Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга


На вопросы читателей журнала отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга


        Как поступать организации при отказе налогового органа в регистрации счета недоимщика в случае отсутствия средств на корреспондентском счете банка, если в районе нет других банков и кредитных учреждений, а также в случаях, если банк (кредитное учреждение) отказывает предприятию в открытии счета?


        При отказе налогового органа в регистрации счета недоимщика в случае отсутствия средств на корреспондентском счете банка или иной кредитной организации, если в районе нет других банков и кредитных учреждений, предприятию-недоимщику следует определить другой счет в другом банке или иной кредитной организации на любой территории Российской Федерации.


        В соответствии со ст. 846 ГК РФ банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией) за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.


        Каков статус и порядок работы счета недоимщика при полном погашении задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами? Каковы действия налоговой инспекции в случае возникновения задолженности вновь после ее полного погашения?


        Счет недоимщика определяется на период наличия у организаций задолженности до полного ее погашения и теряет свой статус на основании информационного письма налогового органа, выданного в соответствии с п. 6 Порядка регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах от 30.08.96 № ВГ-4-12/56н.


        В случае возникновения задолженности вновь после ее полного погашения следует вновь определить счет недоимщика.


        Вправе ли госналогинспекция налагать штраф на предприятие-недоимщика в соответствии с п. 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”, если оно выдаст из кассы наличные деньги в течение 5 дней на хозяйственные нужды, на закупку зерна, на заработную плату, минуя расчетный счет?


        Согласно п. 2 и 4 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 12.11.96 № 360 "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”" вся поступающая в кассу предприятия-недоимщика денежная выручка сдается в кредитную организацию и зачисляется на его расчетный (текущий) счет.


        РКЦ и кредитные организации не вправе разрешать предприятиям-недоимщикам расходовать поступающую в кассу выручку. Ранее выданные разрешения на право расходования денежной выручки у предприятия-недоимщика должны быть аннулированы.


        РКЦ и кредитные организации осуществляют выдачу наличных денег юридическим лицам только с расчетного (текущего) и (или) бюджетного счетов.


        Выдача наличных денежных средств с указанных счетов производится на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии, пенсии, пособия, закупку сельхозпродукции у населения, страховых возмещений, а также на другие расчеты с физическими лицами, текущие хозяйственные нужды, командировочные расходы.


        Вместе с тем, применение штрафных санкций за неполное внесение предприятиями-недоимщиками полученной выручки на расчетный (текущий) счет действующим законодательством не предусмотрено.


        Какой порядок применения процедуры обращения взыскания на имущество предприятия-должника в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о его несостоятельности (банкротстве)?


        Письмом Госналогслужбы России от 29.02.96 № ВЗ-6-10/19н указано, что впредь до внесения изменений и дополнений в действующее Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденное Госналогслужбой России, Минфином России от 25.05.94 № ВГ-4-08/57н, 58 и Департаментом налоговой полиции России от 26.05.94 № СА-574 и зарегистрированное в Минюсте России 24.06.94 № 609, следует руководствоваться данным Положением в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”.


        По мнению Госналогслужбы России, не существует противоречий между названными документами в части применения процедуры обращения взыскания на имущество предприятия-должника в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о его несостоятельности (банкротстве).


        В течение периода времени с момента вынесения арбитражным судом определения о приеме заявления о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и до вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом), либо отклонения заявления, либо определения о применении к предприятию-должнику реорганизационных процедур (санации или внешнего управления его имуществом) реализация имущества должника, подвергнутого административному аресту в возмещение его недоимки, не производится.


        В то же время до принятия арбитражным судом указанных решений или определений не допускается приостановка или отмена производства административного ареста имущества налогоплательщика. В противном случае могут иметь место неправомерные действия предприятия-должника, такие как сокрытие, уничтожение или продажа имущества, а также внесение в качестве залога части имущества, полученного в кредит и не оплаченного.


        Просим разъяснить действия налоговых органов во исполнение п. 3 ст. 12 Закона РФ от 19.11.92 № 3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” по предприятиям-недоимщикам, к которым применена процедура банкротства и введено внешнее управление в части задолженности по платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.


        Пунктом 3 ст. 12 данного Закона установлено, что на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику.


        Согласно ст. 1 этого же Закона под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.


        Учитывая изложенное, на период проведения внешнего управления имуществом предприятия приостанавливается взыскание с него налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, сумм штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, начисленных и не уплаченных до начала этого периода. Предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория.


        Взыскание штрафных санкций, начисленных за период, предшествующий введению внешнего управления имуществом должника по результатам документальной проверки, проведенной в период действия моратория, также возможно только после его окончания.


        Однако действие моратория не распространяется на обязательства должника, возникшие после назначения внешнего управления. В период проведения внешнего управления начисление и уплата предприятием налогов, сборов и других обязательных платежей производится в установленном налоговым законодательством порядке.


        В соответствии с п. 15 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” имущество должника, на которое было обращено взыскание, должно быть реализовано в течение 2-х месяцев со дня наложения ареста. Как поступать с тем имуществом, которое по истечении указанного срока не было реализовано?


        В соответствии с Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” реализация имущества должника осуществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста на имущество должника.


        В случае если реализация арестованного имущества не произведена в течение двух месяцев, федеральный орган налоговой полиции производит его возврат и осуществляет административный арест и изъятие для продажи необходимого количества другого имущества налогоплательщика в размере непогашенной задолженности.


        Могут ли изъятые денежные средства и средства, поступающие от торговых организаций за реализацию арестованного имущества, направляться напрямую на счета по учету бюджетных средств в погашение недоимки по соответствующему налогу или же эти средства должны в обязательном порядке направляться на зарегистрированный счет недоимщика?


        Порядок обращения взыскания на имущество организаций регулируется Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, и направлен на обеспечение погашения долгов бюджету.


        В целях своевременного погашения задолженности бюджету денежные средства, изъятые или полученные от реализации арестованного имущества, могут быть сразу направлены на счета соответствующих бюджетов, поскольку обращение взыскания на имущество направлено именно на обеспечение погашения задолженности.


        На какой стадии (до или после наложения ареста), каким органом (налоговой полицией или налоговой инспекцией) и какие конкретно принимаются меры по расторжению договоров аренды, займа, проката и др.?


        В соответствии с п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте) независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.


        Согласно письму Госналогслужбы России от 19.06.96 № ПВ-6-10/422 и ФСНП России от 20.06.96 № ВВ-1539 административный арест имущества производится федеральным органом налоговой полиции.


        Что касается реализации имущества должника, переданного другим лицам по договору аренды, займа, проката или иных договоров, то меры по расторжению договоров при данной процедуре производит само предприятие-должник.


        Какой порядок взыскания недоимок с физических лиц по налогам на имущество и земельному налогу в том случае, когда земельный участок и строение (дача) находятся в одном регионе Российской Федерации, а плательщик проживает в другом?


        Статьей 3 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”, а также ст. 17, 18 Закона РФ от 11.10.91 “О плате за землю” определено, что зачисление платежей по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу осуществляется в бюджеты органов местного самоуправления по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.


        Вопрос о взыскании с граждан недоимки по налогам может быть разрешен в судебном порядке по месту жительства недоимщика или месту нахождения его имущества. Данный порядок предусмотрен п. 39 инструкции Минфина СССР от 12.06.81 № 121 по применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.


        В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 17.12.96 № ПВ-6-08/866 с целью упрощения приема платежей от физических лиц руководителям госналогинспекций по субъектам Российской Федерации разрешено в необходимых случаях решать вопрос об использовании квитанций формы № 24 для приема наличных денежных средств при уплате физическими лицами налога на имущество и земельного налога.


        Исходя из изложенного налоговым органам необходимо принять исчерпывающие меры по взысканию недоимки по имущественным налогам с физических лиц, включая прием налоговых платежей в порядке, разрешенном письмом Госналогслужбы России от 10.02.93 № ИЛ-4-03/16н, по месту нахождения имущества.


        Просим дать разъяснение о правомерности взимания пеней за задержку уплаты налогов с предприятий-должников после обращения взыскания недоимки на их имущество.


        В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой налога.


        Эта обязанность может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка.


        Согласно ст. 13 вышеназванного Закона взыскание пени производится с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в установленном размере за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.


        При этом действующее законодательство не содержит норм по освобождению организаций от ответственности в виде взыскания пени в случае задержки уплаты платежей в бюджет, в том числе и при применении к ним обращения взыскания на имущество.