Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О повышении собираемости платы за землю в федеральный бюджет


Совместное письмо Госкомзема России от 10.02.97 г. N 1-16/277
и Госналогслужбы России от 13.02.97 г. N ВЗ-6-04/133

О повышении собираемости платы за землю
в федеральный бюджет

     Отчетные данные свидетельствуют об ежегодном росте поступлений в бюджетную систему России земельного налога и арендной платы за землю. Налоговыми органами Российской Федерации за 1996 год обеспечено поступление в консолидированный бюджет платы за землю в сумме 5353,6 млрд.рублей или с ростом по сравнению с 1995 годом в 1,6 раза.
     
     По регионам наибольшие перевыполнения этих бюджетных назначений имели место, например, в Томской, Московской, Калининградской, Новосибирской, Кемеровской, Оренбургской, Камчатской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

     В федеральный бюджет поступило платы за землю с перевыполнением бюджетных назначений по следующим регионам: Мурманской (138,7%) и Томской (135,7%) областям, г.Москве (131,5%), Республикам: Ингушетия (372,7%), Горный Алтай (232,6%), Марий Эл (120,5%), Бурятия (191,1%), Чувашской Республике (109,0%), Ямало-Ненецкому АО (211,3), Ханты-Мансийскому АО (109,2%), Приморскому краю (106%).

     Однако, несмотря на определенную работу, проведенную налоговыми органами по контролю за поступлением в консолидированный бюджет платы за землю, некоторые регионы не обеспечили поступления платы за землю в бюджет в полном объеме, в том числе Орловская (74,9%), Рязанская (72,3%), Смоленская (81,8%), Ярославская (63,9%), Курганская (77,2%), Свердловская (72,4%) области, Республика Башкортостан (65,6%), Республика Адыгея (75,2%), Республика Саха (Якутия) (51,0%) и другие.

     Несмотря на то, что в 1996 году применялись установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога с коэффициентом 1,5, поступление платы за землю в консолидированный бюджет в 1996 году по таким регионам, как Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Чукотский АО, Еврейская АО, Корякский АО, Таймырский АО оказалось ниже уровня поступления этих платежей в 1995 году.

     В нарушение статьи 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 10 Федерального закона от 31.12.95 N 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749 "Об утверждении порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю" субъектами Российской Федерации не обеспечено перечисление соответствующих средств от платы за землю, подлежащих централизации в федеральный бюджет в 1996 году.

     Недопоступление установленных в бюджете на 1996 год средств не позволяет проводить финансирование централизованно выполняемых мероприятий, предусмотренных статьей 24 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и приводит к срыву выполнения доходной и расходной частей бюджета, предусмотренных в статьях 13 и 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год".
     
     При общем выполнении прогноза поступления земельного налога и арендной платы за землю по Российской Федерации в консолидированный бюджет, в федеральный бюджет централизовано платы за землю всего 455,3 млрд.рублей из 1099,1 млрд.рублей, подлежащих централизации.

     Многие субъекты Российской Федерации не обеспечили перечисления средств в федеральный бюджет в размерах, предусмотренных бюджетными назначениями, а 16 - вообще не приступили к централизации этих средств: Ленинградская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Самарская, Кемеровская, Новосибирская, Омская области, Хабаровский край, Республика Хакассия и другие.

     На данные нарушения обращает внимание также Счетная палата Российской Федерации в материалах проверки Владимирской, Воронежской, Рязанской областей, Краснодарского края (письмо от 02.12.96 N 03-22/346) и Главное контрольное Управление Президента Российской Федерации (письмо от 05.01.97 N А8-4.1-4).

     Учитывая, что в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" предусмотрено значительное увеличение объемов поступлений платы за землю в федеральный бюджет, считаем одной из важнейших задач совместно проводимой работы финансовых и налоговых органов в текущем году - обеспечение полноты и своевременности поступления земельного налога и арендной платы за землю в федеральный бюджет.

     В связи с этим заслуживает внимания опыт работы Госналогинспекции по Мурманской области по вопросу централизации указанных средств.

     Так, в декабре 1996 года Госналогинспекцией по Мурманской области совместно с Управлением федерального казначейства по Мурманской области проведена документальная проверка Управления финансов администрации Мурманской области по вопросу полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет средств, поступивших от платы за землю в 1996 году, по состоянию на 1 декабря 1996 года.

     Проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка централизации в федеральный бюджет средств, поступающих от взимания платы за землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 749, Управлением финансов администрации Мурманской области в течение года не производились перечисления в федеральный бюджет подлежащих централизации средств, поступивших от взимания платы за землю.
     
     В связи с отказом Управления финансов администрации Мурманской области погасить задолженность, 27 декабря 1996 года на основании заключения Госналогинспекции по Мурманской области от 26.12.96 N 117 на сумму 6,3 млрд.рублей Управлением федерального казначейства по Мурманской области в принудительном порядке произведен зачет задолженности областного бюджета перед федеральным бюджетом по платежам за землю в 1996 году.

     Обращаем внимание на то, что при условии погашения задолженности областных, краевых, городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству перед землеустроительными предприятиями за выполненные и принятые земельно-кадастровые работы согласно государственного заказа в 1996 году за счет средств от платы за землю, подлежащих централизации в федеральный бюджет, налоговые органы с согласия Минфина России и Госналогслужбы России отражают в налоговой отчетности фактически погашенную задолженность, как централизованную в федеральный бюджет.

     В случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,7 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки, поэтому считали бы необходимым проведение организаторской работы по ликвидации недоимки по данному налогу.

     В связи с тем, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, будут применяться в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2, рекомендуем пересмотреть размеры арендной платы во всех договорах аренды земельных участков.

     Примите действенные меры по исправлению создавшегося положения и обеспечьте перечисление в первом квартале текущего года в федеральный бюджет нецентрализованной доли земельного налога.

     О ходе безусловного выполнения данного письма сообщите Госналогслужбе России до 10 марта текущего года. Обобщенные материалы по данному вопросу будут сообщены Главному контрольному Управлению Президента Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации.
     

 Председатель Государственного комитета
 Российской Федерации по земельным
 ресурсам и землеустройству
 Н.В.Комов
     
 Заместитель Руководителя
 Государственной налоговой службы
 Российской Федерации
 В.А.Зверховский