


        При определении срока окончания приватизации конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1210, согласно которому окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, является последняя из дат, фиксирующая срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности.


        Сроки выплаты дивидендов по акциям других акционерных обществ, доля принадлежащих государству акций которых не превышает 25 процентов уставного капитала либо у которых срок приватизации, определенный планом приватизации, истек, определяются в соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.


        Предусмотренные ст. 10 Федерального закона РФ от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год” дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета на код 20102 “Дивиденды по акциям, принадлежащим государству” Бюджетной классификации Российской Федерации в редакции приказа Минфина России от 29.12.94 № 177 “О Бюджетной классификации Российской Федерации” либо на раздел 12 “Прочие налоги, сборы и другие поступления”, параграф 54 “Дивиденды по акциям, принадлежащим государству” Классификации доходов и расходов бюджетов Российской Федерации в редакции приказа Минфина России от 03.08.93 № 89 “О внесении изменений и дополнений в Классификацию доходов и расходов бюджетов Российской Федерации”.


        В случае нарушения сроков перечисления акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не внесенная в бюджет сумма считается недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 0,05 процента в соответствии с п. 11 инструкции Минфина России от 12.06.81 № 121, изданной на основании п. 37 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного Указом Президиума Верховного совета СССР от 26.01.81 № 3820-Х, а также п. 1 приложения 2 к инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 № 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”.


        В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.95 № 641 “О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов” контроль за поступлением в федеральный бюджет дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, осуществляется Госкомимуществом России и Российским фондом федерального имущества с участием Госналогслужбы России.


        По действующему порядку дивиденды по акциям, принадлежащим государству, перечисляются акционерными обществами непосредственно в соответствующие бюджеты (по принадлежности объектов собственности), минуя органы приватизации (комитеты по управлению имуществом и фонды имущества).


        Копии платежных поручений, подтверждающих перечисление в бюджет сумм дивидендов, должны передаваться акционерным обществом в фонд имущества или комитет по управлению имуществом для осуществления контроля за полнотой и своевременностью их перечисления в бюджет.


        Кроме изложенного, при начислении и выплате дивидендов необходимо отметить следующие особенности.


        В соответствии со ст. 6 раздела IV Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, к исключительной компетенции собрания акционеров относится утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на одну обыкновенную акцию.


        Если собрание акционеров приняло решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям, то это решение распространяется и на дивиденды по акциям, принадлежащим государству, держателем которых временно является фонд имущества.


        Если государству (фонду имущества) принадлежат привилегированные акции типа “Б”, то в соответствии со ст. 5 вышеуказанного положения владельцы привилегированных акций типа “Б” имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда.


        Общая сумма, выплачиваемая в качестве дивиденда по каждой привилегированной акции типа “Б”, устанавливается в размере 5 процентов чистой прибыли акционерного общества по итогам последнего финансового года, разделенной на число привилегированных акций (п. 5.4 раздела IV Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721).


        В случае недостаточности прибыли:


        - средства резервного фонда акционерного общества не могут направляться на выплату гарантированных дивидендов держателям привилегированных акций, так как в соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован для иных целей.


        Следовательно, при отсутствии у акционерного общества чистой прибыли по итогам последнего финансового года дивиденды по привилегированным акциям не могут быть выплачены.


        Если Устав акционерного общества не содержит обязательства по выплате дивидендов владельцам привилегированных акций типа “Б”, то это не означает, что изменилась суть привилегированной акции - при наличии чистой прибыли получение ежегодного фиксированного дивиденда.


        В п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечено, что Устав акционерного общества должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров и т.д.


        Следовательно, при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество открытого типа его Устав должен содержать раздел о правах акционеров.


        В случае, если в результате проверки доначислена прибыль, то в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 28.12.94 № 173, заниженная прибыль отражается в следующей отчетности нарастающим итогом как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. Дивиденды на нее начисляются в следующем году.


        Часто возникают вопросы, касающиеся права налоговой инспекции самостоятельно начислять и взыскивать в доход соответствующего бюджета дивиденды по привилегированным акциям типа “А” и “Б” в случаях, если:


        а) общее собрание акционеров не проводилось;


        б) общее собрание приняло решение о невыплате дивидендов;


        в) акционерное общество признано неплатежеспособным.


        Разделом V Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284, п. 4.2 и 5.3 раздела IV Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 № 721, установлено, что владельцами привилегированных акций типа “А” являются члены трудового коллектива акционерного общества; следовательно дивиденды по этим акциям выплачиваются членам трудового коллектива.


        Согласно ст. 6 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” главной задачей Госналогслужбы России является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством РСФСР и республик, входящих в РСФСР.


        Исходя из данного положения Закона следует вывод о том, что на налоговые органы не возложен контроль за начислением и выплатой дивидендов по акциям, принадлежащим членам трудового коллектива предприятия.


        Согласно п. 5.4 указанного выше Положения держателем привилегированных акций типа “Б”, принадлежащих государству, является исключительно фонд имущества. Дивиденды по привилегированным акциям типа “Б” на основании п. 4.1 указанной выше Государственной программы приватизации и Федеральных законов Российской Федерации “О федеральном бюджете” на соответствующий год являются обязательным платежом в бюджет, и согласно ст. 6 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” их уплату в бюджет контролируют налоговые органы.


        До окончания срока приватизации и при наличии в уставном капитале акционерного общества более 25 процентов акций, принадлежащих государству, решение общего собрания акционеров о невыплате дивидендов по привилегированным акциям неправомерно, так как оно противоречит п. 5.4 раздела IV Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. В случае, если общее собрание акционеров не проводилось либо дивиденды по привилегированным акциям типа “Б” за истекший финансовый год не начислены и не выплачены, налоговые органы вправе начислить их в порядке, установленном указанным выше Положением, и взыскать в судебном порядке в доход бюджета в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” с начислением пени в размере 0,05 процента.


        Согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям, если на момент выплаты дивидендов оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов.


        Только в случае, если предприятие (акционерное общество) признано на момент выплаты дивидендов несостоятельным (банкротом) либо выплата дивидендов приведет к объявлению предприятия (общества) несостоятельным (банкротом), государственная налоговая инспекция не начисляет и не взыскивает дивиденды по акциям, принадлежащим государству.


        При расчете дивидендов по привилегированным акциям типа “А” и “Б” общая сумма дивиденда устанавливается в размере 5 процентов чистой прибыли акционерного общества по итогам последнего финансового года, разделенной на число акций, которые составляют 25 процентов уставного капитала общества. В случае, если фактическая доля акций типа “А” и “Б” имеет иное соотношение в уставном фонде, то в случае:


        - если государству принадлежит менее 25,5 процентов акций, акционерное общество при решении вопроса о выплате дивидендов вправе руководствоваться ст. 42 указанного Закона, а не п. 5.4 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа;


        - если в уставном капитале акционерного общества доля привилегированных и (или) обыкновенных акций, принадлежащих государству, составляет более 25,5 процентов, при расчете причитающихся государству дивидендов по ним учитывается фактическое количество находящихся в государственной собственности акций.


        При уплате в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, акционерными обществами, образованными в процессе приватизации на основе государственных предприятий угольной промышленности Кемеровской области, которые впоследствии вошли в состав акционерных обществ открытого типа, созданных на базе объединений предприятий угольной промышленности Кузбасса, необходимо руководствоваться следующим.


        Преобразование в акционерные общества и приватизация объединений, предприятий, организаций угольной промышленности осуществлялись в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30.12.92 № 1702 и от 09.02.96 № 168.


        В упомянутом случае плательщиком в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, является объединение-акционерное общество, в уставном капитале которого находится пакет акций, принадлежащий государству.


        Кроме вышеизложенного следует отметить, что в соответствии с п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 09.02.96 № 168 “О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры угольной промышленности Российской Федерации” учредительные документы открытого акционерного общества “Российская угольная компания” предусматривают функции доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, в том числе в качестве правопреемника государственного предприятия “Российская угольная компания” по заключенным им договорам.


        Порядок компенсации затрат, связанных с доверительным управлением закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности, и вознаграждения доверительных управляющих утвержден Первым заместителем председателя правительства РФ А.Б. Чубайсом от 13.05.97 № 37н, на основании которого источником компенсации затрат, связанных с доверительным управлением акциями акционерных обществ угольной промышленности, закрепленными в федеральной собственности и переданными в доверительное управление учредителем доверительного управления, являются дивиденды по этим акциям.     


        Компенсация затрат осуществляется в пределах имеющихся дивидендов по акциям и в сроки, совпадающие со сроками перечисления дивидендов в федеральный бюджет.


        Преобразование предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в нефтяные компании осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 17.11.92 № 1403 “Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения” и сопровождается внесением в порядке оплаты уставного капитала пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.


        При этом, нефтяная компания с этого момента приобретает права собственника на данные акции и, соответственно, все права акционера данных акционерных обществ, в том числе и право на получение дохода по ним. Дивиденды на акции акционерных обществ, перечисленные на счет нефтяной компании, являются доходом этой компании и изъятию в бюджет не подлежат.


        В федеральный бюджет подлежат перечислению только дивиденды, начисленные от чистой прибыли нефтяной компании на акции, закрепленные в федеральной собственности.


        В соответствии с Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 № 1535 (раздел 6.2), дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления), а при отсутствии таких объектов направляются в соответствующий бюджет.


        в случае принятия указами или распоряжениями Президента Российской Федерации решений об ином направлении дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, или средств от продажи акций, принадлежащих государству (для целевого финансирования технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей, на проведение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), то при проверках своевременности уплаты в бюджет акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, следует руководствоваться положениями следующих указов и распоряжений.


        На основании п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 10.06.94 № 1200 “О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой” представители государства в органах управления обществ обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или Российским фондом федерального имущества от имени которых они действуют:


        - проекты решений органов управления обществ, которые они будут вносить и поддерживать;


        - свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления обществ.


        Если свое решение о неначислении дивидендов и направлении полученной прибыли на развитие производства представитель государства в Совете директоров и на собрании акционеров согласовал с Госкомимуществом России или с Российским фондом федерального имущества, то такое решение является правомерным.


        В соответствии с п. 7 вышеназванного Указа нарушения государственными служащими, назначенными представителями государства в органах управления обществ, порядка согласования проектов решений и голосования по проектам решений, а также голосование не в соответствии с результатами согласования или решениями Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти, влекут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с государственной службы.


        Следует также иметь в виду, что существует особенность, связанная с формированием бюджета закрытого административно-территориального образования. Согласно ст. 5 Закона РФ от 14.07.92 № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании” в доходы бюджета и во внебюджетные фонды закрытого административно-территориального образования, формируемые за счет обязательных отчислений, зачисляются все налоги и другие поступления с его территории, в том числе и дивиденды по акциям, принадлежащим государству, начисляемые акционерными обществами, расположенными на территориях закрытых административно-территориальных образований.


        Льготы по использованию дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ:


        - статьей 18 Федерального закона РФ от 22.08.96 № 126-ФЗ “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации” установлено, что дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, капитализируются и направляются на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производственных мощностей приватизируемых организаций кинематографии;


        - пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1559 “О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации” установлено, что дивиденды, начисленные на принадлежащие Российской Федерации акции акционерного общества “Росгазификация”, в течение первых трех лет деятельности остаются в распоряжении этого общества и направляются на финансирование технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей акционерных обществ по газификации и эксплуатации газового хозяйства, на проведение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;


        - пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 17.11.92 № 1403 “Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения” установлено, что дивиденды, выплачиваемые по акциям, закрепленным в федеральной собственности, акционерных обществ, созданных при преобразовании предприятий и объединений, указанных в приложениях № 1, 2 и 3 к вышеназванному Указу, направляются для целевого финансирования технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей, на проведение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по добыче, транспортировке, переработке нефти и нефтепродуктообеспечению, а все дивиденды, получаемые по закрепляемым в федеральной собственности акциям компаний, созданных в соответствии с подпунктами “б” и “в” п. 4 Указа, остаются в их распоряжении;


        - пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 05.11.92 № 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.92 № 922 “Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества”" предусмотрено направление дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции РАО “ЕЭС России”, на развитие Единой энергетической системы России;


        - пунктом 6.2 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 № 1535, предусмотрено направление дивидендов на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти;


        - пунктом 21 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.92 № 708, имущество указанных хозяйств, созданное за счет бюджетных источников, образует государственную долю их капитала. Соответствующий пакет акций может передаваться фондом имущества в доверительное управление (траст) учебному заведению или научно-исследовательскому учреждению для обеспечения их деятельности. На указанные акции дивиденды не начисляются;


        - пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.04.93 № 446 “Об особенностях приватизации предприятий, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по атомной энергии, и управления ими в условиях развития рыночной экономики” предусмотрено, что дивиденды, выплачиваемые по находящимся в федеральной собственности акциям созданных акционерных обществ, направляются для целевого финансирования технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей предприятий ядерно-энергетического комплекса, проведения природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области развития атомной энергетики и ядерно-топливного цикла;


        - пунктом 3 постановления Правительства РФ от 12.01.95 № 31 “О Федеральном фонде развития электронной техники” установлено, что предприятия электронной промышленности перечисляют на расчетный счет Фонда дивиденды по итогам финансового года, начисленные по находящимся в федеральной собственности пакетам акций;


        - пунктом 1 постановления Правительства РФ от 27.06.96 № 754 “Вопросы государственного фонда конверсии” определено, что дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, акционерных обществ, созданных в результате преобразования предприятий оборонных отраслей промышленности и реализующих конверсионные программы при финансовой поддержке государственного фонда конверсии, начиная с 1997 года, за исключением дивидендов по акциям акционерных обществ, созданных на базе предприятий ядерно-энергетического комплекса, являются одним из источников формирования средств государственного фонда конверсии;


        - пунктом 1 Порядка компенсации затрат, связанных с доверительным управлением закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности, и вознаграждения доверительных управляющих, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства РФ А.Б. Чубайсом от 13.05.97 № 37н, установлено, что источником компенсации затрат, связанных с доверительным управлением акциями акционерных обществ угольной промышленности, закрепленными в федеральной собственности и переданными в доверительное управление учредителем доверительного управления, являются дивиденды по этим акциям.