Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О малом предпринимательстве


О малом предпринимательстве
(по материалам выступления Д.Г. Черника, начальника Госналогинспекции
по г. Москве, на семинаре по малому предпринимательству)

Материал к публикации подготовили
Ю. Лавренов,
Е. Алексеева


        Малые предприятия играют важную роль в преодолении монополизма, который создавался в течение 70 лет. В настоящее время в Москве насчитывается 551 тыс. состоящих на учете в налоговых органах юридических лиц, 350-370 тыс. из которых реально работают, то есть оказывают услуги, производят продукцию, платят налоги. Каждый пятый работающий москвич занят в сфере малого предпринимательства. Только в первом полугодии этого года валовый доход субъектов малого предпринимательства приблизился к 28 трлн руб., объем произведенной продукции составил 29,5 трлн руб., балансовая прибыль превысила 2 трлн руб. Это означает, что каждый седьмой рубль, который получает город Москва, поступает из предприятий малого бизнеса.


        В свое время Правительство РФ и Государственная Дума возлагали большие надежды на введение закона об упрощенной системе налогообложения, отчетности и учета малого предпринимательства. Однако по определенным причинам этот закон не сработал: он сначала долго задерживался в Московской городской Думе, потом, после того как он был принят, оказалось, что предприниматели малого бизнеса не хотят переходить на упрощенную систему налогообложения. Сейчас ситуация такая: более половины действующих в Москве малых предприятий (85 тыс.) - это предприятия с числом работающих до 15 человек - по всем критериям подходят для перехода на упрощенную систему, однако перешли только 425 предприятий. Если закон принят и не воспринят той сферой, для которой создавался, значит нужно искать пороки не в малых предприятиях, а в законе.


        Что предлагает проект Налогового кодекса?


        Во-первых, сохранить налоговые льготы. Хотя большинство налоговых льгот будет отменено, льготы по налогу на прибыль и по некоторым другим видам налогов планируется сохранить. Предусмотрена пониженная ставка налогообложения прибыли для тех предприятий, годовая прибыль которых не превысит 100 млн руб. (то есть настолько маленькой суммы, что ее можно не принимать во внимание и не рассматривать как льготу).


        Во-вторых, перейти на упрощенную систему предприятиям, число работающих на которых не превышает 15 человек, а также предприятиям, которые не выпускают подакцизные товары и т.п. (по тем ограничениям, которые действуют и сегодня).


        Иными словами, для малого бизнеса предлагается пока только одно: лозунг о том, что его надо поддерживать, но ничего нового.


        Мы хотели в Правительстве города Москвы, в государственной налоговой инспекции по г. Москве вспомнить о том опыте налогообложения, который имелся в городе (и не только в Москве) во второй половине 80-х годов, когда началось кооперативное движение, были сняты ограничения с индивидуальной трудовой деятельности (предпринимательской деятельности без образования юридического лица). Существовали разные схемы налогообложения, включавшие попытки облагать кооперативы и индивидуалов и налогом на прибыль, и подоходным налогом, и т.д. Однако тогда же родилась еще одна схема, удобная и для предпринимателей, и для государства, и для налоговой службы. Предполагалось ввести для целого ряда отраслей в добровольном порядке патентную систему, при которой предприниматель мог бы исходя из своих реальных финансовых возможностей решить вопрос, на какой период ему выгодно приобрести патент, и, заплатив одноразовый налог государству приобретением патента, избавить себя от взаимоотношений с налоговой службой, налоговой полицией, пенсионным фондом и т.д. И работать, не подвергаясь проверкам. Эту идею поддерживает мэр г. Москвы Ю.М. Лужков, но законодатели этим предложениям ходу не дают. У противников такой системы есть один довод “против”: доходы будут разными, а цена патента для всех одна; возникает проблема социальной справедливости. Но, видимо, высшая справедливость налогообложения и состоит в том, что тот, кто лучше и больше работает, имеет больше доходов. Такие предложения официально направлены авторам Налогового кодекса (со всеми подробностями и расчетами), в мэрию г. Москвы, Министерство финансов и т.д.


        В ближайшие месяцы не ожидается принятие Налогового кодекса. Будущее налоговой системы Российской Федерации должно прийти к тому, чтобы не бесконечная реформа, не изменения, вносимые по несколько раз в год, а единый, комплексный документ действовал бы на протяжении долгого времени. Таким документом может быть только Налоговый кодекс. У существующего на сегодняшний день проекта Налогового кодекса есть целый ряд сильных сторон. Это системность; запрещение каким-либо органам власти (региональным и местным) дополнять перечень и устанавливать новые налоги, сборы и пошлины на своей территории, что позволит создать единое экономическое пространство на территории России; это прекращение практики изменения налоговых законов задним числом.


        Все расчеты и финансовые санкции Налоговый кодекс предлагает вести от “недоплаченной суммы”. В ряде случаев при налоговой проверке выясняется, что искажения, допущенные в балансах, являются не следствием злого умысла, а бухгалтерской ошибкой, но, все равно, финансовые санкции применяются одни и те же. Налоговый кодекс предлагает дифференцировать налоговые нарушения и установить финансовые санкции в зависимости от тяжести финансовых нарушений.


        Московская налоговая инспекция поддерживает идею Налогового кодекса, его концепцию и необходимость введения в нашей стране. Но у нас много критических замечаний, которые переданы в соответствующие органы.


        Один из недостатков проекта Налогового кодекса состоит в том, что он не предлагает кардинальных изменений по налогообложению малого бизнеса. Очень беспокоит перекос в сторону косвенных налогов. Предлагается увеличение НДС на два пункта, введение налога с розничных продаж по ставке, которая в ходе обсуждения была снижена до 3 % (с 5 % в первоначальном варианте). Планируется введение дополнительного налога на продажу предметов роскоши (с неясным обозначением, что же такое подразумевает этот термин “предметы роскоши”). Три косвенных налога войдут в цену любого товара или услуги и либо выведут страну на новый виток инфляции, либо произойдет уменьшение объемов производства (за счет не принимаемых рынком высоких цен).


        Большой недостаток видится в попытках увеличения ресурсных платежей и, в частности, налога на имущество. Неоднократно делались попытки увеличить ставку налога на имущество юридических лиц. Малейшее колебание налога на имущество в сторону увеличения может превратить низкорентабельное предприятие в убыточное. Предложения по увеличению налога на имущество могут привести к прямо противоположным результатам.


        Второй аспект: налог на имущество физических лиц. Этот налог объявляется местным, и устанавливать его должны местные органы власти без вмешательства федеральных органов. Местным органам власти в Налоговом кодексе дан ориентир, как следует действовать при установлении этого налога. По предлагаемой схеме налог устанавливается исходя из рыночной оценки стоимости имущества и не должен превышать 1 % стоимости этого имущества. Если средняя московская семья будет платить налог на имущество исходя из рыночной оценки стоимости жилья, то для ее бюджета это станет непосильным бременем.


        Налоговый кодекс подвергся беспощадной критике за то, что в нем не предусмотрено достаточного снижения налогового пресса.


        Начиная с 1997 года и по 1-е полугодие 1997 года в Москве достаточно устойчиво шел спад объемов производства. В прошлом году этот спад превысил 20 % по сравнению с 1995 годом.


        В настоящее время сложилась достаточно обнадеживающая ситуация. Впервые с 1990 года по итогам девяти месяцев 1997 года происходит реальное увеличение выпуска товаров на 1 %. Судя по налоговым поступлениям в октябре и ноябре, есть надежда, что это - тенденция.


        Практически закончился спад объема товарооборота (но не ценовой). В этом году рост товарооборота до десятых долей процента совпадал с ростом инфляции в течение первого полугодия, а в третьем квартале замечен небольшой рост физического товарооборота.


        Заработная плата в городе Москве на сегодняшний день - 1 млн 560 тыс. руб. Это в полтора раза выше, чем в среднем по России (соответствует 970 тыс. руб.), но при этом цены в Москве выше в два раза. Если сопоставлять сегодняшние доходы москвичей с доходами на конец прошлого года, то можно заметить реальный рост, то есть темп роста доходов выше, чем темп роста инфляции.


        Если суммировать все отрасли народного хозяйства города Москвы, то можно заметить, что при некоторых положительных явлениях в экономике валовый региональный продукт снизился сегодня на 2,7 % по сравнению с 9 месяцами прошлого года. То есть общий спад экономического хозяйства пока не преодолен. В то же время потребности государства остаются, финансовые ресурсы в дефиците, бюджет 1997 года по России в целом не сбалансирован. В этой финансовой ситуации ждать уменьшения налогового бремени не приходится.


        Снижать налоги можно будет только в том случае, если те положительные тенденции, о которых было сказано, найдут свое продолжение. Иными словами, снижение налогов может быть связано только с финансовым оздоровлением страны, развитием российской торговли и т.д. В решении этой проблемы огромную роль должен играть малый бизнес, так как почти половина реально функционирующих предприятий в городе Москве и одна треть зарегистрированных предприятий - это предприятия малого бизнеса.