Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О правовых последствиях отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”


О правовых последствиях отмены Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”

 
 С.В. Бобков,
советник налоговой службы I ранга,


        Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93  № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” (далее по тексту  -  Указ), принятый в период поэтапной конституционной реформы и имевший силу законодательного акта Российской Федерации, утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.11.97 № 1233 с 15 ноября 1997 года.


        Отмена большинства положений Указа не повлечет правовых последствий. Это объясняется тем, что ряд норм, содержавшихся в Указе, нашли свое отражение в принятых после вступления в силу Конституции Российской Федерации федеральных законах о внесении изменений и дополнений в Законы РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость”, “О налоге на имущество предприятий”, “О плате за землю”.


        Так, в частности, при принятии федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций, были установлены ставки налога на прибыль, предоставлены льготы по уплате налога на прибыль, аналогичные тем, которые были установлены положениями отмененного Указа; изменился порядок внесения авансовых платежей малыми предприятиями и бюджетными организациями. Вместе с тем, те положения Указа в части налогообложения прибыли, которые не были включены во вновь принятые федеральные законы, утратили силу.


        Вновь принятые федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Закон о налоге на добавленную стоимость установили некоторые льготы по уплате налога, идентичные тем, которые содержались в Указе, а также ввели изменения в ст. 4 названного Закона, в соответствии с которой определяется облагаемый НДС оборот.


        Вместе с тем, отмена некоторых пунктов Указа создала правовой вакуум при регулировании отдельных правоотношений в сфере налогообложения и привела к возникновению коллизий законодательных актов, что повлекло серьезные трудности в работе налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства.


        К таким пунктам относятся п. 1, подпункт “б” п. 25, 29 и 30.


        Отмена положений данных пунктов Указа, имеющих важное значение в налоговой системе Российской Федерации, приведет к значительным потерям для федерального бюджета, образованию в налоговом законодательстве не урегулированных нормами права пробелов и крайне затруднит работу налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты налогов.


        Подробная информация о правовых последствиях отмены каждого пункта Указа и возможных вариантах решения создавшихся в связи с этим проблем приведена в прилагаемой таблице.
     

Пункт Указа


Содержание


Последствия отмены


   1

  
  Отменить с 1 января 1994 года действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций и установить, что их налогообложение производится в порядке и на условиях, определенных Законом Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
 
        Предусмотреть, что Центральный банк Российской Федерации и его учреждения являются плательщиками налога на прибыль, полученную от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения.
 
        Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации по представлению Центрального Банка Российской Федерации и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью в месячный срок внести в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения об особенностях определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков и прибыли страховщиков.

  
        С 1994 года Закон РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” претерпел существенные изменения.
 
        В частности, согласно подпункту “а” п. 1 ст. 1 данного Закона (в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 64-ФЗ) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также согласно подпункту “б” п. 1 ст. 1 Закона (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ) их филиалы и другие обособленные подразделения.
 
        Согласно п. 2 ст. 1 указанные предприятия и организации, в том числе кредитные и страховые организации, в тексте Закона в дальнейшем именуются предприятиями, причем при определении особенностей налогообложения кредитных, страховых организаций и их филиалов указанные плательщики в дальнейшем в тексте закона именуются соответственно банками и страховщиками.
 
        В соответствии со ст. 2 Закона объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанной статьей.
 
        Исходя из изложенного, кредитные и страховые организации являются плательщиками налога на прибыль вне зависимости от применения или отмены данного пункта Указа.
 
        В случае отмены данного Указа возникает вопрос о действии Закона РФ от 12.12.91 № 2025-1 (в ред. Закона РФ от 22.12.92) “О налогообложении доходов банков” и Закона РФ от 13.12.91 № 2028-1 (в ред. Закона РФ от 22.12.92) “О налогообложении доходов от страховой деятельности”.
 
        Представляется, что в настоящее время названные Законы не будут подлежать применению по следующим основаниям.
 
        Согласно ст. 2 Законов РФ “О налогообложении доходов банков” и “О налогообложении доходов от страховой деятельности” объектом налогообложения являются соответственно доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость и доходы от страховой деятельности, уменьшенные на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг.
 
        Соответственно, в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и названных выше Законах установлен один и тот же объект -прибыль (доход, за вычетом расходов), и указанные налоги являются налогами одного вида.
 
        В соответствии со ст. 6 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
 
        Таким образом, одновременно вышеуказанные законы действовать не могут.
 
        Вместе с тем, в целях избежания неопределенности в толковании названных выше законов представляется необходимым внести предложения об отмене Законов РФ “О налогообложении доходов банков” и “О налогообложении доходов от страховой деятельности”.
 
        В соответствии с частью третьей данного пункта Указа были приняты постановления Правительства РФ от 16.05.94 № 490 “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями” и № 491 “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками”, действующие и применяемые в практической работе налоговыми органами.
 
        В преамбуле как самих постановлений, так и утвержденных ими положений есть ссылка на то, что указанные нормативные акты изданы во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270. В связи с этим требуется внесение соответствующих изменений в указанные постановления Правительства Российской Федерации.

2

  
        Установить ставку налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Российской Федерации, в размере 13 процентов.
 
        Предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере не более 25 процентов для предприятий и организаций, а для банков и страховщиков - не более 30 процентов.
 
        До принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих решений установить ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, для всех налогоплательщиков в размере 22 процентов.

  
        Статьей 5 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 64-ФЗ) установлено, что ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 13 процентов.
 
        В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 22 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, -по ставкам в размере не свыше 30 процентов.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

3

  
        Повысить в 1994 году не облагаемый налогом на прибыль размер расходов предприятий и организаций на оплату труда до шестикратного размера установленной законодательством минимальной оплаты труда в Российской Федерации. Отменить применение повышенной ставки налогообложения для предприятий, превысивших установленные ограничения.
 
        Совету Министров - Правительству Российской Федерации в месячный срок утвердить порядок определения в 1994 году нормируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий и организаций.
 
        Установить, что уплата налога на прибыль с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, производится всеми плательщиками независимо от результатов их деятельности или наличия льгот по налогооблагаемой прибыли (в числе освобождения от налога на прибыль) в республиканский бюджет Российской Федерации по ставке 13 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации -по действующим ставкам зачисления указанного налога в эти бюджеты.
 
        Освободить от уплаты налога с суммы расходов на оплату труда, превышающей их нормируемую величину, крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия при условии, если выручка от реализации ими сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 70 процентов общей суммы их выручки от реализации продукции (работ, услуг).

 
        В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.04.95 № 64-ФЗ с 1 января 1996 года прекратил свое действие и исключен из Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” подпункт 5 п. 13 ст. 2 Закона, устанавливавший налог с суммы превышения расходов на оплату труда работников по сравнению с нормируемой величиной.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.
 

5

  
        Освободить от налогообложения прибыль, направленную:
 
        на финансирование в порядке долевого участия капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;
 
        на проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей сложности 10 процентов налогооблагаемой прибыли;
 
        на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

  
        Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусмотрены аналогичные льготы по уплате налога (подпункты “а”, “ж”, “з” п. 1 ст. 6):
 
        при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
 
        а) направленные:
 
        предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
 
        предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
 
        Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату (в ред. Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ);
 
        ж) направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10 процентов в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ);
 
        з) направленные на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ).
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

6

  
        Освободить предприятия, находящиеся (передислоцированные) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, от уплаты налога на прибыль, полученную ими от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей, в общем объеме прибыли которых прибыль от проведения работ по ликвидации последствий радиационных катастроф составляет не менее 50 процентов, а предприятия и организации, у которых прибыль от указанных работ составляет менее 50 процентов, - от уплаты налога на часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень указанных регионов определяется Советом Министров - Правительством Российской Федерации

  
        Идентичная норма содержится в абзаце десятом п. 6 ст. 6 Закона РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ) “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
 
        Не подлежит налогообложению прибыль:
 
        предприятий, находящихся (передислоцированных) в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных, автотранспортных и ремонтных работ, изготовления строительных конструкций и деталей с объемами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50 процентов от общего объема, а для предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50 процентов от общего объема, -часть прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень регионов определяется Правительством Российской Федерации.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

7

  
        Освободить от налогообложения прибыль:
 
        общественных организаций инвалидов, направленную на обеспечение уставной деятельности этих организаций или израсходованную самостоятельно на социальные нужды инвалидов;
 
        государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, домов культуры, цирков, зоопарков и парков культуры и отдыха, полученную от их основной деятельности;
 
        предприятий, полученную от реализации произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции;
 
        предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, полученную от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства.

  
        Ряд льгот, предусмотренных данным пунктом Указа, установлены ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, а именно:
 
        не подлежит налогообложению прибыль:
 
        общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов. Льгота, предусмотренная данным абзацем, не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (в ред. Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ);
 
        государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ);
 
        предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, полученная от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом, при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ).
 
        Исходя из этого, отмена рассматриваемого пункта Указа в данной части не повлечет правовых последствий.
 
        Иные льготы, установленные данным пунктом Указа, отменяются.

8

  
        На льготы, предусмотренные п. 5 и последним абзацем п. 7 настоящего Указа, распространяется действие п. 7 ст. 7 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”

  
        Норма п. 7 ст. 7 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (ред. от 03.12.94), на которую идет ссылка в данном пункте Указа, соответствует нормам п. 7 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (ред. от 28.06.97).
 
        Отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

9

  
        В целях стимулирования развития малого предпринимательства установить, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия (включая созданные до 1 января 1994 года), осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50 процентов от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).
 
        Установить, что:
 
        льготы, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются малым предприятиям, доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов;
 
        при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения 5 летнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль подлежит внесению в республиканский бюджет Российской Федерации в полном размере за весь период его деятельности.

  
        Аналогичная льгота для малых предприятий предусмотрена п. 4 ст. 6 Закона РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ) “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
 
        В соответствии с данной нормой Закона в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) -при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
 
        В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
 
        Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
 
        При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

10

  
        Установить, что налог на прибыль по ставке, уменьшенной в полтора раза, уплачивают:
 
        банки, предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность);
 
        страховщики, которыми не менее 50 процентов страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и малых предприятий.

  
        Аналогичная норма Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, введенная Федеральным законом от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" (п. 4 ст. 1), исключена в соответствии с Федеральным законом от 10.01.97 № 13-ФЗ.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

11

  
        Предусмотреть, что при реализации или безвозмездной передаче основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль в течение двух лет с момента получения таких льгот подлежит увеличению на остаточную стоимость этих объектов и произведенные затраты

  
        П. 4 ст. 2 Закона РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ) “О налоге на прибыль предприятий и организаций” установлена идентичная норма.
 
        При реализации или безвозмездной передаче основных фондов и объектов, не завершенных строительством, в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению (в пределах сумм ранее предоставленных льгот) на остаточную стоимость этих основных фондов и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

12

  
        Установить, что внесение авансовых взносов в счет уплаты налога на прибыль производится всеми плательщиками (за исключением иностранных юридических лиц) не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.
 
        Освободить от уплаты авансовых взносов налога на прибыль малые предприятия, инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные металлы, а также бюджетные организации.

  
        Порядок внесения авансовых взносов в счет уплаты налога на прибыль, а также освобождения от их уплаты урегулирован Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
 
        Статьей 8 данного Закона (в ред. Федерального закона от 10.01.97 № 13-ФЗ) установлено, что уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
 
        Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.
 
        Органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставляется право на установление ежеквартальной уплаты налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за истекший квартал предприятиям, добывающим драгоценные металлы, драгоценные камни, общественным организациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим товариществам.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

13

  
        Предусмотреть, что налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без создания юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности -участниками совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.
 
        Увеличить предельную ставку налога на имущество предприятий до 2 процентов от налогооблагаемой базы.

  
        Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 (в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ) “О налоге на имущество предприятий” определены аналогичный объект налогообложения и ставка налога на имущество предприятий.
 
        В соответствии со ст. 2 данного Закона налогом в соответствии с настоящим Законом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
 
        Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности участниками договоров о совместной деятельности - в соответствии с установленной долей собственности по договору.
 
        Статьей 6 Закона установлен предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия, который не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы, исчисляемой в соответствии с данным Законом.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

14

  
        Установить, что в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включаются средства, полученные от других предприятий и организаций (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности), доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
 
        Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций оборотом, облагаемым налогом, считать стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг).

  
        В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
 
        Статьей 90 Конституции установлено, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
 
        Таким образом, в случае если Указ Президента Российской Федерации противоречит федеральному закону, то он не подлежит применению в части, противоречащей этому федеральному закону.
 
        После принятия Конституции РФ Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” претерпел существенные изменения.
 
        В частности, практически полностью была изменена ст. 4 данного Закона, в соответствии с которой определяется облагаемый НДС оборот.
 
        Исходя из этого, при определении облагаемого НДС оборота необходимо было руководствоваться нормами вышеназванного Закона, а не положениями рассматриваемого пункта Указа.
 
        Следует отметить, что Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ (п. 3 ст. 1) было внесено изменение в Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость”, аналогичное положению части второй Указа. В соответствии с указанным изменением для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг).
 
        Исходя из всего вышеизложенного, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

15

  
        Освободить от обложения налогом на добавленную стоимость:
 
        товары (работы, услуги) собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности, работающим на данных предприятиях, и пенсионерам по старости и инвалидности из числа бывших работников этих предприятий -по установленным нормам;
 
        товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения;
 
        товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями (кроме осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;
 
        сбор (плату) за выдачу лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор (плату) за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю.

  
        Вопрос об освобождении от налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), аналогичных тем, которые перечислены в данном пункте Указа, урегулирован п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”.
 
        Так, в частности, от НДС освобождаются:
 
        и) действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям или физическим лицам определенных прав; услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов; платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами;
 
        ф) товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги, производимые и реализуемые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических и психоневрологических учреждениях и при учреждениях социальной защиты и социальной реабилитации населения, общественными организациями инвалидов;
 
        х) товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность;
 
        ц) продукция собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

16

  
        Установить, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются из сумм налога, подлежащего взносу в бюджет, равными долями в течение шести месяцев, начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов, за исключением основных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, по которым суммы уплаченного налога в полном объеме принимаются к возмещению при вводе их в эксплуатацию.
 
        По крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, а также всем малым предприятиям суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов.

  
        Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон “О налоге на добавленную стоимость”" (п. 7 ст. 1) установлен порядок, в соответствии с которым суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
 
        Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.05.97 № 491 абзац первый пункта 16 утратил силу в части принятия к возмещению сумм уплаченного налога на добавленную стоимость при вводе в эксплуатацию ввозимых на территорию Российской Федерации основных средств.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

17

  
        Освободить от уплаты налога на добавленную стоимость физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

  
        Подпункт “е” п. 1 ст. 2 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” (в ред. от 22.12.92), которым в качестве плательщиков НДС были определены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, был исключен в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 25-ФЗ.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

18

  
        Сохранить на 1994 год порядок освобождения средств, получаемых от реализации военного имущества воинских частей, предприятий, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации и оказания ими услуг, от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль - при условии направления этих средств на улучшение социально-экономических и жилищных условий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
 
        Министерству обороны Российской Федерации в месячный срок представить на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации перечень такого имущества и оказываемых услуг.

  
        Данная норма Указа имела временный характер (применялась в течение 1994 года) и в дальнейшем не была пролонгирована.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

23

  
        Освободить научные учреждения и организации от платы за землю, используемую ими для научных и научно-экспериментальных целей

  
        Данная норма Указа полностью нашла свое отражение в п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 (в ред. Федерального закона от 09.08.94 № 22-ФЗ) “О плате за землю”, в соответствии с которым от уплаты земельного налога полностью освобождаются научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
 
        Исходя из этого, отмена данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.

25

    
         Ввести следующие федеральные налоги:
 
        а) специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей.
 
        Определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога производится в соответствии с Законом Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”. Ставка специального налога устанавливается в размере 1,5 процентов от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии с указанным Законом (в ред. Федерального закона от 23.02.95 № 25-ФЗ).
 
        Установить, что две трети суммы поступлений от специального налога зачисляются в Федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации, а одна треть - в аналогичные фонды субъектов Российской Федерации.
 
        Совету Министров - Правительству Российской Федерации установить конкретные направления расходования средств Федерального бюджетного фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации в 1994 году;
 
        б) транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
 
        Установить, что средства от взимания транспортного налога направляются в бюджеты республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
  

  
        А) Специальный налог, введенный рассматриваемым Указом, существовал в 1994-1995 годах и был отменен с 1 января 1996 года в соответствии с Федеральным законом от 23.02.95 № 25-ФЗ.
 
        Исходя из этого, отмена подпункта “а” данного пункта Указа не повлечет правовых последствий.
 
        Б) Отмена рассматриваемого Указа повлечет за собой отмену транспортного налога. Данное утверждение основывается на следующем.
 
        Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, определяющим основные принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, транспортный налог не установлен.
 
        Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 год” транспортный налог предусмотрен в качестве источника формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
 
        Однако налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге элементов налогового обязательства (налогоплательщика, объекта и источника налога, единицы налогообложения, налоговой ставки, срока уплаты налога, бюджета или внебюджетного фонда, в который зачисляется налоговый оклад). Указанное подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 № 3-П и от 11.11.97 № 16-П.
 
        Законодательного закрепления элементов обязательства по уплате транспортного налога в связи с отменой Указа в настоящее время нет.
 
        Исходя из изложенного, представляется, что законных оснований у налоговых органов для взимания транспортного налога не имеется.
 
        Для разрешения создавшейся проблемы необходимо либо внесение изменений в Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с одновременным принятием федерального закона о транспортном налоге, либо внесение изменений и дополнений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1997 год”.

26

  
        Разрешить предприятиям и организациям независимо от формы собственности производить отчисления в размере до 1,5 процента от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) для создания отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в министерствах, ведомствах, корпорациях, концернах и ассоциациях с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
 
        Совету Министров - Правительству Российской Федерации в месячный срок утвердить порядок образования и использования указанных фондов.

  
        Положение, установленное данным пунктом Указа, в законодательстве отсутствует.
 
        Отмена Указа лишила предприятия предоставленного им данным пунктом Указа права. Вместе с тем, отмена рассматриваемого пункта Указа не повлечет за собой каких-либо негативных последствий в работе налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства.

27

  
        Совету Министров - Правительству Российской Федерации внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации предложения о предоставлении органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов права введения дополнительных налогов и сборов, помимо предусмотренных ст. 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также органам местного самоуправления - права введения на подведомственной им территории дополнительных местных налогов и сборов, кроме предусмотренных ст. 21 указанного Закона, имея в виду, что расходы предприятий и организаций на уплату указанных налогов и сборов производятся ими за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль