Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения налогового законодательства на предприятиях торговли

      

Нарушения налогового законодательства на предприятиях торговли


А.Г. Луканина,
государственный советник налоговой службы
III ранга, г. Москва


        При проведении документальных проверок на местах налоговые органы выявляют значительные нарушения налогового законодательства на предприятиях торговли.


        В нарушение Закона РФ от 23.02.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” не на все хозяйственные операции имеются оправдательные документы, в кассовые и банковские документы вносятся исправления, что категорически запрещается. Хозяйственные операции оформляются не типовыми формами первичных документов, а на листах бумаги, в отдельных случаях не ведется главная книга, на документах отсутствуют подписи главного бухгалтера.


        При проверке предприятия розничной торговли, имеющего складские помещения для хранения товара, выявлено, что начисленный резерв естественной убыли в конце отчетного года остался числиться на счете 89 в годовом отчете. В соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Российским комитетом по торговле и согласованными с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2, в целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства отчетного периода предприятия торговли могут создавать резервы предстоящих расходов. Однако п. 2.17 указанных Рекомендаций предусматривает необходимость произведения сторнировочной записи издержек обращения и производства в конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного резерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией. Указанное нарушение привело к сокрытию прибыли и применению к предприятию штрафных санкций в соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.


        Одним из распространенных видов нарушения налогового законодательства является реализация товара по ценам не выше фактической себестоимости и при этом невыполнение п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, который предусматривает в таких случаях для целей налогообложения применять рыночную цену на аналогичный товар, сложившуюся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Сумма выручки, полученной от таких сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетам по налогу на прибыль. Но при этом надо иметь в виду, что дополнительные расчеты делаются только для целей налогообложения и не отражаются в бухгалтерском учете. Обращаем внимание на то, что на предприятии должен быть организован учет прямых фактических затрат и косвенных расходов.


        Таким образом, предприятие должно было заплатить налог не только от суммы прибыли, полученной от реализации товара, но и с недополученной прибыли от реализации товаров ниже фактических затрат. Однако если предприятие сможет предоставить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие невозможность реализовать товар из-за снижения качества, потребительских свойств, либо доказать, что сложившиеся рыночные цены на этот товар (продукцию) оказались на момент исполнения сделки ниже фактической себестоимости, то в таких случаях для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации, но при условии, что предприятие в течение 30 дней до факта реализации товаров по цене, не превышающей фактические затраты, не реализовывало ее по ценам выше фактической себестоимости.


        Вышеупомянутый п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 предусматривает, что под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Сведения о рыночных ценах рекомендуется получать в органах ценообразования, государственной статистики, торговых инспекциях.


        На предприятии “Х” в ходе проверки выявлено занижение налогооблагаемой прибыли из-за списания в расходы от внереализационных операций сумм штрафных санкций, уплаченных Пенсионному фонду, Мосторгинспекции, объединению административно-технической инспекции Правительства Москвы, тогда как источником возмещения таких расходов является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (предпоследний абзац п. 2.7 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37).


        ТОО “Z” занизило налогооблагаемую прибыль вследствие неправомерного списания на затраты сумм, выплаченных за работы, не связанные с реализацией товаров (работы по благоустройству территории). Кроме того, предприятие включило в издержки затраты по установке телефона, не принадлежащего фирме. Указанные затраты следует отнести за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


        На многих предприятиях выявляются случаи сокрытия выручки, занижения налога на добавленную стоимость вследствие невключения в облагаемый оборот сумм авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров.


        Так, торговое предприятие в нарушение инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39, с последующими изменениями и дополнениями, не включило в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот торговую наценку с предоплаты в размере 120 млн руб. за видеоаппаратуру, полученную от фирмы “Х” (платежное поручение № 205 от 22.09.96). Предприятие мотивировало свои действия тем, что указанная сумма поступила в счет договора о совместной деятельности. Однако в представленных документах и отчетности факт осуществления совместной деятельности не установлен.


        Отдельные предприятия торговли неправомерно относят себя к “малым предприятиям” только по критерию численности, не принимая во внимание то, что в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” и инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 % Уставного капитала; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, также не превышает 25 % Уставного капитала.


        В соответствии с п. 5.2 вышеуказанной инструкции малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.


        Проверка мебельного магазина показала, что он, незаконно считая себя малым предприятием, не уплачивал в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, а также не представлял в налоговую инспекцию расчет дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, как того требует инструкция Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37.


        При проверке плодоовощного объединения налоговой инспекцией было обнаружено неправомерное списание 437 млн руб. убытков от снижения качества продуктов на расходы от внереализационных операций. Списание недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли проводилось на основании данных инвентаризации. Вместе с тем до 1 января 1997 года в соответствии с п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, на предприятиях торговли и общественного питания в документах, представляемых для оформления списания недостач, порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Аналогичный порядок предусмотрен и п. 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170. Однако следует иметь в виду, что начиная с 1 января 1997 года списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях производиться не должно (письма МВЭС России от 20.01.97 № 10-100-126 и от 25.07.97 № 45-09/364).


        Много нарушений связано с осуществлением операций, связанных с продажей иностранной валюты.


        Так, два проверенных предприятия занизили налогооблагаемую прибыль на сумму убытка, полученного от продажи иностранной валюты. Однако в соответствии с письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 27.03.96 № НП-4-05/26н “О налогообложении операций по купле-продаже иностранной валюты и срочным валютным сделкам” при исчислении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль убытки, полученные в результате совершения операций по купле-продаже иностранной валюты по курсу, отличному от курса рубля к иностранным валютам, устанавливаемого Банком России, а также согласно п. 2.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, не уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль.


        Встречаются  нарушения, связанные с выполнением договора о совместной деятельности.


        В ходе проверки ТОО установлено, что предприятием неправомерно отнесены на издержки основной деятельности суммы, связанные с выполнением обязательств по договору о совместной деятельности. Проверяющими были обнаружены: договор о совместной деятельности и дополнительные соглашения к нему. Вышеуказанный договор предусматривал, что имущественным взносом ТОО в совместную деятельность является предоставление торговых площадей. Ведение общих дел участников договора возлагалось на АОЗТ “Х”. Встречная проверка указанного АОЗТ подтвердила наличие совместной деятельности. По данным проверки прибыль от совместной деятельности составила 500 млн руб., в том числе по ТОО  -  380 млн руб. (имеется протокол распределения прибыли). Таким образом, согласно п. 2.13 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности, после распределения должна быть включена во внереализационные доходы и облагаться налогом в составе валовой прибыли по установленным ставкам налога на прибыль.


        Во многих случаях предприятиями торговли нарушается порядок ведения операций с денежной наличностью. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 № 1258 “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами” установлен предельный размер расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн руб. по одному платежу. (Начиная с 8 октября 1997 года в соответствии с письмом Банка России от 29.09.97 № 525 сумма предельного размера увеличена до 3 млн руб. ).


        Термин “по одному платежу” налогоплательщики понимают по-разному. В действительности, в соответствии с разъяснениями Банка России от 16.03.95 № 14-4/95 “О разъяснениях по отдельным вопросам порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью” под термином “один платеж” понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн руб. (с 08.10.97  -  3 млн руб.). Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм предусматривается штраф в двухкратном размере суммы произведенного платежа. При этом надо иметь в виду, что штраф взыскивается с юридического лица совершившего платеж, то есть с покупателя.


        При проверке мебельного магазина выявлено, что им списывались представительские расходы и расходы на рекламу сверх норм и лимитов, установленных законодательством; мало того, списание осуществлялось без наличия оправдательных первичных документов. Вместе с тем, письмом Минфина России от 06.10.92 № 94, с учетом изменений и дополнений, внесенных письмом Минфина России от 29.04.94 № 56, предусмотрено, что для целей налогообложения представительские расходы и расходы на рекламу, превышающие предельные размеры, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


        Указанный порядок подтверждается письмом Госналогслужбы России от 16.07.96 № ПВ-4-13/52н “Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения”, согласованным с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России. Причем, следует иметь в виду, что торгующие, снабженческие и сбытовые организации при расчете предельных размеров указанных расходов используют для целей налогообложения показатель валового дохода от реализации товаров.


        Особое внимание налогоплательщикам следует обратить на правильность применения льгот, установленных федеральными и местными Законами.


        Большое количество нарушений связано с необоснованным применением льгот по налогу на добавленную стоимость. Необходимо помнить, что если предприятие льготируется или уплачивает НДС по разным ставкам, то в соответствии с подпунктом “ш” п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 они имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров.


        При наличии раздельного аналитического учета товаров в разрезе установленных ставок налога на добавленную стоимость исчисление и уплата налога производятся исходя из полученного дохода от реализации товара каждого вида по соответствующим расчетным ставкам.


        Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом на добавленную стоимость в размерах 20 и 10 % производят исчисление налога за отчетный период с суммы дохода по средней расчетной ставке. Порядок расчета средней ставки определен в вышеназванной инструкции (р. 13, п. 40). Выполнение этого порядка имеет важное значение, так как в случае отсутствия аналитического учета по видам реализуемых товаров или расчета средней ставки налоговыми органами производится доначисление налога с полученного дохода по наивысшей ставке 16,67 и применяются штрафные санкции.


        Что касается налога на прибыль, то основным нарушением, выявляемым в ходе проверок организаций торговли, является невыполнение п. 2.10 р. 2 инструкции от 10.08.95 № 37, предусматривающего также ведение раздельного учета при наличии на предприятии нескольких видов деятельности. Это требование необходимо строго соблюдать в случае, если предприятие наряду с торговлей осуществляет посредническую деятельность, поскольку в большинстве регионов России прибыль от посреднических операций облагается налогом по повышенной ставке (в г. Москве  -  38 %). Исчисление налога на прибыль должно производиться по прибыли от каждого вида деятельности независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.


        К сожалению, ни в одном нормативном документе нет четкого определения понятия “раздельного учета”. А поскольку много нарушений связано именно с невыполнением этого требования инструкции, Государственная налоговая инспекция по г. Москве своим письмом от 02.12.96 № 11-13/26943 разъяснила, что ведение предприятиями раздельного учета должно осуществляться в строгом соответствии с р. 2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170.


        Это означает документирование хозяйственных операций, обеспечивающее их отнесение к тому или иному виду деятельности, а также их раздельное отражение в регистрах бухгалтерского учета, журналах, ведомостях, главной книге. В первичных документах (счетах, накладных, платежных поручениях) должно быть четкое описание содержания хозяйственной операции.